Научная статья на тему 'Политическая подоплёка завершения "эпохи меморандумов" в Греции'

Политическая подоплёка завершения "эпохи меморандумов" в Греции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЗА / АЛЕКСИС ЦИПРАС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГРЕЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВНУТРЕННИЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеликсон Денис Игоревич

На выборах 2015 г. СИРИЗА обозначала завершение мер жёсткой экономии как одну из основных целей пребывания у власти. В период с 2010 по 2018 г. Греция проводила болезненные реформы для стабилизации экономики, получая при этом льготное финансирование от международных кредиторов. В попытках заручиться исчезающим доверием гре-ческого населения Алексис Ципрас преподнёс в августе 2018 г. формальное завершение третьего меморандума в качестве политического успеха, связанного с выходом страны из глубокого кризиса. Условная победа над технократами из Брюсселя не избавила страну от ряда обязательств по проведению структурных реформ, ограничив доступ к льготному финан-сированию. Каких-либо существенных политических выгод для правящей партии окончание эпохи меморандумов не принесло. При этом реализация реформ позволила стабилизировать уровень государственного долга, безработицы и достичь профицита бюджета. Однако сла-бость греческой экономики при неудачном стечении обстоятельств делает появление официального четвёртого меморандума вполне реалистичным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая подоплёка завершения "эпохи меморандумов" в Греции»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №1

УДК 327.81 Денис ЗЕЛИКСОН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЁКА ЗАВЕРШЕНИЯ «ЭПОХИ МЕМОРАНДУМОВ» В ГРЕЦИИ

Аннотация. На выборах 2015 г. СИРИЗА обозначала завершение мер жёсткой экономии как одну из основных целей пребывания у власти. В период с 2010 по 2018 г. Греция проводила болезненные реформы для стабилизации экономики, получая при этом льготное финансирование от международных кредиторов. В попытках заручиться исчезающим доверием греческого населения Алексис Ципрас преподнёс в августе 2018 г. формальное завершение третьего меморандума в качестве политического успеха, связанного с выходом страны из глубокого кризиса. Условная победа над технократами из Брюсселя не избавила страну от ряда обязательств по проведению структурных реформ, ограничив доступ к льготному финансированию. Каких-либо существенных политических выгод для правящей партии окончание эпохи меморандумов не принесло. При этом реализация реформ позволила стабилизировать уровень государственного долга, безработицы и достичь профицита бюджета. Однако сла-бость греческой экономики при неудачном стечении обстоятельств делает появление официального четвёртого меморандума вполне реалистичным.

Ключевые слова: СИРИЗА, Алексис Ципрас, Европейский союз, греческий кризис, внутренние реформы.

В конце 2009 г. Греция оказалась на пороге глубокого экономического кризиса. Последующий десятилетний период мер жёсткой экономии кардинально изменил основы греческого государства. Суверенитет пришлось ограничить и фактически ввести внешний надзор за внутренними реформами со стороны «тройки» кредиторов - Европейского центрального банка (ЕЦБ), Европейской комиссии (ЕК) и Международного валютного фонда. Попытки оздоровить государственные финансы и повысить конкурентоспособность греческой экономики не дали желаемого результата. Вместе с тем доходы греческих домохозяйств только в период острой фазы кризиса с 2009 по 2014 г. сократились на 46%1.

Но в гораздо большей степени «эпоха трёх меморандумов» сказалась на политическом ландшафте, откуда постепенно исчезли возглавляющие правительство в разгар кризиса социалисты из ПАСОК, а к власти впервые пришли представители крайне левого спектра -СИ-РИЗА. На руку сыграла новая форма политического популизма, заключающаяся в обвинениях брюссельской технократии в катастрофической ситуации в Греции . Возглавив в 2012 г. оппозицию, уже спустя три года партия Алексиса Ципраса смогла завоевать доверие избирателей и победить на выборах в парламент.

© Зеликсон Денис Игоревич - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3; E-mail: dzelix@gmail.com. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120194854

1 MaTcayyavr|<; М., Парда А., Каракатсюс; А. 'Ощщ Koivcovraic; Кшттшэттттас; oxrjv ЕИа5а тт)<; Kpicrjc;. 2018. URL: https://www.dianeosis.org/wp-content/uploads/2018/11/social_mobility_report_final_161118.pdf (дата обращения 22.11.2018).

2 Зеликсон Д. И. Новый популизм в Европе: история успеха СИРИЗЫ. Глобальный научный потенциал. 2018. №7 (88). С. 72-76.

Проведя в 2015 г. необходимые законопроекты через голосование в парламенте, СИРИ-ЗА обратилась за помощью в недавно созданный Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ). По заверениям самого премьер-министра, соглашение с международными кредиторами было не третьим меморандумом, а всего лишь временным компромиссом1. Однако такого рода предвыборные обещания на поверку оказались лишь политической картой, которую успешно разыграл А. Ципрас. Кредиторы же настаивали на последовательном проведении болезненных для общества структурных реформ.

В условиях приближающихся в 2019 г. выборов А. Ципрасу было важно совершить ряд ярких «побед». Наряду с условной нормализацией отношений с Турцией, связанной с визитом Т. Эрдогана в Грецию2 и подписанием спорного соглашения о наименовании с Македонией, завершение эпохи меморандумов в перспективе могло бы принести СИРИЗЕ если не успех на выборах, то возможность остаться в рамках внутриполитического процесса. На практике Греция согласилась на неформальный четвёртый меморандум, но при этом лишилась доступа к дешёвым займам3. Что касается политических успехов А. Ципраса, то эти «победы» остались только на бумаге и не смогли увеличить пул сторонников СИРИЗЫ и действующего премьер-министра.

История третьего меморандума

Победив на парламентских выборах в январе 2015 г., СИРИЗА сформировала кабинет министров, решительно настроенных на борьбу с мерами жёсткой экономии, навязываемыми «тройкой». Международные кредиторы подчёркивали, что финансовая помощь тесно связана с продолжением структурных реформ и приватизации. Необходимость появления третьей программы мер экономической стабилизации оказалась настолько очевидной, что она была ратифицирована в парламенте в обход результатов референдума, на котором греческое общество высказалось против продления программы.

В 2015 г. Греция официально обратилась в Европейский стабилизационный механизм, отвечающий за предоставление финансовой помощи странам - членам Европейского союза. В июле ЕК и ЕЦБ рассмотрели обращение, отметив, что неустойчивость греческого банковского сектора, несмотря на относительно небольшой объём экономики страны, может иметь негативные последствия для еврозоны в целом4. Стоит отметить, что по итогам действия программы со стороны ЕСМ было выделено чуть более половины от запланированного финансирования - 46,9 млрд евро.

В августе ЕС одобрил программу макроэкономической коррекции греческой экономи-ки5. Планировалось, что реализация программы позволить достичь профицита государственного бюджета в 2017-2018 гг. в 1,75% и 3,5% ВВП в 2017 г. и 2018 г. соответственно6. Третий меморандум основывался на принципах восстановления финансовой устойчивости, экономического роста за счёт повышения конкурентоспособности экономики и инвестиций, а

1 EYPIZA ЕХЕДЮ KYBEPNHTIKOY ПРОГРАММАТОР AYTOY2TOE 2015. URL: http://www.newsbomb. gr/images/news/2015/08/30/syriza_sxedio.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Зеликсон Д.И. Пиррова победа греческой дипломатии. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №2. С. 55-59.

3 Ekathimerini. 21.08.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/231911/article/ekathimerini/news/tsipras-marks-bailout-exit-with-swipes-at-predecessors (дата обращения 05.10.2018).

4 Greece - request for stability support in the form of an ESM loan. Brussels, 10 July 2015. URL: https://ec.europa.eu/ info/sites/info/files/2015-07-10_greece_art_13_eligibility_assessment_esm_en1_0.pdf (дата обращения 05.10.2018).

5 Council Implementing Decision (EU) 2015/1411 of 19 August 2015. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D1411 &from=PT (дата обращения. 05.10.2018.).

6 Council Decision (EU) 2015/1410 of 19 August 2015. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D1410&from=PT (дата обращения 05.10.2018).

также повышения эффективности государственного управления1.

Результаты третьего меморандума

В конечном итоге Греция, несмотря на предвыборные обещания А. Ципраса, в период с 2015 по 2018 г. фактически продолжала проводить реформы, большая часть из которых содержалась ещё в первом меморандуме. Меры жёсткой экономии, структурные реформы и приватизация государственных активов после восьми лет реализации программ экономической стабилизации принесли свои плоды. Так, ЕК отмечала, что греческое правительство смогло в значительной степени позитивно повлиять на состояние экономики по итогам третьего меморандума . Рост ВВП в 2017 г. смог превысить 1% и должен составить 1,9% в 2018 г., а занятость выросла в 2017 г. на 2,1%. Профицит государственного бюджета без учёта средств на обслуживание долга растёт третий год подряд, составив в 2017 г. 4,2%, и в 2018 г. запланирован на отметке 3,5% ВВП.

В июне 2018 г. было объявлено об успешном завершении периода действия третьего меморандума. На встрече Еврогруппы её глава Марио Сентено отмечал, что Греция смогла реализовать все 88 мер, предусмотренных в третьем меморандуме. Между тем А. Ципрас старался преподнести факт окончания действия программы в качестве закономерного результата деятельности своего кабинета, сравнивая этот момент с «днём освобождения и победы»3. Символизм присутствовал как в выборе места (остров Итака), откуда премьер-министр обращался к нации, так и в отсылках к древнегреческой мифологии (мифе об Одиссее).

Окончание программы финансовой помощи накладывало на Грецию ряд обязательств и оставляло за Европейской комиссией право на ежеквартальное наблюдение за экономической и финансовой стабильностью, а также за выполнением принятых страной обязательств по проведению дальнейших реформ. К последним относился достаточно большой перечень: повышение налога на недвижимость, создание 1Т-системы сбора налогов, завершение формирования единого пенсионного органа (Еугаого< Фор 8а< когуомкг| < АофаХюк;) и органа госзакупок в сфере социального обеспечения, решение вопроса с проблемными кредитами, продолжение внедрения лицензирования отдельных видов деятельности, кадастровые реформы и реформы в сфере энергетики4.

Со своей стороны Еврогруппа выполнила обязательства по предоставлению последнего пятого транша в 15 млрд евро, 5,5 млрд из которых предназначались для обслуживания долга, а оставшиеся 9,5 млрд были направлены на создание финансового буфера5. Совокупный остаток финансовых средств на греческом платёжном балансе на начало III квартала 2018 г. составлял 24,1 млрд евро, что должно хватить на следующие 22 месяца.

Экономические перспективы Греции

Первые месяцы после завершения «эпохи меморандумов» оставили двоякое впечатле-

1 Memorandum of Understanding between the European Commission acting on behalf of the European Stability Mechanism and the Hellenic Republic and the Bank of Greece. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/01_mou_ 20150811_en1.pdf (дата обращения 05.10.2018).

2 Compliance Report ESM Stability Support Programme for Greece. Fourth Review, 2018. URL: https://ec.europa. eu/info/sites/info/files/economy-iinance/compliance_report_4r_2018.06.20.docx.pdf (дата обращения 05.10.2018).

3 Reuters. 21.08.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-eurozone-greece-bailout-tsipras/tsipras-declares-day-of-liberation-after-greece-exits-bailout-idUSKCN1L60PX (дата обращения 05.10.2018).

4 Annex to Eurogroup statement on Greece, 22.06.2018. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/35767/enhan ced-surveillance-annex-22-06-2018.pdf (дата обращения 05.10.2018).

5 Eurogroup statement on Greece of 22 June 2018. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/ 2018/06/22/eurogroup-statement-on-greece-22-june-2018/pdf (дата обращения 05.10.2018).

ние. С одной стороны, промежуточные макроэкономические показатели оказались даже луч -ше, чем ожидалось. С другой стороны, Брюссель продолжал оказывать давление на греческое правительство, а экономика страны столкнулась с внешними рисками.

Так, согласно проекту государственного бюджета на 2019 г., впервые за последние 10 лет может образоваться дополнительный профицит в размере 910 млн евро, а совокупный профицит без учёта средств на обслуживание долга может составить 3,98% ВВП1. Европейская комиссия в своём первом докладе после окончания действия программы финансовой помощи Греции отмечает, что экономика страны вступила в фазу ожидаемого роста. В 2019 г. он может составить 2,2% ВВП, а к 2020 г. достичь 2,3% ВПП2.

Вместе с тем Комиссия выразила обеспокоенность судьбой разработанных ранее структурных реформ. По подсчётам экспертов, к концу 2018 г. греческое правительство запаздывает с реализацией шестнадцати реформ. И если с реализацией первого этапа системы электронного правосудия задержки обоснованы, то Брюссель срочно призывает Грецию исправить ситуацию с набором госслужащих, централизацией закупок в медицинской сфере и лицензированием отдельных видов деятельности.

Дополнительным фактором риска для греческой экономики стал недавно разгоревшийся кризис в отношениях США и Турции. Начиная с августа, Афинская биржа уже не раз теряла за день более 3-4%, а акции крупнейших банков, например, Piraeus Bank, Alpha Bank или Eurobank снижались на 6-10%. Помимо этого, десятилетние облигации государственного займа последовательно приближаются к своему 6-месячному максимуму в 4,8%. Такого рода негативные тенденции наблюдаются на фоне 65%-ного снижения прямых инвестиций, произошедшего в период с 2007 по 2017 г.

Освобождение от «гнёта брюссельских технократов» не принесло каких-либо ощутимых выгод и для А. Ципраса. Опросы общественного мнения, опубликованные в ноябре, только подтверждают рост скептицизма со стороны греческих граждан по отношению к политике СИРИЗЫ. Так, 74% опрошенных полагают, что ситуация в стране только ухудшается, а 84% и вовсе не довольны тем, как правительство справляется с проблемами3. Наряду с этим СИ-РИЗА по своей популярности уступает Новой демократии 16,5%, за первую готовы отдать свои голоса 22% опрошенных. Что касается других «ярких побед» А. Ципраса, то и здесь ситуация аналогичная: 65% греческого населения выступают против соглашения с Македонией, а 52% опрошенных отмечают ухудшение греко-турецких отношений4. Экономическое положение Греции по-прежнему вызывает серьёзные опасения, а греческое население не поддерживает действующее правительство. В этой ситуации любой внешний или внутренний стресс может привести к досрочным выборам.

Заключение

Действующее греческое правительство обозначило формальный выход Греции из третьей программы мер экономической стабилизации в августе 2018 г. как завершение «эпохи меморандумов». Отстранение Брюсселя от координации внутренних реформ представлялось СИРИЗОЙ в качестве закономерного достижения цели её популистской повестки дня,

1 Ekathimerini. 21.11.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/234937/article/ekathimerini/news/2019-budget-aims-to-change-narrative (дата обращения 22.11.2018).

2 Enhanced Surveillance Report. Greece, November 2018. Institutional Paper 090. 2018. URL: https://ec.europa.eu/ info/sites/info/files/economy-finance/ip090_en.pdf (дата обращения 22.11.2018).

3 ПОЛШКО ВАРОМЕТРО 168. 2018. URL: https://www.publicissue.gr/wp-content/uploads/2018/11/vote-estimati on-11-18.pdf (дата обращения 22.11.2018).

4 Ekathimerini, 19.11.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/234851/article/ekathimerini/news/poll-shows-majori^-of-greeks-are-against-prespes-accord (дата обращения 22.11.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №1

позволившей выиграть выборы в 2015 г. Тем не менее, относительная слабость греческой экономики не позволяет говорить о полноценном завершении мер жесткой экономии и выходе Греции из кризиса. Возможность появления четвёртого меморандума не исключена1. Страна больше не имеет доступа к льготному финансированию, а геополитическое противостояние на Балканах в последнее время усиливается. Новые внешние угрозы могут привести к ухудшению макроэкономических показателей Греции.

Попытки выжать из формального завершения программы ЕСМ какие-либо политические выгоды для А. Ципраса в свете предстоящих выборов не увенчались успехом. Более того, действующее правительство столкнулось не только с недовольством греческого населения текущим положением дел, но и оказалось под давлением международных кредиторов и оппозиции. Так, необходимость продолжения структурных реформ не вызывает какого-либо сомнения у международных кредиторов, представителей Европейской комиссии или Новой демократии, которая, судя по опросам, возглавит следующее правительство.

Список литературы

Зеликсон Д. И. Новый популизм в Европе: история успеха СИРИЗЫ. Глобальный научный потенциал. 2018. №7(88). С. 72-76.

Зеликсон Д.И. Пиррова победа греческой дипломатии. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №2. С. 55-59.

Annex to Eurogroup statement on Greece, 22.06.2018. URL: https://www.consilium.europa.eu/ media/35767/enhanced-surveillance-annex-22-06-2018.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Compliance Report ESM Stability Support Programme for Greece. Fourth Review, 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/compliance_report_4r_2018.06.20.docx. pdf (дата обращения 05.10.2018).

Council Implementing Decision (EU) 2015/1411 of 19 August 2015. URL: https://eur-lex.euro pa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D1411&from=PT (дата обращения 05.10.2018.).

Council Decision (EU) 2015/1410 of 19 August 2015. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D1410&from=PT (дата обращения 05.10.2018).

Greece - request for stability support in the form of an ESM loan. Brussels, 10 July 2015. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2015-07-10_greece_art_13_eligibility_assessment_esm_en 1_0.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Ekathimerini. 21.08.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/231911/article/ekathimerini/ news/tsipras-marks-bailout-exit-with-swipes-at-predecessors (дата обращения 05.10.2018).

Enhanced Surveillance Report. Greece, November 2018. Institutional Paper 090. 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ip090_en.pdf (дата обращения 22.11.2018).

Ekathimerini, 19.11.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/234851/article/ekathimerini/ news/poll-shows-majority-of-greeks-are-against-prespes-accord (дата обращения 22.11.2018).

Ekathimerini. 21.11.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/234937/article/ekathimerini/ news/2019-budget-aims-to-change-narrative (дата обращения 22.11.2018).

Eurogroup statement on Greece of 22 June 2018. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2018/06/22/eurogroup-statement-on-greece-22-june-2018/pdf (дата обраще-

1 European Economic Forecast. Autumn, 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ ip089_en_0.pdf (дата обращения 22.11.2018).

ния 05.10.2018).

European Economic Forecast. Autumn, 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/ economy-finance/ip089_en_0.pdf (дата обращения 22.11.2018).

Memorandum of Understanding between the European Commission acting on behalf of the European Stability Mechanism and the Hellenic Republic and the Bank of Greece. URL: https:// ec.europa.eu/info/sites/info/files/01_mou_20150811_en1.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Reuters. 21.08.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-eurozone-greece-bailout-tsipras/ tsipras-declares-day-of-liberation-after-greece-exits-bailout-idUSKCN1L60PX (дата обращения 05.10.2018).

MaTGayyavr q М., Пар да А., Кар ак(таю<; А. 'Оуек; Kotvcovirai q К^ттгк6ттта<; gt|v ЕХХаб а т| q Kpior q. 2018. URL: https://www.dianeosis.org/wp-content/uploads/2018/11/social_mobility_ report_final_161118.pdf (дата обращения 22.11.2018).

ПОЛ1Т1КО ВАРОМЕТРО 168. 2018. URL: https://www.publicissue.gr/wp-content/uploads/ 2018/11/vote-estimation- 11-18.pdf (дата обращения 22.11.2018).

EY?^ ЕХЕАЮ KYВЕРNHТIK0Y ПРОГРАММАТОР АYГОYГШE 2015. URL: http:// www.newsbomb.gr/images/news/2015/08/30/syriza_sxedio.pdf (дата обращения 05.10.2018).

References

Annex to Eurogroup statement on Greece, 22.06.2018. URL: https://www.consilium.europa.eu/ media/35767/enhanced-surveillance-annex-22-06-2018.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Compliance Report ESM Stability Support Programme for Greece. Fourth Review, 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/compliance_report_4r_2018.06.20.docx. pdf (дата обращения 05.10.2018).

Council Implementing Decision (EU) 2015/1411 of 19 August 2015. URL: https://eur-lex.euro pa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D1411&from=PT (дата обращения 05.10.2018.)

Council Decision (EU) 2015/1410 of 19 August 2015. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015D1410&from=PT (дата обращения 05.10.2018).

Greece - request for stability support in the form of an ESM loan. Brussels, 10 July 2015. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/2015-07-10_greece_art_13_eligibility_assessment_esm_en 1_0.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Ekathimerini. 21.08.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/231911/article/ekathimerini/ news/tsipras-marks-bailout-exit-with-swipes-at-predecessors (дата обращения 05.10.2018).

Enhanced Surveillance Report. Greece, November 2018. Institutional Paper 090. 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ip090_en.pdf (дата обращения: 22.11.2018).

Ekathimerini, 19.11.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/234851/article/ekathimerini/ news/poll-shows-majority-of-greeks-are-against-prespes-accord (дата обращения 22.11.2018).

Ekathimerini. 21.11.2018. URL: http://www.ekathimerini.com/234937/article/ekathimerini/ news/2019-budget-aims-to-change-narrative (дата обращения 22.11.2018).

Eurogroup statement on Greece of 22 June 2018. URL: https://www. consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2018/06/22/eurogroup-statement-on-greece-22-june-2018/pdf (дата обращения: 05.10.2018).

European Economic Forecast. Autumn, 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/ economy-finance/ip089_en_0.pdf (дата обращения 22.11.2018).

Memorandum of Understanding between the European Commission acting on behalf of the Eu-

ropean Stability Mechanism and the Hellenic Republic and the Bank of Greece. URL: https://ec. europa.eu/info/sites/info/files/01_mou_20150811_en1.pdf (дата обращения 05.10.2018).

Reuters. 21.08.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-eurozone-greece-bailout-tsipras/ tsipras-declares-day-of-liberation-after-greece-exits-bailout-idUSKCN1L60PX (дата обращения 05.10.2018).

Zelikson D.I. New Populism in Europe: Case of SYRIZA. Global Scientific Potential. 2018. No 7 (88). Р. 72-76.

Zelikson D.I. The Pyrrihic victory of Greek diplomacy. Scientific and Analytical Herald of IE RAS. 2018. No.2. Р. 55-59.

Maxaayyavri q M., Пар ца А., Кар акггого; А. 'Оц/вгс; KoivcoviKf| q Кгуг|тгк6тг|та(; gtt|v ЕХХаб a тт|q Kpiarq. 2018. URL: https://www.dianeosis.org/wp-content/uploads/2018/11/social_mobility_ report_final_161118.pdf (дата обращения 22.11.2018).

ПОЛШКО ВАРОМЕТРО 168. 2018. URL: https://www.publicissue.gr/wp-content/uploads/2018/11/vote-estimation-11-18.pdf (дата обращения 22.11.2018).

EYPIZA ЕХЕАЮ KYBEPNHTIKOY ПРОГРАММАТОР AYTOYETOE 2015. URL: http:// www.newsbomb.gr/images/news/2015/08/30/syriza_sxedio.pdf (дата обращения: 05.10.2018).

Political background of the end of the Greek bailout programme

Author. Denis Zelikson, Candidate of Sciences (Politics), Senior Research Associate, Department of Black and Mediterranean Sea Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: dzelix@gmail.com.

Abstract. In 2015 SYRIZA described the end of the bailout as one of the main goals of its public administration. Greece has been implementing tough structural reforms from 2010 to 2018 to receive low-costs financing. In order to gain support from the Greek citizens in August 2018 Alexis Tsipras proclaimed the completion of the third memorandum as the political success as well as the end of crisis. However, the fictional defeat of technocrats from Brussels has not dispensed Greece from ongoing structural reforms, but restricted the country's access to low-costs financing. Moreover, SYRIZA itself has not received any political benefits as well. The third bailout programme has eventually helped to stabilize the Greek debt, unemployment rate and primary balance. However, the fourth memorandum may occur due to the weakness of the Greek economy.

Key words: SYRIZA, Alexis Tsipras, European Union, Greek crisis, structural reforms.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120194854

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.