Научная статья на тему '2016. 04. 044. Амлингер М. , Биспинк Р. , Шультен Т. Минимальная оплата труда в Германии: итоги первого года. Amlinger M. , bispinck R. , Schulten T. The German minimum wage: experiences and perspectives after one year / Institute of economic and social research report (WSI-Report). - 2016. - n 28. - 18 p'

2016. 04. 044. Амлингер М. , Биспинк Р. , Шультен Т. Минимальная оплата труда в Германии: итоги первого года. Amlinger M. , bispinck R. , Schulten T. The German minimum wage: experiences and perspectives after one year / Institute of economic and social research report (WSI-Report). - 2016. - n 28. - 18 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / МИНИМАЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановский Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 044. Амлингер М. , Биспинк Р. , Шультен Т. Минимальная оплата труда в Германии: итоги первого года. Amlinger M. , bispinck R. , Schulten T. The German minimum wage: experiences and perspectives after one year / Institute of economic and social research report (WSI-Report). - 2016. - n 28. - 18 p»

- дополнительный импульс для роста «атипичной» занятости дают государственные субсидии низкооплачиваемым работникам и поощрение так называемых «мини-работ» (mini-jobs), т.е. работы с низким уровнем заработка - до 450 евро в месяц или с небольшой продолжительностью, освобождаемые от налогов в соответствии с Германским законом о социальной защите. Число людей, нанимаемых на мини-работы, выросло с 4,2 млн человек c начала 2000-х годов до 5,0 млн. В 2012 г. 14% наемных работников имели маргинальную занятость (не обеспеченную социальной защитой) (с. 176);

- в результате пенсионных реформ была ликвидирована возможность досрочного выхода на пенсию. Кроме того, было принято решение о поэтапном - с 2012 по 2029 г. - повышении возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет.

Парадокс развития Германии в последние годы, по мнению автора, состоит в том, что относительно успешная динамика ее экономики и рынка труда не является следствием процесса внутренней девальвации, провозглашенной еще до финансового кризиса, а, скорее, обусловлена попытками государства ограничить социальный ущерб, причиненный реформами рынка труда. Тем не менее пример Германии используется в ЕС для оправдания политики внутренней девальвации в других странах.

Б.Г. Ивановский

2016.04.044. АМЛИНГЕР М., БИСПИНК Р., ШУЛЬТЕН Т. МИНИМАЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА В ГЕРМАНИИ: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА.

AMLINGER M., BISPINCK R., SCHULTEN T. The German minimum wage: Expériences and perspectives after one year / Institute of economic and social research Report (WSI-Report). - 2016. - N 28. -18 p.

Ключевые слова: Германия; занятость; минимальная оплата труда; заработная плата; система коллективных договоров.

С середины 1990-х годов доля наемных работников с низким уровнем заработной платы в Германии постоянно возрастала и достигла своего максимального уровня в 2015 г., отмечают М. Амлин-гер, Р. Биспинк и Т. Шультен. Это обстоятельство послужило основной причиной введения с 1 января 2015 г. минимальной оплаты

труда (МОТ) в размере 8,5 евро в час. При этом в ряде секторов экономики и регионов от этого выиграла значительная часть занятых. По оценкам в 2014 г. от 4,8 до 5,4 млн человек, т.е. около 17% всех занятых, зарабатывали менее 8,5 евро в час (с. 2). При этом больше всего их было в Восточной Германии. Например, на территории Мекленбург-Передняя Померания от 28 до 30% наемных работников имели в 2014 г. заработок ниже МОТ, в Саксонии и Сак-сонии-Анхальт - четверть.

Риску получения зарплаты ниже 8,5 евро в час подвержены различные группы населения, работающие в разных секторах экономики. Так, по оценкам в 2014 г., среди женщин доля работниц с зарплатой ниже МОТ была вдвое выше (до 22%), чем среди мужчин (до 11%). Среди молодых людей в возрасте до 25 лет и среди занятых старше 65 лет также наблюдалась высокая доля работников с зарплатой ниже МОТ. В эту категорию также входили низкоквалифицированные работники (29%).

Разница в оплате труда в значительной степени зависит от условий занятости. Например, среди лиц, занятых полный рабочий день, только от 7,2 до 8,8% зарабатывали меньше 8,5 евро в час, а среди работающих неполный рабочий день или временно занятых этот показатель был гораздо выше - 60% (с. 6.)

Величина оплаты труда определяется также размером компаний. Так, в 2014 г. в компаниях с численностью занятых менее пяти человек 40-42% работающих получали менее 8,5 евро в час, а в крупных компаниях с числом занятых более 2 тыс. человек - только около 7-9%. Среди средних по размеру предприятий зарплата ниже МОТ широко распространена в таких секторах, как ресторанный и гостиничный бизнес, сельское и лесное хозяйство, пищевая промышленность и торговля. Наиболее низкий уровень оплаты труда характерен для гостиничного и ресторанного бизнеса, где широко используется труд мигрантов.

Сравнивая динамику зарплаты в третьем квартале 2015 г. с тем же периодом 2014 г., авторы отмечают ее рост у работников с низкой квалификацией. Наибольший рост зарплаты низкоквалифицированных работников в этот период наблюдался в Восточной Германии - 8,5%, в то время как в среднем по стране зарплата у этой категории занятых возросла на 8,0%. В Восточной Германии рост зарплаты как низко-, так и высококвалифицированных работ-

ников в рассматриваемый период (3,6%) был значительно выше среднего показателя по стране в целом (1,7%) (с. 9).

Введение МОТ оказало сильное влияние на систему коллективных договоров и принципы трехстороннего согласования размера оплаты труда. Минимальные уровни зарплаты были установлены в различных секторах немецкой экономики еще до принятия Федерального закона о МОТ (German minimum wage act). В соответствии с этим законом предприятиям было разрешено в течение двух лет выплачивать зарплату ниже 8,5 евро в час, если она была согласована в коллективном договоре. В начале 2015 г., когда закон вступил в силу, доля компаний, имеющих зарплату ниже 8,5 евро в соответствии с коллективными договорами, составляла 6,0%. К началу 2016 г. эта доля снизилась до 3%. Предприятия с зарплатой ниже 8,5 евро по-прежнему существуют в 16 секторах.

В некоторых отраслях доля предприятий с низким уровнем оплаты труда постоянно снижалась с 2010 г. Это характерно главным образом для сектора охранных предприятий, гостиничного и ресторанного бизнеса, услуг ландшафтного дизайна, мясной промышленности. В лесном хозяйстве и услугах по уборке производственных и офисных помещений абсолютно все предприятия оплачивают труд ниже МОТ.

В начале 2016 г. в 19 секторах экономики, в которых работает 4,6 млн человек, уже применялась фиксированная МОТ. За год почти во всех отраслях немецкой экономики размер зарплаты вырос от 1 до 16% (от 8 до 16 евро в час).

По данным Федерального агентства занятости (Bundesagentur für Arbeit), за период с октября 2014 г. по октябрь 2015 г. численность постоянных работников, обеспеченных социальным страхованием, увеличилась на 713 тыс. человек, т.е. на 2,3%. В Восточной Германии рост занятости составил 1,9%, что существенно меньше, чем в западной части страны (2,4%). Наибольший прирост занятости - 6,6% - пришелся на гостиничный и ресторанный бизнес, за которым следуют - домашние и социальные услуги, транспорт и торговля.

Таким образом, в основном секторы экономики с низким уровнем оплаты труда обеспечили устойчивый рост зарплаты после введения МОТ и имели рост занятости выше среднего уровня, отмечают авторы (с. 14). Низкий прирост занятости в Восточной

Германии наблюдался в таких отраслях, как добывающая промышленность, энергетика, утилизация отходов, финансы, сектор общественных услуг, сельское, лесное и рыбное хозяйство. Авторы связывают это с медленным повышением зарплаты в этих отраслях до установленного федеральным законом минимума. К концу 2016 г., по оценкам, средний размер оплаты труда, например, в сельском и лесном хозяйстве в соответствии с коллективными договорами составит лишь 7,9 евро.

В соответствии с Федеральным законом о МОТ была образована специальная комиссия (Minimum wage commission), в функции которой входит надзор за реализацией данного правового акта, а также корректировка МОТ каждые два года. По расчетам Федерального статистического управления Германии (Federal statistical office), рост согласованной в рамках коллективных договоров зарплаты был равен в 2014 г. 2,9%, а в 2015 - 2,5%. По оценкам за 2015-2016 гг., этот рост должен составить 5,5%. Если МОТ, составляющая в настоящее время 8,5 евро в час, будет увеличена в соответствии с этим ростом, то к моменту ее пересмотра в 2017 г. она достигнет 9 евро.

Минимальный размер оплаты труда в странах, сопоставимых по уровню экономического развития с Германией, в настоящее время выше 9 евро в час. Во Франции, например, ее размер составляет 9,7 евро (см. таблицу).

Таблица

Размер МОТ в странах Западной Европы (с. 14)

МОТ (евро в час) (январь 2016 г.) Минимальный размер зарплаты в % к медианной зарплате (2014)

Люксембург 11,12 56,5

Франция 9,67 61,1

Нидерланды 9,36 47,7

Великобритания 9,23 48,0

Ирландия 9,15 43,6

Бельгия 9,10 50,5

Германия 8,50 47,8

Цель установления МОТ в Германии состоит в том, чтобы зарплата могла обеспечить достойную жизнь трудящимся без предоставления им социальных пособий, по крайней мере тем, кто за-

нят полный рабочий день. Что касается крупных немецких городов, то МОТ в размере 8,5 евро в час будет недостаточной без дополнительного социального обеспечения, полагают авторы. Социальные выплаты могут быть отменены только при условии, если уровень МОТ будет поднят выше 9 евро, а в крупных городах, таких как Мюнхен, МОТ должна быть не ниже 11,5 евро (с. 18).

Б.Г. Ивановский

2016.04.045. АРТНЕР А. ВЕНГЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ТРУДОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ».

ARTNER A. Inside Hungary's «Work-based society» // ATT AC Magyarorszag. - Budapest, 2016. - Mode of access: http://www.attac. hu/2016/05/annamaria-artner-inside-hungarys 2 -work-based-society/

Ключевые слова: Евросоюз; Венгрия; безработица; система социального обеспечения; солидарная экономика.

До вступления в ЕС в Венгрии наблюдался значительный рост безработицы, указывает А. Артнер, старший научный сотрудник Института мировой экономики Венгерской академии наук. Самая высокая численность безработных была зарегистрирована в 2012 г. - 506 тыс. человек против 252 тыс. в 2004 г. Основная часть такого прироста безработных приходилась на период финансово-экономического кризиса 2008 г. Высокий уровень безработицы держался до 2012 г., а в дальнейшем он начал снижаться в результате принятия правительственной программы «Трудового социального обеспечения» (Workfare program). Если в 2011-2012 гг. уровень безработицы составлял 11%, то в начале 2016 г. он снизился до 6,1%. Доля безработных среди молодых людей в возрасте до 25 лет в этот период сократилась с 26-28% до 14,2% соответственно. Доля длительно безработных, которые не имели работы в течение 12 месяцев, составляла в 2011-2012 гг. около 50% всех безработных и продолжает оставаться на этом уровне в настоящее время.

Число лиц, ищущих работу, согласно данным Национального бюро по безработице (National employment service, NES), более чем на 30% превышает число официально зарегистрированных безработных. В январе 2016 г. последних насчитывалось 269 тыс. человек, в то время как соискателей работы было 359 тыс. Обе цифры не полностью отражают реальный уровень безработицы, но осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.