Научная статья на тему '2016. 04. 037. Гонзалез К. Экологическая справедливость и международное природоохранное право. Gonzalez C. environmental justice and international environmental law // Routledge Handbook of international environmental law / ed. By Shawkat al. , Bhuiyan M. J. , Chowdhury T. , Techera E. - L. ; N. y: Routledge, 2013. - p. 77-97'

2016. 04. 037. Гонзалез К. Экологическая справедливость и международное природоохранное право. Gonzalez C. environmental justice and international environmental law // Routledge Handbook of international environmental law / ed. By Shawkat al. , Bhuiyan M. J. , Chowdhury T. , Techera E. - L. ; N. y: Routledge, 2013. - p. 77-97 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СТРАНЫ ЮГА / ПРИРОДООХРАННОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нагорная И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 037. Гонзалез К. Экологическая справедливость и международное природоохранное право. Gonzalez C. environmental justice and international environmental law // Routledge Handbook of international environmental law / ed. By Shawkat al. , Bhuiyan M. J. , Chowdhury T. , Techera E. - L. ; N. y: Routledge, 2013. - p. 77-97»

прибавилось осознание конституционного права каждого человека на убежище, которое, в свою очередь, активно поддерживается институтом международного права личности.

Постепенное оформление института убежища в конституционную норму подавляющего большинства развитых государств свидетельствует о том, что убежище - базовый принцип международного права. Интерпретация характера, масштаба и обязательности исполнения государственных обязательств перед конкретными индивидуумами, ищущими защиты, позволяет говорить о юридической ответственности. И поскольку перед международными организациями, обеспечивающими соблюдение международных соглашений о правах человека, стоит задача мониторинга правовых практик различных государств в отношении лиц, ищущих убежища, исследовательское сообщество не только не может оставаться безучастным, но и обязано грамотно и профессионально информировать широкую общественность относительно тонких нюансов, которые в итоге влияют на судьбы людей. В подобном информировании и видит смысл своей работы автор статьи.

А.В. Четвернина

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

2016.04.037. ГОНЗАЛЕЗ К. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИРОДООХРАННОЕ ПРАВО. GONZALEZ C. Environmental justice and international environmental law // Routledge handbook of international environmental law / Ed. by Shawkat Al., Bhuiyan M.J., Chowdhury T., Techera E. - L.; N.Y: Routledge, 2013. - P. 77-97.

Ключевые слова: окружающая среда; экологическая устойчивость; экологическая справедливость; страны Юга; природоохранное право.

Кармен Гонзалез - профессор Школы права университета Сиэтла (Seattle university school of law, США) - отмечает, что согласно «Оценке экосистем на пороге тысячелетий», проведенной ООН, экономическая деятельность людей за последние полвека нанесла более тяжелый вред окружающей среде, чем за любой другой сопоставимый промежуток времени. Главная причина этого -

несоблюдение принципа экологической устойчивости в процессе потребления природных ресурсов экономически развитыми странами глобального Севера и индустриальными центрами глобального Юга. 20% мирового населения потребляют 85% древесины на планете, 70% энергии, 60% пищи, а также производит более 90% опасных отходов, многие из которых экспортируются в страны Юга (с. 78). Ученые называют подобную ситуацию экологическим апартеидом.

Автор обращается к понятию экологической справедливости, разделяя ее на четыре составляющие: распределительную, процедурную, корректирующую и социальную. Первая означает справедливое распределение благ и издержек от использования природных ресурсов между государствами и внутри них. Вторая -открытое и информированное принятие решения с участием заинтересованных лиц. Третья налагает обязанность обеспечить компенсацию за историческое неравенство и воздерживаться от повторения поведения, причиняющего вред. Четвертая признает, что экологическая борьба неразрывно связана с социальной и экономической справедливостью. Иными словами, экологическое неравенство не может быть отделено от экономического, расового и ген-дерного, от колониальной и постколониальной зависимости глобального Юга.

Несмотря на незначительное потребление ресурсов, страны Юга несут большие экологические издержки по причине своего уязвимого географического положения и ограниченной административной инфраструктуры. Что касается процедурного неравенства, процесс принятия решений в странах Севера происходит в рамках Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации, форумов в рамках многосторонних международных соглашений. Хотя страны Юга могут представить альтернативные точки зрения, обычно разница в экономической и иной мощи предопределяет решение поставленных вопросов.

Необходимость корректирующей справедливости ярко проявляется в отношении небольших островных государств, самому существованию которых угрожают климатические изменения и которые не обладают правовой возможностью получить компенсацию за нанесенный им другими странами вред.

Социальное неравенство можно проиллюстрировать примером США, где с начала 1980-х годов движение за экологическую справедливость выступило против концентрации вредного производства и заводов по переработке опасных отходов в сообществах национальных меньшинств, обладающих низким доходом. В странах Юга борьба против экологической несправедливости широко распространена среди коренных народов, жизненному укладу которых угрожают различные проекты.

Автор выражает сожаление, что доктрина международного природоохранного права является неисторической и технократической. Экологическая справедливость требует пересмотра доминирующей экономической парадигмы в пользу соблюдения биофизических ограничений планеты. Она основана на признанных международным правом правах человека, включая право на жизнь, здоровье, культурную целостность, информацию, свободу от дискриминации, возмещение экологического вреда, благоприятную окружающую среду.

Серьезная деградация окружающей среды часто сопровождается нарушениями прав человека. Хотя большинство международных договоров о правах человека не содержит явных экологических положений, глобальные и региональные суды и трибуналы дали им толкование, позволяющее предъявлять иски против государств из-за нарушения прав, вызванных ненадлежащей охраной окружающей среды. В качестве примеров таких соглашений автор приводит Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американскую конвенцию о правах человека 1969 г.

Договоры в области охраны окружающей среды обычно не предусматривают механизмов разрешения жалоб индивидов, и трибуналы по правам человека остаются единственной площадкой для жертв экологической несправедливости. По мнению автора, необходимо исправить подобное положение дел. В качестве образца приводится Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 г., которая учреждает Комитет независимых экспертов и наделяет участников

публичных и неправительственных организаций правом на подачу жалобы в связи с несоблюдением положений Конвенции одной из сторон. По результатам рассмотрения жалобы данный Комитет вправе принять декларацию о несоблюдении и сформулировать рекомендации, приостановить права стороны договора, а также вынести предложение о наложении санкций.

Касаясь норм международного экономического права, автор подчеркивает, что система ВТО и реформы, направленные на формирование свободного рынка, лишили страны глобального Юга необходимых механизмов для обеспечения их экономического роста. Существующие нормы должны быть модифицированы, чтобы позволить этим странам применять протекционистские меры с целью прекратить опасную зависимость от экспорта товаров первой необходимости. Только режим, предусматривающий асимметричные обязательства, способствующие экономической диверсификации в странах Юга и ограничивающие протекционизм на Севере, поможет преодолеть наследие колониального неравенства.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности в международном экологическом праве должен быть наполнен новым содержанием. Страны Юга обязаны внести свой вклад в решение общих экологических проблем. В то же время необходимо предусмотреть ответственность за вред, нанесенный им странами Севера в иные исторические промежутки.

Экологическая справедливость требует установления национального и международно-правового регулирования экстерриториальной деятельности транснациональных корпораций, которые перекладывают экологически неблагоприятные последствия своих проектов на страны глобального Юга. Существует несколько вариантов решения указанной проблемы:

1. Приравнять обязанности траснациональных корпораций к обязанностям государств в области защиты прав человека. Подобный подход, однако, потребует признания юрисдикции международных трибуналов и обязательности соответствующих договоров самими корпорациями, что представляется маловероятным.

2. Распространить национальное законодательство об ответственности корпораций на нарушения, совершаемые за границей. Так, Закон США о правонарушениях в отношении иностранных граждан 1789 г. (US alien tort claims act) предусматривает юрисдик-

цию федеральных судов США над гражданскими исками иностранцев за нарушения американского законодательства или международных договоров США. Кроме того, следует установить ответственность материнских компаний за проступки, которые совершают их дочерние компании.

3. Принять специальное национальное законодательство, регулирующее деятельность корпораций за рубежом или устанавливающее ответственность государства, которое не обеспечило надлежащего правового регулирования. Согласно международному обычному праву государства должны воздерживаться от действий, приносящих трансграничный вред, контролировать поведение частных лиц на своей территории.

4. Инкорпорировать принцип экологически устойчивого развития в двусторонние соглашения об инвестициях и соглашения о свободной торговле.

Автор указывает на то, что от экологической катастрофы планету спасает лишь тот факт, что большую часть вреда экологии наносят богатейшие страны (США, государства Евросоюза и Япония) и страны с формирующейся рыночной экономикой (Китай, Индия, Россия и Бразилия). Если остальные государства перейдут к ориентированной на рост экономике, то такого исхода не избежать. Требуется разработать альтернативные модели экономического развития, предусматривающие снижение затрат энергии и ресурсов на душу населения в богатых странах, чтобы создать экологически безопасное пространство для повышения уровня жизни бедных. Также необходимо пересмотреть климатические соглашения в отношении стран глобального Юга. Автор отмечает, что несправедливо приравнивать обязательства Индии и Китая, имеющих большой объем выбросов парниковых газов, к обязательствах тех стран, которые фактически не производят эмиссии углекислого газа.

Необходимо на международном уровне предусмотреть механизмы финансирования альтернативных источников энергии (небольшие гидроэлектростанции, ветер, солнце), чтобы помочь адаптироваться к климатическим изменениям наиболее уязвимым слоям населения в беднейших странах.

И.И. Нагорная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.