2016.04.038. ЯНГ Т. ДЕСЯТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО (ПРИРОДООХРАННОГО) ПРАВА.
YANG T. The top 10 trends in international environmental law // International environmental law: The practitioner's guide to the laws of the planet / Ed. By Martella R., Grosko B. - Chicago: ABA book publ., 2014. - Chaper 5. - Mode of access: http://ssrn.com/abstract=2266352
Ключевые слова: природоохранное право; изменения климата; глобализация; устойчивое развитие; права человека; охрана океанов; международное экономическое право.
Тсеминг Янг - профессор Школы права университета Санта Клара (Santa Clara university school of law, США) подчеркивает, что основным направлением международного экологического права является противодействие климатическим изменениям. Только за последние четыре десятилетия общий объем выбросов углекислого газа в атмосферу удвоился. Повысились уровень моря и его температура, что стало сопровождаться интенсивными штормами, наводнениями и иными неблагоприятными погодными явлениями.
Международное сообщество пытается решить указанные проблемы, при этом значимые инициативы исходят не только от государств и международных организаций, но также от коммерческих предприятий и институтов гражданского общества. Активно действует Межправительственная группа экспертов по проблемам изменения климата, приняты такие значимые документы, как Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. (далее -РКИК) и Киотский протокол 1997 г.
С 1992 г. стороны РКИК достигли значительного прогресса, в том числе поощряя участие развивающихся стран в добровольных программах сокращения эмиссии парниковых газов, особенно в рамках Механизма экологически чистого развития. Ими был создан Фонд зеленого климата. Автор отмечает роль и более поздних международных переговоров1, а также инициатив в рамках Евросою-
1 Следует особо упомянуть принятое уже после написания данной статьи соглашение по климату по результатам Парижской конференции 2015 г., которое было названо Генеральным секретарем ООН «колоссальным триумфом для людей нашей планеты». См.: «Колоссальный триумф для человечества»: мировая реакция на Парижское соглашение по климату. - Режим доступа: http://tass.ru/ те/Ь(1ипаго11пауа-рапогата/2523374. - Прим. реф.
за, особенно систему торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Федеральное правительство США после решения Верховного суда США по делу Massachusetts vs Environmental protection agency (2007) предприняло ряд мер, обеспечивших защиту окружающей среды. В 2009 г. Агентство по охране окружающей среды, действуя во исполнение Закона о чистом воздухе 1963 г. (Clean air act), ввело новые стандарты для автотранспортных средств, которые должны сэкономить более 6 млрд баррелей нефти к 2025 г. и сократить более чем на 3100 млн метрических тонн выбросы углекислого газа. В январе и июне 2014 г. указанное Агентство опубликовало проект акта об эмиссии парниковых газов новыми и существующими электростанциями, работающими на ископаемых видах топлива. На уровне штата Калифорния принято законодательство о сокращении эмиссии парниковых газов до уровня 1990 г. к 2020 г.
Второе направление - глобализация природоохранного законодательства, которая представляет собой неизбежный результат реализации проектов, направленных на решение трансграничных проблем охраны окружающей среды. Такая глобализация требует не только принятия государствами правовых обязательств, но и развития национального права и системы управления. Однако пока что не совсем ясно, приведет ли данная тенденция к появлению глобально интегрированного или как минимум скоординированного режима управления охраной окружающей среды.
Обеспечение устойчивого развития - третье направление. Эта проблема обсуждается с момента доклада Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) 1986 г. «Наше общее будущее». Она подразумевает достижение баланса между нуждами настоящего и будущего поколений, проблемами экономического развития и социальными и экологическими соображениями, такими как искоренение нищеты и сохранение природных ресурсов. Важную роль сыграла Конференция ООН по устойчивому развитию 2012 г., известная как Рио+20.
На национальном уровне Агентством по охране окружающей среды США было принято решение по внедрению стратегии устойчивого развития на основе принципов: защиты окружающей среды; экологической безопасности; обеспечения справедливости в отношении всех поколений; интернализации экологических издер-
жек, т.е. обязательного учета в себестоимости продукции величины экологического ущерба, нанесенного производством; участия всех заинтересованных граждан в принятии решений; восстановления и во избежание необратимости.
Частный, особенно банковский сектор, принимает на себя добровольные обязательства по определению, оценке и управлению экологическими и социальными рисками. К сожалению, не всегда такие инициативы являются добросовестными, т.е. действительно направленными на улучшение состояния окружающей среды, некоторые из них создают лишь видимость заботы о природе.
Четвертое направление - усиление роли развивающихся стран. Быстрый экономический рост не только улучшил положение таких стран, но и привел к значительным экологически вредным последствиям их деятельности. Это относится к некоторым странам Южной Америки и Восточной Азии.
Проблема заключается в том, что в прошлом в указанных странах преобладала тенденция к обеспечению экономического роста, экологические проблемы временно не принимались во внимание. На международном уровне признано, что развитые страны несут основную ответственность за охрану окружающей среды. Однако в настоящее время они пытаются изменить данное положение, что приводит к серьезному сопротивлению.
Пятая тенденция - развитие институтов охраны окружающей среды, механизмов управления, дополнение принципа верховенства права.
Наличия правовых норм и экологических стандартов недостаточно для эффективного решения поставленных задач. На международном уровне ведутся дискуссии об эффективном взаимодействии различных органов и организаций. Это касается как ООН, так и организаций, не входящих в нее, например ВТО. Улучшение системы управления должно привести к усилению принципа верховенства права, а укрепление правопорядка, в свою очередь, положительно повлияет на управленческие процессы.
Шестое направление - признание связи между правами человека и природоохранным правом. Эта идея получила широкую поддержку. Правозащитные организации все больше интересуются экологическими вопросами, а природоохранные - обеспечением прав человека.
28 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН прямо признала права человека на чистую питьевую воду и санитарию и призвала государства и международные организации оказать технологическую и финансовую помощь тем странам, где эти ресурсы ограничены. В 2012 г. Совет ООН по правам человека назначил независимого эксперта по правам человека и окружающей среде для изучения связи данных сфер.
Седьмое направление - конфликт экологических требований и международного экономического права. Например, международный инвестиционный режим сталкивается с обязанностями инвесторов по охране окружающей среды, которые ограничивают некоторые виды деятельности.
Финансирование международными финансовыми институтами крупных инфраструктурных проектов, таких как гидроэлектростанции, в развивающихся странах вызывает серьезные вопросы о потенциальном экологическом вреде местным экосистемам.
С целью решения указанных проблем были разработаны организационные механизмы, гарантирующие исполнение экологических требований. Например, в структуре Всемирного банка и иных финансовых институтов имеются инспекционные панели, которые проверяют проекты, ими финансируемые.
Восьмое направление - увеличение внимания к биоразнообразию. Основными документами в указанной сфере являются Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1992 г. и протоколы к ней. Следует отметить, что это единственное соглашение, упоминающее об экономических выгодах, которые могут возникнуть в результате осуществления ее положений, включая выгоды от биотехнологий и фармацевтической промышленности.
Девятое направление - обращение химических и опасных веществ. Здесь необходимо указать на Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. За последние 25 лет было заключено еще три соглашения по указанному вопросу: Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов 1998 г., Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2004 г., Минамантская конвенция по ртути 2013 г. Также было принято пять политических решений, включая Стратегический
подход к международному регулированию химических веществ 2006 г.
Увеличение количества международных соглашений - это реакция на резкий рост промышленного загрязнения. За последние 40 лет глобальная химическая промышленность более чем втрое увеличила свою производительность, при этом многие предприятия были переведены из стран, входящих в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, в страны с формирующейся рыночной экономикой. Лидером химической промышленности сегодня является Китай.
Предпринимаемые международным сообществом усилия нельзя признать достаточными, так как они обычно сконцентрированы лишь на определенных веществах и регулируют лишь часть вопросов, связанных с их оборотом. Некоторые региональные решения могут быть взяты как образец эффективного правового регулирования. Так, Программа Европейского союза «Регистрация, оценка, разрешение и ограничение оборота химических веществ» 2006 г. обеспечивает четкое представление о широком спектре химических веществ, которые образуются в значительных количествах и представляют серьезную опасность для здоровья. Однако правовое регулирование во многих других странах, в том числе в США, остается устаревшим.
Десятое направление - охрана океанов и рыболовства. Еще недавно казалось, что океаны способны предоставить неограниченное количество пищи. Однако рост загрязнения и чрезмерный вылов рыбы ставят вопрос об эффективном управлении морскими ресурсами. В настоящее время работают Международная китобойная комиссия, а также региональные организации по контролю за рыболовством.
Загрязнение и изменение климата привели к повышению кислотности океана и его температуры, что привлекло внимание к деградации морской экосистемы, включая коралловые рифы, которые необходимы для поддержания морского биоразнообразия.
Важнейшую роль в управлении ресурсами океана играет Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Несмотря на то что ее подписало большинство стран, США по-прежнему отказываются от участия в ней, что вызывает большую озабоченность международного сообщества.
И.И. Нагорная