Научная статья на тему '2016. 04. 030. Кузумано М. А. Высокая цена "бесплатного" онлайн-образования: обследование и предложения. Cusumano M. A. The high costs of "free" online education: some observation and policy suggestions // from Books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / eds. E. de Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland Press limited, 2016. - vol. 88. - p. 105-114. - (Wenner-Gren International series). - mode of access: http://www. Portlandpresspublishing. Com/sites/default/files/edito rial/Wenner/PPL_wenner_ch09. Pdf'

2016. 04. 030. Кузумано М. А. Высокая цена "бесплатного" онлайн-образования: обследование и предложения. Cusumano M. A. The high costs of "free" online education: some observation and policy suggestions // from Books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / eds. E. de Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland Press limited, 2016. - vol. 88. - p. 105-114. - (Wenner-Gren International series). - mode of access: http://www. Portlandpresspublishing. Com/sites/default/files/edito rial/Wenner/PPL_wenner_ch09. Pdf Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOOCS / ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ / ИТ В ОБРАЗОВАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 030. Кузумано М. А. Высокая цена "бесплатного" онлайн-образования: обследование и предложения. Cusumano M. A. The high costs of "free" online education: some observation and policy suggestions // from Books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / eds. E. de Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland Press limited, 2016. - vol. 88. - p. 105-114. - (Wenner-Gren International series). - mode of access: http://www. Portlandpresspublishing. Com/sites/default/files/edito rial/Wenner/PPL_wenner_ch09. Pdf»

Следует отметить, что сложности с развитием открытого образования вызваны тем, что на первой стадии развития проекты требуют значительных финансовых вливаний. Именно поэтому многие университеты озабочены поиском экономически эффективной модели развития открытого образования.

А.Э. Анисимова

2016.04.030. КУЗУМАНО М.А. ВЫСОКАЯ ЦЕНА «БЕСПЛАТНОГО» ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ОБСЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

CUSUMANO M.A. The high costs of «free» online education: Some observation and policy suggestions // From books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / Eds. E. De Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland press limited, 2016. -Vol. 88. - P. 105-114. - (Wenner-Gren international series). - Mode of access: http://www.portlandpresspublishing. com/sites/default/files/Edito rial/Wenner/PPL_Wenner_Ch09.pdf

Ключевые слова: MOOCs; плата за обучение; ИТ в образовании.

Автор - сотрудник Массачусетского технологического института (США).

Образование с использованием Интернета существует уже несколько лет благодаря проектам YouTube и Kahn academy. Среди университетов Массачусетский технологический институт (МТИ) является лидером по доступному онлайн-обучению. В 2002 г. стартовал проект «Open courseware», поддержанный фондами Хьюлетт и Меллон, а также самим МТИ (всего около 3 млн долл. в год). В этой базе содержатся учебные программы, видео, слайды лекций и другие учебные материалы. Еще более амбициозной была попытка создать в 2012 г. онлайн-курсы, позднее получившие название edX. Этот проект разрабатывался совместно с Гарвардским университетом и обошелся в 60 млн долл. (с. 105).

Курсы MOOCs развиваются на платформе Coursera - некоммерческой организации, основанной в 2011 г. двумя стэнфордски-ми профессорами. В проект первоначально было вложено 33 млн долл. (с. 105).

Свободно распространяемые через Интернет продукты и сервисы имеют преимущество, поскольку не предусматривают плату за тиражирование продукта, однако его создание и продвижение, гарантия его качества и администрирование остаются платными.

Автор поднимает вопрос о том, к каким последствиям может привести свободное распространение знаний в долгосрочной перспективе. С распространением Википедии, например, значительный ущерб был нанесен классическим энциклопедиям, даже таким крупным, как «Энциклопедия Британика». Книжные, газетные и журнальные издательства разоряются, перестают выходить крупнейшие газеты («Newsweek», «New York Times»). Однако встает вопрос, действительно ли интернет-издания имеют такое же высокое качество, как и традиционная печатная продукция. Выживают только те компании, которые научились предлагать бесплатный продукт, изымая у населения деньги за счет другой части рынка. В качестве примеров разорившихся изданий приводятся «Newsweek», «New York Times», а примером компаний, которые сумели извлечь выгоду из бесплатного сервиса, являются «Netscape», «Adobe», «Linux», «Google».

В отдельном исследовании автор показал, что среди компаний, создававших программные продукты в 1998 г., к 2006 г. исчезли около 2/3. Они были недостаточно масштабны, чтобы зарабатывать рекламой и при этом не выдерживали потока бесплатных программных продуктов на рынке. В музыкальном мире кризис, вызванный бесплатным копированием, также был бы возможен, пока С. Джобс не нашел способ окупать распространение музыки за счет сервиса iTune.

С распространением бесплатных курсов MOOCs существует опасность, что крупные известные вузы окажутся в более выгодном положении, чем средние, по той же самой схеме, как это произошло в ИТ-индустрии. Стоит ли ожидать, что 2/3 существующих сегодня вузов окажутся под угрозой вымирания? Многим бесплатные курсы онлайн окажутся полезными, однако для MOOCs должна быть создана модель «бесплатные, но не бесплатные» («free, but not free»), чтобы этот продукт сохранял свое качество.

Элитные вузы устанавливают значительную плату за обучение и нередко остальные вузы копируют эти цены. Однако только лучшие частные школы достаточно богаты за счет частных по-

жертвований и других источников, чтобы помогать нуждающимся студентам и субсидировать такие проекты, как MOOCs.

Еще одна проблема заключается в том, что создание бесплатных онлайн-курсов обходится дороже, чем создание обычного традиционного курса. К середине 2015 г. на edX предлагалось 160 бесплатных курсов, 150 - находились в стадии подготовки и 250 - были заархивированы. У проекта было несколько миллионов пользователей и 36 партнеров-университетов. На Coursera (платный ресурс) в середине года хранилась уже 1 тыс. курсов, к которым обращались 14 млн пользователей, у проекта было 122 партнера. Таким образом, финансовая подпитка позволила значительно расширить проект онлайн-обучения (с. 110).

В 2013 г. в «New York Times» были опубликованы результаты исследовательского проекта Университета Пенсильвании, в котором участвовали около 1 млн студентов. Оказалось, что только 4% зарегистрированных пользователей оканчивают курс. Половина из зарегистрированных пользователей не открывала ни одного курса. Пока обучением MOOCs мало затронуты несостоятельные люди из третьего мира. Основными пользователями остаются успешные студенты или молодые выпускники колледжей трудоспособного возраста (80%).

На экспериментальном уровне показано, что эффективность обучения онлайн пока уступает традиционным формам традиционного обучения (опыт введения курсов Udacity в Университете штата Калифорния в Сан-Хосе). Эффективность курсов edX в том же университете оказалась выше возможно потому, что в этом случае онлайн-обучение сопровождалось помощью инструкторов. Сейчас Udacity переключает свою активность на среднее профессиональное образование в партнерстве с компанией - производителем мобильных телефонов AT&T и Институтом технологии в Джорджии. В частности, был разработан магистерский курс на три семестра по компьютерным наукам, стоимость которого составляет 6600 долл., это примерно 1/7 стоимости аналогичного курса для студентов из других штатов (с. 111).

Несмотря на активный рост бесплатных онлайн-курсов, пока ниша традиционного университетского образования сохраняется. В онлайн-обработку отдаются вводные курсы и некоторые лекции среднего уровня сложности. У этого подхода есть свои преимуще-

ства: студенты могут осваивать курсы в удобном темпе, можно сократить ежегодные затраты на повторение подобных курсов. Позитивно влияет на обучение создание интерактивных веб-классов (опыт Университета Финикса). Однако при значительном росте количества студентов организовать такие классы уже трудно.

В связи с этим у автора публикации есть ряд предложений. В долгосрочной перспективе бесплатные онлайн-курсы должны перестать быть бесплатными, поскольку это разрушает общий экономический баланс и наносит ущерб традиционным курсам с дорогостоящим трудом инструкторов или лекторов. Диплом, полученный онлайн, имеет право на существование, но он не может быть сопоставлен с дипломом, заработанным в ходе ежедневного живого обучения.

В заключение автор замечает, что в каком бы направлении ни развивалось онлайн-образование, нельзя упускать возможности воспользоваться его преимуществами.

А. Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.