Научная статья на тему '2016. 04. 029. Инаморато до Сантос А. , Пуни И. , Муньос Дж. К. Возможности и вызовы для развития MOOCs и открытого образования в Европе. Inamorato dos Santos A. , Punie Y. , Munoz J. C. opportunities and challenges for the future of MOOCs and open education in Europe // From books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / Eds. E. de Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland press limited, 2016. - Vol. 88. - p. 81-91. - (Wenner-Gren international series). - Mode of access: http://www. Portlandpresspublishing. Com/sites/default/files/editorial/wenner/ppl_wenner_ch07. Pdf'

2016. 04. 029. Инаморато до Сантос А. , Пуни И. , Муньос Дж. К. Возможности и вызовы для развития MOOCs и открытого образования в Европе. Inamorato dos Santos A. , Punie Y. , Munoz J. C. opportunities and challenges for the future of MOOCs and open education in Europe // From books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / Eds. E. de Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland press limited, 2016. - Vol. 88. - p. 81-91. - (Wenner-Gren international series). - Mode of access: http://www. Portlandpresspublishing. Com/sites/default/files/editorial/wenner/ppl_wenner_ch07. Pdf Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MOOCS / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 029. Инаморато до Сантос А. , Пуни И. , Муньос Дж. К. Возможности и вызовы для развития MOOCs и открытого образования в Европе. Inamorato dos Santos A. , Punie Y. , Munoz J. C. opportunities and challenges for the future of MOOCs and open education in Europe // From books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / Eds. E. de Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland press limited, 2016. - Vol. 88. - p. 81-91. - (Wenner-Gren international series). - Mode of access: http://www. Portlandpresspublishing. Com/sites/default/files/editorial/wenner/ppl_wenner_ch07. Pdf»

В качестве решения проблемы авторы предлагают нововведение - предоставлять помощь нуждающимся странам по результату (results based aid - RBA). Новый вид управления уже апробирован на Эфиопии, правительство которой получало 157 долл. за каждого дополнительного ученика и столько же за каждого ученика, успешно окончившего курс среднего специального уровня. В результате за два года в стране было привлечено к обучению дополнительно 45 тыс. учеников, из них 42 тыс. успешно прошли итоговое тестирование (с. 17).

А. Э. Анисимова

2016.04.029. ИНАМОРАТО ДО САНТОС А., ПУНИ И., МУНЬ-ОС Дж.К. ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ MOOCs И ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ. INAMORATO dos SANTOS A., PUNIE Y., MUNOZ J.C. Opportunities and challenges for the future of MOOCs and open education in Europe // From books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / Eds. E. De Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland press limited, 2016. - Vol. 88. - P. 81-91. -(Wenner-Gren international series). - Mode of access: http://www. portlandpresspublishing.com/sites/default/files/Editorial/Wenner/PPL_ Wenner_Ch07.pdf

Ключевые слова: открытое образование; MOOCs; Европейский союз.

Авторы - сотрудники Института перспективных технологических исследований в Севилье (Испания), принадлежащего Объединенному исследовательскому центру ЕС.

В сентябре 2013 г. Европейская комиссия открыла новое направление своей деятельности, связанное с инновационным обучением и обучением для всех с помощью новейших технологий и ресурсов открытого доступа (Opening up education: Innovative teaching and learning for all through new technologies and OER). Новое коммюнике было приурочено к формированию документа «Europe 2020», содержащего новые задачи: создание конкурентоспособности, расширение возможностей трудоустройства, подготовка квалифицированной рабочей силы.

Успех каждой страны в развитии политики открытого образования напрямую зависит от ее собственных усилий, однако Евро-комиссия считает необходимым распространять лучшие практики и поддерживать диалог между членами ЕС в этой области. Научная поддержка нового проекта была возложена на Институт перспективных технологических исследований в рамках проекта «OpenEdu». Проект был направлен на решение следующих задач: оценка уровня распространения открытого образования в высшем образовании; формирование общей структуры доступа к ресурсам открытого образования для европейских университетов.

Открытое образование включает в себя более широкий спектр явлений, чем MOOCs (massive open online courses) или ресурсы открытого обучения. Идея открытого образования набирает популярность в университетах уже с конца 1960-х годов, при этом значение самого понятия «открытое образование» значительно менялось за эти годы. Сегодня под термином «открытое образование» в основном понимают обучение с помощью цифровых технологий.

В исследованиях, посвященных изучению высшего образования и деятельности университетов, не было ясности относительно того, развивается ли открытое образование на институциональном уровне, имеет ли университет собственную стратегию или бизнес-модель. Некоторым университетам элементы открытого образования были необходимы только для того, чтобы не отставать от других учебных заведений.

Были разработаны девять уровней развития открытого образования, пять из которых авторы считают ключевыми: доступ, содержание, педагогика, понимание, взаимодействие.

Следующие девять проектов были подвержены глубокому научному анализу: OERu, ETH Zurich (TORQUE), FUN (France universite numerique), TU Delft, Carlos III de Madrid, Open AGH, Open university of Bavaria, ALISON (Advanced learning interactive systems online), OpenupEd. На основе интервью с организаторами этих программ авторы смогли составить список основных мотива-ционных формулировок и барьеров на пути развития открытого образования (см. табл.). Формулировки излагают без учета частоты их повторяемости.

Таблица (с. 85)

Мотивирующие факторы и барьеры на пути открытого

образования

Мотивирующие факторы Барьеры

Рост «видимости» университета Доступ к обучению в течение всей жизни Международный тренд Бесплатное образование для всех Более качественное обучение для студентов Новые преподавательские стратегии Развитие новых технологий для обучения Временные ограничения Отсутствие стратегии или общего видения Потребность в развитии шкалы технологий Многократное использование Пассивное сопротивление преподавателей Отсутствие устойчивой финансовой модели Необходимость обучения персонала

Открытое образование предлагает новые маркетинговые возможности для продвижения бренда университета. Проект французского университета FUN наглядно показал, как государственная поддержка открытого образования может улучшить «видимость» национальной образовательной системы и увеличить доступ для тех, кто желает продолжать обучение в течение всей жизни.

1264 высших учебных заведения были проанализированы с точки зрения соответствия проекту и в результате 178 из них были включены в анализ. Среди всех университетов 42,4% поддерживают или курсы MOOCs, или ресурсы открытого доступа, или и то, и другое (с. 86). Университеты, которые увязывают свое образование с международными курсами MOOCs, чаще расположены во Франции, Испании и Великобритании. Во Франции и Польше оказалось больше всего университетов, планирующих открыть курсы MOOCs.

Большая часть пользователей MOOCs - это абитуриенты, студенты или вчерашние студенты, заинтересованные в совершенствовании своих навыков или в отдыхе от рутинной учебы. Другие слои населения могут воспользоваться курсами, но только в том случае, если они обладают необходимыми навыками работы с компьютером, а также привыкли к самообучению. Для простоты эти навыки объединены понятием «компетенции для открытого обучения».

Следует отметить, что сложности с развитием открытого образования вызваны тем, что на первой стадии развития проекты требуют значительных финансовых вливаний. Именно поэтому многие университеты озабочены поиском экономически эффективной модели развития открытого образования.

А.Э. Анисимова

2016.04.030. КУЗУМАНО М.А. ВЫСОКАЯ ЦЕНА «БЕСПЛАТНОГО» ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ОБСЛЕДОВАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

CUSUMANO M.A. The high costs of «free» online education: Some observation and policy suggestions // From books to MOOCs? Emerging models of learning and teaching in higher education / Eds. E. De Corte, L. Engwall, U. Teichler. - Portland press limited, 2016. -Vol. 88. - P. 105-114. - (Wenner-Gren international series). - Mode of access: http://www.portlandpresspublishing. com/sites/default/files/Edito rial/Wenner/PPL_Wenner_Ch09.pdf

Ключевые слова: MOOCs; плата за обучение; ИТ в образовании.

Автор - сотрудник Массачусетского технологического института (США).

Образование с использованием Интернета существует уже несколько лет благодаря проектам YouTube и Kahn academy. Среди университетов Массачусетский технологический институт (МТИ) является лидером по доступному онлайн-обучению. В 2002 г. стартовал проект «Open courseware», поддержанный фондами Хьюлетт и Меллон, а также самим МТИ (всего около 3 млн долл. в год). В этой базе содержатся учебные программы, видео, слайды лекций и другие учебные материалы. Еще более амбициозной была попытка создать в 2012 г. онлайн-курсы, позднее получившие название edX. Этот проект разрабатывался совместно с Гарвардским университетом и обошелся в 60 млн долл. (с. 105).

Курсы MOOCs развиваются на платформе Coursera - некоммерческой организации, основанной в 2011 г. двумя стэнфордски-ми профессорами. В проект первоначально было вложено 33 млн долл. (с. 105).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.