Научная статья на тему '2016. 04. 011. Макнис М. Человеческий фактор как когнитивный феномен: распределение познания в реальной человеческой деятельности. Mcneese M. The phenomenal basis of human factors: Situating and distributing cognition within real-world activities // Journal of cognitive Engineering and decision making. - 2016. - vol. 10, n 2. - p. 116-119. - doi:10. 1177/1555343416653703'

2016. 04. 011. Макнис М. Человеческий фактор как когнитивный феномен: распределение познания в реальной человеческой деятельности. Mcneese M. The phenomenal basis of human factors: Situating and distributing cognition within real-world activities // Journal of cognitive Engineering and decision making. - 2016. - vol. 10, n 2. - p. 116-119. - doi:10. 1177/1555343416653703 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ализаде А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 011. Макнис М. Человеческий фактор как когнитивный феномен: распределение познания в реальной человеческой деятельности. Mcneese M. The phenomenal basis of human factors: Situating and distributing cognition within real-world activities // Journal of cognitive Engineering and decision making. - 2016. - vol. 10, n 2. - p. 116-119. - doi:10. 1177/1555343416653703»

факторов стресса. ЧБР-маркер оказался более отзывчивым на стрессовые воздействия, чем другие обычно используемые маркеры стресса - СС-маркеры. И это говорит о том, что ЧБР может быть эффективным инструментом оценки функционального состояния оператора. К тому же ЧБР-маркер продемонстрировал свою связь с рабочим поведением операторов - ключевым компонентом операторской адаптации к когнитивным задачам. Тем не менее требуется дальнейшее исследование, в котором сравнивался бы ЧБР-датчик с обычными психофизическими датчиками в широком спектре стрессовых факторов и в режиме реального времени» (с. 175).

А.А. Али-заде

2016.04.011. МАКНИС М. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗНАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. McNEESE M. The phenomenal basis of human factors: Situating and distributing cognition within real-world activities // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2016. - Vol. 10, N 2. - P. 116-119. -D0I:10.1177/1555343416653703.

Ключевые слова: распределенное познание; когнитивные процессы; сотрудничество.

Автор из США разрабатывает понятие «распределенное познание» (distributed cognition) в отношении коллективной когнитивной работы в современных социально-технических условиях -«тесной взаимосвязи информации, технологии, людей, деятельности и контекста» (с. 116).

В течение последних 30 лет, пишет автор, в исследовательском сообществе очевиден рост внимания к когнитивному фактору индивидуальной и коллективной деятельности человека. Феномен человеческого познания все больше рассматривается как базовый фактор именно коллективной человеческой деятельности. Тема познания уже перестает разрабатываться в некоем статическом ключе -как то, что происходит внутри отдельного мозга по раз навсегда заведенному порядку. Теряется интерес и к построению чисто анатомических - в рамках нейронауки - структурных моделей познания, когда мыслительные ряды ставятся в функциональную зави-

симость от нейрональных мозговых процессов, хотя такой подход и дает многообещающие результаты. Сегодня уже нельзя уйти от реальности познания как прямого механизма социальной динамики -познания, которое работает в режиме своего распределения между людьми в их рабочих коллективах. И возникает вопрос, как осуществляется этот коллективный когнитивный процесс, как он распределяется между членами коллектива, оставаясь единым.

Различные философии всегда рассматривали прямо или косвенно познание, информацию как базовые понятия человеческого космоса, рождая фундаментальные вопросы: а) что такое познание; б) какова его материальная основа; в) как оно структурировано; г) как оно осуществляется и распространяется, становясь достоянием многих людей в качестве необходимого инструмента их жизнедеятельности - решения проблем и принятия решений.

Познание - фундаментальный социальный процесс, представляющий основу социального обмена, социального взаимодействия, процесс когнитивного обмена (идеями, знаниями, информацией). Это - процесс именно распределенного (между участниками когнитивного обмена) познания, требующий междисциплинарного исследования, поскольку когнитивный обмен обеспечивается взаимосвязью разнородных социальных факторов, таких как информация, технология, социально-культурная среда, рабочая среда. «Познание - дело не отдельных голов, а когнитивного обмена между ними, превращающего познавательный процесс в распределенное познание, которое осуществляется определенной рабочей познавательной группой (distributed team cognition). Действительно, познание прочно связано с сотруднической деятельностью» (с. 116).

«Эта исследовательская линия в отношении такого предмета, как распределенное (в рабочей группе) познание, имеет хорошо защищенные теоретические позиции, делающие акцент на роли социальных факторов, информационных наук, опыта и технологического обеспечения в развитии и поддержке усилий рабочей команды (teamwork) при решении рабочих проблем, принятии решений, передаче знаний» (с. 117). Поскольку речь идет об области группового познания, групповых ментальных моделей, группового осознания ситуаций, группового использования информации и группового принятия решений, вполне естественно исследовать, как развитие этого группового познания обеспечивается развитием

информационных наук и информационных технологий. Определение «распределенное» в отношении познания означает нечто большее, чем пространственное (между членами рабочей группы) распределение когнитивного процесса. Когнитивное распределение означает: распределение не только по месту, но и по времени - когда когнитивная работа проектирует и будущее, и часто ищет опору в прошлом; распределение в режиме сотрудничества - когда рабочее сотрудничество отбирает, оценивает и защищает информацию именно как информацию, обеспечивающую совместную работу; распределение информации среди множества социальных групп; распределение от отдельных членов рабочей группы к группе и обратно, от группы к отдельным ее членам, часто рассматриваемое как передача знаний; и, наконец, главное в понимании, что такое распределенное групповое познание, - в современном обществе познание распределено на многих уровнях передовой технологии, в том числе на уровне компьютерной технологии.

Распределенное познание испытывает в настоящее время огромное технологическое влияние - со стороны социальных технологий, представленных на различных мобильных устройствах, а также со стороны виртуальной работы (virtual work) в условиях тотальной компьютеризации, вызвавшей к жизни новые проблемы, связанные с приватностью, информационной безопасностью, всевозможными рисками. К сожалению, многие из оригинальных теоретических разработок в области распределенного группового познания, основанные на психологии групповой коммуникации, законсервированы на уровне компьютерных технологий 1980-х годов и не учитывают современное состояние софтверных технологий, далеко ушедших от стартового состояния таких технологий.

Кроме того, большая часть исследовательской работы в области распределенного познания ведется не в междисциплинарном русле, а разобщенно, не связанными друг с другом научными сообществами, разрабатывающими каждое свою тему - например, взаимодействия человека и компьютера, компьютерной поддержки рабочего сотрудничества, когнитивного моделирования, когнитивной науки, полевого принятия решений и т.д. И хотя все эти сообщества так или иначе касаются темы распределенного познания, в каждом из них - свои идеи, методы, повороты, уровни понимания, остающиеся внутренним делом каждого сообщества. Нет общей

дискуссии, способной наращивать и уточнять соответствующие знания.

Далее, «познание» в таких разобщенных исследовательских сообществах понимается недостаточно широко. Как правило, это понимание находится в русле традиционных когнитивных исследований, ограничивающих когнитивные процессы процессами памяти, обучения, рассуждения и суждения. Хотя исследовательские усилия в этой традиции остаются очень важными и плодотворными, есть безусловная необходимость изучения и таких сторон интеллекта, как творчество, интуиция, формирование ценностей, воображение, эмоции, культура, и в таком изучении полезным конструктом становится феномен коллективного разума (collective mindfulness), предполагающий обмен идеями, передачу знаний.

Наконец, понятие «распределенное познание» развивается вместе с технологическим развитием. Это очевидно ввиду систематических процессов интеграции людей, информации, технологии и деятельности. Одно из таких исследовательских расширений понятия «распределенное познание» - изучение когнитивного феномена осознания ситуации. Другие возможные пути теоретической / концептуальной разработки этого понятия - интеллектуальные системы, связывающие между собой соответствующие базы данных, людей, объекты, местоположения и поддерживающие цепочки; информатика кризисов / катастроф; медицинская информатика (здоровья / болезней); политология; изменение климата; онлайн интерактивное обучение; террористические социальные сети; взаимодействие человека и машины и др.

Предлагаемый очерк, пишет автор в заключение, - попытка современного взгляда на познание, органически связанного с информационными науками, технологией и обществом, взгляда, отражающего единое целое познания, коллективного решения рабочих задач и передовых информационных технологий. «Важно показать и изучать, как индивидуальная и коллективная работа встроена в контекст рабочей культуры, распределенных познания и технологий во времени и пространстве рабочих усилий, для того чтобы понять, что такое познание и как оно действует в конечном счете ради улучшения жизни человека» (с. 118).

А.А. Али-заде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.