Научная статья на тему '2016.04.006. ЧЕКА М., ДИАС К. ЗА РАМКАМИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ДИАЛОГ МЕЖДУ ФЕМИНИСТСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКАМИ. CHECA M., DÍAZ K. MáS ALLá DE LA TEORíA ECONóMICA DOMINANTE: DIáLOGOS ENTRE LA ECONOMíA FEMINISTA Y LA ECONOMíA ECOLóGICA. // IBERIAN J. OF THE HISTORY OF ECON. THOUGHT. - 2015. - VOL. 2, N 2. - P. 3-15. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.5209/REV_IJHE.2015.V2.N2. 52048'

2016.04.006. ЧЕКА М., ДИАС К. ЗА РАМКАМИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ДИАЛОГ МЕЖДУ ФЕМИНИСТСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКАМИ. CHECA M., DÍAZ K. MáS ALLá DE LA TEORíA ECONóMICA DOMINANTE: DIáLOGOS ENTRE LA ECONOMíA FEMINISTA Y LA ECONOMíA ECOLóGICA. // IBERIAN J. OF THE HISTORY OF ECON. THOUGHT. - 2015. - VOL. 2, N 2. - P. 3-15. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.5209/REV_IJHE.2015.V2.N2. 52048 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМИНИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ФЕМИНИСТСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коровникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.04.006. ЧЕКА М., ДИАС К. ЗА РАМКАМИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ДИАЛОГ МЕЖДУ ФЕМИНИСТСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКАМИ. CHECA M., DÍAZ K. MáS ALLá DE LA TEORíA ECONóMICA DOMINANTE: DIáLOGOS ENTRE LA ECONOMíA FEMINISTA Y LA ECONOMíA ECOLóGICA. // IBERIAN J. OF THE HISTORY OF ECON. THOUGHT. - 2015. - VOL. 2, N 2. - P. 3-15. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.5209/REV_IJHE.2015.V2.N2. 52048»

когнитивных уровнях, - явление, получившее название «зеркального отражения». Кроме того, было установлено, что в мозге активируются совершенно разные схемы в случае эгоистичной мотивации альтруизма (психологический эгоизм) и подлинной заботы о благополучии других (психологический альтруизм).

В связи с этим автор подчеркивает важное различие между современной когнитивной нейронаукой, основанной на идентификации (симпатии), и интерсубъективной психологией, основанной на рациональном моделировании (теории разума). Именно эмоционально-когнитивный опыт, по мнению автора, может вызвать мо-тивационные процессы альтруистического поведения (аффективного сопереживания), интенсивность которых зависит от различных переменных и обстоятельств, участвующих в нейромодуляции когнитивно-эмоционального процесса.

В результате проведенного анализа автор приходит к следующим выводам. Современная экономическая теория существенно эволюционировала от утилитарной традиции, хотя и вобрала в себя мемы психологического эгоизма и эпистемологического солипсизма утилитаристских доктрин. Помимо рационального альтруизма, который, безусловно, присутствует в этограмме и поведенческих стратегиях, существует подлинный альтруизм, который не может быть редуцирован к типу человека экономического. Поэтому необходимо пересмотреть и расширить общую экономическую модель альтруизма, учитывая как традиции моральной философии, так и достижения современной когнитивной нейронауки в данной области.

Н. А. Коровникова

2016.04.006. ЧЕКА М., ДИАС К. ЗА РАМКАМИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ДИАЛОГ МЕЖДУ ФЕМИНИСТСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКАМИ. CHECA M., DÍAZ K. Más allá de la teoría económica dominante: diálogos entre la economía feminista y la economía ecológica. // Iberian j. of the history of econ. thought. - 2015. - Vol. 2, N 2. - P. 315. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.5209/rev_IJHE.2015.v2.n2. 52048

Ключевые слова: доминирующая экономическая теория; феминистская экономика; экологическая экономика; устойчивость; социальная справедливость; окружающая среда.

Сотрудники Университета Гранады (Испания) отмечают, что традиционная экономическая наука, рассматривающая все явления сквозь призму рынка и денег, не уделяет должного внимания проблеме глобальной устойчивости нашей планеты. Они предлагают обратиться к экологическим и гендерным феноменам; рассмотреть вклад феминистской и экологической концепций в экономический анализ; заняться поисками точек пересечения между данными дискурсами; обсудить новые формы экономической и социальной организации; попытаться преодолеть андро- и антропоцентрический подходы.

Экономическая наука, считают авторы, с самого начала игнорировала проблематику воспроизводства жизни, исходила из идеи господства над природой и ее эксплуатации. В 1870-е годы объект исследования экономики сместился от производства богатства к анализу рынка, появился маржинализм, который стал отправной точкой неоклассического направления, была предложена концепция человека экономического. Природа воспринималась как неисчерпаемый источник ресурсов, а рынок как институт, обеспечивающий рост. Все это привело к разрыву между экономикой и окружающей средой. В результате для неоклассической теории, которая сегодня поддерживает неолиберальный политический дискурс, характерны андро- и антропоцентрический уклоны.

Однако уже классики экономической мысли, включая А. Смита, признавали важность домохозяйств как гарантов воспроизводства рабочей силы. Признавалось также, что женщины внесли значимый вклад в развитие политической и экономической мысли Х1Х-ХХ вв. (Г. Мартино, Г. Тейлор-Милль, Р. Люксембург, Д. Робинсон и др.).

Становление феминистской экономики начинается в 19601970-е годы на фоне второй волны феминизма, когда пересматривались концептуальные основы феминистского анализа, происходили изменения властных отношений как в общественной, так и частной сферах. Особая роль здесь принадлежала Американской экономической ассоциации, Международной ассоциации феминистской экономики и журналу «Феминистская экономика».

Феминистская экономика как критическое направление экономической мысли, указывают авторы, направлена на деконструкцию андроцентристской парадигмы, при этом она отличается от гендерной экономики, которая анализирует неравенство между мужчинами и женщинами в рамках неоклассического дискурса.

Авторы различают «умеренное» и «радикальное» направления в рамках феминистской экономики. Если первое стремится к равной ответственности обоих полов во всех сферах, то второе затрагивает социальный конфликт между логикой рынка и логикой жизни и заявляет, что существующая система требует радикальных изменений. Несмотря на различия оба направления обосновывают необходимость трансформации гендерных отношений и необходимость включения работы женщин по дому в экономический анализ.

Обращаясь к экологической экономике, авторы отмечают, что взаимосвязь между экономикой и экологией имеет давнюю историю: еще Аристотель, Ф. Кенэ, Д. Рикардо и К. Маркс указывали на невозможность хозяйственной деятельности без биофизической базы. А с 1960-х годов начинаются систематические исследования воздействия экономического прогресса на экосистемы. Среди наиболее значимых представителей экологической экономики авторы называют С. Подолинского, П. Геддеса, Ф. Содди, Н. Джорджеску-Регана, Р. Пассата, Г.И. Дэли, а среди испанских исследователей -Х.М. Наредо, Д.М. Альера, Ф.А. Клинка и В. Алькантара.

При этом, подчеркивают авторы, история экономической мысли демонстрирует приверженность хрематистической концепции, далекой от более общего контекста. В результате природные ресурсы оказались вне сферы экономики.

В статье показано отличие экологической экономики от экономики окружающей среды, которая представляет собой специальную область неоклассической парадигмы, оценивающей ресурсы и экологические последствия экономического процесса в денежном эквиваленте. Цель же экологической экономики - «экообъедине-ние», отказ от принципов и понятий доминирующей экономической теории, признание необходимости адаптации управления ресурсами к окружающей среде на основе системного междисциплинарного подхода.

В работе выделены три фундаментальные основы экологической экономики: 1) первый закон термодинамики, согласно кото-

рому материя и энергия могут быть преобразованы, а не созданы или уничтожены; 2) второй закон термодинамики, или закон энтропии, в соответствии с которым экономическая ценность материи и энергии заключается в ее доступности для использования; 3) представление о том, что невозможно генерировать больше отходов, чем могут допустить ассимиляционные возможности экосистем, и добывать из биологических систем больше, чем позволяет их устойчивость.

Авторы признают, что включение в рассмотрение экосистемы заставляет пересмотреть понятие частной собственности и поставить под сомнение идею приватизации окружающей среды. В данном контексте обосновывается необходимость «социальной экологии» при исследовании экономических и институциональных факторов экологического кризиса и возможных путей его преодоления.

Авторы указали на точки соприкосновения двух критических дискурсов. В центр анализа они предложили поставить проблему сохранения жизни, рассматриваемую с различных точек зрения (человеческой, социальной, экологической). Они также указывают на значимость природы и работы женщин по дому для удовлетворения потребностей общества и отрицают европоцентризм, в рамках которого женщины и природа оказываются на периферии. Авторы признают зависимость людей от ограниченных природных ресурсов и их зависимость между собой. Наконец, опираясь на феминистский и экологический подходы, они ставят под сомнение концепцию времени, которая предполагается в рамках доминирующего экономического мышления, согласно которому время является товаром, отстаивают представление о многомерном характере этого понятия и призывают учитывать экологические циклы и биологические ритмы человека.

С точки зрения авторов, феминизм и экологизм обогащают друг друга и играют ключевую роль в утверждении новых подходов к пониманию мира. В частности, речь идет о подходе к проблеме устойчивого развития, который включает понятие равновесия экосистем и одновременно модифицирует модель гендерного разделения труда на основе принципа совместимости экономических и социальных процессов с естественными циклами. Удовле-

творение потребностей людей при их равенстве рассматривается в качестве главной цели социального и экономического прогресса.

В результате взаимодействия феминизма и экологизма возникает экофеминизм, который является ответом на кризис ценностей индивидуалистического и потребительского общества. Авторы полагают, что этот подход позволит создать новую культуру, которая учитывает экозависимость и предполагает гендерное равенство.

В заключение авторы делают вывод о необходимости деконструкции существующей модели экономического мышления путем включения новых областей анализа и рассматривают экофеминизм как возможную основу альтернативной парадигмы.

Н.А. Коровникова

2016.04.007. СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА: ФОРМИРУЮЩАЯСЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

The solidarity economy alternative: Emerging theory and practice / Ed. by Satgar V. - Pietermaritzburg: Univ. of Kwazulu-Natal press, 2014. -XIV, 318 p.

Ключевые слова: солидарная экономика; социальная экономика; сети производства; труд; стоимость.

В книгу вошли эссе, в основу которых легли материалы конференции, организованной в 2011 г. Центром кооперации и альтернативной политики (Co-operative and policy alternative center) в Йоханнесбурге. Авторы рассматривают развивающиеся практики солидарной экономики, которые формируют сети, представляющие собой альтернативные структуры экономических взаимодействий, в основе которых лежат принципы солидарности. Приводится ряд исторических и современных примеров сообществ в Бразилии, Италии, США и ЮАР, в результате деятельности которых возникают новые модели экономических практик, идущие вразрез с ценностями индивидуализма, конкуренции, общества потребления, и меняющие традиционную структуру производства, обмена и потребления.

В реферате освещены эссе, посвященные сущности и значению солидарной экономики в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.