Научная статья на тему '2016. 04. 007. Солидарная экономика: формирующаяся теория и практика. The solidarity economy alternative: emerging theory and practice / ed. By Satgar v. - Pietermaritzburg: Univ.. Of KwaZulu-Natal Press, 2014. - XIV, 318 p'

2016. 04. 007. Солидарная экономика: формирующаяся теория и практика. The solidarity economy alternative: emerging theory and practice / ed. By Satgar v. - Pietermaritzburg: Univ.. Of KwaZulu-Natal Press, 2014. - XIV, 318 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТИ ПРОИЗВОДСТВА / ТРУД / СТОИМОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 007. Солидарная экономика: формирующаяся теория и практика. The solidarity economy alternative: emerging theory and practice / ed. By Satgar v. - Pietermaritzburg: Univ.. Of KwaZulu-Natal Press, 2014. - XIV, 318 p»

творение потребностей людей при их равенстве рассматривается в качестве главной цели социального и экономического прогресса.

В результате взаимодействия феминизма и экологизма возникает экофеминизм, который является ответом на кризис ценностей индивидуалистического и потребительского общества. Авторы полагают, что этот подход позволит создать новую культуру, которая учитывает экозависимость и предполагает гендерное равенство.

В заключение авторы делают вывод о необходимости деконструкции существующей модели экономического мышления путем включения новых областей анализа и рассматривают экофеминизм как возможную основу альтернативной парадигмы.

Н.А. Коровникова

2016.04.007. СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА: ФОРМИРУЮЩАЯСЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

The solidarity economy alternative: Emerging theory and practice / Ed. by Satgar V. - Pietermaritzburg: Univ. of Kwazulu-Natal press, 2014. -XIV, 318 p.

Ключевые слова: солидарная экономика; социальная экономика; сети производства; труд; стоимость.

В книгу вошли эссе, в основу которых легли материалы конференции, организованной в 2011 г. Центром кооперации и альтернативной политики (Co-operative and policy alternative center) в Йоханнесбурге. Авторы рассматривают развивающиеся практики солидарной экономики, которые формируют сети, представляющие собой альтернативные структуры экономических взаимодействий, в основе которых лежат принципы солидарности. Приводится ряд исторических и современных примеров сообществ в Бразилии, Италии, США и ЮАР, в результате деятельности которых возникают новые модели экономических практик, идущие вразрез с ценностями индивидуализма, конкуренции, общества потребления, и меняющие традиционную структуру производства, обмена и потребления.

В реферате освещены эссе, посвященные сущности и значению солидарной экономики в современном обществе.

М. Уильямс (М. Williams) рассматривает концепции социальной и солидарной экономики, их сходства и различия. Социальная экономика, по ее мнению, не меняет существующий в капиталистической экономике баланс сил и ее целью является сглаживание негативных социальных эффектов, возникающих в рыночной экономике. Одной из наиболее значимых «улучшающих» жизнь общества инициатив и инноваций, является социальное предпринимательство, в рамках которого предпринимательская деятельность становится средством решения социальных проблем (с. 49).

Солидарная экономика, в отличие от социальной, представляет собой экономические практики, трансформирующие капиталистическое общество посредством демократического самоуправления, перераспределения прибыли, солидарности и реципрокности. М. Уильямс видит солидарную экономику как серию локальных экспериментов, возникающих по принципу снизу вверх возможностей преобразования социальных отношений (с. 51). Долгосрочной целью солидарной экономики является создание локальных, региональных и международных сетей производства, потребления и финансов на основе общественной собственности, демократических принципов контроля и самоуправления.

Х. Уэйнрайт (H. Wainwright) предлагает новый подход анализу труда как основе солидарной экономики. Она рассматривает труд как общественное достояние (commons) и определяет его по Т. Фаттори (T. Fattori, 2011): «Общественное достояние - это то, что считается существенным для жизни... Оно представляет собой структуры, которые связывают индивидов друг с другом и делают нас членами общества, а не изолированными единицами, конкурирующими друг с другом». Предлагая рассматривать труд как способ реализации творческой способности человека, Уэйнрайт отмечает, что этот процесс, глубоко индивидуален и в то же время имеет социальное измерение и является необходимым условием для существования других видов общественного достояния (с. 75).

Экономическая среда солидарной экономики открывает больше возможностей для реализации творческой составляющей труда. Труд воспринимается как выражение личности через процесс оказания услуг своим согражданам, а не как продажа своих творческих способностей. В результате, по мнению автора, классовая борьба переориентируется с борьбы за средства существования

на борьбу за создание услуги, полезной для всех и выражающей творческий потенциал работников (с. 88).

Предложенное вйдение труда идет вразрез с его пониманием как фактора производства. Автор обращается к решению проблемы отчуждения труда и позиционирует солидарную экономику как движущую силу трансформации традиционных экономических отношений.

Анализируя итальянский опыт проектов социальной экономики, М. Берлингуер (M. Berlinguer) приходит к представлению о процессах в третьем секторе как о противостоящих традиционному производству стоимости / ценности. В рамках этого сектора возникают и развиваются новые способы некоммерческого (non-profit) и немонетарного создания ценности. В связи с возникновением новых форм производства и общественного воспроизводства автор считает необходимым расширить понятие экономического (с. 103). Новые формы производства, такие как сети, опираются на нематериальные ресурсные потоки и представляют собой базу солидарной экономики. Автор утверждает, что существующая жесткая классификация экономической деятельности и процедур измерения ценности не могут фиксировать и описывать реальную динамику социальной и солидарной экономики и некоммерческого сектора.

Формирование в последнее время новых форм производства, связанных с немонетарными измерениями ценности, требует пересмотра такого показателя, как ВВП, и интеграции в него индикаторов человеческого капитала, социального капитала и природного капитала (с. 121).

О.Н. Пряжникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.