Научная статья на тему '2016. 03. 023. Гарвер Д. Верховенство экологического права: правовое дополнение к концепции антироста экономики. Garver G. The rule of ecological law: the legal complement to degrowth Economics // sustainability. - Basel, 2013. - vol. 5, n 1. - p. 316-337'

2016. 03. 023. Гарвер Д. Верховенство экологического права: правовое дополнение к концепции антироста экономики. Garver G. The rule of ecological law: the legal complement to degrowth Economics // sustainability. - Basel, 2013. - vol. 5, n 1. - p. 316-337 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРИРОДООХРАННОЕ ПРАВО / КОНЦЕПЦИЯ АНТИРОСТА ЭКОНОМИКИ / ПРИНЦИП ДОСТАТОЧНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нагорная И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 023. Гарвер Д. Верховенство экологического права: правовое дополнение к концепции антироста экономики. Garver G. The rule of ecological law: the legal complement to degrowth Economics // sustainability. - Basel, 2013. - vol. 5, n 1. - p. 316-337»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

2016.03.023. ГАРВЕР Д. ВЕРХОВЕНСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА: ПРАВОВОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К КОНЦЕПЦИИ АНТИРОСТА ЭКОНОМИКИ.

GARVER G. The rule of ecological law: The legal complement to de-growth economics // Sustainability. - Basel, 2013. - Vol. 5, N 1. -P. 316-337.

Ключевые слова: экологическое право; природоохранное право; концепция антироста экономики; принцип достаточного благополучия.

Джоффри Гервер - член Комиссии по экологическому сотрудничеству (Commission for environmental cooperation, Канада) -разграничивает понятия экологического (ecological law) и природоохранного права (environmental law). Первый термин довольно редко используется в англоязычной литературе. Он не просто означает наличие системы норм, регулирующих определенные общественные отношения, а призван подчеркнуть приоритет экологических ограничений над социальными и экономическими соображениями.

Принцип верховенства права (закона) рассматривается автором в двух смыслах. Первый означает, что правовые нормы и институты на глобальном и локальном уровнях должны обеспечить согласованный, надежный и справедливый порядок регулирования человеческой деятельности. Второй подразумевает необходимость ограничения существующих правил объективными научными закономерностями.

Таким образом, принцип верховенства экологического права подразумевает, что нормы об охране окружающей среды должны основываться не только на правовых принципах - например, справедливости, - но и на существующих экологических возможностях планеты Земля.

Автор обращается к социально-экономической концепции антироста (degrowth), сторонники которой настаивают на сокращении размеров экономики для обеспечения общественного благосостояния в долгосрочной перспективе. Данная концепция предполагает целенаправленную социальную и экономическую трансформацию. Антирост означает переход к экологически ориентированной экономике. И хотя возможность подобного перехода может показаться иллюзорной, движение в этом направлении все же необходимо для того, чтобы избежать экологическую катастрофу.

По мнению автора, ключевым недостатком современного природоохранного права является рассмотрение существующих проблем изолированно друг от друга, что не позволяет разработать целостный подход к их разрешению. Второй недостаток состоит в том, что природоохранное право чрезмерно полагается на оценку денежных издержек и выгод, что приводит к приоритету экономических ограничений над экологическими.

Предусмотренные законами системные механизмы как правило достаточно слабы. Например, законы об оценке влияния проектов на окружающую среду, требующие анализа воздействия экономической активности на экосистему, по большей части направлены на повышение осведомленности населения, содержат в основном процедурные нормы и редко предусматривают конкретные меры по защите природы.

В качестве сравнительно успешного примера экосистемного подхода автор называет Монреальский протокол 1987 г. Однако научный консенсус, лежащий в его основе, является сильным, но не абсолютным. В целом он не смог существенно снизить применение экономических и технологических ограничений в пользу экологических.

Автор полагает, что принцип верховенства экологического права должен быть усилен. В первую очередь, следует признать людей частью жизненной системы Земли, в которую входит множество видов. Экологическое право направлено на обеспечение не только выживания, но и процветания данной системы как единого целого.

Различные режимы правового регулирования необходимо ограничить экологическими соображениями. Следует придерживаться системного подхода, который учитывает как статику (на-

пример, общее количество парниковых газов в атмосфере), так и динамику (в частности, объемы выбросов тех же газов). В случае превышения экологических лимитов необходимо применять восстановительные технологии.

Принцип верховенства экологического права должен пронизывать все иные отрасли, в том числе конституционное, финансовое и предпринимательское право. Конституции некоторых стран, например Эквадора и Боливии, признающие право на окружающую среду (rights of nature), могут стать первым шагом на пути к реформированию всего законодательства.

Поскольку деятельность человека уже превысила допустимые экологические нормы, необходимо ввести такой правовой режим, который радикально перестроит экономику в сторону сокращения выработки материалов и энергии. Это одна из центральных идей концепции антироста экономики, которая подразумевает, что рыночные механизмы не смогут обеспечить достижение подобной цели. Необходимо перейти к такой экономике, которая берет и использует не больше, чем это необходимо для обеспечения достойной и безопасной жизни. Правительства государств должны поддержать развитие технологий, которые позволяют сократить выбросы парниковых газов. При этом необходимо избежать обратного эффекта, при котором более эффективное применение материалов и энергии приводит к увеличению общего объема их использования. Следует ввести дополнительные правовые и политические механизмы, связанные с распределением экономических выгод от внедрения новых технологий. Такие выгоды должны быть направлены на дальнейшее сокращение энергопотребления. В тех областях, в которых экономические выгоды не способны привести к достаточному снижению использования энергии и материалов, потребуются культурные изменения, позволяющие уменьшить объем производства и потребления.

Принцип верховенства экологического права должен стать глобальным. Он предполагает ограничение права собственности и индивидуального выбора с целью гарантировать функционирование экономики в экологических рамках. Основными задачами при этом становятся недопущение извлечения несправедливых выгод отдельными регионами за счет глобального сообщества, а также

поддержание автономии местных сообществ и их культурной идентичности.

Автор полагает, что применение на глобальном уровне принципов пропорциональности и субсидиарности наподобие того, как они закреплены в различных договорах Европейского союза, может стать мощной структурой для обеспечения справедливого распределения благ. Субсидиарность способствует вмешательству в дела отдельных субъектов с целью достижения наиболее значимых политических целей, а пропорциональность означает, что правительства государств должны обладать достаточной властью и фактическими возможностями для их достижения.

Верховенство экологического права призвано обеспечить справедливое распределение благ между различными поколениями людей, а также иными формами жизни. Существующий сегодня правовой режим признает необходимость защиты свободы рынка и права собственности для максимизации экономической эффективности и достижения максимального благополучия для наибольшего количества людей. На настоящий момент предполагается, что все люди (но не другие формы жизни) должны иметь равные возможности потреблять и приобретать блага, на практике это приводит к неравенству из-за различия в стартовых возможностях, жизненных неудач и иных обстоятельств. Переход к экологически ориентированной экономике будет означать введение в действие иного принципа - достаточного (а не максимального) благополучия на душу населения для наибольшего количества людей. При этом следует избегать избыточного благосостояния, которое и привело к нарушению естественных экологических ограничений.

Принцип верховенства экологического права должен стать обязательным на наднациональном уровне и иметь приоритет над иными правовыми режимами. Для этого необходимы соответствующие органы власти, наподобие того, как это было сделано в Европейском союзе или в федеральных государствах, например в США. Это наиболее проблемная точка в концепции антироста. Большинство ее сторонников сомневаются в возможности установления реальной демократии на наднациональном уровне, склоняясь к международному арбитражу (третейскому суду) для суверенных государств. Тем не менее существующие трансграничные экологи-

ческие проблемы наглядно свидетельствуют о необходимости хотя бы минимального объема общеобязательной власти.

Экологически ориентированная экономика требует значительного увеличения исследовательских программ и создания механизмов контроля. Необходимо расширить исследования в двух направлениях: а) жизненные системы Земли, их поведение, а также влияние на них человеческой деятельности; б) структура управления, наиболее приемлемая для обеспечения верховенства экологического права.

Требуется установить границы человеческой деятельности, которые небезопасно пересекать с экологической точки зрения. В настоящее время они проходят между самыми безопасными условиями и теми, которые могут привести к экологической катастрофе. При этом неопределенность научных знаний требует установления определенного «запаса» безопасности.

Существенную роль в вопросе о границах играет также возможность наступления экономической катастрофы, которая обычно рассматривается столь же серьезно, как и экологическая. Автор не согласен с подобным подходом, считая, что он игнорирует альтернативные экономические сценарии, включая концепцию антироста и иные инновационные разработки в области распределения благосостояния. Принцип экологической предосторожности в контексте верховенства экологического права требует отказа от взвешивания таких несоизмеримых ценностей и рисков, как экологические и экономические.

Наконец, экологическое право должно быть гибким, способным к адаптации в зависимости от получения новых знаний об окружающей среде, а также о системе управления человеческой деятельностью. Адаптация также необходима по причине неравновесной природы экосистем, т.е. их развития часто случайными и нелинейными путями.

И.И. Нагорная

2016.03.024. ХОУП Э. ОТСУТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОВ: КАКИЕ МЕРЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ПРИНИМАЮТ ГОСУДАРСТВА. HOPE E. A lack of international agreement over the protection of forests: How nations have risen to the challenge of forest management //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.