Научная статья на тему '2016. 03. 015. Смольянинов М. М. Беларусь в Первой мировой войне, 1914-1918 гг. - Минск: Беларуская навука, 2014. - 317 с'

2016. 03. 015. Смольянинов М. М. Беларусь в Первой мировой войне, 1914-1918 гг. - Минск: Беларуская навука, 2014. - 317 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
859
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БЕЛАРУСЬ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 015. Смольянинов М. М. Беларусь в Первой мировой войне, 1914-1918 гг. - Минск: Беларуская навука, 2014. - 317 с»

дополнялось осознанием исключительности своего труда, важности заводов и фабрик для дела обороны страны. Вплоть до середины 1916 г. «массам рабочих на военных предприятиях еще казалось, что власть с ними заодно, что общую задачу борьбы с германцами она ставит превыше чьих-либо частных интересов» (с. 359). Однако подавление «лояльных по отношению к правительству» выступлений рабочих против частных собственников вызвало «кризис умонастроений в рабочей среде» и новый этап конфронтации, во время которого в стачечную борьбу все больше вовлекались рабочие казенных заводов, а узконаправленные в большинстве своем требования национализации отдельных предприятий уступали место общепонятным требованиям улучшения материального быта рабочих (там же).

Переход Путиловского завода в казенное управление ознаменовал собой утверждение в сознании как власти, так и рабочих некой «патриархальной справедливости», поднявшейся над убеждением в неприкосновенности и незыблемости частной собственности (с. 360). Этим примером автор обосновывает свой тезис о незавершенности развития института частной собственности в пореформенной России (с. 357). Развернувшийся процесс национализации очевидным образом подтачивал позиции власти изнутри, однако сама власть была уже не в состоянии свернуть со «скользкой тропы», по которой с началом войны ее ускоренно повели общественные настроения и прикрытые «государственными задачами» частные интересы. В этом смысле автор считает весьма показательным, что именно рабочие петроградских казенных военных заводов сыграли наиболее видную, «выдающуюся» роль в событиях Февраля 1917 года.

И.К. Богомолов

2016.03.015. СМОЛЬЯНИНОВ ММ. БЕЛАРУСЬ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ, 1914-1918 гг. - Минск: Беларуская навука, 2014. - 317 с.

Ключевые слова: Первая мировая война; Беларусь в Первой мировой войне.

Монография сотрудника Института истории Национальной Академии наук Беларуси, канд. ист. наук М. М. Смольянинова по-

священа истории участия Белоруссии в Первой мировой войне. Работа основана на российских и белорусских архивных материалах, многие из них впервые вводятся в научный оборот. Автором использованы в основном фонды РГВИА, ГАРФ, НИАБ, НАРБ. Монография состоит из введения, 11 глав и заключения. В качестве приложения дана подборка фотографий 1914-1918 гг.

Белорусские земли, входившие в состав Российской империи, оказались в зоне столкновения геостратегических интересов России и Германии и вскоре стали одним из эпицентров глобального военного конфликта. В довоенных планах подготовки к войне Генеральным штабом русской армии с целью обеспечения скорейшего сосредоточения и развертывания войск для начала военных действий «было предусмотрено комплектование в первую очередь призванными из местного населения по штатам военного времени войск, дислоцировавшихся в военных округах, приграничных к враждебным государствам - Германии и Австро-Венгрии», - пишет Смольянинов (с. 3).

С объявлением войны на белорусских землях было введено военное положение. Здесь размещалась Ставка Верховного главнокомандующего русской армией (с начала войны - в Барановичах, с августа 1915 г. - в Могилёве), был усилен военно-полицейский режим. В спешном порядке проводились мобилизация и пополнение частей действующей армии, формирование новых полков и дружин Государственного ополчения, кратковременное их обучение и выдвижение к местам сосредоточения и развертывания для участия в сражениях 1914 г. в Восточной Пруссии, Галицийской, Варшаво-Ивангородской и Лодзинской операциях (там же).

В результате неудачного для Российской империи развития военных действий и последующего отступления русских войск вглубь территории страны весной - летом 1914-1915 гг. белорусские земли стали одним из главных театров боевых действий. Здесь по линии Двинск - Поставы - Сморгонь - Барановичи - Пинск на два с половиной года стабилизировался участок российско-германского фронта численностью не менее 2,5 млн человек со всеми вытекающими из этого последствиями: эвакуация населения, учреждений и предприятий, беженское движение, разорение, разрушения и сожжение городов и сел, кровопролитные боевые действия (с. 4).

Тяжелым бременем легли на плечи мирного населения неок-купированной части белорусских земель неоднократные мобилизации мужчин, частые реквизиции лошадей, крупного рогатого и другого скота, фуража, зерна и другого продовольствия, привлечение трудоспособных жителей на строительство военно-оборонительных сооружений и рытье окопов, устройство беженцев и другие тяготы войны. Здесь дислоцировались войска более чем полуторамиллионного российского Западного фронта, велись боевые действия. В российскую армию из белорусских губерний было мобилизовано 50% мужского трудоспособного населения, что составляет 900 тыс. человек, которые воевали на всех фронтах Первой мировой войны (с. 5).

Специальные научные исследования по данной теме не проводились. С начала 1990-х годов ситуация стала несколько изменяться. Белорусские историки стали изучать национальное движение и процессы становления и развития белорусской государственности в годы Первой мировой войны, вопросы просвещения и культуры на оккупированной территории. В 2014 г., в преддверии 100-летия со дня начала Первой мировой войны, вышел первый в отечественной историографии сборник документов по истории Беларуси в годы Первой мировой войны1, в котором опубликованы документы из фондов и коллекций Национального исторического архива Беларуси и Национального исторического архива в Гродно. Но в белорусской историографии по-прежнему ощущается значительный дефицит научных исследований событий Первой мировой войны. Автор отмечает, что «в отечественной и зарубежной историографии до последнего времени не было комплексных научных работ, освещающих место и роль белорусских губерний в Первой мировой войне» (с. 10).

Исследование проблем военной истории Беларуси периода Первой мировой войны, полагает автор, осложнено тем, что основной корпус архивных документов по данной теме находится за пределами страны (в центральных архивах России, Украины, Литвы, Польши и Германии).

1 Беларусь в годы Первой мировой войны, (1914-1918): Сб. док. - Минск,

2014.

В главе первой «Мобилизация в белорусских губерниях Российской империи в начале Первой мировой войны» автор дает предысторию событий, приведших к началу войны между Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антантой (Англия, Франция, Россия). Война вовлекла в свою орбиту более 30 государств на всех континентах и впервые в истории приобрела мировой характер (с. 12).

Белорусская земля, так же как и земли Малороссии, Царства Польского, Лифляндии и Курляндии, являлась форпостом Российской империи на Западе и в первые же дни войны была объявлена на военном положении. Сразу же после мобилизации в русскую армию пополнялись дислоцировавшиеся здесь войска, выдвигавшиеся в места военных действий. Благодаря соответствующей подготовке губернские и уездные власти оперативно отреагировали на телеграфное сообщение о мобилизации, полученное вечером

17 июля (по старому стилю. - Реф.) 1914 г. Явка чинов запаса в соответствии с предписанием была назначена на 8 часов утра

18 июля. Приём и отправление их в воинские части производились на второй - пятый дни после мобилизации (с. 14).

После подробного описания, как конкретно все это происходило в разных губерниях, автор заключает: «Мобилизация в белорусских губерниях в начале Первой мировой войны прошла оперативно и в установленные сроки» (с. 34). В это время преобладали патриотические настроения, желание помочь православным сербам, выступить в защиту славянства. Государственными органами велась пропагандистская агитация, этим же занимались Церковь и образовательные и общественные организации.

В последующих главах рассматриваются вопросы сосредоточения и развертывания русских войск и их участие в боевых действиях на территории Беларуси. Повествование разделено на хронологические отрезки, начиная с первых месяцев войны: август -декабрь 1914 г., и заканчивая боевыми действиями 1918 г. Обращают на себя внимание такие затрагиваемые автором темы, как боевое крещение белорусских полков в 1914 г.; эвакуация населения, предприятий и учреждений в июне - ноябре 1915 г.; проблема беженства мирных жителей и ее решение на белорусских землях; боевые действия войск Западного фронта на территории Беларуси, газовые атаки на территории Беларуси; падение морально-боевого

состояния российских войск Западного фронта: причины и последствия; заключение перемирия на Западном фронте в ноябре 1917 г.; завершение демократизации и демобилизация армий Западного фронта; февральское наступление германских войск и организация сопротивления противнику в 1918 г. Указанные проблемы отражены в названиях 2-11 глав монографии.

Автор подчеркивает, что в годы Первой мировой войны, наряду с мощным огнестрельным оружием - пулеметами и артиллерийскими орудиями, впервые было применено оружие массового уничтожения живой силы - химическое оружие. В противовес утвердившейся в исторической литературе точке зрения, что впервые химическое оружие было применено германцами в битве при Ипре (Бельгия) 22 апреля 1915 г., Смольянинов приводит факты, свидетельствующие о том, что химическое оружие было применено впервые против русских войск еще в конце января 1915 г. у Воли Шидловска (территория Польши) (по свидетельству генерала Э. Людендорфа, 31 января 1915 г.) и «наиболее активно вели газобаллонные атаки против войск уже Западного фронта на территории Беларуси в 1916 г. Русские войска, отстававшие от германских войск в военно-техническом отношении в целом, уступали противнику и в химическом оружии как средстве массового поражения, а также в умении применять его и в средствах защиты от него. С развитием последних газобалонное оружие в германских войсках с конца 1916 г. стало уступать место артиллерийским снарядам, начиненным отравляющими веществами, а также огнеметам» (с. 208).

В заключение автор констатирует, что «война явилась тяжелым испытанием для белорусского народа». Оккупационный режим в западных губерниях, массовые реквизиции, мобилизации, принудительный труд на военных объектах неоккупированных восточных белорусских земель легли непосильным грузом на плечи населения. Особенно сильно отразилась война на экономике. Большинство (432) промышленных предприятий было эвакуировано, оставшиеся (139) были переведены на выработку военной продукции для фронта. В результате мобилизаций 50% мужской части населения и реквизиций лошадей для войск деревня лишилась основной рабочей силы. Сократились посевные площади, не всегда убирался урожай, надвигался голод, росла социально-экономическая и внутриполитическая напряженность (с. 314).

Октябрьская революция, Декреты о мире и земле, заключение перемирия на фронте усилили стремление солдат уйти в тыл. Устранение не признавшего советской власти командного состава лишило войска компетентного руководства, толкало большую часть генералов и офицеров на путь борьбы за свое властное и имущественное положение, способствовало развязыванию гражданской войны в стране (с. 315).

Заключив мир с государствами Четверного союза, Российская Советская республика вышла из состояния войны. Однако большая часть (4/5) белорусских земель оставалась под пятой германских оккупантов, жестоко эксплуатировавших ее жителей, хищнически использовавших производственные, сельскохозяйственные и природные ресурсы. Лишь с поражением Германии и ее союзников в Первой мировой войне осенью 1918 г., вспыхнувшими революциями в Германии и Австро-Венгрии и аннулированием Советской Россией Брест-Литовского мирного договора германские войска оставили белорусские земли (с. 316).

В.П. Любин

2016.03.016. КИРМЕЛЬ Н.С., ХАНДОРИН В.Г. КАРАЮЩИЙ МЕЧ АДМИРАЛА КОЛЧАКА. - М.: Вече, 2015. - 319 с.: ил.

Ключевые слова: А.В. Колчак; контрразведка армии А.В. Колчака; политическая полиция.

В монографии описывается история контрразведки армии А. В. Колчака, включая не только военную контрразведку, но и так называемую государственную охрану, т.е. политическую полицию. Последняя при Колчаке, как и в дореволюционной России, подчинялась не военному ведомству, а Особому отделу Департамента милиции МВД; термин «милиция» был введен еще Временным правительством и в Гражданскую войну применялся по обе стороны фронта. Особое внимание в книге уделяется анализу деятельности спецслужб армии Колчака в сравнении со спецслужбами других белых правительств, а также большевистскими. Хронологически исследование охватывает период с ноября 1918 по январь 1920 г., т.е. с прихода Колчака к власти в Сибири и до окончательного краха возглавляемого им государственного образования, включая армию. Поскольку белогвардейцы, в отличие от большевиков, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.