Резюме. В статье на основе исторических и литературных источников, воспоминаний участников и очевидцев рассматриваются военные события Первой мировой войны и быт населения в тылу русской армии и на оккупированной немцами территории Беларуси. Ключевые слова: Первая мировая война, Тройственный союз, Антанта, немецкая оккупация.
Валентина Белявина,
Фото Алеси КАСЬЯН
старшии научный сотрудник
Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидат исторических наук
В августе нынешнего года исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны, принесшей множество бед и страданий человечеству. Невиданная ранее по масштабам, жестокости и кровавым последствиям война длилась с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г., втянув в свой круговорот 38 крупнейших государств мира, в которых жили 1,5 млрд человек, или три четверти жителей планеты. В боевых действиях помимо огромных масс мужского населения впервые использовалась передовая военная техника: самолеты, бронепоезда, бронемашины, танки; было применено такое жестокое средство массового уничтожения живой силы противника, как отравляющие газы.
Первая мировая война явилась величайшей трагедией для многих народов, в том числе и для белорусов: наши этнические земли стали одним из эпицентров этого глобального вооруженного конфликта начала ХХ века. В то время Беларусь была регионом Российской империи и не являлась самостоятельным участником войны. На 1 января 1914 г. на ее территории (губернии Вилен-ская, Витебская, Гродненская, Могилевская, Минская и часть Ковенской) проживало 7515,1 тыс. человек, или приблизительно 5,9% тогдашнего населения России, но именно на белорусской земле во многом решался исход той войны.
Как показали многочисленные работы историков, острейший кризис в отношениях
Император Николай II принимает доклад о ходе военных действий от Верховного Главнокомандующего Русской Императорской армией великого князя Николая Николаевича Романова в присутствии начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала от инфантерии Н.Н. Янушкевича (справа) и генерал-квартирмейстера генерала от инфантерии Ю. Н. Данилова. Ставка, г. Барановичи
Передовая застава русских войск. Фото И.И. Стабровского
Обстрел немецкого аэроплана из пулемета, приспособленного для борьбы с неприятельскими летательными аппаратами. Фото И.И. Стабровского
великих держав, приведшии к мировой воИне, зародился еще в период домонополистического капитализма и назревал на протяжении нескольких десятилетий. Накануне в Европе сложились два противоборствующих военных блока - Тройственный союз, или Центральные державы (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Антанта, куда входили Россия, Великобритания и Франция. В этих условиях любой конфликт между государствами из разных блоков грозил перерасти в общеевропейскую коалиционную войну.
В начале ХХ в. Германия вышла на второе место в мире по промышленному производству. Ей нужны были новые земли и колонии, рынки сбыта, сырьевые базы и новые сферы приложения капитала. Руководству страны удалось перевести промышленность на военные рельсы, создать мощную индустрию новейших видов вооружения, резко увеличить запасы стратегического сырья. Германская сухопутная армия стала считаться самой сильной в мире, организация военного дела в ней достигла высочайшего уровня.
Уверенность Германии в могуществе своего промышленного и боевого потенциала была настолько велика, что она искала только повода для установления своей гегемонии на европейской и мировой арене. А.Ф. Керенский, проанализировав политику Германии в 1912-1913 гг., писал в своих воспоминаниях, что план превентивной войны в Европе был утвержден германским командованием еще летом 1912 г. [1].
Непосредственным поводом к развязыванию боевых действий послужило убийство 28 (15) июня 1914 г. в столице Боснии г. Сараево наследника австро-венгерского престола
эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены. Однако, как отмечал известный российский историк В.С. Васюков, главной причиной Первой мировой войны явилось стремление Германской империи силой оружия установить свое господствующее положение в Европе и мире и готовность Антанты этого не допустить [2].
На русско-германском фронте война началась в первых числах августа 1914 г. боями в Восточной Пруссии и Галиции, где еще полностью не отмобилизованная русская армия начала наступление в интересах союзников по Антанте, чтобы оттянуть на себя часть германских войск, рвавшихся к Парижу.
Белорусские губернии находились недалеко от театра боевых действий и были объявлены на военном положении. Не менее 800-900 тыс. жителей Беларуси были призваны в российскую армию, в городах создавались десятки госпиталей и лазаретов, размещались запасные воинские части и дружины Государственного ополчения, действовали благотворительные общества помощи жертвам войны.
На протяжении года сражения велись в Восточной Пруссии, Польше и Галиции. Весной 1915 г. немецкие и австро-венгерские войска одновременно начали мощное наступление из Восточной Пруссии и Галиции с целью окружить русские войска в Польше. Под яростным напором хорошо вооруженного противника русская армия медленно, с тяжелыми арьергардными боями отступала, уводя с собой огромные массы местного населения, которое рассматривалось командованием как важный ресурс для неприятеля. В армии наблюдался жесточайший кризис вооружения: катастрофически
Привязной аэростат («колбаса») для наблюдения за противником. Фото И.И. Стабровского
не хватало артиллерийских орудий и снарядов, пулеметов и патронов, винтовок, взрывчатых веществ и пороха.
Волна беженцев с повозками вместе с отступающей армией катилась по дорогам Беларуси на восток беспрерывно день и ночь. Небольшие запасы продуктов у них быстро расходовались, и многие голодали. Бедствие довершалось падежом скота от бескормицы, и телеги с имуществом приходилось бросать.
Власти и общественные организации предпринимали героические усилия для помощи беженцам, создавая на путях их следования пункты, где можно было бесплатно получить горячую пищу, денежную и медицинскую помощь. Однако количество людей, спешно покинувших родные края, было настолько огромным, что получить помощь могли далеко не все. Осенью 1915 г. беженцы были организованно вывезены по железной дороге из Восточной Беларуси во внутренние районы России. Общее их число, по данным историков, превышало 1,3 млн человек.
Летом 1915 г. война приблизилась к западной границе Беларуси. 22(9) августа 1915 г. кайзеровские войска начали наступление на г. Свенцяны (ныне Швенчёнис, Литва) и на следующий день прорвали фронт. Российские войска были вынуждены оставить Вильно и отойти на восток. Под вражеской оккупацией оказалась четвертая часть территории нашей страны.
2 октября (19 сентября) 1915 г. фронт стабилизировался здесь на два с половиной года, разделяя Беларусь на оккупированные немцами земли и русскую прифронтовую полосу по линии Видзы - Сморгонь -Барановичи - Пинск. На всем протяжении линии фронта шла непрерывная борьба враждующих сторон: велся ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь, происходили воздушные бои, отрывались новые линии окопов, устанавливались дополнительные ряды проволочных заграждений, строились блиндажи, землянки, доты, склады и т.д.
На территории Беларуси германцы широко использовали запрещенное Гаагской конвенцией 1899 г. химическое оружие - отравляющие газы, химические снаряды и гранаты. Кроме нанесения войскам людских потерь газ уничтожал все живое на много километров в округе: гибли мирные жители, домашние и дикие животные, желтела листва на деревьях, становились непригодными в пищу продукты питания.
21(8) февраля 1916 г. немцы начали наступательную операцию против французской крепости Верден. Англо-французское командование обратилось в русскую Ставку с настоятельной просьбой как можно скорее развернуть боевые действия на русском
Окопы «с козырьком» у Сморгони. Апрель 1917 г. Фото В.М. Павлюковского
После боя у местечка Крево Виленской губернии. Март 1916 г. Фото И.И. Стабровского
Похороны убитого воина из 530-го Василь-Сурского пехотного полка. Фото В.М. Павлюковского
Революционные солдаты. 1917 г.
Фото из фондов Гродненского государственного
историко-археологического музея
Оживление
кислородом
солдата,
отравленного
немецкими
удушливыми
газами.
Фото
И.И. Стабровского
Немецкая каска и палица для добивания российских солдат, отравленных газами. Применялась германцами под Сморгонью в 1916 г.
Братское военное кладбище у деревни Белая Вилейского уезда Виленской губернии. Фото И.И. Стабровского
фронте. Под руководством начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М. В. Алексеева был срочно разработан план операции с целью прорыва немецкой обороны в районе озера Нарочь и дальнейшего развития наступления в Литве и Латвии с выходом к Митаве (ныне латвийский город Елгава). Главный удар наносила 2-я армия Западного фронта. С российской стороны в Нарочанской операции вместе с резервными 15-м и 35-м армейскими корпусами участвовало 407 052 солдата пехоты и 18 428 кавалеристов.
Наступление началось 18(5) марта 1916 г. в тяжелых погодных условиях во время весеннего бездорожья, без общего взаимодействия воинских частей. Несмотря на героизм и высокий боевой дух солдат, прорвать немецкий фронт не удалось. За две недели упорных боев 2-я русская армия потеряла убитыми и ранеными 1018 офицеров и 77 427 солдат, в том числе 12 тыс. обмороженных и замерзших. После боев с немецких проволочных заграждений было снято 5 тыс. трупов. Немцы потеряли 30-40 тыс. солдат [3]. Однако стратегическая цель операции была достигнута. Русская армия сковала значительную группировку неприятеля и вынудила германское командование перебросить из Франции под Нарочь свыше 4 дивизий, что дало возможность войскам союзников удержать фронт.
Общее летнее наступление 1916 г. на русско-германском фронте также началось раньше предполагаемого срока в связи с критическим положением на итальянском фронте. 4 июня (22 мая) 1916 г. командующий Юго-Западным фронтом генерал-адъютант А.А. Брусилов повел свои армии в наступление (знаменитый Брусилов-
ский прорыв), в ходе которого впервые в истории Первой мировой войны были прорваны в нескольких местах долговременные австрийские позиции в Галиции.
На территории Беларуси под Барановичами наступательную операцию проводила 4-я армия Западного фронта под командованием генерала А.Ф. Рогозы в составе 340 тыс. человек. Она началась 2 июля (19 июня) и длилась до 29(16) июля 1916 г. Попытка прорвать сильно укрепленную полосу немецкой обороны, как и весной под Нарочью, закончилась неудачей.
В ходе Барановичской операции потери российских войск убитыми, ранеными и взятыми в плен, по различным источникам, составили от 80 до 105 тыс. солдат и офицеров. Потери германской стороны, по тем же источникам, колеблются от 15 до 25 тыс. человек. Линия фронта не изменилась, и позиционная война продолжалась.
В феврале 1917 г. русской Ставкой был разработан план
«Сын полка» Первой мировой войны. Фото И.И. Стабровского
летнего наступления. Однако его подготовка была сорвана Февральской революцией. В результате заговора высших военных и думских деятелей Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, одновременно был образован и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Повсеместно на фронтах начали создаваться солдатские комитеты, которые принимали на себя политическое руководство частями и распоряжение оружием. Комитеты вмешивались в деятельность офицеров, часто высказывали им недоверие и добивались отстранения от должности. Дисциплина в войсках падала. Весной на фронтах началось массовое братание с немецкими солдатами.
Летняя наступательная операция 1917 г. на участке Западного фронта Сморгонь -Крево началась 19 (6) июля в 5 часов утра мощной артподготовкой обычными и химическими снарядами. Были прорваны и заняты три линии немецких укреплений, подавлена неприятельская артиллерия, взято в плен 1400 немцев и захвачено много пулеметов. Однако в связи с нежеланием большинства солдат идти в бой и массовым самовольным уходом с позиций прекрасно спланированная и блестяще проведенная артиллерийская подготовка была фактически сведена к нулю. В результате российские войска отошли на свои прежние позиции. Это было последнее наступление на русско-германском фронте, так как разложившаяся армия была уже неспособна к боевым операциям.
7 ноября (25 октября) 1917 г. большевики свергли Временное правительство и захватили власть. Проходивший 7-9 ноября II Всероссийский
съезд Советов образовал советское правительство и принял Декрет о мире, которым декларировал выход России из войны.
15(2) декабря 1917 г. в Бресте (Брест-Литовске) между Советской Россией и австро-германским блоком государств было заключено перемирие по всему русско-германскому фронту сроком до 14 февраля 1918 г. Там же начались переговоры о сепаратном мире с представителями Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, но в конце января они были сорваны возглавлявшим советскую делегацию Л.Д. Троцким. Воспользовавшись этим, немецкие войска перешли в наступление по всему русско-германскому фронту. Остатки деморализованной русской армии отходили, практически не оказывая сопротивления. Немцы оккупировали почти всю Беларусь.
3 марта 1918 г. советское правительство подписало в Бресте мир с Германией и ее союзниками. Это означало формальный выход Советской России из войны, в то время как население нашей страны на 4/5 ее территории по условиям Брестского мирного договора оставалось под бременем немецкой оккупации до поражения Германии в Первой мировой войне и заключения Компьенского перемирия в ноябре 1918 г. В
Окончание в следующем номере
See: http://innosfera.org/2014/09/WWI
Литература
1. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990, №9. С. 124.
2. Васюков В.С. Мир на пороге войны // Первая мировая война: Пролог ХХ века.- М., 1999. С. 32.
3. Малышев Т.Н. Нарачанское эхо Вердена // Беларусь у гады Першай сусветнай вайны: навук.-практ. канф. (Смаргонь, 18-19 мая 2007 г.) / навук. рэд. А.М. Л(тв(н, У.В. Ляхоусга; рэдкал. М.У. Мясн(ков1ч [i ¡нш.].- Мн., 2009. С. 335.
Беженцы на привале около Бобруйска.
Фото из фондов Национального исторического музея
Крестьяне местечка Любань Вилейского уезда Виленской губернии с российскими военными. Фото из фондов Национального исторического музея
Миномет во дворе белорусского крестьянина. Фото из фондов Национального исторического музея
Немецкие войска на улицах Гродно. Немецкая открытка