Научная статья на тему '2016. 02. 050. Массимилиано М. , Людвинек А. , Ледермайер С. Социальная инклюзия молодежи. Massimiliano M. , ludwinek A. , ledermaier S. social inclusion of young people / European foundation for the improvement of living and working conditions. (Eurofound). - Luxembourg: publications Office of the European Union, 2015. - 145 p. - Mode of access: http://www. Eurofound. Europa. Eu/sites/default/files/ef_publication/ field_ef_document/ef1533_v3. Pdf'

2016. 02. 050. Массимилиано М. , Людвинек А. , Ледермайер С. Социальная инклюзия молодежи. Massimiliano M. , ludwinek A. , ledermaier S. social inclusion of young people / European foundation for the improvement of living and working conditions. (Eurofound). - Luxembourg: publications Office of the European Union, 2015. - 145 p. - Mode of access: http://www. Eurofound. Europa. Eu/sites/default/files/ef_publication/ field_ef_document/ef1533_v3. Pdf Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ГАРАНТИИ / БЕЗРАБОТИЦА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 050. Массимилиано М. , Людвинек А. , Ледермайер С. Социальная инклюзия молодежи. Massimiliano M. , ludwinek A. , ledermaier S. social inclusion of young people / European foundation for the improvement of living and working conditions. (Eurofound). - Luxembourg: publications Office of the European Union, 2015. - 145 p. - Mode of access: http://www. Eurofound. Europa. Eu/sites/default/files/ef_publication/ field_ef_document/ef1533_v3. Pdf»

нимальная зарплата, система коллективных договоров и сильные профсоюзы (с. 407).

Б.Г. Ивановский

2016.02.050. МАССИМИЛИАНО М., ЛЮДВИНЕК А., ЛЕДЕР-МАЙЕР С. СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ МОЛОДЕЖИ. MASSIMILIANO M., LUDWINEK A., LEDERMAIER S. Social inclusion of young people / European foundation for the improvement of living and working conditions. (Eurofound). - Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. - 145 p. - Mode of access: http:// www.eurofound.europa.eu/ sites/default/files/ef_publication/ field_ef_document/ef15 33_v3.pdf

Ключевые слова: Европейский союз; социальная инклюзия; гарантии; безработица.

Концепция социальной инклюзии, указывается в докладе Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (European foundation for the improvement of living and working conditions, Eurofound), первоначально возникла во Франции в первой половине 1970-х годов. Она посвящена проблеме включения в социальную и экономическую жизнь таких категорий граждан, как инвалиды, одинокие родители и безработные. В последние десятилетия концепция социальной инклюзии постоянно развивалась и обсуждалась в Евросоюзе. В настоящее время ее принципы прочно закреплены в европейской системе управления социальной сферой.

На Лиссабонском саммите Совета ЕС в марте 2000 г. проблема социальной инклюзии была основным пунктом повестки дня. Кроме того, приняв Стратегию развития Европы до 2020 г. (Europe 2020 strategy EU) в 2010 г., правительства стран ЕС обязались сократить количество бедных и, следовательно, социально изолированных граждан, по крайней мере на 20 млн человек. Эта цель является одной из трех основных задач (наряду с задачами увеличения занятости и развития образования), направленных на ликвидацию социальной изоляции отдельных групп населения в ЕС.

В связи с экономическим кризисом в странах ЕС растет социальная изоляция, поскольку для многих граждан все труднее найти работу. Это в свою очередь приводит к росту социального

неравенства и маргинализации определенных групп населения, особенно молодежи. Так, в период кризиса 2008-2012 гг. 24,5% населения Евросоюза подверглись риску социальной эксклюзии по причине бедности, в том числе 28,2% молодых людей. Кроме того, численность молодых людей в возрасте 15-29 лет, которые не имели работы, нигде не учились и не проходили профподготовку (not in employment, education or training, NEETs), достигла к 2012 г. 15 млн человек (с. 5).

Социальная эксклюзия имеет многочисленные негативные последствия, такие как рост недовольства, неуверенности в трудоустройстве, что отражается на физическом и психологическом здоровье молодых людей. При этом ее влияние может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни молодежи. Во втором квартале 2015 г. уровень безработицы среди молодежи снизился до 20,7%. Однако доля безработных молодых людей в ряде стран ЕС, особенно Восточной Европы, остается все еще высокой. Около 13% лиц в возрасте 15-24 лет в настоящее время относятся к социальной категории NEETs (с. 23). В связи с этим растет риск распространения среди молодежи асоциального образа жизни (преступности, наркомании и т.п.).

Рассматривая конкретные меры и инициативы, предпринимаемые Евросоюзом для социальной интеграции молодежи, авторы указывают, что первостепенной задачей является изменение ситуации в области трудоустройства и занятости. Еврокомиссия выдвинула ряд предложений по снижению уровня безработицы среди молодежи, которые предусматривают действия по следующим направлениям: сокращение числа лиц, раньше времени покидающих школу; модернизация образования и профподготовки; облегчение доступа молодежи на рынок труда; содействие мобильности молодежи в рамках ЕС; эффективное использование европейских фондов для содействия занятости молодежи.

В 2014 г. Еврокомиссия приняла программу «Гарантии для молодежи» (Youth Guarantee), которая постоянно корректируется в зависимости от конкретной экономической и социальной ситуации в странах ЕС. Цель программы состоит в том, чтобы гарантировать всем молодым людям в возрасте до 25 лет получение хороших предложений о работе в течение четырех месяцев после окончания учебы или потери работы. Другая цель программы - гаранти-

ровать молодым людям, которые имеют низкую профподготовку или хотят приобрести новые профессиональные навыки, получение производственной стажировки на 6-9 месяцев. В Ирландии разработан механизм организации стажировок для 9 тыс. человек в частном, государственном или общественном секторах (с. 37). В период обучения стажеры получают еженедельное пособие в размере 50 евро. Для регионов, наиболее сильно пострадавших от безработицы, программой предусмотрено дополнительное финансирование из фондов ЕС. Вышеперечисленные направления программы «Гарантии для молодежи» широко используются в Австрии, Финляндии и Швеции, что оказало существенное влияние на снижение уровня безработицы среди молодежи.

Вместе с тем, несмотря на несомненную положительную тенденцию в применении гарантий занятости для молодежи, авторы отмечают определенные ограничения в реализации программы «Гарантии для молодежи». Первое связано с финансированием, поскольку в отдельных странах ЕС трудно оценить объем необходимых финансовых средств. Однако Еврокомиссия считает, что выгоды от реализации программы намного превышают расходы на нее. По оценкам МОТ, осуществление программы «Гарантии для молодежи» в зоне евро обойдется в 21 млрд евро (0,22% ВВП ЕС), зато будут трудоустроены дополнительно 14,6 млн человек (с. 80). Тем не менее ряд экспертов критиковали Еврокомиссию за недостаточное финансирование схем включения молодежи в трудовую жизнь. Например, специалисты Европейского экономического и социального комитета (ЕЭСК) считают, что 6 млрд евро, выделяемых ежегодно для решения этой проблемы, недостаточно. Другие критически настроенные эксперты говорят о необходимости ликвидации структурных недостатков рынка труда, с которыми сталкиваются молодые люди при поиске рабочих мест.

Среди мер структурного характера, направленных на активизацию участия молодых людей в жизни общества, выделяются инициативы по совершенствованию планирования и принятия решений на местном уровне. При этом акцент делается на развитие так называемой мягкой инфраструктуры, т.е. на расширении сети контактов и диалога между поколениями, повышении осведомленности относительно потребностей молодежи и их учете в процессе планирования и принятия решений. Один из примеров успешного

применения такого подхода - строительство шести центров развития в маргинализированных сельских цыганских общинах Болгарии, Румынии и Македонии. Центры обеспечивают выбор профориентации, психологическую поддержку и посредничество между целевыми группами молодежи и государственными местными органами власти.

Другие меры структурного характера направлены на ликвидацию барьеров, препятствующих социальной адаптации молодежи и повышению ее профессиональной квалификации, а также на развитие взаимодействия с взрослыми людьми. Так, в Болгарии создана специализированная служба по обучению молодых людей в возрасте 18-35 лет, работающих в сфере социальных услуг и других отраслях, основам психологии и методам консультирования неблагополучной молодежи с целью расширения потенциальных возможностей ее социальной интеграции.

Для социальной интеграции молодежи в программе «Гарантии для молодежи» используются разного рода услуги (всего 24 вида). В их числе: консультационные услуги, в том числе в режиме онлайн - консультационные центры «Киберхаусы» в Дании (Cyberhouse counselling service); услуги сервисных и информационных центров для социально незащищенной молодежи, например молодежная сеть «Чавос Небо» (Chavos Nebo) в Испании; бесплатные юридические услуги для молодых людей из уязвимых слоев населения в Греции.

Национальные программы по проблемам молодежи включают широкий спектр мер - от информационно-пропагандистских до предоставления конкретных услуг, таких как профессиональное обучение, и мер по профилактике раннего ухода из школы. Эти меры авторы делят на следующие категории:

- информация, консультации и рекомендации;

- содействие переходу «школа - трудовая жизнь» (меры, направленные на предотвращение преждевременного ухода из школы и на возвращение в учебные заведения, а также стимулирование занятости молодых людей);

- создание инфраструктуры для обучения и приобретения трудового опыта в специализированных центрах подготовки;

- содействие молодежному предпринимательству, в частности за счет упрощения финансовых и организационных процедур при открытии молодыми людьми собственного бизнеса;

- целевые меры по поддержке наиболее уязвимых групп молодежи - с ограниченными возможностями и из неблагополучных семей (с. 66).

Меры по финансовой поддержке молодежи подразделяются на шесть групп. Основную роль играет прямое финансирование на национальном уровне. Например, в Великобритании действует государственный фонд по поддержке бездомных молодых людей (Fair Chance Fund), в Испании - проекты в области спорта, творчества и социальной интеграции (Banco y laboratorio de proyectos de deporte, creatividad e inclusión social). Другие группы финансовых мер предназначены для индивидуальной социальной поддержки молодых людей. Они предусматривают, в частности, обеспечение жильем молодых людей, оставшихся без крова или находящихся под риском оказаться бездомными (с. 94).

В ряде стран в последние годы были внесены изменения в критерии предоставления помощи по отдельным программам и размере этой помощи. В одних странах были урезаны программы поддержки молодежи, в других, напротив, были расширены права молодых людей на получение помощи. Так, в Ирландии с начала кризиса в 2008 г. пособия для молодежи последовательно сокращались. В 2009 г. размер пособия для новых претендентов в возрасте моложе 20 лет сократился с 204 евро до 100 евро в неделю. С января 2014 г. размер пособий для лиц в возрасте до 25 лет был сокращен до 144 евро, а для лиц в возрасте 26 лет и старше до 188 евро в неделю (с. 143).

В Дании с января 2014 г. социальная помощь для всех молодых людей в возрасте до 30 лет с минимальным уровнем образования была заменена образовательным грантом на более низкую сумму - 340 евро в месяц для тех, кто живет с родителями, и 785 евро для тех, кто живет самостоятельно. В Нидерландах в 2012 г. для молодых людей в возрасте моложе 27 лет был введен период ожидания социальной помощи продолжительностью в 4 недели с целью сократить количество претендентов на ее получение.

В Греции в 2013 г. были увеличены социальные пособия по безработице для самозанятых. Кроме того, право на получение по-

собия по безработице получили молодые люди в связи с тем, что минимальный возраст претендентов на такое пособие был снижен с 45 до 20 лет. Был также увеличен максимальный уровень дохода, при котором семьи могут претендовать на получение социальной помощи (с 5 до 10 тыс. евро).

В Словении, в результате проведенных в 2013 г. реформ в области трудового права, были значительно смягчены условия для получения пособия по безработице для лиц моложе 30 лет и повышены их размеры - с 70 до 80% от последнего заработка в течение первых трех месяцев выплаты пособия (с. 143).

Во Франции в 2009 г. было продлено право получения пособия активной солидарности (revenu de solidarité active, RSA) для безработных в возрасте 18-25 лет, но не для всех, а только для тех, кто отработал не менее 3214 рабочих часов или двух лет в режиме полной занятости.

В Швеции существенные изменения в принципах социальной поддержки молодежи произошли в 2013 г., когда были введены специальные пособия (сроком на три года) для лиц в возрасте 2024 лет, поменявших место жительства. Однако, чтобы претендовать на получение пособия, молодые люди должны иметь стаж работы не менее 15 месяцев (для лиц старше 25 лет установлена норма работы не менее 6 месяцев) (с. 144).

Программа «Гарантии для молодежи» является наиболее успешной по сравнению с другими европейскими инициативами, отмечают авторы. В долгосрочной перспективе, когда вся система поддержки молодежи, предусмотренная программой, начнет работать в полную силу, будут ликвидированы структурные барьеры, ограничивающие доступ молодых людей на рынок труда, заключают авторы.

Б.Г. Ивановский

2016.02.051. СЕМЕЙНАЯ ПОДДЕРЖКА В СТАРЕЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ: КАК АМЕРИКАНЦЫ, НЕМЦЫ И ИТАЛЬЯНЦЫ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СТАРЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ. Family support in graying societies: How Americans, Germans and Italians are coping with an aging population. - Washington DC: Pew Research Center, 2015. - Mode of access: http://www.pewsocial trends.org/2015/05/21/family-support-in-graying-societies/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.