Научная статья на тему '2017. 01. 050. Исследование проблемы безработной молодежи. Exploring the diversity of NEETs. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2016. - 72 p'

2017. 01. 050. Исследование проблемы безработной молодежи. Exploring the diversity of NEETs. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2016. - 72 p Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / ПРОГРАММА "ГАРАНТИИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 050. Исследование проблемы безработной молодежи. Exploring the diversity of NEETs. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2016. - 72 p»

Междепартаментская мобильность наемных работников не дает гарантий сохранения (или повышения) их профессионального положения. Проблема, с которой сталкиваются индивиды, заключается не в выборе между мобильностью или занятостью, с одной стороны, и немобильностью и безработицей - с другой, а в том, что они должны полностью изменить свой образ жизни. Если географическая мобильность благоприятна в основном для лиц с высокой квалификацией, это именно потому, что они располагают необходимыми ресурсами для достижения успеха на другой территории.

Эмпирический анализ, проведенный автором, говорит о том, что надо выйти за рамки механического анализа влияния географической мобильности на занятость. Необходимо учитывать сложный комплекс профессиональных последствий и последствий для образа жизни конкретных индивидов, возникающих в результате смены местожительства.

Таким образом, автор приходит к выводу, что в период 19702012 гг. шансы вернуться к трудовой деятельности у безработных, переезжающих в другой департамент, были приблизительно такие же, как у тех, кто не менял департамент проживания. Однако влияние мобильности на занятость различалось для безработных разной квалификации. Так, если географическая мобильность увеличивала в рассматриваемый период возможности получения новой работы для квалифицированных специалистов, то для малоквалифицированных безработных ее последствия были иными: при смене местожительства у них было в два-три раза меньше шансов найти работу, чем у безработных такой же квалификации, которые никуда не переезжали.

С.Н. Куликова

2017.01.050. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ.

Exploring the diversity of NEETs. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2016. - 72 p.

Ключевые слова: ЕС; безработица среди молодежи; программа «Гарантии для молодежи».

В докладе Европейского фонда по улучшению условий жизни и работы (European Foundation for the improvement of living and

working conditions, Eurofound) рассматриваются проблемы, связанные с вовлечением безработной молодежи в трудовую деятельность. Хотя эти проблемы с 2010 г. находятся в центре социально-экономической политики Евросоюза и ситуация в этой области улучшается, среди молодых европейцев в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время насчитывается 5,5 млн безработных. Это наивысший ее уровень за всю историю ЕС. В связи с этим исследовательские организации и правительственные органы ищут новые механизмы вовлечения молодых безработных в трудовую и образовательную деятельность.

Одним из таких механизмов является принятая в 2010 г. 28 странами ЕС концепция NEET - «молодые безработные, не обучающиеся в общеобразовательных и профессиональных учреждениях» (young people not in employment, éducation or training). Эта концепция позволяет понять причины уязвимости молодых людей на рынке труда и социальной эксклюзии молодежи. Более того, индикаторы, получаемые на основе концепции NEET, дали возможность пересмотреть цели молодежной политики и стали важным дополнительным средством мониторинга экономической и социальной сферы ЕС, утверждают авторы.

Для изучения проблем молодежной безработицы авторы выделяют в концепции NEET следующие аспекты, которые должны находиться в центре внимания политических инициатив:

- социодемографические факторы: как показали исследования, число безработных среди молодежи увеличивается с возрастом и наиболее остро эта проблема стоит перед молодыми женщинами;

- уровень образования: наибольшую долю молодежи NEET составляют молодые люди со средним незаконченным образованием (неполным средним), которые часто исключаются из политического дискурса. Вместе с тем с повышением уровня образования у молодых людей растут шансы на трудоустройство и социальную адаптацию;

- регистрация на бирже труда: среди NEET 70% хотят работать, но только 57% из них зарегистрированы на бирже труда (public employment services, PES). Между тем такая регистрация дает возможность включиться в европейскую программу «Гарантия для молодежи»;

- состав NEET: численность кратко- и долговременных безработных составляет почти половину NEET (29,8 и 22,2% соответственно). Почти 8% NEET пытаются повторно поступить в учебные заведения, 15,4 - не работают по семейным обстоятельствам, 6,8 - больны или являются инвалидами, 6 - отчаялись найти работу и 12% не назвали причину, по которой не участвуют в трудовой деятельности;

- различия между страновыми кластерами: существуют значительные различия между странами ЕС по численности и составу NEET. В северных, западных и континентальных странах Европы наибольшую группу безработных составляют кратковременно незанятые, в то время как в южных и средиземноморских государствах больший вес имеют долговременные безработные и лица, отчаявшиеся найти работу. В странах Восточной Европы большая часть NEET - это женщины, не работающие в основном по «семейным обстоятельствам».

Многие страны при реализации программы «Гарантии для молодежи» сосредоточили усилия на решении проблем кратковременной безработицы и, в частности, проблемы перехода молодых людей без задержек от школы к работе. Так, в Эстонии работодатель получает за наемного работника, соответствующего определению NEET, субсидию на него в размере до 50% заработной платы и компенсацию за первый год профессионального обучения, если работа гарантируется в течение двух лет. На эти цели государством было выделено почти 19 млрд евро из Фонда страхования безработицы (Estonian unemployment insurance fund) на период 20152020 гг. (с. 50).

В Италии молодые люди в возрасте от 18 до 28 лет могут обратиться в региональные отделения Национального агентства по общественным услугам (National agency for civic services) для получения информации о возможности участия в общественных проектах. Цель агентства - развитие трудовых навыков и расширение знаний молодых людей о гражданском обществе. Аккредитованные провайдеры общественных услуг берут молодых людей на стажировку с оплатой в течение 12 месяцев. В конце этого периода они получат «бонус занятости» (employment bonus), если решат трудоустроить молодого человека.

План реализации программы «Гарантии для молодежи» (Youth Guarantee Implementation Plan) включает в себя финансирование в размере 340 тыс. евро для поддержки молодых безработных с ограниченными возможностями. В Греции, например, в рамках программы «Гарантии для молодежи» предусмотрены меры по профессиональной подготовке и улучшению трудовой мобильности молодых инвалидов, которые в наибольшей степени подвержены социальному отчуждению.

В Италии действуют специальные финансовые стимулы для работодателей, которые обучают молодых людей с ограниченными возможностями в возрасте от 15 до 25 лет и предоставляют им рабочие места.

В Великобритании с апреля 2014 г. работающим молодым родителям предоставляется гибкий рабочий график с тем, чтобы дать им возможность ухода за детьми. Всем работникам по их требованию может быть предоставлен гибкий график работы, в частности, в такой форме, как долевое участие в работе (job sharing), надомная работа, неполный рабочий день, сжатый часовой график, аккордная работа и т.п.

В Польше после окончания средней школы молодые люди, не имеющие работу и профессиональную квалификацию, получают стипендию. Широкий подход к вовлечению молодежи в трудовую жизнь включает следующие направления действий:

- развитие социальных компетенций, требующихся на рынке труда;

- повышение гражданской ответственности молодежи;

- расширение участия молодежи в обсуждении политических вопросов;

- разработка системы поддержки инициатив молодежи.

Хотя страны ЕС и прилагают значительные усилия для реализации целей программы «Гарантии для молодежи», некоторые важные проблемы еще остаются нерешенными. Так, большинство стран сосредоточены на проблемах молодых людей, которые готовы к трудовой деятельности, а не на тех, кто больше всего нуждается в общественной поддержке. Подробное изучение особенностей различных групп молодежи, входящей в NEET, должно помочь политикам определить наиболее уязвимые группы молодых людей, а также разработать и реализовать на практике политиче-

ские меры по поддержке в первую очередь таких групп, заключают авторы.

Б.Г. Ивановский

2017.01.051. БИШО Ж. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ.

BICHOT J. Protection sociale et nouvelles formes d'emploi // Futuribles. - P., 2016. - N 413 - P. 108-110.

Ключевые слова: Франция; социальное обеспечение; занятость.

Во Франции в мае 2016 г. Союз по сбору отчислений на социальную помощь и помощь семьям (L'Union de recouvrement des cotisation de sécurité sociale et d'allocations familiales, L'URSSAF) в районе Иль-де-Франс инициировало процедуру, имеющую целью перевести в статус наемных работников своих клиентов водителей автомобилей, используя платформу UBER, которая обеспечивает взаимодействие между водителями автомобилей и пассажирами. Появляющиеся благодаря этому интернет-сервису новые формы занятости пока не интегрированы во французскую систему социального обеспечения, поскольку люди, ведущие свой бизнес таким способом, не отнесены ни к категории наемных работников, ни к независимым предпринимателям.

В этой связи многие французские исследователи справедливо указывают на появление новой экономической и социальной модели, в которой независимые трудящиеся находятся без какой-либо социальной защиты. Это является «большим шагом назад», так как социальная защита является одним из самых полезных завоеваний, которое привело к экономической и социальной трансформации общества в течение последних двух-трех столетий. Для решения проблемы необходима адаптация, с одной стороны, новых форм ненаемного труда с тем, чтобы они не стали одним из видов мелкой, непрестижной и нестабильной подработки, а с другой - системы социального обеспечения, которая всегда испытывала трудности с социальной защитой ненаемных работников. Система социального обеспечения должна преодолеть узкие границы своей деятельности, которая традиционно ориентируется только на классические формы наемного труда (бессрочный контракт, временный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.