Большое значение в краткосрочной перспективе будет иметь также продолжение консервативной монетарной и фискальной политики. Согласно предварительным оценкам, дно рецессии в конце 2015 г., вероятно, уже достигнуто. Однако ожидания экспертов, что девальвация рубля приведет к быстрому росту обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства (как это было в 1999 г.), пока не реализовались. Серьезная проблема России заключается в том, что она не имеет возможности контролировать нефтяные цены и, будучи лишена доступа на рынки капитала, не предпринимает решительных мер по созданию условий для отмены санкций. Отсюда следует, что наиболее вероятный сценарий на ближайшие годы - это посткризисная стагнация экономики. По мнению М. Даб-ровского, российская экономика должна будет забыть об экономическом росте - приоритетом станет стратегия выживания.
В долгосрочном плане Россия должна приступить к устранению фундаментальных структурных и институциональных недостатков. По сравнению со многими другими странами - производителями сырьевых товаров Россия имеет неплохие шансы диверсифицировать экономику, в частности благодаря высокому качеству человеческого капитала.
Е.Е. Луцкая
2016.02.022. ЙЕЛЛЕН Дж.Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА США.
YELLEN J.L. The economic outlook and monetary policy: FRB, speech at the Economic club of Washington. - Washington, D.C. - 02.12.2015. -21 р. - Mode of access: http://www.federalreserye.gov/newsevents/ speech/yellen20151202a.pdf
Ключевые слова: экономика США, занятость, инфляция, монетарная политика, базовая ставка процента.
Непосредственным поводом для выступления главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Дж. Йеллен в Экономическом клубе Вашингтона послужило решение о повышении базовой учетной ставки на 0,25 процентных пункта - до 0,5%, принятое Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке (FOMC) на заседании 15-16 декабря 2015 г. Аналитики называют его «историческим»: оно знаменует поворот в монетарной полити-
ке США в направлении ее ужесточения (после продолжительного периода мягкой политики). В течение предшествующих семи лет (с декабря 2008 г.) данный показатель монетарной политики находился практически на нулевом уровне.
Предусмотрено, что повышение учетной ставки будет осуществляться в несколько этапов; нынешнее решение - это только первый этап. Принимая его, FOMC учитывал высокую степень неопределенности экономических перспектив, а потому было выбрано умеренное повышение учетной ставки, несмотря на существенное улучшение ситуации на рынке труда. Аккомодационная монетарная политика, отмечает Дж. Йеллен, сохранится и в последующие годы. Ее ближайшие перспективы во многом будут определяться общественными ожиданиями, которые воздействуют на финансовые условия и решения экономических агентов относительно расходов и инвестиций.
В настоящее время, указывает Дж. Йеллен, нейтральная номинальная ставка по федеральным фондам (neutral nominal federal funds rate) (далее - нейтральная ставка) остается ниже своего исторического уровня. Этот феномен объясняется тем, что экономический рост США в последние годы был весьма скромным, несмотря на очень низкую базовую учетную ставку и очень большие резервы ФРС в форме долгосрочных ценных бумаг. Если бы нейтральная ставка была на уровне, близком к докризисному, то соответственно и установки монетарной политики были бы более высокими, например, уровень таргетируемой инфляции превышал бы 2% (с. 11).
Заметное падение нейтральной ставки в посткризисный период объясняется целым рядом факторов. Среди них: более жесткие стандарты размещения ценных бумаг и доступа к кредитам для некоторых заемщиков; делеверидж, осуществляемый многими до-мохозяйствами в целях сокращения долгового бремени; ограничительная фискальная политика правительств всех уровней; слабый спрос на глобальных рынках в сочетании с удорожанием доллара; более слабый, чем до кризиса, рост производительности труда; возросшая неопределенность экономических перспектив. По мнению Дж. Йеллен, нейтральная ставка будет повышаться по мере ослабления влияния указанных факторов.
После кризиса 2008-2009 гг. экономика США, отмечает Дж. Йеллен, в значительной степени восстановилась. Уровень без-
работицы сократился с максимального уровня в 10% в октябре 2009 г. до 5% в октябре 2015 г. С начала 2010 г., когда был зафиксирован самый низкий уровень занятости, в экономике было создано 13 млн новых рабочих мест; в настоящее время общее число наемных работников на 4,5 млн человек превышает их численность до кризиса. Однако и сегодня нельзя говорить, что США достигли полной занятости. Многие граждане в настоящее время значатся как незанятые и претендуют на получение рабочего места (пенсионеры, школьники старших классов, домохозяйки, а также люди, отчаявшиеся найти подходящую работу). В октябре 2015 г. почти 2 млн трудоспособных граждан, которые, согласно американской статистике, относятся к категории незанятых (поскольку не искали работу в течение четырех недель), заявили, что они хотят и готовы работать (с. 2).
Еще одна серьезная проблема рынка труда, которая не отражается в статистике безработицы, - это так называемые «частично занятые по экономическим причинам», т.е. занятые неполный рабочий день, но рассчитывающие на полную занятость. Доля этой категории рабочей силы повысилась с 3% общей численности числа занятых в докризисные годы до 6,5% в 2010 г. В 2015 г. этот показатель снизился до уровня менее 4%. По мнению Дж. Йеллен, по мере улучшения рынка труда число частично занятых будет сокращаться (с. 2-3).
Экономическая активность в США, измеряемая динамикой реального ВВП (т.е. с учетом инфляции), возрастала в посткризисный период умеренными темпами. В первые три квартала 2015 г. рост ВВП был равен 2,25% - это близко к среднегодовому темпу за предшествующие пять лет (с. 3). При этом рост сдерживался относительно слабым увеличением экспорта, что объясняется падением спроса на глобальных рынках. С середины 2014 г. курс доллара начал повышаться, что повлекло за собой удорожание экспорта и удешевление импорта.
Значительный вклад в экономический рост в 2015 г. внес рост общих реальных частных расходов (total real private domestic final purchases, PDFP), которые включают в себя: расходы домохо-зяйств, инвестиции в основные средства и инвестиции в жилищное строительство. Данные расходы возросли на 3% и составили 85% совокупных расходов (с. 4). Существенно увеличились расходы
домохозяйств, особенно на покупку новых автомобилей, что объясняется ростом располагаемых доходов домохозяйств (вследствие увеличения занятости и снижения цен на энергоресурсы). Одновременно оживились рынки жилья и ценных бумаг, что в сочетании с низкими процентными ставками на заемные средства также способствовало росту потребительских расходов на товары длительного пользования.
Инвестиции в жилищном секторе возрастали в последние годы под воздействием тех же факторов, что и потребительские расходы. Темп роста реальных инвестиций в жилье в 2015 г. был выше, чем в 2014 г., хотя объем строительства новых домов оставался низким. Деловые инвестиции во всех секторах промышленности, за исключением добывающей, также показали умеренный рост.
В целом умеренный рост реального ВВП в посткризисный период был достаточным, чтобы приблизиться к достижению поставленной ФРС цели в области занятости. Однако другая важная цель - стабильность цен, точнее, долгосрочный уровень инфляции в 2% - все еще остается недостижимой. Уровень потребительской инфляции (consumer price inflation), измеряемый изменением индекса потребительских цен, в течение 12-месячного периода, закончившегося в октябре 2015 г., составлял всего лишь 0,25%. Уровень базовой инфляции (т.е. индекс потребительских расходов без учета цен на бензин и продукты пищевой промышленности) был значительно выше - 1,25%, но все же не достиг целевых 2% (с. 5).
Что касается экономических перспектив, которые, отмечает Дж. Йеллен, «всегда таят в себе много неопределенностей», то в ближайшие годы экономика США будет расти умеренными темпами, достаточными для того, чтобы создать условия для дальнейшего повышения уровня занятости, ликвидации недостатков рынка труда и повышения инфляции до 2%.
Относительно внешних «неопределенностей», таящих в себе риск для американского экономического роста, Дж. Йеллен высказывается с оптимизмом. Основной риск исходит от Китая и развивающихся стран (РС). Китай уже принял меры по стимулированию экономики и будет продолжать эту политику. Некоторые РС приступили в 2015 г. к смягчению монетарной и фискальной политики, что способствовало оживлению экономической активности. Более мягкая монетарная политика поддерживает экономический рост и в развитых странах.
2016.02.023-025
Федеральная фискальная политика США в ближайшие годы, считает Дж. Йеллен, будет оказывать позитивное воздействие на экономическую динамику в стране. В 2015 г. влияние этой политики было скорее нейтральным (в отличие от предшествующих лет, когда свертывание стимулирующих программ и жесткие меры по сокращению бюджетного дефицита тормозили экономический рост). Во многих штатах бюджетная ситуация в последние годы также улучшилась, поскольку экономический рост способствовал увеличению доходов правительств. В ближайшей перспективе реальное увеличение общих правительственных закупок будет одним из факторов оживления экономической активности в стране.
Анализируя развитие инфляции в США, Дж. Йеллен предсказывает, что уровень роста цен достигнет целевого показателя в 2% в течение ближайших нескольких лет благодаря ослаблению понижательного давления со стороны фактора падения нефтяных цен и усилению повышательного давления со стороны укрепляющихся рынка труда и товарных рынков.
Е.Е. Луцкая
2016.02.023-025. ВОЗМОЖНО ЛИ ВООБЩЕ И НЕОБХОДИМО ЛИ УГЛУБЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ? (Сводный реферат).
2016.02.023. Europäische Integration klug vorantreiben / Feld L.P., Schmidt C.M., Schnabel I., Wieland V. // Wirtschaftsdienst. - Hamburg. 2015. - Jg. 95, N 5. - S. 583-595.
2016.02.024. DULLIEN S. Ein Paar gute Ideen ergeben noch keine sinnvolle Strategie // Wirtschaftsdienst. - Hamburg. 2015. - Jg. 95, N 5. -S. 588-591.
2016.02.025. LEIBFRIED. Das Ende der Vertiefung - oder das Ende der Politik? // Wirtschaftsdienst. - Hamburg. 2015. - Jg. 95, N 5. -S. 595-599.
Ключевые слова: ЕС; интеграция; Валютный союз; экономический союз; банковский кризис; солидарная экономическая политика.
Немецкие эксперты анализируют проблемы развития интеграционных процессов в Европейском союзе.