Научная статья на тему '2016. 02. 019. Ваайер К. Академическая карьера: дифференциация и профессионализация немецких академических позиций с XIX В. По сегодняшний день. Waaijer C. The coming age of the academic career: differentiation and professionalization of German academic positions from the XIX century to the present // Minerva. - L. , 2015. - vol. 53, n 1. - p. 43-67'

2016. 02. 019. Ваайер К. Академическая карьера: дифференциация и профессионализация немецких академических позиций с XIX В. По сегодняшний день. Waaijer C. The coming age of the academic career: differentiation and professionalization of German academic positions from the XIX century to the present // Minerva. - L. , 2015. - vol. 53, n 1. - p. 43-67 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / ВАРИАНТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Виноградова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 019. Ваайер К. Академическая карьера: дифференциация и профессионализация немецких академических позиций с XIX В. По сегодняшний день. Waaijer C. The coming age of the academic career: differentiation and professionalization of German academic positions from the XIX century to the present // Minerva. - L. , 2015. - vol. 53, n 1. - p. 43-67»

помогают искусственно «надувать» свою научную производительность. «Вместо того чтобы опубликовать одну большую совместную работу, она разбивается на несколько мелких с переменным авторством» (цит. по: с. 16).

Другая распространенная стратегия состоит в публикации большого количества менее качественных статей в менее престижных, но индексируемых журналах, а также статей в соавторстве. Соавторство позволяет за меньший объем работы получать более высокие показатели производительности и цитируемости. Как говорил один из физиков, «если я встречаю ученого, у которого 500 статей, я знаю, что он очень много публикуется в соавторстве, скорее всего он руководитель лаборатории или кто-то в этом роде» (цит. по: с. 16).

Все эти адаптивные стратегии оказывают негативный эффект на науку и искажают реальную картину. Проблема очевидна. Проведенное исследование заставляет задуматься над тем, как ограничить наступление «технизации» в научной политике, а конкретнее -как избавиться от некоторых ее нежелательных эффектов. Для этого, считает автор, нужно, как минимум, использовать разнообразные наукометрические показатели. Но это тема для последующих исследований (с. 17).

Т. В. Виноградова

2016.02.019. ВААЙЕР К. АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ НЕМЕЦКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ С XIX в. ПО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

WAAIJER C. The coming age of the academic career: Differentiation and professionalization of German academic positions from the XIX century to the present // Minerva. - L., 2015. - Vol. 53, N 1. - P. 43-67.

Ключевые слова: академическая карьера; историческое развитие; профессионализация; Германия; варианты трудоустройства.

Автор, сотрудник Центра исследований науки и технологий Лейденского университета (Нидерланды), рассматривает формирование современной системы академических должностей в Германии с начала XIX в. и по настоящее время.

В наши дни выпускники университета, идущие в науку, представляют себе университетскую систему как пирамиду, где в основании находится большое количество соискателей докторской степени, а на вершине - узкий круг, состоящий из профессорских должностей. В большинстве стран молодые ученые начинают свою карьеру с «ученичества», вначале работая над диссертацией, а затем проходя постдокторскую стажировку. На протяжении этого времени они являются либо аспирантами, либо имеют временные контракты, но и в том и в другом случае от них требуется высокая научная производительность.

Только после этого «испытательного срока» они имеют шанс получить постоянную работу. В итоге лишь небольшое количество соискателей докторской степени получают бессрочный контракт. «Много званых, но мало избранных» (цит. по: с. 44). Такова ситуация на сегодня. Для того чтобы понять, почему эта система сложилась таким образом, автор прослеживает, как она менялась со временем.

Схематически университетская карьера может быть представлена в виде пяти ступеней: 1) подготовка (PhD); 2) постдокторская стажировка; 3) ассистент-профессор; 4) ассоциированный профессор; 5) полный профессор. Безусловно, эта схема не отражает всей картины продвижения по карьерной лестнице. В ней отсутствуют некоторые важные этапы, например когда ученый получает теньюре, право иметь аспирантов или возможность вести собственные исследования и пр. (с. 46). Тем не менее подобная схематическая модель полезна.

Почему Германия? Германия - одна из ведущих стран в области науки и технологий. Она тратит 2,82% своего ВВП на ИР, занимает, согласно Web of science, четвертое место по количеству цитируемых публикаций (с. 48). Как известно, модель исследовательского университета возникла в Пруссии благодаря В. фон Гумбольдту, а затем распространилась по миру. С конца XIX в. и по 1933 г. Германия занимала лидирующее положение в химии, физике и медицине.

В должностной структуре немецких университетов можно выделить следующие основные позиции: профессор, приват-доцент, преподаватель, научный сотрудник и научный ассистент. Профессора (включая ординарных, экстраординарных и младших

профессоров) имеют право не только преподавать, но и руководить исследованиями. Приват-доценты на практике также занимаются и преподаванием, и самостоятельной исследовательской деятельностью, но не имеют профессорского звания. Университетские преподаватели в основном ограничиваются преподаванием и обычно работают на условиях неполной занятости. Наконец, научные сотрудники и ассистенты - это люди, которые помогают «своему профессору» в реализации исследовательской программы.

Последняя категория (научные сотрудники и научные ассистенты) составляют большинство в академической науке. Предполагается, что в дальнейшем они получат PhD, после чего смогут претендовать на должность (постдокторского) научного сотрудника. Ожидается, что они продолжат свои исследования и будут работать над хабилитацией (Habilitation) - «второй диссертацией». После завершения хабилитации они становятся приват-доцентами и получают право претендовать на руководящие посты. В 2002 г. было введена должность младшего профессора, и немецкие ученые получили право претендовать на должность заведующего кафедрой (лабораторией, отделом) без хабилитации, что должно способствовать омоложению кадров в науке.

Условия найма для разных позиций разные. Профессора обычно имеют бессрочный контракт (за исключением младших профессоров), тогда как большинство научных сотрудников и ассистентов работают по временным контрактам. Приват-доценты и преподаватели могут иметь как временные, так и постоянные контракты (с. 50).

В 1954 г. Х. фон Фербер (Ch. Von Ferber, 1956) провел одно из первых исследований, посвященных динамике кадров в немецких университетах с 1864 по 1953 г. Он установил, что доля ординарных профессоров неуклонно снижалась (с 50% всех академических сотрудников в 1864 г. до 25% - в 1953 г.). Доля приват-доцентов росла с 1864 по 1910 г., но затем начала сокращаться и к 1953 г. достигла показателей 1864 г. Относительная численность экстраординарных профессоров с 1920 по 1938 г. увеличивалась, но затем вернулась примерно на тот же уровень (с. 52). Параллельно росла численность университетских ученых, которые занимали более низкие позиции и работали в основном по временным контрактам.

Анализ данных, представленных Федеральным статистическим офисом Германии, показывает, что доля профессорского состава сокращалась и дальше (с 30% - в 1953 г. до 10% - в 2010 г.). Это падение было вызвано увеличением численности научных сотрудников и ассистентов; их доля за тот же период возросла с 40% до почти 70%. Кроме того, уменьшилось количество приват-доцентов. Доля университетских преподавателей оставалась стабильной (кроме падения в 1960-е годы). Таким образом, в настоящее время для немецкой академической системы характерно небольшое количество профессорских должностей на верхних ступенях иерархии, большое число промежуточных позиций и еще большее количество младшего научного персонала в основании пирамиды.

Анализ этих данных также показал, что с начала XIX в. происходила постепенная дифференциация академических позиций. Если в начале XIX в. единственными официальными позициями в университете были должности профессора и приват-доцента, то позднее возникли новые позиции, такие как научные сотрудники и научные ассистенты. В чем причина подобной дифференциации? Этот процесс был частью экспоненциального развития науки, начавшегося в эпоху Нового времени. К XIX в. это привело к абсолютному росту численности людей, которых сейчас называют учеными. Дальнейшая экспансия и, что еще важнее, демократизация высшего образования способствовали продолжению этого процесса (с. 55).

Наряду с дифференциацией академических позиций происходила профессионализация науки. До XIX в. научные исследования осуществляли люди, которые имели другие источники доходов. В начале XIX в. из трех официальных академических позиций только ординарные профессора получали зарплату от университета. Некоторые экстраординарные профессора получали жалованье, но для большинства из них важно было всего лишь почетное звание. Приват-доценты получали плату за преподавание непосредственно от студентов, поэтому их доход был изменчивым и неопределенным.

Должность ассистент-профессора, который вначале в буквальном смысле помогал профессору (например, проводил демонстрации во время лекций), позднее превратилась в оплачиваемую

позицию для ученых, которые стремились получить профессорское звание. Положение ассистентов стало более формализованным после Первой мировой войны. В 1960-е годы с повышением роли научных исследований в университете и соответствующим ростом количества людей, занимающихся ими, должности научных сотрудников и ассистентов также стали более формализованными. Право занимать их получили не только ученые, проходящие хаби-литацию, как это было до Первой мировой войны, но и соискатели докторской степени (с. 58). Это значит, что кандидаты на получение PhD и постдоки стали оплачиваемыми сотрудниками: к концу 1960-х годов многие из них имели трудовой контракт. Доля постоянных контрактов среди научных сотрудников варьировала в зависимости от дисциплины, но в 1980 г. в целом примерно половина из них работала на основе постоянного контракта. После 1980 г. наметилась обратная тенденция: доля постоянных контрактов стала сокращаться и к 1990 г. в среднем 3/4 контрактов были уже временными (с. 58).

Уменьшение доли постоянных контрактов в 1980-е годы -это только начало; в наше время постоянный контракт для научных сотрудников и ассистентов - большая редкость (с. 58-59). Переход на временные контракты автор объясняет либерализацией всего государственного сектора, проводившейся в 1980-е годы, прежде всего Р. Рейганом и М. Тэтчер и частично Г. Колем. В этот период начала расти роль внешнего финансирования научных исследований (со стороны промышленности, военных и пр.), что также способствовало увеличению доли временных контрактов.

Свою лепту в то, чтобы младший научный персонал стал получать достойное жалованье, внес процесс демократизации высшего образования. Среди соискателей PhD появилось много выходцев из средних и низших слоев населения, которые не могли заниматься наукой, не получая зарплаты. «Демократизация высшего образования внесла вклад как в дифференциацию, так и в профессионализацию академических позиций» (с. 60).

Сложилось мнение о том, что современным молодым ученым гораздо труднее получить теньюре или стать профессором, чем это было несколько десятилетий назад. Для того чтобы проверить это утверждение, автор подсчитал соотношение между общим числом академических должностей в немецких университетах и количест-

вом людей, получивших степень доктора философии, в разные периоды времени с 1950 по 2000 г. (с. 60).

Он установил, что для людей, которые стали докторами наук в 1953-1965 гг., вероятность получить звание профессора увеличилась. Но с тех пор она постоянно снижалась и сейчас вернулась на уровень конца 1940-х годов. Похожая ситуация и с получением должности приват-доцента. Относительно легко получить эту должность можно было в период с 1953 по 1965 г.; с тех пор эти возможности резко сократились. Но, как отмечает автор, следует учитывать, что постепенно эта должность уходит из немецких университетов. Для позиции университетского преподавателя характерны небольшие флуктуации, поэтому в целом ситуация с получением этой должности остается относительно стабильной. И лишь возможности стать научным сотрудником и ассистентом сильно возросли за исследуемый период (с. 60-61).

Оценивая полученные результаты, предупреждает автор, не следует забывать, что в Германии докторская степень служит не только пропуском в науку, но и способом повысить свой статус в неакадемическом секторе. Рост доли обладателей PhD, которые не хотят делать академическую карьеру, сильно повышает шансы тех обладателей, кто избирает научную деятельность. Но в целом учет этого обстоятельства не меняет общей картины, когда «много званых, но мало избранных» (с. 62).

Таким образом, проведенное исследование показало, что вариации в скорости движения по карьерной лестнице прямо коррелируют с экспансией университетского образования и последующим замедлением этой экспансии. Когда в 1961-1975 гг. система высшего образования переживала период бурного развития, вероятность назначения на высокую академическую позицию для обладателей PhD была выше. Когда этот рост замедлился, сократились и возможности получить должности профессора или приват-доцента. Параллельно с этим происходило уменьшение доли постоянных контрактов и увеличение шансов работать по временному контракту.

Т.В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.