Красовский после суда над Бейлисом пытался доказать вину Чеберяк, но неудачно. Последнее упоминание о нем относится к 1927 г. В то время он жил в Польше и в частности планировал опубликовать свои воспоминания о деле Бейлиса. Книга напечатана не была, судьба ее рукописи неизвестна, как неизвестна и дальнейшая судьба самого Красовского.
Поскольку присяжные фактически признали убийство Ющинского ритуальным, многие антисемиты продолжают верить в это по сей день. Могила самого Ющинского в 2003 г. была восстановлена местными шовинистами и с тех пор остается местом своеобразного паломничества.
М.М. Минц
2016.02.017. КИВЕЛЬСОН В. МАГИЯ ОТЧАЯНИЯ: МОРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КОЛДОВСТВА В РОССИИ XVII в. KIVELSON V. Desperate magic: The moral economy of witchcraft in seventeenth-century Russia. - [Ithaca (N.Y.)]: Cornell univ. press, 2013. -XVIII, 349.
Ключевые слова: Московская Русь XVII в.; колдовство как социокультурный феномен; история колдовства.
Монография профессора истории Валери Кивельсон (Мичиганский университет) посвящена теме, почти не исследованной отечественными и зарубежными специалистами, в то время как в историографии Западной Европы работы по истории колдовства исчисляются сотнями. Основными источниками послужили как опубликованные, так и обнаруженные в архивах материалы приблизительно 230 судебных процессов, в которые были вовлечены около 500 человек, обвинявшихся в использовании волшебства (с. 5).
В центре внимания автора - колдовство как социокультурный феномен, что позволяет ей подробно рассмотреть повседневность Московской Руси XVII в. и обратиться к изучению механизмов функционирования общества на низовом уровне. Работа опирается на концепцию моральной экономики Э.П. Томпсона, которая признает важнейшим условием социального консенсуса соблюдение господствующих в обществе моральных установок.
Проведенное исследование позволило автору не только поместить Московскую Русь в общеевропейский контекст, но и выявить ряд особенностей, отличавших ее от католической Европы. Прежде всего, пишет Кивельсон, бросается в глаза гораздо меньшее количество ведовских процессов, отмечает автор и тот факт, что велись они не в церковных, а в светских судах. Кроме того, исход их не был столь драматичен, как в Западной Европе: из известных нам на сегодняшний день случаев закончились казнью лишь 15%, в 40% случаев обвиняемые были приговорены к ссылке, и в 40% - оправданы (с. 3). Различия наблюдаются и в гендерном составе: в Московии 75% обвиняемых составляли мужчины, что резко отличалось от западноевропейской практики. Сущностным отличием являлось отсутствие понимания колдовства как демонологического явления, т.е. связи его с образом Сатаны, что в какой-то степени отражало «летаргическое» состояние теологии в России (с. 6).
Вполне «практическое» понимание колдовства как медиатора между здешним и потусторонним миром делало его инструментом для достижения главным образом целей посюсторонних. По наблюдениям автора, в Московии, в отличие от Западной Европы, намного чаще магия выступала как последнее средство для отчаявшихся людей решить свои проблемы, как правило, социальные. В обществе, построенном на отношениях принуждения и несправедливости, которые скрепляли его в единую иерархическую систему, колдовство служило способом защититься от насилия вышестоящих: бедного от богатея, жены от жестокого мужа, холопа от господина. Однако колдовство, в интерпретации В. Кивельсон, оказывается не столько «оружием слабых», сколько инструментом стабилизации «жестко структурированного социального строя» (с. 10).
О.В. Большакова
2016.02.018. ЕЛИСЕЕВА О.И. ПЕТР III. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 379 с.
Ключевые слова: жизнь и деятельность Петра III.
Монография доцента кафедры истории Московского гуманитарного университета, канд. ист. наук О.И. Елисеевой посвящена жизнедеятельности российского императора Петра III (1728-1762),