Научная статья на тему '2016. 02. 011. Понамарева А. М. Особенности миграционной и этнонациональной политики современной России (по результатам цикла лекций Московского дома национальностей). (аналитический обзор)'

2016. 02. 011. Понамарева А. М. Особенности миграционной и этнонациональной политики современной России (по результатам цикла лекций Московского дома национальностей). (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / НАЦИЯ / ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕДИАЭТНОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 011. Понамарева А. М. Особенности миграционной и этнонациональной политики современной России (по результатам цикла лекций Московского дома национальностей). (аналитический обзор)»

СОЦИОЛОГИЯ МИГРАЦИЙ

2016.02.011. ПОНАМАРЕВА А.М. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЦИКЛА ЛЕКЦИЙ МОСКОВСКОГО ДОМА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ). (Аналитический обзор).

Ключевые слова: миграция; нация; этнос; национальная политика; интеграция; ассимиляция; этнические стереотипы; этническая идентичность; медиаэтнология.

Для современной России, с 2013 г. вышедшей на второе место в мире по количеству проживающих на ее территории переселенцев из других государств1, необходимость комплексного изучения миграции представляется очевидной. Отечественные исследования по соответствующей проблематике с легкостью интегрируются в общемировую «индустрию» анализа новых, ставших следствием развития процессов глобализации миграционных вызовов национальной стабильности. Умножение числа региональных конфликтов привело к тому, что на сегодняшний день по своей численности потоки беженцев превосходят аналогичные времен Второй мировой войны. В контексте постепенного перехода миграции в категорию политических феноменов в качестве отдельного, требующего особого рассмотрения вопроса должна быть по-

1 Данные приводятся на основе выводов доклада, подготовленного отделом народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам в преддверии глобального саммита по миграции и развитию, прошедшего 3-4 октября 2013 г. в рамках 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. С текстом доклада можно ознакомиться на официальном сайте ООН. См.: International migration report, 2013 / UN Dept. of economic and social affairs, population division. - N.Y.: UN, 2013. - Mode of access: http://www.un.org/en/development/desa/population/publica tions/pdf/migration/migrationreport2013/Full_Document_final.pdf#zoom=100 [Accessed 30.11.2015.]

ставлена задача выявления содержания и направленности взаимодействия политических и миграционных процессов1. При этом следует отметить, что тесная «сцепка» миграционной проблематики с вопросами национальной безопасности обусловливает определенную «мифологизацию» данной темы, ее большую подверженность воздействию стереотипов обыденного сознания. На этом фоне любая деятельность, направленная на встраивание миграционного дискурса в пространство науки, заслуживает внимания. С учетом того, что на современных гуманитарных факультетах российских вузов проблемам миграции зачастую уделяется не более двух-трех лекций в семестр, привлечение заинтересованной молодежи к более глубокому изучению этой темы, но уже на площадке общественных организаций, представляется одним из перспективных направлений работы по развенчанию мифов о миграции. Руководствуясь этим соображением, в настоящем разделе нашего издания мы хотели бы представить краткий обзор выступлений, состоявшихся в ноябре-декабре 2015 г. в рамках организованного «Московским домом национальностей» (МДН)2 цикла лекций под названием «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в Российской Федерации».

Лекционный курс открывало выступление координатора Региональной программы по трудовой миграции в Центральной Азии и России Международной организации по миграции (МОМ) Юлии Викторовны Мельничук «Этнокультурные аспекты миграционных процессов России».

Эксперт МОМ опровергла устоявшееся представление о том, что большую часть переселенцев составляют гастарбайтеры из стран «третьего эшелона», устремившиеся в развитые государства

1 В отечественной традиции этот аспект пока освещается в недостаточной степени полно, и тем заметнее выглядят работы по соответствующей проблематике; см., в частности: Ефимов Ю.Г. Миграция в современном политическом процессе: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора политических наук /

Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2007.

2

Государственное учреждение «Московский дом национальностей» было создано при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в качестве центра этнокультурного развития москвичей, представителей различных народов. Девиз организации: «От диалога культур - к диалогу дружбы и сотрудничества!» Официальный сайт - http://www.mdn.ru/

с высоким уровнем жизни. В современном мире процент миграционных перемещений, происходящих по оси «бедный Юг - богатый Север» (40%) (если пользоваться терминологией неомарксизма), соответствует показателю движения по направлению «Юг - Юг» (33%).

Представив стандартную типологизацию миграции на экономическую, вынужденную, семейную и учебную, Ю.В. Мельни-чук констатировала отсутствие жесткого противопоставления между первыми двумя категориями на практике. С ее точки зрения, даже в случае вынужденной иммиграции переселенцы должны рассматриваться в качестве составляющих экономического потенциала принимающей страны. Причем в отношении России говорить о том, что «мигранты захватывают рабочие места местного населения» не приходится, так как безработица в нашей стране носит структурный характер.

Перечисляя потенциальные вызовы иммиграции, представитель МОМ обратила особое внимание на проблему конфликта норм и систем ценностей, которая (в более или менее острой форме) возникает при столкновении представителей различных этнических групп. Следуя логике коммунитаристов, полагающих нереалистичной идею культурной нейтральности государства1, Ю.В. Мельни-чук подчеркнула необходимость учитывать «встроенность» куль-

1 Одним из наиболее известных критиков требования «культурной нейтральности» государственных институтов является профессор Гарвардского университета Майкл Сэндел, исходящий из представления о том, что либеральные теории не учитывают изначальной укорененности индивида в определенном времени, месте, культуре. Согласно М. Сэнделу, «мы не можем рассматривать себя в качестве существ, независимых от привязанностей и убеждений, моральная сила которых частично заключается именно в том, что они неотделимы от самой нашей жизни, - мы являемся членами семей, общества, нации и человечества, носителями их истории, сынами и дочерями этой революции, гражданами этой республики. Верность всему этому превышает ценности, которые можно приобрести, или цели, которые я преследую в данный момент. Они превышают обязательства, которые я добровольно принимаю, и естественный долг, который я имею как представитель человечества. Они предполагают, что в некоторых случаях я обязан большим, чем требует или даже позволяет справедливость, не по причине разума или соглашений, но в силу более глубоких привязанностей и обязательств, которые в своем единстве частично составляют меня самого». См. подробнее: Sandel J.M. Liberalism and the limits of justice. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1998. - P. 11.

турных норм в саму систему социальных институтов при формировании миграционной политики страны. На практике это означает, что процедуры, воспринимаемые как этически нейтральные принимающим населением, могут вовсе не являться таковыми в глазах мигрантов. В качестве иллюстрации своевременного выявления и эффективного решения обозначенной выше проблемы несовпадения культурных кодов докладчик привела пример работы «Центра тестирования иностранных граждан» в Вологде1. По прошествии небольшого времени с момента начала деятельности данного учреждения его руководство обратило внимание на то, что совершенно нейтральные в представлении наших преподавателей вопросы о семье, детях и т.п., входящие в экзамен по устному русскому, мигранты из Средней Азии воспринимают как сугубо личные. И если собеседование проводится с интервьюером противоположного пола, люди, успешно сдавшие грамматику, письмо и тесты на знание истории и права, зачастую не могут преодолеть смущение и «заваливают» разговорную часть комплексного экзамена. Эксперты учли этнокультурные особенности восприятия, и иммигрантам было предоставлено право выбора - интервьюера, женщины или мужчины, - что положительно отразилось на показателях успешности прохождения тестирования иностранцами. Сами вопросы при этом не изменились. К сожалению, распространить такую практику на другие города - задача не из легких. Проблема заключается в ген-дерном дисбалансе и очевидном преобладании женщин в среде профессиональных интервьюеров.

Следует отметить, что выступление докладчика и последующие вопросы участников выявили расхождения в концептуализации основных понятий изучаемого проблемного поля у представи-

1 В соответствии с требованием Федерального закона от 20.04.2014 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 1 января 2015 г. был введен обязательный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для иностранных граждан, желающих оформить: разрешение на работу (за исключением высококвалифицированных специалистов); патент; разрешение на временное проживание; вид на жительство. Сертификационные экзамены для получения патента на работу или проживание - временное или постоянное - в РФ проводятся в «Центрах тестирования иностранных граждан», открывшихся во многих городах в рамках Федеральной программы по содействию социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на территории РФ.

телей научно-академической общественности и специалистов-практиков. Рассмотрение интеграции в качестве одной из четырех возможных стратегий социокультурной адаптации, наряду с ассимиляцией, маргинализацией и сегрегацией, усвоенное большинством теоретиков из работ С. Бокнера, Дж. Берри, К. Додда1, не актуализировано в дискурсе о миграции, продуцируемом международными чиновниками. Последние исходят из расширительной трактовки термина «интеграция» и выделяют уже ее отдельные подвиды. Таким образом, ряд значимых разработок по проблематике выносится за пределы рассмотрения практиков миграционного регулирования, что служит еще одним доказательством необходимости проведения подобного рода круглых столов, с привлечением специалистов из разных областей, занятых изучением одного и то же предмета.

Лекция Танзиллы Саварбековны Чабиевой, канд. ист. наук, сотрудника Института этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН), «Российский Кавказ в прошлом и настоящем» была посвящена «динамике превращения данного региона в российский», специфическим чертам населяющих его народов и проблемам межэтнического согласия.

К числу основных региональных особенностей докладчик отнесла сохранение элементов традиционного общества в республиках Северного Кавказа, а также тот факт, что род как социальный институт не утрачивает формы бытования по настоящее время. Не случайно на территории данных республик практически отсутствуют сиротские приюты или дома престарелых. Менталитет и обычаи автохтонного населения не позволяют, чтобы ребенок воспитывался в детском доме или чужой семье, если жив хотя бы один из его родственников с отцовской или материнской стороны. Отдавать престарелых родителей в приюты также считалось большим позором. Вооруженные конфликты начала 1990-х годов внесли определенные коррективы в традиции и обычаи, но не исказили их полностью. С точки зрения докладчика, сохранение института семьи, несмотря на прогрессирующие в обществе постмодерна тен-

1 См., в частности: Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact: Studies in cross-cultural interaction / Ed. by S. Bochner. - Oxford: Pergamon press, 1982. - P. 5-44; Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology. - Oxford, 1997. - Vol. 46, N 1. - P. 5-34; Dodd C. Dynamics of intercultural communication. - N.Y.: W.C. Brown co. publishers, 1991.

денции к индивидуализации, безусловно, остается одним из преимуществ народов Северного Кавказа.

В контексте искаженной ретрансляции отдельных древних обычаев в поведении приезжающих в столицу гостей из республик Северного и Южного Кавказа может быть проанализирована широко освещавшаяся СМИ серия инцидентов с так называемыми «стреляющими свадьбами»1. В данном случае отсутствие уважения к порядкам другого региона, стремление утвердить свое превосходство в социально-экономической иерархии были облечены в форму устаревшей и дисфункциональной в условиях мегаполиса традиции. Действительно, еще во времена Шамиля чеченцы стрельбой в воздух предупреждали занятых в подготовке праздничного обеда по случаю свадьбы о скором появлении молодоженов. Ингуши, следуя старым языческим верованиям, отпугивали выстрелами злых духов, чтобы последние не причинили вреда невесте в тот момент, когда она в первый раз входит в дом мужа. Однако всё это не оправдывает «свадебных стрелков», которых осуждают как администрация, так и советы старейшин их регионов. Как отметила лектор, совет старейшин остается весьма значимым социальным институтом на Северном Кавказе, обеспечивающим связь поколений и достаточно эффективно взаимодействующим с федеральными властями при решении различного рода проблем, возникающих в молодежной среде.

Т.С. Чабиева отметила положительные сдвиги в поддержании родных языков народностей СКФО. Наряду с русским они преподаются практически во всех школах, помимо этого любая религиозная практика осуществляется на родном языке (арабский, несмотря на появление отдельных зарубежных проповедников, не слишком распространен в этом регионе). Также в последние годы получила развитие практика создания детских театральных кружков, где представления идут исключительно на родном языке.

1 За 2014 г. полиция задержала около десятка свадебных кортежей за стрельбу на улицах столицы. Во всех случаях нарушителями были уроженцы республик Северного и Южного Кавказа. Первым и самым резонансным стал случай, который произошел 30 сентября 2012 г. в центре Москвы. Одна из машин свадебного кортежа перекрыла дорогу на пересечении улиц Тверской и Моховой, после чего ее пассажиры начали стрелять в воздух.

Определенная ситуативность этнического и зависимость самоопределения от социально-экономических и политических условий существования народа были раскрыты на примере эволюции словоупотребления этнонима «вайнахи» - дословно «наши люди», -объединяющего чеченцев и ингушей и возникшего только с появлением на Кавказе русских. Последние объединили два разных народа, ориентируясь на лаконичное описание местными жителями своих ближайших соседей как «наших людей», их некоторое антропологическое и языковое сходство. Однако после многочисленных конфликтов начала 1990-х годов возникла тенденция к восстановлению изначального разграничения. Ингуши в повседневном общении с иностранцами пока еще не возражают против отнесения себя к вайнахам, титульный же народ ЧР настаивает на определении «чеченцы».

Этносоциологические подходы в изучении этнических процессов (этничность в современной системе ценностей) были рассмотрены в рамках одноименной лекции старшего научного сотрудника Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, канд. социол. наук Екатерины Михайловны Арутюновой. Кратко обрисовав эволюцию теорий этноса, эксперт выделила два типа подходов к проблеме изучения народов и наций, сложившихся к концу XIX в. в европейской социальной и политической философии, а именно: эссенциалистский, преимущественно атрибутивный, и реляционный. Если в первом случае понятие «нация» или «этнос» формулируется за счет перечисления объективных, сплачивающих людей в единую общность признаков, в числе которых территория проживания, язык, государственные, экономические и иные формы жизни, то во втором - за счет указания на процедуры индивидуальной и групповой национальной или этнической самоидентификации, т.е. субъективно-символически. Основываясь на типологии, предложенной Ю.В. Арутюняном, Л.М. Дробижевой и А.А. Сусоколовым1, докладчик выделила три основные парадигмы этносоциологии: примордиализм, инструментализм и конструктивизм. При этом она подчеркнула большую продуктивность последнего подхода, как фиксирующего ситуатив-

1 См.: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. -М.: Аспект-Пресс, 1999. - С. 32.

ную природу этнического, а также культурную, историческую и политическую обусловленность социального действия.

Апеллируя к работам Л.М. Дробижевой1, в описание структуры национальной / этнической идентичности Е.М. Арутюнова помимо когнитивного и аффективного компонентов (указанием на которые зачастую ограничиваются этнопсихологи) включила компонент поведенческий, а также осознание групповых интересов. Последние два элемента актуализируются преимущественно при попадании в иноэтничную среду или в некую кризисную ситуацию, затрагивающую смысложизненные ориентации индивида. Соответствующее представление содержания структурных компонентов национальной / этнической идентичности формирует предметное поле именно социологического исследования данной проблематики.

Опираясь на данные проекта «20 лет реформ глазами росси-2 ^ ян» , докладчик констатировала возрастание значимости российской идентичности и склонности людей определять себя, в первую очередь, через отнесение к государству, а уже затем к землячеству или этнической группе. Если в начале 1992 г. лишь 24% опрошенных в стране идентифицировали себя в качестве «граждан России», то в 2011 г. соответствующий показатель составил 95%. Однако, отметила лектор, эта сформировавшаяся за 20 лет гражданская идентичность несет в себе болезненный опыт исторического прошлого, во многом основывается на отделении себя от тех, кем мы не являемся, и, соответственно, содержит элементы негативизма по отношению к «чужакам». Таким образом, наблюдаемая в настоящее время патриотическая интеграция людей, по мнению Е. М. Арутюновой, не снимает с повестки дня вопроса преодоления межэтнических предрассудков. Сообщество, одним из значимых факторов объединения которого является недовольство несправед-

1 См., в частности: Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Институт социологии РАН, 2006.

2

Исследование проведено Институтом социологии РАН под руководством М.К. Горшкова при поддержке Фонда им Ф. Эберта. Выборочная совокупность -1750 единиц наблюдения в 58 поселениях. См. подробнее: Дробижева Л.М. Российская идентичность и тенденции в межэтнических установках за 20 лет реформ // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. М.К. Горшков. - М.; СПб.: Институт социологии РАН: Нестор-История, 2011. - Вып. 10. - С. 72-85.

ливостью существующего общественного устройства, может с легкостью обратить это консолидированное раздражение на стремящихся войти в него новичков, как претендентов на и без того дефицитные ресурсы. По мнению Е.М. Арутюновой, уровень мигрантофобии обратно пропорционален социальному, экономическому и политическому благополучию принимающей стороны.

С лекцией на тему «Государственная национальная политика Российской Федерации: Перспективы развития и пути ее реализации в городе Москве» - выступил заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, д-р полит. наук профессор Владимир Юрьевич Зорин. На основании анализа триады документов, обозначенных докладчиком как доктринальные, а именно: статьи В.В. Путина «Россия: Национальный вопрос»1, Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.2 и Концепции миграционной политики на период до 2025 г.3, В.Ю. Зорин выделил главные задачи современной государственной национальной политики - сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России и обеспечение гражданского единства.

Курировавший вопросы национальной политики на посту министра РФ с 2001 по 2004 г., В.Ю. Зорин рассказал слушателям о трудностях согласования обыденного и академического дискурсов при разработке программных документов в области нациестрои-тельства, а также осветил практические аспекты по разрешению межэтнических конфликтов разного уровня. Он подчеркнул, что демократическое развитие нашего государства, как и формирование общегражданской российской нации, - единая задача, в которой особая роль должна уделяться молодежи.

1 Путин В.В. Россия и национальный вопрос // Независимая газета. - М., 2012. - 23 января. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national. html [Дата обращения: 30.11.2015.]

Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 [Дата обращения: 30.11.2015.]

3

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 [Дата обращения: 30.11.2015.]

Эксперт сравнил идеальную модель национальной политики с равносторонним треугольником, в котором одна из сторон олицетворяет законодательную власть, вторая - исполнительную, а третьей стороной являются институты гражданского общества. Очевидно, что залогом устойчивости этой фигуры являются тесная взаимосвязь и равноправие всех трех социальных институтов.

Заключительная лекция - «Средства массовой информации и их роль в формировании поликультурного информационного пространства» - была прочитана главным научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН, д-ром ист. наук, профессором Верой Константиновной Мальковой. Следует отметить, что в отечественной науке именно В.К. Мальковой, заявившей в своей докторской диссертации1 о формировании нового научного направления - этнологии средств массовой информации (медиаэтно-логии), - принадлежит заслуга постановки проблемы идеологического конструирования этничности в СМИ. Выдвинутая и обоснованная ею концепция механизма идеологического формирования и распространения виртуальной этничности в прессе позволила автору разработать и ввести в научный оборот новые методические подходы (и инструментарии) к диагностике толерантности в СМИ (по методам анализа этнических лексем, мифологем, стереотипов и др.).

Рассматривая точки пересечения СМИ и этничности, лектор отметила особую роль аудитории, которая получает информацию этнического характера, а также значение содержания и направленности самой этнической информации. В.К. Малькова отметила, что одной из главных задач СМИ должно быть установление гармоничных межнациональных отношений и этнической толерантности в обществе. Однако на практике СМИ могут являться мощным источником не только позитивного вклада в общество, но и негативных экстремистских настроений у общественности: часто встречается этническая информация, окрашенная негативными оттенками. К сожалению, констатировала докладчик, за последние несколько лет общая напряженность в данной сфере явно не уменьшилась, о

1 См.: Малькова В. К. Этничность и толерантность в средствах массовой информации: Опыт исследования современной российской прессы: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук / Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 2006.

чем свидетельствуют приведенные В.К. Мальковой статистические данные.

Лектор отметила, что несмотря на существование в России целого ряда законов, предусматривающих различную степень ответственности за разжигание межнациональной или межрелигиозной ненависти, в СМИ нередко культивируются негативные этнические стереотипы. Между тем от того, как толерантно или конфликтно преподнесут СМИ этнически окрашенные материалы, зависят не только взгляды и представления людей, но и сами межэтнические отношения и мир в регионе или стране. По мнению В.К. Мальковой, журналисты должны помнить о недопустимости распространения на всю этническую группу обобщений, сделанных на основе нескольких негативных примеров. При этом эксперт отметила, что не только журналисты, но и политики не всегда осознают опасность трансляции интолерантной этнической информации через СМИ. Более того, последние зачастую используют «конфликтогенную этничность» для мобилизации населения и создания образа врага.

Подводя итог, отметим, что проведенный на площадке МДН цикл лекций носил преимущественно просветительский характер, что в полной мере отвечало потребностям собравшейся аудитории, большую часть которой составляли студенты старших курсов столичных вузов. Однако парадоксальным образом некоторое намеренное упрощение материала, к которому прибегло большинство экспертов, высветило определяющие противоречия проблемного поля исследования миграции и миграционной политики. И в списке тех тем, которые на сегодняшний день составляют основной фокус интереса отечественных ученых и специалистов-практиков, одной из приоритетных является проблема определения содержания общероссийской гражданской идентичности. Понимание того, кто мы есть как нация и какими хотим видеть себя в будущем, задает вектор иммиграционной политике, в том числе такой ее важнейшей составляющей, как политика интеграции инокультурных иммигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.