Научная статья на тему 'Российской этносоциологии 40 лет'

Российской этносоциологии 40 лет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российской этносоциологии 40 лет»

ГОД СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

РОССИЙСКОЙ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ 40 ЛЕТ

С 26 по 28 июня в Казани прошла Международная научно-практическая конференция «Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнических обществ». Мероприятие было приурочено к юбилейной дате: 40-летию начала массовых этносоциологических исследований в Советском Союзе (в 1967-1968 гг. Татарская АССР стала первым исследовательским полем этносоциологов). Организаторами научного форума выступили Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Институт социологии Российской академии наук, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Конференция была проведена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-03-14087г) и Кабинета Министров РТ.

В оргкомитет конференции поступило 57 заявок из различных регионов России (Москва, Оренбургская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий-Эл, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), государств ближнего зарубежья (Грузия, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан).

В ходе пленарного заседания прозвучало три доклада. Выступление члена-корреспондента РАН Ю.В. Арутюняна было посвящено итогам и перспективам этносоциологии в России. Проследив вехи ее становления, ученый обратил внимание на то, что импульсом для рождения этносоциологии в нашей стране явилась политическая оттепель, на фоне которой стала очевидной потребность осмысления национальных отношений в полиэтническом обществе. Автор отметил, что в рамках нового междисциплинарного направления, возникшего на стыке социологии и этнографии, расширились границы традиционной этнографической науки.

Программным стало выступление Л.М. Дробижевой «Этносоциология перед вызовами XXI века». Докладчик подчеркнула, что этничность в условиях глобализации находится под воздействием разнонаправленных тенденций: с одной стороны — потери значения этнокультурной различительности под влиянием распространения универсальных норм, с другой — новых возможностей этнической консолидации на фоне девальвации «классических» государственных целостностей в условиях существования транснациональных институтов. Эта особенность условий современной этничности ставит перед этносоциологами новые вопросы: Каков модернизационный потенциал народов, определяющий их участие в инновационной экономике?

Может ли взаимодействие с мигрантами ограничиваться только формированием толерантности принимающего сообщества? Как развиваются посткон-фликтные ситуации? Каким образом складывается современная ситуация с точки зрения совмещения социальных и этнических полей? Какие интересы и ценности способны скреплять Российскую Федерацию?

В докладе Р.Н. Мусиной раскрыты основные этапы становления этносо-циологической науки в Республике Татарстан после исследования 1967-1968 гг. Показаны направления этносоциологических исследований (тематика, цели, объекты, результаты), деятельность образовательных учреждений в сфере преподавания этносоциологии в республике. Автор подчеркнула, что наиболее активно этносоциология в республике развивалась в 1990-е годы.

Программа научного форума включала Круглый стол, посвященный теоретико-методологическим проблемам развития этносоциологии в России. Здесь было заслушано четыре доклада. Большой отклик у участников вызвало выступление Л.Р. Низамовой «Модерные этничности: единство форм и множественность конфигураций». Дискуссия возникла вокруг содержания таких понятий, как «классические» и «новые» формы этничности. Н.Р. Маликова, в рамках своего выступления «Методологические проблемы этносоциологического дискурса в контексте глобализации», провела ревизию классических методов социологии с точки зрения их аналитического потенциала в исследовании этничности в эпоху модерна и в условиях набирающей ход глобализации.

Доклад В. А. Шнирельмана «Методология или этика: о некоторых социологических подходах к изучению межэтнических взаимодействий» был посвящен анализу деятельности отечественных социологов, занимающихся исследованием этничности и культуры, социальным эффектам их выводов и экспертных оценок. По мнению выступающего, зачастую личная неприязнь к культурному «Другому» экстраполируется в область научных изысканий, влияя на выбор методологии исследования и выводы, оправдывающие ксенофобию и расистские установки.

В ходе дискуссии о социальной роли интеллектуалов был затронут важный аспект, на который обратил внимание член-корреспондент РАН Ж.Т. Тощенко в ряде работ об этнократии и теократии. Участниками конференции подчеркивалась важность изучения характерных черт и мотиваций представителей интеллигенции, которые сегодня оформляются в группы лоббирования религии и этничности в поле политики.

Сообщение Р.Р. Галлямова «Этническая маргинальность как социологическая проблема: задачи исследования и оптимизации в условиях многонационального российского региона» посвящалось анализу существующих определений понятия «маргинальность». Ученый показал, что этническая маргинальность может выступать как негативным, так и позитивным фактором формирования идентичности личности. По его мнению, одной из востребованных задач современной российской науки, наряду с исследованием и описанием самих народов и их внутриэтнического развития, является анализ маргинальных этнических групп в рамках исторического, этнологического и социологического направлений.

Далее работа конференции была организована по четырем секциям. Первая — «Этнополитика и культурно-языковая ситуация в регионах» —

включала шесть докладов представителей регионов Российской Федерации — Республики Татарстан и Республики Саха (Якутия), а также Республики Молдова. В работе секции приняло участие 32 человека. В ходе дискуссий проводились сравнения с западным опытом построения этнокультурных политик, был представлен материал исследований языковых политик и культурно-языковых процессов ряда других регионов России (КабардиноБалкарской и Карачаево-Черкесской Республик, Марий Эл и др.).

На секции продолжалось начатое на Круглом столе обсуждение идеологии мультикультурализма, возможностей применения в нашей стране ее основных принципов, самого термина «мультикультурализм». В выступлении Г.И. Макаровой «Модели “мультикультурализма” для России: версии российских обществоведов и региональных экспертов-практиков» сравнительному анализу подверглись взгляды на идеальные для страны модели построения этнокультурных политик, принадлежащие отечественным ученым и региональным практикам культурного строительства. В ряде сообщений освещались этнополитические трансформации в регионах России и республиках бывшего СССР. В докладе А. Д. Бравина и Э. Я. Яковлевой «Динамика этнополитических процессов в Республике Саха (Якутия): 90-е г.г. ХХ века и современность» раскрывалось сложное взаимодействие современного социально-экономического развития региона с процессами идентификации населения со своим этносом, регионом, страной. В сообщении С.Л. Нестеровой была представлена динамика этнополитики в Республике Молдова и ее оценка полиэтническим населением страны.

Доклад Д. М. Исхакова строился вокруг актуальных проблем татарской диаспоры и ее взаимоотношений с этническим ядром и властными структурами Республики Татарстан. Серия сообщений посвящалась вопросам национального и языкового образования в России (Л.М. Мухарямова «Национальная школа в России: бег по кругу?», З.А. Исхакова «Социальные аспекты билингвального образования в Республике Татарстан»). Наиболее острой была дискуссия по вопросам ресурсов, социального статуса и перспектив национальной школы в современном российском обществе, современных социальных функций национальных языков.

На второй секции «Этнодемографические процессы, проблемы адаптации мигрантов» рассматривались вопросы демографического развития народов и регионов, а также проблемы современных миграций. В работе приняли участие 29 человек. Основываясь на данных официальной статистики, архивных материалах, исследователи представили демографическую ситуацию в Южной Сибири (З.В. Анайбан «Этнодемографические показатели населения Южной Сибири»), Республике Марий-Эл (О.В. Орлова «Демографическая ситуация в Республике Мари-Эл на рубеже веков»), среди татар Кыргызстана (А.Р. Бикбулатова «К характеристике демографического положения татар Кыргызстана»). Миграционная политика современной России, тренды постсоветских миграций, проблемы взаимоотношения мигрантов и местного населения, адаптации мигрантов к принимающему обществу анализировались в докладах В.И Мукомеля («Вызовы иммиграции: этносоциальные аспекты»), И.М. Кузнецова («Стратегии адаптации мигрантов»), Л.В. Сагитовой («Идентификация мигрантов-мусульман: специфика

самопонимания в географии перемещений»), Э.А. Нурутдиновой («Трудовые ценности мигрантов: этнический аспект»).

Живой интерес вызвал вопрос о понимании термина «интеграция» в контексте миграционных перемещений в условиях России. Участники секции сошлись во мнении, что интеграция мигрантов — это не только их социокультурная адаптация, но и приспособление принимающего общества к «новым» народам и культурам (Л.М. Дробижева, В.К. Малькова, В.И. Мукомель).

Третья секция «Гражданская, этническая и религиозная идентичности в условиях социальных и политических трансформаций» строилась вокруг проблем формирования и функционирования идентичностей в постсоветском российском пространстве. В ее работе приняли участие 38 человек; было заслушано одиннадцать докладов; интересные выступления и комментарии участников прозвучали в процессе дискуссии.

В ряде докладов раскрывались особенности становления современной российской и развития этнических идентичностей (И.М. Габдрафиков «Этническая идентичность народов Поволжья: векторы постсоветского развития», С.В. Рыжова «Факторы формирования современной российской идентичности», Г.Ф. Габдрахманова «Халяль - индустрия как фактор формирования идентичностей в современной России»). Процессы идентификации рассматривались как в городской, так и в сельской средах (Т.А. Титова, Д.М. Гараев «Формирование исламской субкультуры в г. Казани на рубеже XX-XXI вв.», И.Э. Елаева «Статус гражданства, этничности и локальности в идентификационном выборе бурят»). Проблемам религиозной идентичности были посвящены выступления С. И. Аккиевой («Ислам и этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике») и Т.Е. Житенева («Русское студенчество: религиозные взгляды»), формированию идентичностей у представителей диаспор — доклад В. К. Мальковой («Формирование этнической идентичности в диаспорных группах с помощью СМИ»).

В ходе дискуссии внимание было заострено на вопросе: должны ли эт-носоциологи ограничивать свою роль только исследованием общественных процессов или их миссия включает и активную гражданскую позицию — участие в регулировании этнополитических и этнокультурных процессов?

На четвертой секции — «Проблемы социальной и межэтнической интеграции российского общества. Молодежь в межэтнических взаимодействиях» — было заслушано восемь докладов. Шесть из них посвящались исследованиям межэтнических установок и поведения в сфере межэтнических отношений, этнически смешанным бракам: Е.М. Арутюновой «Выстраивание этнической дистанции в фокусе поколений», Е.Ю. Щегольковой «Межэтнические установки граждан в российских регионах», В.И. Шабыкова «Молодежь Республики Марий Эл и вопросы межнационального общения (на материале социологических исследований конца XX - начала XXI вв.», Г.С. Зеленеевой «Состояние межнациональных браков в Республике Марий Эл на рубеже веков», Г.Р. Столяровой «Межэтнические браки в национальных республиках Среднего Поволжья (на примере Республики Татарстан и Республики Марий-Эл)» и А. Д. Коростелева «Изучение межэтнических браков в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья».

В докладе А.Л. Салагаева «Российская армия — лифт воспроизводства этнических преступных группировок» речь шла о новых явлениях в жизни армии, связанных с сокращением срока службы, когда по ее окончании демобилизованные не возвращаются на родину, а пополняют ряды преступных группировок в регионах России. И.А. Снежкова («Представления молодежи об элите и власти») рассказала о результатах проведенного в студенческой среде исследования отношения к власти.

Конференция продемонстрировала высокий статус и уровень этносо-циологической школы в России. На ней были подняты острые этносоциальные проблемы современного российского общества, вопросы трансформации этничности в условиях глобализации, построения этнокультурной политики, рассматривались процессы идентификации, миграции. Участники вели дискуссии о механизмах интеграции полиэтнического общества. Были решены профессиональные задачи: намечены дальнейшие направления деятельности, укреплены научные связи этносоциологов из различных регионов РФ, государств ближнего зарубежья. Участники форума подчеркнули, что наряду с достижениями, существуют и проблемы. В частности, деятельность этносоциологов должна стать более открытой, необходимо шире освещать результаты исследований в СМИ, применять их в системе образования.

Г.И. Макарова,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН Татарстана

Л.В. Сагитова

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН Татарстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.