Научная статья на тему '2016. 02. 003. Нанчоtикул Н. , Сеневиратне Д. Передача денежной политики в развивающихся странах Азии: роль банков и влияние финансовой глобализации. Ananchotickul N. , Seneviratne D. monetary policy transmission in emerging Asia: the role of banks and the effects of financial globalization. - Wash. : IMF, 2015. - April. - 33 р'

2016. 02. 003. Нанчоtикул Н. , Сеневиратне Д. Передача денежной политики в развивающихся странах Азии: роль банков и влияние финансовой глобализации. Ananchotickul N. , Seneviratne D. monetary policy transmission in emerging Asia: the role of banks and the effects of financial globalization. - Wash. : IMF, 2015. - April. - 33 р Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 003. Нанчоtикул Н. , Сеневиратне Д. Передача денежной политики в развивающихся странах Азии: роль банков и влияние финансовой глобализации. Ananchotickul N. , Seneviratne D. monetary policy transmission in emerging Asia: the role of banks and the effects of financial globalization. - Wash. : IMF, 2015. - April. - 33 р»

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ

ЭКОНОМИКА

2016.02.003. НАНЧОТИКУЛ Н., СЕНЕВИРАТНЕ Д. ПЕРЕДАЧА ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ АЗИИ: РОЛЬ БАНКОВ И ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

ANANCHOTICKUL N., SENEVIRATNE D. Monetary policy transmission in emerging Asia: the role of banks and the effects of financial globalization. - Wash.: IMF, 2015. - April. - 33 р.

Ключевые слова: азиатские развивающиеся страны; денежная политика; финансовая глобализация

Сотрудники МВФ анализируют так называемую передачу денежной политики (можно назвать ее также денежной передачей), т.е. влияние центральных банков на экономику, на примере развивающихся стран Азии.

В США еще в 1990-е годы глава американской Федеральной резервной системы (ФРС) Алан Гринспен жаловался на то, что устанавливаемые ФРС процентные ставки не влияют на стоимость долгосрочных кредитов - а для производства и занятости важны именно они. Процент по этим кредитам падал независимо от политики ФРС, что Гринспен называл абсолютной загадкой. Тогда некоторые исследователи сочли, что подешевение долгосрочных кредитов связано с тем, что финансовый рынок и вся экономика США стали более стабильными и кредиторы больше не требуют премии за риск выдачи займов. В то же время сменивший Гринспена на посту главы ФРС Бен Бернанке отмечал, что снижение ставок по долгосрочным кредитам в США может объясняться возросшей глобализацией финансовых рынков: иностранцы предъявляют все

больший спрос на американские долгосрочные облигации и готовы смириться с их все понижающейся доходностью (с. 3).

Дело о ставках кончилось довольно оригинально. В ходе гло -бального финансового кризиса 2008-2009 гг. краткосрочная ставка ФРС вообще была понижена до 0% годовых - при этом не скрывалось, что она сохранится в течение неопределенно долгого времени. И в 2011 г. Бен Бернанке приступил к стимулированию производства и занятости не с помощью политики процентной ставки, а с помощью простого печатания денег. Выступая перед американским Конгрессом в апреле того года, Бен Бернанке заявил: «Так как безработица не снижается, все сомневаются, что американская экономика продолжит восстановление. Обычно в таких условиях ФРС снижает процентную ставку. Однако уже с декабря 2008 г. она является нулевой, так что дальше снижать ее некуда. На первый план выходит новый метод денежного стимулирования - покупка ФРС долгосрочных облигаций американского правительства. Конечно, покупка долгосрочных облигаций является менее привычным средством проведения стимулирующей денежной политики, чем снижение процентной ставки. Однако эти два подхода схожи в том, как они действуют на экономику. Когда ФРС покупает долгосрочные облигации американского правительства, оно сразу снижает их доходность, так как увеличивает спрос на них и тем самым воздействует на ставку по долгосрочным кредитам в экономике непосредственно, а не через краткосрочные кредиты. Как в случае со снижением процентной ставки, покупка долгосрочных облигаций приводит к улучшению финансового положения граждан, расширению их потребительских расходов и, следовательно, стимулирует рост производства и занятости» (с. 3).

Развивающиеся страны (к их числу относится и Россия) до этого не дошли. И здесь в вопросе соотношения ставок значительную роль играют последствия мирового финансового кризиса, а также глобализация. За последние 10 лет ставка долгосрочного кредита в развивающихся странах Азии коррелировала со ставкой кредита на мировом финансовом рынке. Особенно заметна корреляция с доходностью американских государственных облигаций со сроком погашения 10 лет. Во время глобального финансового кризиса и сразу после него ставка процента по таким облигациям оставалась низкой - инвесторы в условиях неопределенности переводи-

ли все деньги именно в эти облигации, считая их единственным надежным финансовым инструментом, и готовы были мириться с низким и, более того, все падающим процентом по ним. В некоторых случаях изменение доходности американских облигаций оказалось для долгосрочных облигаций азиатских стран важнее, чем изменение процентной ставки их собственных центральных банков. В среднем в азиатских странах половина колебаний процентной ставки по долгосрочным облигациям (со сроком погашения 10 лет) объяснялась колебаниями процентной ставки в США. Однако в данном случае многое зависело от срока погашения. Колебания доходности по азиатским облигациям со сроком погашения пять лет объяснялись американской ставкой только в 35% случаев, а по облигациям со сроком погашения один год - только в 20% случаев.

Влияние американских ставок различалось в зависимости от страны. Оно было меньше в странах, менее интегрированных в мировой финансовый рынок и с относительно менее либеральной системой движения капитала, прежде всего в Китае и Индии. Самым большим это влияние было в странах, где значительную долю покупателей государственных ценных бумаг составляют иностранцы, в первую очередь в Индонезии и Малайзии.

Однако это не означает, что политика краткосрочных ставок в азиатских развивающихся странах оказалась совсем неэффективной. Напротив, выяснилось, что в этих странах, в отличие от США и других индустриальных стран, на экономику влияют в основном не долгосрочные, а краткосрочные ставки. В среднем в азиатских странах 25% изменений в объеме производства объясняются ставкой по кредитам со сроком погашения три месяца. Еще 30% изменений в производстве объясняются ставкой процента по кредитам со сроком погашения шесть месяцев. Это может быть связано с тем, что большинство кредитов в азиатских странах выдаются банками под тот процент, под который банки кредитуют друг друга, а они обычно берут кредит со сроком погашения три месяца. В целом даже долгосрочные кредиты в Азии имеют меньший срок погашения, чем в индустриальных странах: от трех до пяти лет. А более долгосрочные кредиты считаются рискованными.

В среднем краткосрочная задолженность составляет более половины общей задолженности азиатских компаний. В Индии этот показатель составляет 40%, в Индонезии - 60, на Филиппинах - 63,

в Таиланде - 65, в Южной Корее - 67, в Малайзии - 70, в Китае -80%. Таким образом, сами компании предпочитают брать деньги на короткий срок, а банки избегают долгосрочного кредитования. В таких условиях политика краткосрочного кредитного процента приобретает особое значение (с. 5).

Таким образом, понятие денежной передачи (т.е. влияния политики ЦБ на стоимость кредита в экономике) в развивающихся странах имеет несколько иной смысл, чем в индустриальных. Краткосрочный процент здесь меньше влияет на долгосрочный, так как весьма значительную роль играет приток капитала с мирового финансового рынка. Однако он больше влияет на экономику напрямую, так как банки и предприятия предпочитают краткосрочные кредиты. Местные центробанки столкнулись с ситуацией, при которой ужесточение денежной политики с помощью повышения краткосрочного процента может оказаться неэффективным, так как банки и предприятия просто будут занимать еще больше денег за границей под более низкий процент, и властям приходится применять другие элементы макроэкономической политики помимо денежных.

«В целом в азиатских развивающихся странах финансовая система отличается доминированием банков. Они являются главным источником финансовых средств как для компаний, так и для отдельных граждан. Общий объем банковского кредитования достигает 80% ВВП этих стран. Хотя здесь быстро развивается рынок акций, однако доступ к нему как альтернативному источнику финансирования ограничен узким кругом очень крупных компаний. Что касается такого источника финансирования, как рынок облигаций, то он в развивающихся странах относительно неразвит. Следует, однако, помнить, что банки в разных странах и даже в пределах одной страны далеко не однородны с точки зрения ключевых характеристик, которые могут повлиять на передачу денежной политики, поэтому здесь важно выяснить, как разные банки реагируют на изменения в денежной политике - и, следовательно, как эта политика влияет на реальную экономику» (с. 3)

Коммерческие банки в азиатских странах различаются прежде всего с точки зрения собственника (того, кому принадлежат более 51% акций каждого банка). В Гонконге имеется 20 банков, из них 15 имеют иностранных собственников, пять - местных част-

ных владельцев, банков, принадлежащих государству, - нет. В Сингапуре также нет принадлежащих государству коммерческих банков, всего банков насчитывается восемь, из них два принадлежат иностранцам, а шесть - местным владельцам (здесь следует отметить, что формально в Сингапуре 120 иностранных банков, однако подавляющее большинство из них являются филиалами крупнейших международных банков, а не их дочерними предприятиями, поэтому самостоятельными банками считаться не могут). В Индонезии из 54 банков 26 принадлежат иностранцам, 23 - местным частным владельцам и пять - государству. В Индии из 54 банков всего пять принадлежат иностранцам, местным владельцам - 23, и целых 25 являются государственными. В Южной Корее банков 15 (иностранных два, местных 10, государственных три). В Малайзии из 23 банка 13 иностранных, пять местных частных и пять государственных. На Филиппинах из 30 банков иностранными являются 10, местными - 18, государственными - два. В Таиланде 21 банк, из которых 8 иностранных, 11 местных частных и два государственных. Из 36 банков на Тайване иностранными являются 3, местными частными - 28, государству принадлежат пять. В итоге оказывается, что с точки зрения собственника в рассмотренных девяти странах из 260 банков иностранцам принадлежит 81, местному частному капиталу - 132 и государству - 47 (с. 8). «Сначала мы включили в число рассмотренных азиатских стран также Китай с его 76 банками. Однако выяснилось, что китайские банки склонны вести себя совершенно по-другому, нежели типичные азиатские банки, поэтому Китай мы решили исследовать в дальнейшем отдельно» (с. 7).

Кроме обычных коммерческих банков, в чистом виде занимающихся привлечением вкладов и выдачей этих вкладов в виде кредитов, в азиатских странах, как и во всех других, имеются так называемые специализированные банковские финансовые институты. К ним относятся сберегательные банки, кооперативные банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, государственные кредитные агентства. В Гонконге имеется шесть таких институтов, из них два имеют иностранных собственников, четыре - местных частных владельцев, государственных нет. В Сингапуре также нет государственных специализированных банковских финансовых институтов, всего институтов четыре, по два принадлежат иностранцам и местным частным владельцам. В Индонезии из трех таких

институтов два принадлежат местным частным владельцам и один государству. В Индии из 27 институтов местным частным владельцам принадлежат 11 и 16 - государству. В Южной Корее 23 специализированных институтов: иностранных один, 20 - местных, два -государственных. В Малайзии из 21 таких институтов пять местных частных и 16 государственных. На Филиппинах из 11 институтов местным частным владельцам принадлежат семь, государству -4. В Таиланде 14 специализированных банковских института, из которых один иностранный, девять - местных частных и четыре -государственных. Из 18 специализированных банковских институтов на Тайване, местными частными являются 16, государственными два. Всего в рассмотренных девяти азиатских странах имеется 127 специализированных банковских финансовых институтов, из которых иностранцам принадлежат шесть, местным частным владельцам - 76, государству - 45 (с. 8).

«Если брать долю банков с различными собственниками в общем объеме банковских активов, то станет очевидным значительное экономическое разнообразие азиатских стран. На одном полюсе находятся Китай (хотя в данном случае с точки зрения денежной передачи мы его и не анализируем), а также Индия - там наблюдается исключительно высокая концентрация капитала в коммерческих банках, принадлежащих государству (соответственно 87% и 74% всех активов в банковской сфере). На другом полюсе находятся два азиатских международных финансовых центра, Сингапур и Гонконг, где коммерческих банков, принадлежащих государству, нет вовсе, и банковский сектор контролируется местными частными предпринимателями, а также иностранным капиталом. Среди стран, не являющихся международными финансовыми центрами, по доле иностранных банков в активах местной банковской системе лидирует Малайзия - 18% (доля государственных банков здесь составляет 42%). Так как система управления, источники финансирования и рыночная стратегия явно разнятся для трех типов банковской собственности, можно ожидать, что собственность играет видную роль в определении реакции банков на денежную политику. Например, объем кредитов, предоставляемых банками, принадлежащими государству, может зависеть прежде всего от правительственных директив и политического давления, а не от ограничений в финансировании, вызванных изменением денежной по-

литики. В то же время объем кредитов, выдаваемых банками, принадлежащими иностранцам, может быть менее подвержен влиянию изменений в денежной политике местных властей в связи с тем, что такие банки входят в состав международных банковских групп и пользуются преимуществами рынка капитала, существующего в пределах этих групп. Таким образом, собственность должна быть важнейшим источником неоднородности банковского канала передачи денежной политики» (с. 10).

Можно также заметить, что в целом банки в азиатских странах в последние годы увеличивали прибыльность своих операций. Средняя прибыль банков по отношению к общим размерам их активов в 2013 г. в азиатских странах составляла 1,0%, примерно столько же, сколько в латиноамериканских странах (1,1%) и в США (1,3%). Для сравнения, прибыль банков стран еврозоны составила всего 0,5% по отношению к активам этих банков. В Индонезии в 2013 г. прибыльность банков составила 2,3%, в Гонконге - 1,8, в Малайзии - 1,8, в Таиланде - 1,6, на Филиппинах - 1,5, в Сингапуре - 1,0, в Индии - 0,8, на Тайване - 0,7, в Южной Корее - 0,6% (с. 11).

Также растет объем кредитов, выдаваемых азиатскими банками: в 2010 г. он вырос на 14%, в 2011 г. - на 15%, в 2012 г. - на 13%, в 2013 г. - на 12%. Рост кредитования сопровождался увеличением отношения кредитов к депозитам на банковских счетах: в Индонезии в 2007 г. 40% депозитов выдавались в качестве кредитов, а в 2013 г. - уже 70%. В Таиланде, соответственно, показатели составили 15% и 25% (с. 11). Этот рост сопровождался увеличением доли так называемых небазовых, отличных от депозитов клиентов, элементов финансирования банков в общем объеме располагаемых ими денежных ресурсов (таких, например, как межбанковские кредиты). Эта доля в Индонезии за тот же период выросла с 15% до 25%, а в Таиланде - с 5% до 20% (с. 11). Между тем межбанковские кредиты обычно считаются в финансовых кругах менее надежным источником денег, чем обычные депозиты. Одновременно выросла доля финансирования банков развивающихся стран Азии, получаемая в виде кредитов на международном банковском рынке: в Малайзии эта доля выросла с 2% в 2011 г. до 5% 2013 г., а в Индонезии - с 2 до 4% (с. 13). Ясно, что увеличение

этой доли делает азиатские банки более зависимыми от изменений внешних финансовых условий.

Также увеличилось присутствие иностранных банков в азиатском банковском секторе в связи с финансовой глобализацией и проводимой местными властями политикой дерегулирования доступа на банковский рынок. Доля иностранных банков в общем объеме банковских активов в азиатских странах выросла с 10% в 2000 г. до 13% в 2013 г. По темпам роста присутствия на банковском рынке развивающихся стран Азии до глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. лидировали американские банки - в среднем их активы здесь возрастали на 14,1% в год, начиная с 2000 г., затем следовали иностранные банки из азиатских стран (12,2% в год) и банки из европейских стран (8,8% в год). После глобального кризиса явное лидерство в проникновении на банковские рынки азиатских развивающихся стран перешло к банкам азиатских стран (рост на 13,7% в год), затем следовали европейские банки (4,0%), а рост активов американских банков стал составлять всего 2,1% в год. Явное лидерство азиатских банков здесь было достигнуто за счет быстрой интернационализации китайских банков, а также агрессивной финансовой политики японских банков в регионе (с. 14). При этом увеличение присутствия иностранных банков на рынке развивающихся стран Азии значительно изменило положение на этом рынке -выросла межбанковская конкуренция, а также финансирование за счет получения межбанковских кредитов.

Если сравнивать влияние внезапного повышения процентных ставок ЦБ в азиатских развивающихся странах и развивающихся странах в целом, то окажется, что влияние этого повышения на экономику в азиатских странах сильнее - каждый раз повышение вызывает падение производства, которое длится 3-4 квартала. Не исключено, что это объясняется ухудшением финансового положения банков, отражаемым в бухгалтерской отчетности, и в результате повышения процентных ставок предпринимателям становится труднее брать кредиты - поэтому они вынуждены сокращать производство. В таком случае в азиатских странах значительную роль играет такой канал передачи денежной политики, как финансовое состояние банков и их готовность выдавать кредиты. Однако денежная политика влияет на рост кредитования азиатских банков и более простым способом: чем выше ставка ЦБ, тем выше ставка в

банках и тем меньше спрос на кредиты: в среднем повышение ставки ЦБ на один процент вызывает сокращение темпов роста кредитования на 1,3 процентных пункта (с. 19)

«Мы выяснили, что реакция роста кредитования на местную денежную политику различается в зависимости от типа собственности в отдельных банках. Как мы и предполагали, в случае ужесточения денежной политики государственные банки сокращают свои кредиты гораздо более значительно, чем это делают местные частные банки (в случае повышения ставки ЦБ на один процентный пункт первые уменьшают кредитование на 2,6 процентных пункта, а вторые на 1,8 процентных пункта). А банки, принадлежащие иностранным владельцам, наоборот, в этом случае увеличивают кредитование на 0,3 процентных пункта. Тот факт, что иностранные дочерние банки в наименьшей степени подвержены влиянию денежной политики властей азиатских развивающихся стран, может объясняться тем, что они получают финансирование от материнских банков, и это помогает им смягчать последствия местных денежных шоков. Из-за финансовых связей дочерних банков с материнскими банками реакция иностранных банков в азиатских странах может быть вызвана политикой материнских банков -в период глобальных финансовых кризисов они выводят деньги из развивающихся стран, меньше затронутых кризисом и тем не менее смягчающих свою денежную политику, и перемещают их в свои штаб-квартиры. В связи с тем, что глобальные банки оперируют денежными средствами во всемирном масштабе, они способны реагировать на изменения денежной политики в развивающихся странах в своих интересах, и поэтому именно иностранные банки в странах Азии могут считаться важнейшим каналом денежной передачи политики местных центробанков - только не в масштабах каждой отдельной страны, а в глобальных масштабах. Более заметная реакция тех банков в развивающихся странах Азии, которые принадлежат государству, на изменение в денежной политики явно связана с тем, что они непосредственно подчиняются властям и могут даже считаться квазифискальными институтами, не очень зависящими от реального их финансового состояния. Государство в период финансовых кризисов искусственно стимулирует расширение ими кредитования для того, чтобы поддержать экономику, - это равносильно снижению налогов на предприятия. Таким образом,

государство делает так, чтобы деятельность принадлежащих ему банков дополняла его усилия по преодолению экономического спада путем удешевления кредита, - и это позволяет говорить о том, что именно государственные банки в азиатских развивающихся странах являются важнейшим каналом передачи денежной политики реальной экономики. В то же время наше исследование показало, что расширение присутствия иностранных банков в местном банковском секторе снижает чувствительность этого сектора к денежной политике властей. Иностранные банки и сами больше зависят от мирового финансового рынка, нежели от политики местных властей, - и делают так, что и местные частные банки начинают меньше зависеть от этой политики, так как для этих банков в качестве источников финансирования становятся все более важными межбанковские кредиты, в том числе получаемые от иностранных банков как внутри страны, так и за рубежом. В итоге оказывается, что в азиатских развивающихся странах на банки, как канал передачи денежной политики, все больше оказывает влияние финансовая глобализация, делающая банки все менее чувствительными к колебаниям этой политики» (с. 21-22).

С.В. Минаев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2016.02.004. ЧАКВУМА О., УБОНГ Е.У. ЧАСТНЫЕ ВОЕНННЫЕ КОМПАНИИ, ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО.

Chukwuma O., Ubong E.U. Prívate miltary contractops, war crimes and international humanitarian law // Scientia militaría, South African j. of military studies. - Stellenbosch, 2014. - Vol. 42, № 1. - P. 64-79.

Ключевые слова: Африка; военные преступления; международное право.

О. Чаквума (Академия обороны Нигерии) и Е.У. Убонг (Университет Уйо, Нигерия) анализируют деятельность частных военных компаний (ЧВК) в современном мире, а также тенденции к постоянному нарушению прав человека и росту военных преступлений в результате их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.