Бразилия, Малайзия, Мексика и Тайвань. Можно заметить, что в начале 2000-х годов доля внешней торговли в ВВП развивающихся стран утроилась и достигла 6%, а после кризиса 2008-2009 гг. она вернулась к обычному показателю в 2%.
«Ориентированные на экспорт развивающиеся страны должны будут искать новые способы добиться быстрого экономического роста, и инвесторы понимают, что не многим это удастся. В первой половине 2012 г. разница между ростом цены акций на наиболее успешных фондовых рынках развивающихся стран и наименее успешных выросла с 10 до 35%. Следовательно, в ближайшие годы развивающиеся страны вернутся к нормальному состоянию 1950-1960-х годов, когда в среднем их экономический рост составлял 5% в год, однако немногие могли этого добиться. Экономические показатели этих стран в будущем будут очень различаться между собой. Новая глобальная экономика скорее всего будет больше похожа на старую, чем многие полагают. Так называемые остальные могут продолжить свой взлет, но этот взлет будет более медленным и неравномерным, чем ранее считалось. И очень немногие из этих остальных могут когда-нибудь достичь уровня доходов индустриального мира» (с. 7).
С.В. Минаев
2013.03.003. ДЖАЙН-ЧАНДРА C., ФИЛС УНЗАЛ Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ДЕНЕЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ В УСЛОВИЯХ ПРИТОКА КАПИТАЛА: ПРИМЕР АЗИИ. JAIN-CHANDRA S., FIIZ-UNSAL D. The effectiveness of monetary policy transmission under capital inflows: Evidence from Asia. - Wash.: IMF, 2012. - 18 p.
Сотрудники МВФ анализируют кредитную политику в азиатских странах, используя понятие механизма денежной передачи. «Когда говорят о механизме денежной передачи, имеют в виду то, как изменения в краткосрочных процентных ставках влияют на инвестиции, производство и занятость. В этом определении в скрытой форме содержится утверждение, что политика краткосрочных процентных ставок влияет на другие процентные ставки, важные для экономической деятельности, - прежде всего на стоимость долгосрочных кредитов. Однако взаимосвязь между политикой краткосрочных ставок и долгосрочными ставками может быть нарушена в
странах с открытой финансовой системой, так как внешние факторы также играют значительную роль в определении доходности внутренних финансовых активов. Разрыв между политикой краткосрочных процентных ставок и долгосрочными ставками имеет важное значение для эффективности денежной политики во влиянии на экономику. Если механизм денежной передачи от краткосрочных процентных ставок к долгосрочным действует слабо или несвоевременно, то эффективность денежной политики властей по воздействию на производство будет весьма ограниченной» (с. 3).
Слабая связь между краткосрочными и долгосрочными ставками кредита является типичной не только для развивающихся стран. В США в 1990-е годы бывший глава американской Федеральной резервной системы (ФРС) Алан Гринспен жаловался на то, что устанавливаемые ФРС процентные ставки не влияют на стоимость долгосрочных кредитов, между тем как для производства и занятости важны именно они. Процент по этим кредитам падал независимо от политики ФРС. Тогда некоторые исследователи сочли, что подешевение долгосрочных кредитов связано с тем, что финансовый рынок и вся экономика США стала более стабильной, и кредиторы больше не требуют премии за риск выдачи займов. В то же время сменивший Гринспена на посту главы ФРС Бен Бернанке указывал, что снижение ставок по долгосрочным кредитам в США может объясняться возросшей глобализацией финансовых рынков -иностранцы предъявляют все больший спрос на американские долгосрочные облигации и готовы смириться с их все понижающейся доходностью.
«В периоды возрастающего притока капитала связь между устанавливаемой центральными банками ставкой процента по краткосрочным кредитам и существующей в экономике ставкой долгосрочного кредита может быть особенно слабой. Повышение ставки краткосрочного кредита может не повлиять на ставку долгосрочного кредита, если банки и другие финансовые организации имеют возможность занимать деньги на мировом финансовом рынке в большом количестве. Снижая ставку процента по долгосрочным кредитам, приток капитала ограничивает возможность властей ужесточать денежную политику с помощью повышения ставки по краткосрочным кредитам. После глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. приток капитала в развивающиеся страны возобно-
вился - поэтому возникло беспокойство относительно эффективности денежной политики в этих странах, особенно в азиатских, так как послекризисный быстрый экономический рост сопровождается перегревом экономики, выражающимся в спекулятивном увеличении цен на потребительские товары, сырье и недвижимость» (с. 4).
Эконометрический анализ показывает, что за последние 10 лет ставка долгосрочного кредита в развивающихся странах Азии действительно коррелировала со ставкой кредита на мировом финансовом рынке. Особенно заметна корреляция с доходностью американских государственных облигаций со сроком погашения в 10 лет. Во время глобального финансового кризиса и сразу после него ставка процента по этим облигациям оставалась низкой - это можно объяснить тем, что инвесторы в условиях неопределенности переводили все деньги именно в эти облигации, считая их единственно надежным финансовым инструментом, и готовы были мириться с низким и, более того, все падающим процентом по ним.
«Наш главный результат исследования заключается в том, что за последнее десятилетие процент по долгосрочным кредитам в азиатских странах в значительной степени объясняется глобальными факторами. Примененная нами эконометрическая модель показывает, что приблизительно 40% изменений в доходности долгосрочных облигаций, выпускаемых властями азиатских стран, может объясняться колебаниями в ставке процента на мировом финансовом рынке. При этом прежде всего играло роль изменение доходности долгосрочных облигаций американского правительства» (с. 9).
В некоторых случаях изменение доходности американских облигаций оказалось для долгосрочных облигаций азиатских стран важнее, чем изменение процентной ставки их собственных центральных банков. В среднем в азиатских странах половина колебаний процентной ставки по долгосрочным облигациям (со сроком погашения в 10 лет) объяснялась колебаниями процентной ставки в США. Однако в данном случае многое зависело от срока погашения. Колебания доходности по азиатским облигациям со сроком погашения в пять лет объяснялись американской ставкой только в 35% случаев, а по облигациям со сроком погашения в один год -только в 20%.
Влияние американских ставок было разным в различных азиатских странах. Оно было меньше в странах, менее интегрированных в мировой финансовый рынок и с относительно менее либеральной системой движения капитала, прежде всего в Китае и Индии. Самым большим это влияние было в странах, где значительную долю покупателей государственных ценных бумаг составляют иностранцы - в Индонезии и Малайзии.
Однако это не означает, что политика краткосрочных ставок в азиатских развивающихся странах неэффективна. Напротив, выяснилось, что в этих странах, в отличие от США и других индустриальных стран, на экономику влияют в основном не долгосрочные, а краткосрочные ставки. В среднем в азиатских странах 25% изменений в объеме производства объясняется ставкой по кредитам со сроком погашения в три месяца. Еще 30% изменений в производстве объясняется ставкой процента по кредитам, со сроком погашения в шесть месяцев. Это может быть связано с тем, что большинство кредитов в азиатских странах выдается банками под тот процент, под который банки кредитуют друг друга, а они обычно берут кредит со сроком погашения в три месяца. Вообще, даже долгосрочные кредиты в Азии имеют меньший срок погашения, чем в индустриальных странах и составляют три-пять лет. Это объясняется тем, что более долгосрочные кредиты считаются рискованными.
В среднем краткосрочная задолженность составляет более половины общей задолженности азиатских компаний. В Индии этот показатель составляет 40%, в Индонезии - 60, на Филиппинах -63, в Таиланде - 65, в Южной Корее - 67, в Малайзии - 70, в Китае -80%. Сами компании предпочитают брать деньги на короткий срок, а банки избегают долгосрочного кредитования. В таких условиях политика краткосрочного кредитного процента приобретает особое значение.
Таким образом, понятие денежной передачи в Азии имеет несколько иной смысл, чем в других странах. Краткосрочный процент здесь меньше влияет на долгосрочный процент, так как очень значительную роль играет приток капитала с мирового финансового рынка. Однако он больше влияет на экономику напрямую, так как банки и предприятия предпочитают краткосрочные кредиты. Властям следует помнить, что ужесточение денежной политики с
помощью повышения краткосрочного процента может оказаться неэффективным, так как банки и предприятия просто будут еще больше занимать денег за границей под более низкий процент, так что властям придется применять другие элементы макроэкономической политики, кроме денежных.
С.В. Минаев
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2013.03.004. ЧИФЧИ С. ИСЛАМОФОБИЯ И ВОСПРИЯТИЕ УГРОЗЫ: ОБЪЯСНЕНИЕ АНТИИСЛАМСКИХ НАСТРОЕНИЙ НА ЗАПАДЕ.
CIFTCI S. Islamophobia and threat perceptions: Explaining anti-muslim sentiment in the West // J. of Muslim minority affairs. - Abingdon, 2012. - Vol. 32, N 3. - P. 293-309.
Автор отмечает, что начиная с 1980-х годов на Западе происходит рост антимусульманских настроений, еще более усилившийся после терактов в США в сентябре 2001 г. и в ряде европейских столиц. Термин «исламофобия» был официально признан на международном форуме по борьбе с нетерпимостью в Стокгольме в январе 2001 г. В том же году ООН осудила враждебное отношение к исламу и мусульманам.
Доклады Европейского центра по мониторингу расизма и ксенофобии и Совета по американо-исламским отношениям в США прямо указывают на рост исламофобии1.
Среди ученых и политиков нет единства в понимании термина «исламофобия». Наиболее развернутое определение дано в докладе Фонда Раннимида: «Исламофобия: Вызов для всех нас», опубликованный в Лондоне в 1997 г. Оно содержит восемь компонентов. 1. Ислам рассматривается как монолитная общность, статичная и неизменяемая. 2. Ислам воспринимается как особый и специфический феномен, как «другое». 3. Ислам видится варварским, иррациональным и примитивным, стоящим ниже Запада. 4. Ислам счи-
1 Anti-Islamic reactions within the European Union after the acts of terror against the USA. - Vienna, European center for monitoring on racism and xenophobia (EUMC), 2002. Mushims in the European Union: Discrimination and islamophobia. -Vienna: EUMC, 2006; The status of muslim civil rights in the USA. - Wash., Council on American-Islamic relations, 2006.