Научная статья на тему '2016.01.039. О РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФАХ РОССИИ И УКРАИНЫ: ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ: МОНОГРАФИЯ / АЛЯЕВ Г.Е., ЕМЕЛЬЯНОВ Б.В., МОЗГОВАЯ Н.Г., СУХОДУБ Т.Д. - ПОЛТАВА: АСМИ, 2010. - 240 С. ПРО РЕЛіГіЙНИХ ФіЛОСОФіВ РОСії ТА УКРАїНИ: ПЕРСОНОЛОГіЧНі НАРИСИ: МОНОГРАФії / АЛЯЕВ Г.Є., ЄМЕЛЬЯНОВ Б.В., МОЗГОВАЯ Н.Г., СУХОДУБ Т.Д. - ПОЛТАВА: АСМІ, 2010. - 240 С'

2016.01.039. О РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФАХ РОССИИ И УКРАИНЫ: ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ: МОНОГРАФИЯ / АЛЯЕВ Г.Е., ЕМЕЛЬЯНОВ Б.В., МОЗГОВАЯ Н.Г., СУХОДУБ Т.Д. - ПОЛТАВА: АСМИ, 2010. - 240 С. ПРО РЕЛіГіЙНИХ ФіЛОСОФіВ РОСії ТА УКРАїНИ: ПЕРСОНОЛОГіЧНі НАРИСИ: МОНОГРАФії / АЛЯЕВ Г.Є., ЄМЕЛЬЯНОВ Б.В., МОЗГОВАЯ Н.Г., СУХОДУБ Т.Д. - ПОЛТАВА: АСМІ, 2010. - 240 С Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТЕОЛОГИЯ / БОГОСЛОВИЕ / ВЕРА / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / АБСОЛЮТНЫЙ РЕАЛИЗМ / ТЕОДИЦЕЯ / БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.039. О РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФАХ РОССИИ И УКРАИНЫ: ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ: МОНОГРАФИЯ / АЛЯЕВ Г.Е., ЕМЕЛЬЯНОВ Б.В., МОЗГОВАЯ Н.Г., СУХОДУБ Т.Д. - ПОЛТАВА: АСМИ, 2010. - 240 С. ПРО РЕЛіГіЙНИХ ФіЛОСОФіВ РОСії ТА УКРАїНИ: ПЕРСОНОЛОГіЧНі НАРИСИ: МОНОГРАФії / АЛЯЕВ Г.Є., ЄМЕЛЬЯНОВ Б.В., МОЗГОВАЯ Н.Г., СУХОДУБ Т.Д. - ПОЛТАВА: АСМІ, 2010. - 240 С»

2016.01.039. О РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФАХ РОССИИ И УКРАИНЫ: ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ: МОНОГРАФИЯ / Аляев Г.Е., Емельянов Б.В., Мозговая Н.Г., Суходуб Т.Д. -Полтава: АСМИ, 2010. - 240 с.

Про релшйних фiлософiв Роси та Украши: Персонолопчш нариси: Монографп / Аляев Г.С., Емельянов Б.В., Мозговая Н.Г., Суходуб Т.Д. - Полтава: АСМ1, 2010. - 240 с.

Ключевые слова: религия; теология; богословие; вера; христианская философия; абсолютный реализм; теодицея; богоискательство.

В Полтаве в 2010 г. была издана коллективная монография «О религиозных философах России и Украины: Персонологические очерки», исследованием данных очерков являются философские взгляды религиозных философов Украины и России. Особенностью монографии является ее двуязычность, очерки публикуются как на русском языке, так и на украинском языках. Всего в книге представлено 13 очерков, посвященных Сильвестру Гогоцкому (с. 5-20), Памфилу Юркевичу (с. 21-36), Петру Линицкому (с. 3761), Евгению Трубецкому (с. 88-99), Льву Шестову (с. 100-108), Петру Кудрявцеву (с. 109-123), Николаю Лосскому (с. 124-144), Сергею Булгакову (с. 145-155), Николаю Бердяеву (с. 156-173), Семену Франку (с. 174-199), Павлу Флоренскому (с. 200-213) и Василию Зеньковскому (с. 214-236).

Самые интересные и оригинальные мыслительные конструкции рождались у авторов из сочетания рациональных философских умозрений, религиозных, богословских, мистических откровений. В данной монографии представлены не все персоналии очерченной темы, их выбор связан преимущественно с исследовательскими интересами авторов, а не с концепцией историко-философского, религиоведческого процесса.

Ключевой идеей, благодаря которой и родилась эта книга, была возможность поговорить о разорванном сегодня духовном пространстве между Украиной и Россией как о чем-то едином, каким оно было в XIX - начале XX в., и о историко-религиозной философии как о едином воплощении и основании этого единства, и авторы решили написать об этом разными, но достаточно понят-

ными друг для друга языками в надежде, что их идея получит дальнейшее развитие.

Профессор философских наук Т.Д. Суходуб в своем очерке «Миросозерцание религиозного философа: Евгений Трубецкой» (с. 88-99), анализирует творчество выдающегося религиозного философа Е. Трубецкого, ближайшего последователя В. Соловьева, которое разворачивалась в русле философии всеединства. «Тема всеединства, универсализма, разрабатываемая В. Соловьевым, может быть представлена как проблема осознания основания единения субстанциально разного бытия, характеризующего мир, в целое. Введенный им термин «всеединство» описывает возможную связь частей мира с миром как целым. Эта связь может нести принципиально разное взаимоотношение между частью и целым: часть может быть подчинена целому, быть его функцией, а может быть равной целому началом; часть (человек, общество, традиция, эпоха) может нести в себе универсальный порядок, действуя по его законам, может, напротив, сопротивляться им, разрушая бытие» (с. 94).

Трубецкой основывался на ключевых понятиях соловьевской метафизики и осуществляет ее развитие в направлении гносеологи-зации всеединства и разработки концепции абсолютного всеединого сознания. Философские поиски Трубецкого направлены на преодоление кантовского гносеологизма и утверждение метафизических оснований познания, проявляющих причастность его к русской традиции онтологической гносеологии.

Философское кредо Трубецкого - обоснование христианства как смысла жизни, проявляется во всех сферах его творческой деятельности. Философские, социальные, правовые штудии мыслителя, в которых он ориентируется на идеи всеединства, цельности духа и бытия, а также проявляет себя как идеолог либерализма, объединяющего на христианских началах идеал правды с идеей правового государства, обосновывают принципы христианской демократии, как разумного и нравственного общественного управления. «Как гражданин Трубецкой - сторонник идей просвещенного либерализма, эволюционного демократизма как линий социального развития, утверждения господства права на основе постепенных реформ общества и культурно-просветительской, публицистической работы» (с. 99).

Известный отечественный философ Б.В. Емельянов отметил в своей статье «Богоискательство Льва Шестова» (с. 100-108), что сам Шестов философом себя не считал, скорее причислял себя к публицистам и литературным критикам. Но вот что написал о философской особенности Л. Шестова Н. Бердяев: «Лев Шестов был философом, который философствовал всем своим существом, для которого философия была не академической специальность, а делом жизни и смерти. Он был однодум. И поразительная была его независимость от окружающих течений времени. Он икал Бога, искал освобождение человека от власти необходимости. И это было его личной проблемой. Философия его принадлежала к типу философии экзистенциальной, т.е. необъективировала процесса познания, не отрывала его от субъекта познания, связывала его с целостной судьбой человека» (с. 103). На протяжении жизни Шестов постоянно полемизировал с Бердяевым, но это не мешало им поддерживать дружеские отношения.

Религиозная философия Шестова - это не праздное любопытство, не университетская бюрократия, не грант-проект - это большая борьба за первозданную свободу. Страстное искание Бога Шестов считал смыслом религиозной философии, именно поэтому для него последней инстанцией, к которой он обращается за истиной, всегда была Библия. Философия неутомимого поиска Бога, по мнению Шестова, нашла свое отражение не в ученых трактатах русских профессоров, а в литературном творчестве Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. Шестов описывает свой опыт поиска истины: «Истин больше, чем людей, ибо один и тот же человек сегодня думает так, а завтра иначе. Истина открывается не всем, но лишь отдельному человеку, когда он погружен в одиночество, когда он не связан ни с обществом, ни с людьми не какими-то узами, когда все законы, придуманные людьми, перестают тяготеть над ними» (с. 105).

Идеи Шестова свидетельствуют о том, какие новые перспективы для религиозно-философской мысли Украины может открыть комплексный анализ украинской литературы как философии неутомимого, часто очень драматического богоискательства. Иногда вклад Шестова в европейскую философию сравнивают с достижениями Сергея Дягилева в искусстве. «Странствуя по душам», Л. Шестов - это «очаровательный странник» русской философии, -

где только мог, вскрывал антагонизм «умозрения» и «откровения», который всякий раз принимал для него другое обличье. Он был несомненным сторонником «откровения», противопоставлял познанию творчество, разуму - веру, господству необходимости - иррационализм божественного и человечество произвола. Л. Шестов жаждал победы творчества, веры и свободы, но она всякий раз ускользала от него. Однажды написав: «Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога», - философ всю свою жизнь превратил в жертву всесокрушающего скепсиса, который оказался так и не преодоленным, сжигающим и его благие намерения, и его метафизические конструкции» (с. 108).

Еще одна статья Т.Д. Суходуба «О "человеке, отпущенном на свободу", Николай Бердяев» (с. 156-173). «Данные традиции философской рефлексии существовали всегда, однако в новейшей истории подобное сродство мысли и слова, слова и действия, понимание собственной жизни как экзистенции, невозможной вне опоры на философские идеи и убеждения, жизни, не мыслимой вне стремления к преобразованию публичного социального пространства бытия и для других, - стало практически очень редким, почти невозможным. Но именно к такой немногочисленной плеяде философов относится русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948)» (с. 156). Он был одним из тех проницательных мыслителей, которые пытались понять сущность свободы в тесной связи с ее естественной, социальной и духовной составляющей человека. Что такое человек, как ему строить отношения с окружающей природной средой и социальным миром, какую выбрать систему ценностей, чтобы она давала правильные ориентации в меняющемся мире и обеспечивала бы развитие каждого индивида и человеческий рода в целом, как связаны технический и моральный прогресс, - все указанные вопросы поставлены Н.А. Бердяевым и сохраняют свою актуальность и поныне.

Философское учение Бердяева можно прямо назвать философией свободы, и его философская концепция включает три вида свободы: первая - свобода к Богу, бытия: вторая - свобода после творения мира и человека; и третья - это свобода, как преодоление бремени объективации.

Последовательно разворачивая свою концепцию, он стремился избежать крайностей релятивизма и догматизма. Проблему

свободы он соединял с решением задачи происхождения добра и зла, отмечая, что эта задача не может быть решена вне ее связей с божественной природой и божественной свободой.

Мысли Н. А. Бердяева отличаются направленностью к человеку, его свободе, творчеству, где он тесно связывает философию с человеческим существованием, поисками смысла жизни, с моральным подъемом человека. Как говорил Бердяев, для человеческого существования характерно прежде всего чувство одиночества, человек одинок и в этом трагическом чувстве переживает свою личность, особенность, неповторимость, единство ни с кем и ни с чем в этом мире.

Разум Бердяева был целиком захвачен экзистенциальной ангажированностью человека, его привлекала не только трагедия человеческого существования, но и свобода человеческого творчества, она вдохновляет не на сопереживание, а на оправдание человеческого творчества через творчество божественное. «Экзистенциального типа бердяевская философия действительно "соблазняла" человека идеей свободы, не имеющей границ» (с. 162). Философ называл человека экзистенциальным центром мира, наделенным страшной и последней свободой. В дальнейшем он вводит в свою концепцию понятие объективации, родственное отчуждению, где мир объективации является миром явлений, отчуждения и разъединения. Рассматривая различные формы объективации мира, например технику, - это продукт человеческого духа, вызывающего мощные силы природы и заставляющего их служить человеку, -очевидным образом превращает тело человека в средство, в инструмент, в техническую функцию.

Задачей философии Н.А. Бердяева является преодоление несовершенства человеческого бытия, освобождение от тоски и скуки жизни. Так же Бердяев подчеркивает аксиологическую, т.е. ценностную, суть духовности. В человеке есть духовное начало, как трансцендентальное, так и то, что превышает мир. Дух сознания и дух самосознания связаны друг с другом, где сознание - это не только психологическая категория, в которой конструируется духовный элемент, но и где возможен переход сознания к сверхсознанию. Духовность для Н.А. Бердяева является подлинной, первичной реальностью для человека, и человечество пока еще не лишилось возможности спасти духовность и свое будущее, где но-

вая духовность могла бы быть настоящим реализмом - реализмом свободы, активности и творчества, реализмом любви и милосердия, изменения и преобразования мира. Духовность не может быть исключительным направлением энергии человека на себя, он направляет ее на других людей, на общество и мир. Человек пытается преодолеть одиночество на путях познания, в любви и дружбе, искусстве, в жизни социальных и нравственных актах. Но при этом должна быть достигнута полнота воплощения духовности в творческой деятельности человека, дух должен овладеть природой и обществом.

По мнению Н.А. Бердяева, проблемы человеческого существования должны быть центральными в философии. Только с точки зрения существования человека, его судьбы можно правильно понять мир, в котором он живет.

Авторы данной монографии искренне надеются на то, что она будет полезной всем тем, кто интересуется религиозно-философской проблематикой исследования современных процессов развития украинско-русской мысли Х1Х-ХХ столетий.

А.Д. Емельяненко, Л.И. Мозговой, Г. В. Хлебников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.