Научная статья на тему '2016. 01. 022. Менаже Ж. Плюющая на закон, создающая культуру и занимающаяся бизнесом молодежь Янгона, Мьянма. Menager J. law fuckers, cultural forgers and the business of youth entitlement in Yangon, Myanmar // South East Asia research. - L. , 2014. - vol. 22, n 2. - p. 201-212'

2016. 01. 022. Менаже Ж. Плюющая на закон, создающая культуру и занимающаяся бизнесом молодежь Янгона, Мьянма. Menager J. law fuckers, cultural forgers and the business of youth entitlement in Yangon, Myanmar // South East Asia research. - L. , 2014. - vol. 22, n 2. - p. 201-212 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / ЯНГОН / ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 022. Менаже Ж. Плюющая на закон, создающая культуру и занимающаяся бизнесом молодежь Янгона, Мьянма. Menager J. law fuckers, cultural forgers and the business of youth entitlement in Yangon, Myanmar // South East Asia research. - L. , 2014. - vol. 22, n 2. - p. 201-212»

2016.01.022. МЕНАЖЕ Ж. ПЛЮЮЩАЯ НА ЗАКОН, СОЗДАЮЩАЯ КУЛЬТУРУ И ЗАНИМАЮЩАЯСЯ БИЗНЕСОМ МОЛОДЕЖЬ ЯНГОНА, МЬЯНМА.

MENAGER J. Law fuckers, cultural forgers and the business of youth entitlement in Yangon, Myanmar // South East Asia research. - L., 2014. - Vol. 22, N 2. - P. 201-212.

Ключевые слова: Мьянма; Янгон; золотая молодежь.

В мире, считает Жаклин Менаже (Школа политических и стратегических исследований Колледжа Азии и Тихого океана, Австралийский национальный университет (Канберра)), Мьянма видится через СМИ в черно-белых тонах противостояния сил добра и зла - Аун Сан Су Чжи и военных. Автор же предлагает «более реалистичную» картинку происходящих в Мьянме перемен, по крайней мере в той их части, которая касается жизни золотой молодежи в самом большом городе страны. «Для того, чтобы понять те изменения, которые сейчас происходят в Мьянме, необходимо изучить роль молодежных элит» (с. 203).

Всё, что есть у теперешней молодежи Мьянмы, она получила от своей семьи, благодаря семейным связям. Поэтому молодежь -это индикатор изменения положения семьи и состояния связей в эпоху перемен. Золотую молодежь Менаже разделила на три группы: 1) богатые сыновья преуспевающих бизнесменов; 2) заслужившие свою репутацию и статус в обществе работой в искусстве, в модельном бизнесе; 3) дети и внуки высокопоставленных военных. И соответственно выделила три стиля поведения: уединение в своем достатке, работа за деньги и противостояние переменам. Но при всех различиях упомянутые стили поведения объединяет то, что они покушаются на норму, претендуют на ее преодоление.

Лишь несколько лет назад Мьянма открылась для иностранного бизнеса, но есть и такие семьи, которые многие годы и даже десятилетия вели дела с заграницей. Члены этих семей и учились и жили за границей и вполне попадают в категорию «новая глобальная элита», «транснациональный капиталистический класс» или «граждане мира» (с. 204). Их социализация (восхождение в класс) связана с демонстративными тратами - обязательным элементом образа жизни. Возвращаясь из-за границы, эта молодежь занимает хорошие позиции в мьянмарском бизнесе. Но как они вписываются

в жизнь страны? Никак! Во всяком случае, не обязательно вписываются: у них свои офисы, свои рестораны, а жизнь народа - это что-то чуждое для них. Они проводят время в путешествиях по миру, в тусовках в янгонских барах и клубах. Кажется, единственная их цель в жизни - демонстрировать богатство (часы, авто, дома, одежду, путешествия, пышную праздность), даже благотворительность для них часть их игры, шанс покрасоваться. С принятием в 2012 г. в Мьянме закона об иностранных инвестициях эти молодые люди поняли, что их будущее на родине.

Однако «сомнительно, что эти молодые люди с их богатствами смогут улучшить жизнь в Янгоне и вообще в Мьянме» (с. 206). Пока что они обособляются от остальной страны в своем «царстве неолиберальных грез» (с. 206).

Вторая группа появилась сравнительно недавно, когда ослабла цензура, нормы морали снижены и «новая культура» (поп-музыка, граффити, модельные агентства, тату-салоны и т.д.) расцвела пышным цветом. Те, кто выходит на это поприще, считаются бунтарями, людьми, бросающими вызов устоям, но самое общее и точное их определение - они просто «другие».

За многие десятилетия бирманские военные преуспели в нагнетании страхов по отношению к «другим», будь то колонизаторы, иностранцы или внутренние отщепенцы, и воспитали в народе бдительность к проискам этих «других». Но очень много «других» оказалось в среде андеграундной культуры, искусства. Они могут быть самого разного вероисповедания (а то и вообще атеистами), представлять самые разные этносы, сексуальную ориентацию - на эти темы среди них спора нет, зато есть сильнейший конфликт на тему музыки и территории влияния.

Эти музыканты не гонятся за официальной государственной поддержкой и официальным одобрением, они завоевывают себе поклонников, утверждает автор, через Интернет. Андеграундная музыка противопоставляет себя отнюдь не государственной системе, а поп-музыке, но все-таки пока еще побаивается официальной реакции, о чем говорит самоцензурирование в интервью, в текстах произведений. «Они не знают, какое направление безопасно, и чувствуют, что каждый шаг может привести к нежелательным последствиям... Их манера держаться - это пустые глаза в деревянном теле» (с. 209). Несмотря на то что в Мьянме многое изменилось за

последнее время, одно остается пока неизменным - «правительство по-прежнему контролирует атмосферу, в которой творят художники. Сейчас это атмосфера "свободы" и "демократии", но при условии понимания того, что руководство не простит радикальных отклонений от нормы» (с. 209).

Границы дозволенного - это то, что одни стремятся преодолеть, нарушить, а другие наоборот - защитить. Что касается бизнеса, то он часто становится маркером перемен: знание новых «ходов» на рынке, знакомство с заграницей, пересмотр моральных стандартов теперь приносят удачу и столкновение (в том числе и физическое!) с силами, защищающими основы старого порядка. Защитниками старого, устоев часто оказываются представители военной системы с ее структурой привилегий. Военные часто критикуют правительство за то, что оно «распустило народ» и не может «навести порядок», положить конец распрям, конфликтам в стране, в частности, этноконфессиональным конфликтам.

Сыновья и внуки представителей военной элиты - и это третья группа золотой молодежи - пытаются заявить о себе на улицах Янгона как стритрейсеры, разгоняя свои недешевые авто до запредельных скоростей. Их как хозяев встречают в ночных клубах, оставляя им столики, стоянки для машин. Что бы они не сделали, они остаются безнаказанными. Они ходят группами, теша свои «фантазии принадлежности к общности», регулярно устраивая проверки групповой сплоченности в реальных или надуманных ситуациях уличного противостояния, угрозы общности, например, оскорбление святыни или женщины из данной группы.

Обслуга баров и клубов готова к эксцессам, разнимает дерущихся и сдает в полицию представителей менее влиятельной стороны конфликта. Здесь мерятся не силою и умением, а статусами. Главная черта конфликтов, да и вообще нарушения правил (например, дорожного движения) - безнаказанность статусных нарушителей, которые прямым текстом заявляют о своем неуважении закона, что сходит им с рук.

Сейчас страна переживает переходный период, почти все рвутся к власти, и эта борьба отражается на молодежи. Молодые люди или отгораживаются ото всех своим материальным достатком, или бросают вызов нормам, или выступают против перемен -

2016.01.023-027

вот три основные стратегии выживания элитных молодежных групп в городской Мьянме.

Что это говорит о стране и ее переходном периоде? Первое: переход к демократии - не одномоментное событие, а длительный процесс, и он отнюдь не означает улучшение положения всех секторов общества. Без конструктивного вмешательства властей неравенство между секторами может только усугубляться, а опасное поведение молодежи в ночных клубах и на дорогах становиться все опаснее. Второе: эта молодежь - как раз та часть нации, которая своим «креативным» поведением по расшатыванию устоев заставляет других более критически глядеть на общество, правительство, на будущее. Внешне поведение этих молодых людей кажется просто бытовым безобразием плохо воспитанных детей, но это коренным образом связано не только с самопрезентацией и социальной самооценкой, но и с демонстрацией потенциала силы (заявка на будущее). Сейчас то, что определяет «добрую репутацию», меняется, на сцену выходят новые культурные образцы. Культурные провокаторы выступают против того, что было в традиционном обществе строгим моральным кодом. И все они - необходимый элемент в борьбе за более широкую индивидуальную свободу, это непременное условие будущего развития.

Ю.В. Чайников

ЭКОНОМИКА

2016.01.023-027. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ. (Сводный реферат).

2016.01.023. Экономия на масштабе, эффект Кейгана и спрос на деньги на микроуровне: Еще раз о загадке высокого уровня монетизации экономики Китая / Пэн Фанпин, Лянь Юйцзюнь, Чжао Ху-эйминь, Ху Синмин.

Гуймо цзинцзи, Кагань сяоин юй вэйгуань хоби сюйцю - цзянь-лунь вого гао хобихуа чжи ми / ПЭН ФАНПИН, ЛЯНЬ ЮЙЦЗЮНЬ, ЧЖАО ХУЭЙМИНЬ, ХУ СИНМИН // Цзинцзи яньцзю. -Пекин, 2013. - № 4. - С. 83-93. - Кит. яз.

2016.01.024. ЛИ БИНЬ. Экономическое развитие, структурные изменения и «исчезновение денег»: Еще одно объяснение «китайской загадки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.