Научная статья на тему '2016. 01. 010. Крителли Ф. М. , уайлетт Дж. Борьба и надежда: вызов гендерному насилию в Пакистане. Critelli F. M. , wilett J. struggle and hope: challenging gender violence in Pakistan // critical Sociology - leiden, 2013. - Vol. 39, n 2. - p. 201-221'

2016. 01. 010. Крителли Ф. М. , уайлетт Дж. Борьба и надежда: вызов гендерному насилию в Пакистане. Critelli F. M. , wilett J. struggle and hope: challenging gender violence in Pakistan // critical Sociology - leiden, 2013. - Vol. 39, n 2. - p. 201-221 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПАКИСТАН / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ / ПРАВА ЖЕНЩИН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 010. Крителли Ф. М. , уайлетт Дж. Борьба и надежда: вызов гендерному насилию в Пакистане. Critelli F. M. , wilett J. struggle and hope: challenging gender violence in Pakistan // critical Sociology - leiden, 2013. - Vol. 39, n 2. - p. 201-221»

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2016.01.010. КРИТЕЛЛИ Ф.М., УАЙЛЕТТ Дж. БОРЬБА И НАДЕЖДА: ВЫЗОВ ТЕНДЕРНОМУ НАСИЛИЮ В ПАКИСТАНЕ. CRITELLI F.M., WILETT J. Struggle and hope: Challenging gender violence in Pakistan // Critical sociology - Leiden, 2013. - Vol. 39, N 2. -P. 201-221.

Ключевые слова: гендерное насилие; женское движение; Пакистан; политические пространства; транснациональный феминизм; права женщин.

В статье Филомены М. Крителли (Университет шт. Нью-Йорк в Буффало, США) и Дженнифер Уайлетт (Университет шт. Коннектикут, г. Мэнсфилд, США) рассматриваются особенности эволюции, основные проблемы и перспективы развития женского движения в Пакистане [с. 202]. Авторы разделяют позицию постколониальных феминистских исследовательниц, критикующих концепции «второй волны» западного феминизма как этноцентрические и, соответственно, неспособные отразить опыт дискриминации женщин «третьего мира». Соглашаясь с Чандрой Моханти1, они настаивают на существовании культурно обусловленных различий, как в формах подавления женщин, так и в методах женского политического сопротивления. В попытке избежать универсализированных интерпретаций исследовательницы обращаются к теории «политических пространств» Р. Рэй2, обосновывающей зависимость типов протеста от особенностей исторического, политиче-

1 Mohanty C. Feminism without borders: Decolonizing theory, practicing solidarity. - Durham (NC): Duke univ. press, 2003.

2

Ray R. Fields of protest: Women's movements in India. - Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1999.

ского, экономического и социального измерений тех сред, в которых действуют активистские организации.

В числе особых условий развития женского движения Пакистана Ф.М. Крителли и Дж. Уайлетт указывают на: продолжающийся кризис государства и общества; упадок демократии; языковую и этническую раздробленность; экономическую и политическую нестабильность; опыт долговременного существования в режиме военного положения. Своеобразным триггером идеологического раскола в стране, по мнению авторов, стало последовавшее сразу вслед за обретением независимости от Великобритании в 1947 г. официальное признание ислама государственной религией. С этого момента для каждого поколения политических лидеров Пакистана обращение к религиозным чувствам становится одним из основных инструментов укрепления национальной идентичности и сплочения народа против внешнего агрессора [с. 203].

Действуя в теоретических рамках концепции Р. Рэй, авторы совершают достаточно подробный экскурс в историю побед и поражений женщин Пакистана в борьбе за свои права. Первый этап активного участия женщин, получивших права голоса и наследования, в построении национального государства продлился относительно недолго и завершился в 1957 г. с приходом к власти Мухаммеда Айюб Хана и его военного правительства. В 1961 г. было выпущено Постановление о мусульманских семейных законах, закрепляющее институт полигамии и сужающее спектр гарантий, доступных женщинам, состоящим в браке.

Годы правления президента Зульфикара Али Бхутто (1971— 1977) стали периодом эмансипации женщин и повышения их политического статуса в обществе. Конституция 1973 г. гарантировала равные права всем гражданам государства вне зависимости от их половой принадлежности. Женщины получили возможность устраиваться на работу в государственные структуры. Вдохновленные столь позитивными изменениями, в 1976 г. феминистские движения добились издания Декларации прав женщин Пакистана.

Однако все эти прорывные с точки зрения феминизма решения были перечеркнуты в результате государственного переворота и прихода к власти генерала Мухаммеда Зия-уль-Хака. Следуя линии исламизации, Зия-уль-Хак стремился привести законодательство страны в соответствие с нормами традиционного мусульман-

ского права. В числе прочего его пребывание на посту главы государства (1978-1988) ознаменовалось введением военного положения, а также выработкой множества юридических норм, ущемляющих права женщин. Например, согласно предписаниям худуд (Ни^оф от 1979 г. за внебрачный секс (зина) полагалось наказание, причем разница между внебрачным сексом и изнасилованием в законе не прописывалась. В любом случае женщина лишалась права давать показания, и ее судьба находилась в руках четырех свидетелей-мужчин. Носивший откровенно дискриминационный характер, Закон о свидетелях (Риапооп-е Shahadat) 1984 г. приравнивал по значимости показания двух женщин к показаниям одного мужчины. Осуждение ранее приемлемых форм поведения, осуществлявшееся на государственном уровне, способствовало возрастанию обеспокоенности женщин Пакистана своим будущим. Таким парадоксальным образом авторитарный военный режим Зия-уль-Хака спровоцировал подъем феминистского и правозащитного движений в стране [с. 204].

С гибелью военного диктатора Зия-уль-Хака в авиакатастрофе (1988) Пакистан вернулся к демократическому строю. Впервые в новейшей истории главой правительства государства с преимущественно мусульманским населением была избрана женщина -Беназир Бхутто. За время своей работы на посту премьер-министра она добилась выступления активистов неправительственных организаций на IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине и запустила 20-летний Национальный план действий для женщин1. Тем не менее попытка возглавляемого ею кабинета министров отменить предписания худуд не увенчалась успехом.

В промежуток между первым и вторым премьерскими сроками Б. Бхутто (1990-1993), а также после поражения Народной партии Пакистана на выборах (1997-1999) пост главы правительства занимал политический преемник Зия-уль-Хака - Наваз Шариф. Годы его правления отмечены возрождением враждебной атмосферы сексизма и целенаправленной дискриминации женщин. Правовая система страны подверглась исламизации. В статьи Уголовного кодекса, касающиеся ответных мер наказания за убийство (кисас) и

1 Национальный план действий для женщин не был выполнен из-за отставки правительства Б. Бхутто. - Прим. реф.

выплаты контрибуции за данное преступление (дийят), были внесены поправки, приводящие их в соответствие со Священным Кораном и Сунной. Отдельно стоит отметить, что не рассматривались в качестве уголовно наказуемых деяний так называемые «убийства в защиту чести» - санкционированные обычаем убийства девушки или женщины, совершенные ее ближайшими родственниками мужского пола (отцом, братом, мужем) за «бесчестный» поступок или за неподобающее поведение [с. 205].

Приход к власти генерала Первеза Мушаррафа (1999) ознаменовал начало нового, достаточно противоречивого периода в развитии женского движения Пакистана. С одной стороны, при Мушаррафе были изданы законы, направленные на устранение гендерного неравенства. С 2006 г. «убийства в защиту чести» стали рассматриваться как преднамеренные убийства. Были внесены изменения в предписания худуд: так, в частности, изнасилование каралось как уголовное преступление, а требования об «особых свидетелях» отменялись. В целом такого рода реформы соответствовали принципам Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (СЕБА'). Однако члены правозащитных организаций требовали полной отмены предписаний худуд, а также иных дискриминирующих законов. Одновременно активизировались отдельные религиозные партии и военные - недовольные либерализацией законодательства и общим отходом от «исламского пути развития». Эти настроения сыграли свою небольшую роль в последующих событиях: законодательном кризисе, введении чрезвычайного положения; многочисленных арестах политических активистов, попытках властей подавить СМИ и ответной активизации протестного движения. В конечном итоге в 2008 г. в связи с угрозой процедуры импичмента Мушарраф добровольно ушел в отставку с поста президента Пакистана. Его преемником стал Асиф Али Зардари, вдовец убитой террористом-смертником Б. Бхутто [с. 206].

Проанализировав динамику развития женского движения исламской республики в контексте смены политических элит, авторы заключают, что на современном этапе Пакистан представляет собой патриархальное общество, в котором мужское доминирование проявляется преимущественно в домашнем насилии. По статистике, признаки жестокого обращения с женщинами присутствуют в

80-90% домохозяйств Пакистана. Эта жестокость облекается в разные формы. Некоторые - супружеское насилие, избиение, экономическое и эмоциональное насилие, убийство - представляют серьезную проблему и для западного мира. Но отдельные формы жестокости уходят корнями в традиционные практики и маскируются под проявления социального конформизма или следование религиозным убеждениям. Речь идет об уже упоминавшихся выше «убийствах в защиту чести», практиках детских браков, браков по принуждению, нападений с применением кислоты, увечащих наказаний (отрезание у женщин ушей, носа и т.д.) [с. 207]. Также Ф.М. Крителли и Дж. Уайлетт обращают внимание на то, что Пакистан является страной с ярко выраженным социальным неравенством. Форма и степень притеснения женщин сильно разнятся в зависимости от их принадлежности к тому или иному социальному классу, региону, сельскому или городскому населению. Например, в деревнях традиции зачастую преобладают над законом, а в быту сохраняются многие патриархальные нормы.

Эмпирическую базу исследования составили десять глубинных интервью с основательницами и активистками двух наиболее известных неправительственных организаций Лахора - «AGHS Legal Aid Cell»1 и кризисного приюта для женщин «Дастак»2. Лидеры этих организаций долгое время состояли в ассоциации «Women's Annex Foundation» (WAF), сформировавшейся в 1980 г. в качестве своеобразного ответа на усиление военной диктатуры в Пакистане. В своей философии и «AGHS», и «Дастак» четко придерживаются концепции реализации прав человека для всех: они защищают не только права женщин, но также права детей и рели-

1 В число видов деятельности, которыми занимается общественная организация правовой помощи «AGHS», входят: 1) оказание бесплатной юридической помощи; 2) предоставление параюридического образования; 3) издание книг и брошюр по правовой грамотности; 4) проведение исследований по вопросам детского труда, труда женщин и кабального труда; 5) защита прав человека; 6) мониторинг нарушений прав человека; 7) разработка понятия прав человека; 8) поддержка женского кризисного центра «Дастак», основанного «AGHS» в 1990 г. -Прим. реф. Информация взята с официального сайта организации: AGHS Legal Aid Cell. - Mode of access: https://aghsblog.wordpress.com/ [Дата обращения: 18.12.14.]

«Dastak» с языка урду можно перевести как «стучать». Вероятно, в названии подразумевается стук в дверь приюта. - Прим. реф.

гиозных меньшинств Пакистана. При этом в отношении приема новых членов указанные организации следуют принципу плюрализма: их активистами становятся люди самых разных возрастов, имущественного положения, религиозной принадлежности и т.п. Также к правозащитникам обращаются и не имеющие пакистанского гражданства, нуждающиеся в помощи женщины. Авторы отмечают, что деятельность данных НПО вызывает достаточно неоднозначную реакцию широких масс населения. Программы организаций, нацеленные преимущественно на просвещение и эмансипацию женщин, противоречат транслируемым государством образам идеальных женских ролей. Как подчеркивается в статье, коренным отличием женского движения Пакистана от иных движений мусульманского мира является его ориентированность на решение мирских проблем и стремление руководствоваться ценностями светской жизни, а не ислама [с. 209].

Вынужденные действовать в условиях крайней политической и экономической нестабильности, активистки пакистанских женских движений стремятся отделить сферу своей работы от пространства государственного интереса, с тем чтобы избежать давления при очередной смене политического курса. Серьезным ударом по боевому духу правозащитных организаций стала гибель Б. Бхутто: для многих эта женщина была символом женской независимости и образцом для подражания. Кризисная в отношении прав женщин ситуация усугубляется доминированием патриархальных ценностей в Пакистане. С точки зрения авторов, именно они являются основной причиной гендерного насилия в стране [с. 210].

Угрозы физической расправы, идеологическое давление, политика «двойных стандартов» - это то, с чем женщины-активистки Пакистана сталкиваются практически ежедневно. Власти регулярно обещают закрыть приют «Дастак». Религиозные лидеры и семьи женщин, обратившихся за помощью, обвиняют правозащитников в потворстве моральной распущенности, вторжении в частную сферу семьи [с. 211].

Публичные протесты активисток против военного положения в стране и предписаний худуд нередко заканчиваются арестами отдельных несогласных, разгоном демонстраций и кампаниями по обвинению правозащитных организаций в «очернении» образа Пакистана на мировой арене, пособничестве Западу или же террориз-

му. Отрицая свое «западничество», члены НПО объясняют, что их требования реформ основываются на тяжелом опыте переживаний тех женщин, с которыми они пересекаются каждый день. В тексте статьи приводится следующая цитата одной из респонденток, отражающая всю сложность задачи привлечения общественного внимания к проблеме прав женщин в Пакистане: «Когда собака лает, люди не останавливаются и продолжают идти своей дорогой. Люди будут продолжать идти своей дорогой, даже если собака будет продолжать лаять» [с. 212].

Тем не менее авторы констатируют, что, несмотря на все вышеописанные сложности, той же «AGHS» удалось добиться определенного прогресса в области оказания правовой поддержки женщинам. Была создана достаточно эффективная система взаимопомощи, когда женщины - представительницы низших слоев социальной иерархии проходят обучение по специальной юридической программе, чтобы впоследствии уже самостоятельно обучать и защищать других женщин в своем сообществе. Усилиями «AGHS» сформировалось особое прецедентное право в сфере защиты прав женщин.

Результаты исследования фиксируют общую неудовлетворенность активисток правозащитных организаций уровнем взаимодействия с государственными структурами, наряду с пониманием того, что в отсутствие поддержки со стороны властей полноценное решение проблемы защиты прав женщин невозможно [с. 213].

Ф.М. Крителли и Дж. Уайлетт отмечают, что на микроуровне значимость женских правозащитных организаций достаточно высока. Однако многочисленные эпизоды проявления жестокости по отношению к женщинам напоминают о колоссальном разрыве в уровне доступа к правам между представительницами различных слоев общества. Активисты испытывают серьезные затруднения с финансированием своих проектов. Так, в частности, многие рес-пондентки сочли недостаточно эффективной программу помощи малоимущим женщинам, названную именем Б. Бхутто (Benazir Income Support Program - BISP), сославшись на незначительность выплат и их труднодоступность. Автономия НПО от государства, констатируют авторы, играет двойственную роль. С одной стороны, она усугубляет проблемы финансирования, с другой - необходимость регулярно и своими силами преодолевать экономические препятствия сообщает организациям определенную устойчивость. Все

активистки подчеркнули, что независимость от государства и политических партий дает им свободу от несправедливости и ограничений. Голос женских движений Пакистана продолжал звучать даже в периоды военной диктатуры. Посредством протестов, различных кампаний и стратегического использования СМИ феминистки разрушали стену молчания в отношении табуированных тем: изнасилования, развода и права женщин на самостоятельный выбор сексуальных партнеров. Социальный и правовой активизм такого рода движений позволил расширить масштаб дискуссий о правах женщин и способствовал просвещению общественности [с. 214-215].

Подводя итог, авторы констатируют, что женское движение Пакистана не исчерпывается двумя фигурировавшими в исследовании центрами. Оно включает в себя множество автономных групп, феминистски ориентированных негосударственных организаций. В Пакистане с его слабым гражданским обществом и сильным репрессивным государственным аппаратом, потенциал развития неправительственных организаций ничуть не уменьшается с их вмешательством в область социальной ответственности правительства. НПО, ориентированные на борьбу с нарушением прав человека, заключают Ф.М. Крителли и Дж. Уайлетт, содействуют практическому воплощению ценностей демократии и играют незаменимую роль в деле представительства интересов женщин Пакистана [с. 218].

А. С. Фадеева, А.М. Пономарева

2016.01.011. БРАУНСОН К. БИТВА ЗА ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ: АМЕРИКАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ-МОРПЕХИ О СЕКСУАЛЬНОСТИ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЛИДЕРСТВЕ1. BROWNSON C. The battle for equivalency: Female US marines discuss sexuality, physical fitness and military leadership // Armed forces a. society. - Piscataway (NJ), 2014. - Vol. 40, N. 4. - P. 765788.

1 Реферат подготовлен в рамках исследовательского проекта «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00381 а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.