Научная статья на тему '2016. 01. 005. Гуляев Н. А. Лессинг и классицизм / под ред. Ермолаева А. И. , Карташовой И. В. , Сорочана А. В. - Тверь: твгу, 2014. - 160 с'

2016. 01. 005. Гуляев Н. А. Лессинг и классицизм / под ред. Ермолаева А. И. , Карташовой И. В. , Сорочана А. В. - Тверь: твгу, 2014. - 160 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКИЙ КЛАССИЦИЗМ / БЮРГЕРСКАЯ ДРАМА / РЕАЛИЗМ / СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ГЕРОЙ / ТРАГЕДИЯ Г.Э. ЛЕССИНГА "ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 005. Гуляев Н. А. Лессинг и классицизм / под ред. Ермолаева А. И. , Карташовой И. В. , Сорочана А. В. - Тверь: твгу, 2014. - 160 с»

мике вокруг естественного права (Гроций, Пуфендорф). В статье показаны стратегии борьбы итальянских просветителей против произвола магистратов, пыток, корпоративного права и (впервые в истории) против смертной казни. В несколько ином ракурсе деятельность той же группы рассматривается в статье Сильвии Контарини «Полемика против "злоупотребления словами" в "II Са1Ге"»: в центре ее внимания полемика против Академии делла Круска (с. 189) и ее словаря, а также предлагавшийся в журнале «II Са1Ге» в качестве альтернативы пуризму Академии «демократический» подход к литературному языку. Особое внимание уделяется исправлению юридического языка как части борьбы за прозрачность языка.

Д.Д. Черепанов

2016.01.005. ГУЛЯЕВ Н А. ЛЕССИНГ И КЛАССИЦИЗМ / Под ред. Ермолаева А.И., Карташовой И.В., Сорочана А.В. - Тверь: ТвГУ, 2014. - 160 с.

Ключевые слова: французский классицизм; бюргерская драма; реализм; сценический образ; герой; трагедия Г.Э. Лессинга «Эмилия Галотти».

Реферируемая работа доктора филол. наук, историка и теоретика литературы, профессора Томского, Казанского и Тверского университетов Н.А. Гуляева (1914-1986) являет собой заметный факт истории литературоведения. Написанная в конце 40-х годов1, она отразила насущную потребность науки рассматривать проблемы отечественной литературы в широком европейском контексте. Исследователь стремился раскрыть деятельность Г.Э. Лессинга (1729-1781) как драматурга, литературоведа и мыслителя в единстве его «общекультурных, политических, эстетических и литературных чаяний», - отмечают редакторы издания (с. 7).

В полемике с зарубежными исследователями, которые видели в Лессинге «антиклассициста, теоретика сентиментализма и бюргерской драмы», Н.А. Гуляев стремился доказать, что творчество немецкого просветителя заключало в себе и критику французского классицизма, и наследование героической традиции трагедий

1 См.: Гуляев Н.А. Лессинг и классицизм // Труды ТГУ им. Куйбышева. -Томск, 1948. - Т. 103. - 150 с. Эта работа написана на основе кандидатской диссертации автора, защищенной в Ленинграде в 1947 г.

Корнеля и Вольтера. По убеждению исследователя, немецкий драматург отнюдь «не являлся абсолютным приверженцем бюргерского направления в драматургии»; но в результате «переработки и органического совмещения принципов классической и бюргерской эстетики» он «создал новый тип трагедии», родственной произведениям Гёте и Шиллера. «Таким образом, намечались точки соприкосновения между просветительской литературой и литературой "Бури и натиска"» (с. 16).

По мнению Н.А. Гуляева, немецкий мыслитель и драматург, вступивший на литературную арену в конце 1740-х годов, в период ожесточенных споров различных эстетических направлений, сумел в своем творчестве сочетать бытовой реализм бюргерской драмы с глубоким политическим содержанием французской классической трагедии. Этот оригинальный сплав (классической и бытовой драмы) автор книги обнаруживает в ходе анализа трагедии «Эмилия Галотти» (1772). Ключевой при разработке темы становится проблема героя. Г. Лессинг полагал, что идеальная нравственно-совершенная личность не может быть главным героем трагедии. Так как теория сострадания требует, чтобы герой был низведен с пьедестала недосягаемости и наделен психикой среднего человека, умеющего страдать.

Сценичность образа и нравственное совершенство находятся в эстетике Лессинга в обратно пропорциональном отношении: чем больше герой приближается к нравственному идеалу, тем он становится менее драматичным и, наоборот, чем менее герой идеален, тем он более сценичен. Н.А. Гуляев уточняет, что «в отличие от Корнеля, Вольтера и других драматургов классической школы, Лессинг в качестве ведущего персонажа избирает реального, живого человека, наделенного как положительными, так и отрицательными свойствами, который лишь в процессе драматического действия "перерастает" в идеальный тип в моральном отношении» (с. 45). Эмилия, героиня трагедии Лессинга, во имя служения общественному долгу приносит в жертву свою «чувствительность», вызывая этим явление катарсиса, очищения от страстей. Таким образом, драматург не только намечает конфликт, но и указывает способы его разрешения. После самоотверженного поступка героини у зрителя-бюргера пропадает страх; сострадание превращается в

восхищение, так как «простой», «естественный» человек совершает подвиг, достойный великих мужей классической древности.

Вопрос о героическом был выдвинут Лессингом в одном из ярких произведений литературно-критической мысли XVIII в. -«Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766). Стоически-героическому началу мыслитель противопоставил естественно-героическое, драматическому методу французских классицистов -античные законы поэзии. Таким образом, «Лаокоон» был «для своей эпохи не только выдающимся революционным произведением в идеологическом плане, но и шагом вперед в отношении развития эстетического сознания бюргерских масс» (с. 47). Лессинг отстаивал в литературе совмещение принципов идейно высокого и вместе с тем жизненно-правдивого письма.

Именно поэтому для немецкого третьего сословия XVIII в. положения «Лаокоона» представляют не отвлеченный, а практический интерес, они воспринимаются как своеобразный манифест, программа борьбы за формы и методы реалистического, буржуазно-демократического искусства. Если по теории И.-И. Винкельма-на1 писатель, как и ваятель, должен воспроизводить идеальную, творимую разумом природу, то, по убеждению Лессинга, поэт обязан показывать правду жизни, не гнушаясь изображением «некрасивых», «отвратительных» ее сторон. В «Лаокооне» драматург борется против смешения законов поэзии и живописи. По логике его теории следует, что изобразительное искусство отличается одним органическим «пороком»: оно отражает правду жизни не полностью, поскольку в итоге реальная действительность выступает преображенной, идеализированной, а не в своем противоречивом и сложном бытии.

В 1760-1770-е годы немецкий просветитель выступал против катастрофического измельчания бюргерской драмы, что выразилось в утрате писателями способности к разработке больших политических тем и к воспроизведению сильного характера; «уход в "домашность", идеализация уюта филистерского существования -все эти примитивные идеалы не совместимы с революционными принципами Лессинга» (с. 52). Его герой двойствен не только в психологическом, но и в социальном плане: он то «чувствителен»,

1 Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. - М.; Л.: Academia,

1935.

то «бесчувствен»; с одной стороны, он - существо «средней меры», а с другой - личность необычная, выделяющаяся высоким уровнем общественного сознания, нравственная и волевая.

По мнению Н.А. Гуляева, в трагедии «Эмилия Галотти» важнейшие эстетические принципы, сформулированные в «Лаокооне» и в «Гамбургской драматургии» (1767-1768), нашли законченное поэтическое воплощение. Наделяя своих героев разнообразными страстями, он сделал шаг в направлении к реализму. Внутренний мир Эмилии более сложен, чем у ведущих действующих лиц французской трагедии Корнеля или Вольтера. Например, у Вольтера герой трагедии «Брут» (1730) сразу вступает на авансцену как полностью сложившийся, идеальный герой, что исключает возможность динамики образа. В трагедии Лессинга метаморфоза Эмилии (из человека «средней меры» в «самоотверженного гражданина») определяет общую жанровую перестройку произведения: «Следовательно, отмеченная особенность "Эмилии Галотти" - сплав бюргерской драмы с классической - выражается не только в перерастании бытовой темы в политическую, но и в эволюции действия от интриги к характеру» (с. 72).

Эмилия - своего рода контаминация бюргерского героя с классическим: с первым ее роднит обыкновенность, «чувствительность», со вторым - самоотверженность, «бесчувственность»; т.е. она вбирает в себя характерные особенности того и другого, не являясь в целом ни тем, ни другим. Так, по мнению Н.А. Гуляева, был практически реализован тезис, развитый в «Лаокооне»; речь идет о том, что поэзия шире скульптуры, поскольку она сочетает в себе способность к абстрактной типизации с детальной индивидуализацией образа.

Исследователь объясняет некоторую искусственность образа Эмилии не ошибочностью драматургической доктрины Лессинга, а тем, что «он не сумел, как писатель, художественно реализовать замечательные положения своей эстетической системы»; «метаморфоза Эмилии из человека в героя психологически им слабо мотивирована» (с. 84). Между тем, обобщает Н.А. Гуляев, в трагедии нет длинных поучительных монологов; мораль вытекает из самого действия, а не из речи героев. Это позволяет выделить еще одну примечательную черту Г. Лессинга как писателя - «преодоление художественными средствами морализаторского, проповеднического стиля в драматургии» (с. 113).

Проблемы эстетики и литературы XVII-XVIII вв. продолжали интересовать Н.А. Гуляева в последующие годы1.

В книгу также включены: библиография основных трудов Н.А. Гуляева (с. 153-158) и воспоминания об ученом разных авторов («Учитель и друг» В.Н. Аношкиной-Касаткиной, «В поисках вчера» Т.Г. Струковой, «О Николае Александровиче Гуляеве» И. П. Ермолаева, «Ученый с мировым именем и просто человек» В. А. Редькина, «Несколько слов благодарной памяти о профессоре Н.А. Гуляеве» прот. Льва Семенова и др.).

К.А. Жулькова

2016.01.006. МИР РОМАНТИЗМА: Материалы юбилейной конференции / Отв. ред. Карташова И.В. - Тверь: ТвГУ, 2014. - Т. 17 (41).-280 с.

Ключевые слова: романтизм; М.Ю. Лермонтов; В.Г. Белинский; мотив странствия; Гёте; Ф.М. Достоевский; концепт «детство».

Очередной сборник «Мир романтизма» посвящен 100-летию профессора Н.А. Гуляева (1914-1986), возглавлявшего филологические кафедры в Томском и Казанском университетах, а в Калининском (ныне Тверском) университете он организовал новую кафедру - теории литературы. В течение 70-х годов в Тверском университете ученым была создана «гуляевская школа романтиков», - отмечает во вступительной статье И.В. Карташова (доктор филол. наук, проф. ТвГУ).

Как исследователь он заявил о себе в книге «Лессинг и классицизм» (Томск, 1948; переизд.: Тверь, 2014)2, написанной в полемике с зарубежными учеными. В монографии «Белинский и зару-

1 См.: Гуляев Н.А. О своеобразии просветительского реализма в литературе XVIII в. // Филол. науки. - М., 1966. - № 2. - С. 165-176. - Исследователь стремился раскрыть здесь в дискуссионном плане представление о неоднородности мировоззренческой основы просветительской литературы; он продолжал размышлять о просветительском классицизме, реализме, сентиментализме и к тому же - о «просветительском романтизме». Постепенно в его работах стали доминировать именно проблемы романтизма. - Прим. реф.

2 См.: Гуляев Н.А. Лессинг и классицизм. - Тверь: ТвГУ, 2014. - 160 с.; реферат опубликован в этом же номере РЖ: 2016.01.005; автор - К.А. Жулькова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.