В заключение авторы предлагают пути решения проблемы снижения информационной асимметрии. По их мнению, для этого необходимо, во-первых, заменить энергетическую маркировку товара на маркировку с информацией о сроке жизни, что поможет потребителям сделать выбор, а производителям дифференцировать свою продукцию, не подвергаясь чрезмерным финансовым рискам. Во-вторых, авторы рекомендуют шире использовать связанные продукты с помощью коммуникационных технологий. Поскольку производители часто сталкиваются с определенными трудностями в области прогнозирования поломок и оптимизации ассортимента запасных частей, эта мера облегчит сбор данных о парке продуктов, запасах деталей, позволит диагностировать поломку и даже починить изделие на расстоянии. Она также обеспечит снижение стоимости ремонта и поможет разработке новых продуктов. Промышленность уже использует этот метод для продуктов, отличающихся такой связанностью (телевизоры, персональные компьютеры).
И.Ю. Жилина
2015.04.044. РЕЙКРТ П., ХИГГС М. РУКОВОДИТЕЛИ КРУПНЕЙШИХ БРИТАНСКИХ КОМПАНИЙ: КТО ОНИ? REJCHRT P., HIGGS M. Who are our leaders? A study of CEO succession in the UK FTSE 350 companies // J. of general management. -Oxford, 2014. - Vol. 39, N 3. - P. 3-16.
Ключевые слова: высшие руководители компаний; подбор кадров; возрастные и квалификационные характеристики; практика назначений; карьерный рост.
Британские специалисты (Школа менеджмента Саутгемптон-ского университета) рассматривают вопросы подбора и назначения высших руководителей в ведущих корпорациях Великобритании и проблемы, связанные с непрерывностью и преемственностью замещения высших управленческих должностей, которые могут возникнуть в этой области в будущем.
Назначение нового высшего исполнительного руководителя (chief executive officer, CEO)1 взамен выходящего в отставку явля-
1 В различных странах и даже компаниях должность высшего руководителя именуется по-разному (президент, генеральный директор, председатель совета). В англоязычных странах должностное лицо, наделенное полномочиями высшего исполнительного руководителя, получает наименование СЕО.
ется функцией совета директоров. Общепризнано, что внутренний выбор преемника (т.е. из сотрудников организации) означает неизменность стратегии, а внешний выбор сигнализирует о смене стратегии. Компании в большинстве случаев выбирают замену исходя из результатов функционирования и задач на будущее, но возможны и другие критерии, в том числе желание избежать риска или адаптироваться к внешней среде. Внешний выбор более вероятен при неудовлетворительных результатах, но он может означать также отсутствие достойного претендента в собственной организации. Советы директоров, испытывая потребность в быстром реагировании, не всегда способны подготовить должным образом преемника и оценить способности кандидата. В отношении внешнего кандидата к этому добавляется риск, связанный с возможной его неосведомленностью относительно ключевых компетенций и ценностей данной организации.
В результате большинство назначений оказываются внутренними и связанными с накопленным специфическим опытом работы, знанием связей, культуры и властных отношений внутри фирмы. Для крупных фирм эта тенденция объясняется также большим потенциальным резервом и наличием формализованных программ развития способных менеджеров. Согласно имеющимся исследованиям, в 800 крупнейших компаниях США внешние назначенцы на должность СЕО в 1990-е годы составили всего 26,5%. Другое исследование дает цифру в 13% внешних назначений в 100 крупнейших компаний за период 1984-1995 гг. Внутренний выбор составил 64%, по данным фирмы «Standard & Poor's» за 1993-2005 гг. (с. 5). Внутреннее карьерное продвижение остается, таким образом, наиболее вероятным путем к высшему руководству.
Авторы провели свой анализ на основе данных о рыночной капитализации 350 крупнейших компаний, входящих в индекс «Financial times stock exchange» (FTRE 350) и базы биографических данных «Morningstar Company Intelligence» по всем фирмам, зарегистрированным на Лондонской фондовой бирже.
Исследование подтвердило преимущественно внутренний характер назначений на высшую управленческую должность. СЕО в 350 обследованных компаниях чаще всего замещались на основе внутреннего подбора претендентов (57%). Если же рассматривать только те компании, в которых СЕО входит в совет директоров, то доля внутренних назначений повышается до 64%. При этом только
15% внешних назначенцев на должность СЕО до этого занимали аналогичную должность в других компаниях. Новые назначения в большинстве случаев происходят вследствие выхода в отставку предшественника, при этом происходит в целом постепенное увеличение возраста руководителей. Средний возраст британских СЕО составляет 52,5 года, а стаж работы в должности 6,4 года (с. 11).
Характерно также, что большинство руководителей, оставляющих должность СЕО, уходят либо в отставку, либо на должность председателя совета директоров, не связанную с оперативным управлением, что объясняется прежде всего возрастными параметрами. Этот вывод подтверждается и другими исследованиями, проведенными на материале США.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что стареющие и не склонные к риску советы директоров компаний при назначении новых СЕО могут руководствоваться соображениями поддержания собственного статуса и назначения лиц, сходных по возрасту, личностным и поведенческим характеристикам. Такая практика способна оказать негативное воздействие на перспективное планирование должностных замещений, выработку внутренних программ развития и в целом на стратегию компаний. При отсутствии существенных изменений в этой области властные лидеры, длительно занимающие свои посты, пользуются связями и влиянием и твердо стоят за сохранения стратегии и собственных позиций.
С практической точки зрения, если при назначении решающее значение имеют параметры возраста и стажа, это может препятствовать привлечению талантов, подрывают их мотивацию.
И.Г. Минервин
2015.04.045. ХАРТЦЕЛЛ Ш. ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. HARTZELL Sh. How internal and external factors drive organizational change. - Mode of access: http://study.com/academy/lesson/how-internal-and-external-factors-drive-organizational-change.html
Ключевые слова: организационные изменения; внешняя социально-экономическая среда; внутренняя социально-экономическая среда.
Менеджеры должны учитывать все факторы, оказывающие влияние на развитие их организации, отмечает Ш. Хартцелл. В свя-