15% внешних назначенцев на должность СЕО до этого занимали аналогичную должность в других компаниях. Новые назначения в большинстве случаев происходят вследствие выхода в отставку предшественника, при этом происходит в целом постепенное увеличение возраста руководителей. Средний возраст британских СЕО составляет 52,5 года, а стаж работы в должности 6,4 года (с. 11).
Характерно также, что большинство руководителей, оставляющих должность СЕО, уходят либо в отставку, либо на должность председателя совета директоров, не связанную с оперативным управлением, что объясняется прежде всего возрастными параметрами. Этот вывод подтверждается и другими исследованиями, проведенными на материале США.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что стареющие и не склонные к риску советы директоров компаний при назначении новых СЕО могут руководствоваться соображениями поддержания собственного статуса и назначения лиц, сходных по возрасту, личностным и поведенческим характеристикам. Такая практика способна оказать негативное воздействие на перспективное планирование должностных замещений, выработку внутренних программ развития и в целом на стратегию компаний. При отсутствии существенных изменений в этой области властные лидеры, длительно занимающие свои посты, пользуются связями и влиянием и твердо стоят за сохранения стратегии и собственных позиций.
С практической точки зрения, если при назначении решающее значение имеют параметры возраста и стажа, это может препятствовать привлечению талантов, подрывают их мотивацию.
И.Г. Минервин
2015.04.045. ХАРТЦЕЛЛ Ш. ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. HARTZELL Sh. How internal and external factors drive organizational change. - Mode of access: http://study.com/academy/lesson/how-internal-and-external-factors-drive-organizational-change.html
Ключевые слова: организационные изменения; внешняя социально-экономическая среда; внутренняя социально-экономическая среда.
Менеджеры должны учитывать все факторы, оказывающие влияние на развитие их организации, отмечает Ш. Хартцелл. В свя-
зи с этим автор исследует влияние факторов внутренней и внешней среды на изменения стратегии предприятий.
Определение оптимального направления развития предприятий (навигация) в условиях сегодняшних хаотических изменениях бизнес-среды похоже на попытки управлять крошечной лодкой в эпицентре урагана. Человеку, управляющему лодкой в этих условиях, придется приложить значительные усилия, чтобы благополучно достичь берега. Точно так же руководители современных предприятий сталкиваются со значительным количеством вопросов, которые требуют немедленного ответа в виде организационных изменений. Эти вопросы или факторы, вызывающие необходимость таких изменений, автор делит на внешние и внутренние.
Внутренняя среда предприятия определяется событиями, работниками, системой организации и условиями труда внутри нее. Эти факторы, как правило, контролируются руководством компании. Организационная культура, стиль руководства определяются внутренней средой предприятия. Эта среда, в свою очередь, влияет на характер организационных мероприятий и поведенческую культуру взаимоотношений между сотрудниками этой организации.
Внешняя среда определяется теми факторами, которые складываются за пределами компетенции и контроля компании, но вызывают необходимость внутренних изменений в ней. Такими факторами может выступать потребительская клиентура, конкурентные и экономические условия, технологии, ресурсная база, политические и социальные условия. При этом, если даже внешняя среда формируется за пределами компетенции предприятия, она может оказывать существенное влияние на состояние его текущих операций, рост и долгосрочную устойчивость. Поэтому крайне важно, чтобы менеджеры постоянно контролировали происходящие изменения во внешней среде и адаптировали к ним предприятие.
Для того чтобы менеджеры оперативно реагировали на состояние внутренней и внешней среды, им следует осуществить ее сканирование. Такое сканирование означает проведение мониторинга и определение признаков необходимых изменений на ранних стадиях. Это дает возможность предприятию снять потенциальные угрозы и внести коррективы в организацию его работы с целью усилить сильные стороны и ослабить негативные факторы. Сканирование осуществляется с помощью так называемого SWOT-ана-
лиза, который позволяет определить эффективность тех или иных мероприятий при учете факторов внешней и внутренней среды. Полученные в процессе анализа расчеты могут использоваться для решения вопроса о необходимости стратегических изменений, которые компания должна предпринять для сохранения или создания конкурентных преимуществ.
Для лучшего понимания влияния изменений внутренней среды предприятия Ш. Хартцелл приводит конкретный пример. После окончания колледжа Х решил купить солярий в своей общине. Перед тем как Х приобрел салон, тот находился в катастрофическом финансовом состоянии. Многие из сотрудников жаловались на стиль руководства ведущего менеджера салона, который постоянно вносил «блестящие идеи», в результате реализации которых сотрудники путали ассортимент предлагаемых салоном продуктов и услуг, что приводило к потере клиентов. Х понимал, что для достижения успеха в бизнесе необходимо осуществить несколько изменений во внутренней среде предприятия. Первое, что предпринял Х, - уволил ведущего менеджера из-за его неэффективного стиля руководства и заменил его тем, кто мог практиковать стиль руководства, более совместимый с интересами компании и ее сотрудников. Далее Х потратил время на разработку четкой стратегии развития компании и ознакомил с ней всех сотрудников салона. В течение следующих нескольких месяцев он изучал возможности и особенности своих сотрудников и приложил усилия для выработки в них положительных навыков производственной и социальной культуры.
Б.Г. Ивановский