Научная статья на тему '2015. 04. 020. Чиарелли Б. Биоэкологические основания глобальной биоэтики. Chiarelli B. The bioecological bases of global bioethics // global bioethics. - L. , 2014. - V. 25, N. 1. - p. 19-26'

2015. 04. 020. Чиарелли Б. Биоэкологические основания глобальной биоэтики. Chiarelli B. The bioecological bases of global bioethics // global bioethics. - L. , 2014. - V. 25, N. 1. - p. 19-26 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ БИОЭТИКА / БАЛАНС / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ПЛАТОНИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 020. Чиарелли Б. Биоэкологические основания глобальной биоэтики. Chiarelli B. The bioecological bases of global bioethics // global bioethics. - L. , 2014. - V. 25, N. 1. - p. 19-26»

происходящие в результате данного вида аддикции изменения, как правило, обратимы, хотя в отдельных случаях человек нуждается в помощи специалистов» (019, с. 115).

О. В. Летов

2015.04.020. ЧИАРЕЛЛИ Б. БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БИОЭТИКИ.

CHIARELLI B. The bioecological bases of global bioethics // Global bioethics. - L., 2014. - V. 25, N. 1. - P. 19-26.

Ключевые слова: глобальная биоэтика; баланс; фундаментальный принцип; платонизм.

Б. Чиарелли отмечает, что термин «глобальная биоэтика» был сформулирован в середине 1980-х годов с целью соединить идеологическую и научную сферы деятельности, переосмыслить баланс, существующий между человеком и природой. В рамках этого баланса все факторы - экологические, биологические, физические, психологические, социальные и экономические - рассматриваются в качестве независимых составляющих. Лишь на пути защиты общей экосистемы люди способны сохранить самих себя и другие формы жизни.

Сторонники глобальной этики ставят перед собой цель выйти за рамки ограниченности биоэтики, расширить ее до планетарных масштабов, поскольку нельзя ограничиваться лишь отдельной областью знания: необходимо рассматривать целостность явлений, отдавая должное всем составляющим единого целого. Вместе с тем необходимо провести различие между предшествующими дисциплинами, такими, как медицинская этика, этика бизнеса и т.п., с одной стороны, и глобальной биоэтикой, с другой стороны. При этом прежние узко-национальные религиозные и моральные догмы должны быть отброшены в сторону. Ученые, работающие в области глобальной этики, призваны рассматривать проблемы состояния окружающей природы в целом. Только на этом пути можно решить проблему выживания видов.

Натуралистическая интерпретация этических норм должна включать в себя задачу сохранения и распространения ДНК всех живущих на земле видов живых существ. Эта задача составляет фундаментальный принцип глобальной этики. Что касается мора-

ли, то она подразумевает различные нормы в разных исторических ситуациях. Моральные нормы во многом обусловлены национальными особенностями культуры и религии. Термины «моральная философия» и «этика» нередко смешиваются, что способно вызвать непонимание. Так, в русле западной традиции процесс формирования моральных норм основывался на различии между религиозной этикой, с одной стороны, и гуманистической этикой - с другой. Представители религиозной этики опираются на идею Аристотеля, согласно которой все в мире имеет конечную цель, связанную с Богом. Последователи гуманистической этики опираются на систему моральной философии, в центре которой стоят человеческие потребности. Таким образом, для этических понятий характерен дуализм: они носят как религиозный, так и гуманистический характер. Подобная дихотомия, согласно Б. Чиарелли, разрешается в рамках глобальной биоэтики.

В качестве одной из предпосылок формирования глобальной биоэтики можно выделить рост численности населения Земли. Если в 1835 г. население земли составляло менее 1 млрд человек, то в настоящее время оно уже превышает 7 млрд. Иными словами, менее чем за два столетия численность населения земли увеличилась почти в семь раз. В настоящее время человечество сталкивается с проблемой роста численности народонаселения, с одной стороны, и сокращения природных ресурсов - с другой. Это та проблема, которую людям предстоит разрешить в третьем тысячелетии. Данную проблему можно решить лишь в том случае, если удастся сохранить баланс между человечеством и природой. Б. Чиарелли выделяет следующие три области, связанные с революцией современной науки: во-первых, исследования в области расщепления атома, во-вторых, достижения в области трансплантации органов, и, в-третьих, развитие молекулярной биологии, биотехнологии и генной инженерии. Серьезные этические вопросы встают в связи с применением достижений в указанных выше областях. Эти вопросы человечество способно разрешить, лишь опираясь на сознание индивидов и традиционные культурные ценности.

1960-1970-е годы были отмечены возникновением новых социокультурных движений, направленных на защиту окружающей среды. Определенным итогом этих движений явилась Стокгольмская декларация ООН об окружающей среде, принятая в 1972 г.

В 1982 г. в Найроби была принята Программа ООН по защите окружающей среды, где были подняты проблемы, связанные с качеством жизни и качеством окружающей среды. Наряду с этим были высказаны призывы к ответственному использованию научных достижений. В свое время Галилей призывал к тому, чтобы ученый стремился к свету и благу, которые наука способна принести человечеству. Человечество может пользоваться достижениями науки с осторожностью, предвидя возможные будущие последствия. Окружающая среда должна рассматриваться в качестве живой системы, интегральной частью которой оказывается сам человек.

Развитие этических понятий может рассматриваться в двух следующих аспектах: историческом и натуралистическом. Для того чтобы лучше исследовать генезис таких понятий, как добро и зло, справедливость, честность и т.п., необходимо обратиться к философии Древней Греции. В античности этика была третьей составной частью философии, наряду с логикой и натурфилософией. Условием счастья человека многие древние философы считали постижение добра. Если этика гедонистов и стоиков носила во многом натуралистический, опытный характер, то этика платонизма была преимущественно метафизической. В рамках учения Сократа, Платона и их последователей путь человека к знанию отождествлялся с добром. В дальнейшем представители неоплатонизма направили русло развития этической мысли в сторону мистицизма.

В эпоху средневековья представители этики стремились разрешить конфликт между долгом и потребностью, добром и злом, Богом и дьяволом. В рамках Реформации этот конфликт был частично разрешен благодаря концепции свободы воли. В Х1Х в. широкое распространение получили такие философские учения, как позитивизм и утилитаризм. Согласно сторонникам этих учений, история лишается морального смысла, а воля не имеет никакой теоретической ценности. В качестве этического идеала выдвигалось состояние совершенства и гармонии личности. Последователи позитивизма считали достоверным лишь то знание, которое достигается в рамках естественных наук. В этих условиях моральные понятия оказываются лишенными смысла. Все это приводит к позиции биоэволюционизма, связываемого с именами К. Лоренца и Э. Уилсона. Согласно их позиции, этические ценности так же, как и физические качества, формируются на основе естественного отбора.

До сих пор в рамках западной цивилизации не существует этического кодекса, который бы регулировал взаимодействие между человеком и природой. Это взаимодействие до сих пор носит преимущественно экономический характер. Иными словами, в рамках взаимодействия с окружающим миром человечество ставит преимущественно краткосрочные цели. Земля до сих пор трактуется как собственность, а нормы, регулирующие взаимоотношения человека и природы трактуются исключительно как права, а не как обязанности. В рамках глобальной биоэтики природа трактуется как живое окружение человека. Не случайно автор термина «биоэтика» Р.В.Р. Поттер определял эту дисциплину как «мост в будущее человечества» (с. 24). Представители глобальной биоэтики ставят перед собой цели пересмотра общепринятых ценностей с целью сохранения гармонии с окружающей природой.

О. В. Летов

2015.04.021. ЭРИКСОН С.А. О ХРИСТИАНСКОМ В ХРИСТИАНСКОЙ БИОЭТИКЕ.

ERICKSON S.A. On the Christian in Christian bioethics. - Mode of access: http://cb.oxfordjournals.Org/content/11/3/269 (last download: 23.06.2015).

Ключевые слова: христианская биоэтика; выбор; дихотомия души и тела; рефлексивность.

С. А. Эриксон ставит вопрос, является ли христианская биоэтика практической возможностью выбора в окружающем мире? Христианская доктрина воскресения тела не просто отлична от большинства учений о бессмертии души. Эта доктрина утверждает единство личности, преодолевая тем самым дуализм материи и духа. Согласно учению христианства, Бог вмещает в себя три личности в одной. Будучи созданы по образу и подобию Бога, люди -это, прежде всего, личности. Многие философы рассматривают окружающие явления сквозь призму дихотомии души и тела, материи и сознания, машины и разума. Они считают, что «материализм» сводится к реконструкции современного уровня знания в области биологии и медицины.

Согласно учению платонизма, любые попытки разрешить проблему дуализма души и тела способны лишь «модернизиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.