Научная статья на тему '2015. 04. 016. М. Ю. Лермонтов: энциклопедический словарь / гл. Ред. И сост. Киселёва И. А. - М. : Индрик, 2014. - 940 с'

2015. 04. 016. М. Ю. Лермонтов: энциклопедический словарь / гл. Ред. И сост. Киселёва И. А. - М. : Индрик, 2014. - 940 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / ЛИЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ И ЖИВОПИСНО-ГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / АВТОРСТВО / ДАТИРОВКА ТЕКСТА / АДРЕСАТ / УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 016. М. Ю. Лермонтов: энциклопедический словарь / гл. Ред. И сост. Киселёва И. А. - М. : Индрик, 2014. - 940 с»

Таким образом «русский романизм в Х1Х в. прошел весь путь развития - от предромантизма, его традиций в реализме, но, самосохраняясь, пришел, наконец, к постмодернизму» (с. 391).

Т.М. Миллионщикова

2015.04.016. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / Гл. ред. и сост. Киселёва И. А. - М.: Индрик, 2014. - 940 с.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов; личные и творческие связи; литературное и живописно-графическое наследие; авторство; датировка текста; адресат; увековечение памяти.

Энциклопедический словарь содержит подробный свод сведений о М.Ю. Лермонтове (1814-1841) и его современниках, о литературном и живописно-графическом наследии поэта, об истории восприятия его творчества в России и за рубежом. Исследуются историко-культурные источники произведений поэта, описываются наиболее важные аспекты творческого взаимодействия Лермонтова с писателями-современниками, с русской и западноевропейской литературной традицией ХУШ-Х1Х вв. В научный оборот введены новые документальные свидетельства о жизни и творчестве поэта, даны новые трактовки его произведений, раскрываются его социальные и религиозно-философские воззрения. Методология исследования носит комплексный характер и определена целями и задачами научного издания, которое, с одной стороны, опирается на опыт историко-литературных и текстологических трудов Х1Х-ХХ вв., с другой - отражает тенденции литературоведения последних лет.

В «Обращении к читателю» доктор филол. наук И. А. Киселёва (проф. МГОУ) отмечает, что создание энциклопедического словаря было направлено на решение широкого круга проблем, связанных со словесным и изобразительным творчеством поэта; среди них - и «объективная историко-культурная реконструкция картины мира Лермонтова, и научная оценка рецепции его творчества» (с. 7).

Составители и авторы статей стремились создать наиболее полное собрание сведений о жизни и творчестве Лермонтова, уточнить детали его творческой биографии, расширить историко-культурный контекст его произведений. Новизна энциклопедического словаря - в привлечении для анализа трудов богословов и светских

религиозных мыслителей, в использовании малоизвестных публикаций из периодики лермонтовского времени, а также архивных материалов. В задачу исследования входило обобщение методологического опыта теоретико- и историко-литературных работ, не вошедших в «Лермонтовскую энциклопедию»1, связанных с осмыслением духовных основ художественного наследия поэта. В ряде случаев были исправлены неточности фактического характера, выявленные С. А. Бойко2, П.Ф. Максашевым3, Е.В. Хорошуно-вым4 и др.

Обновленные трактовки произведений Лермонтова, пересмотр этических, эстетических и гносеологических принципов мировоззрения поэта - всё это помогло воссоздать целостную концепцию мира поэта, уточнить специфику его духовной и творческой эволюции с позиций науки XXI в., показать значение Лермонтова в русской и мировой культуре. Новизна издания проявилась в публикации статей, связанных с понятиями, занимающими в художественном мире поэта ведущие смысловые позиции: «Бессмертие», «Бытие», «Добро», «Закон и благодать», «Исповедь», «Любовь», «Путь», «Рай», «Свобода / покой», «Совесть», «Совершенство», «Смерть», «Этический идеал Лермонтова» и т.д. Авторы словаря акцентировали внимание на спорных вопросах художественного наследия Лермонтова, прежде всего - авторства, адресатов, и датировки его произведений.

Словарь открывает статья «Парус одинокий: Личность и судьба М.Ю. Лермонтова» монаха Лазаря (Афанасьева), в которой дан очерк жизни и творчества поэта, акцентированы этико-фило-софские и религиозные аспекты его мировосприятия и творчества.

В статье, предваряющей основную часть книги, - «М.Ю. Лермонтов в критике и литературоведении», И.П. Щеблыкин отмечает, что первые отклики были эпизодичными и краткими (С.О. Бурачек,

1 Лермонтовская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

2

Бойко С. А. Лермонтовская энциклопедия: Вчера и сегодня // Московский Лермонтовский сборник. - М.: Лермонтовское общество. Московский филиал,

2014. - Вып. 3. - С. 8-15.

3

Максашев П.Ф. О некоторых погрешностях в «Лермонтовской энциклопедии» // Тарханский вестник: Науч. сб. - Пенза, 1999. - Вып. 10. - С. 37-57.

4 Хорошунов Е.В. Несколько уточнений к «Лермонтовской энциклопедии» // Лермонтовский сборник. - Л.: Наука, 1985. - Вып. 3. - С. 342-343.

Ф.В. Булгарин, О.И. Сенковский). Основной спор разгорелся после выхода в свет романа «Герой нашего времени» (1840) и «Стихотворений М. Лермонтова» (1841). Проблемное осмысление творчества поэта началось со статей С.П. Шевырёва и В.Г. Белинского. Шевырёв опубликовал в «Москвитянине» в 1841 г. две развернутые статьи о названных изданиях. Отмечая у поэта «талант решительный и разнообразный», «равно владеющий стихом и прозой», критик, однако, не смог выделить доминанту этого таланта, так как воспринимал его в стадии «протеичности» (способности менять свои формы, приспосабливая их к чужим образцам), находя ее даже полезной для начинающего автора. Полнее раскрыто значение творчества Лермонтова в статьях Белинского «"Герой нашего времени" М. Лермонтова» (1840) и «Стихотворения М. Лермонтова» (1841), опубликованных в «Отечественных записках» в 1840-1841 гг. В трактовке Белинского - это поэт «мысли»: стихи его не вмещаются в границы искусства, они как бы «стихия» самой жизни. Белинский останавливается на характере этих раздумий, связывая их с «лермонтовским», «субъективным», элементом, когда личная боль от утраты «божественных» начал в жизни обретает в произведениях поэта силу громадного общественного протеста, направленного на очищение человека от порочности.

В 1840-1850-е годы, после гибели Лермонтова, не ослабевает интерес к его творчеству как вполне современному (статьи Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, Е.Ф. Розена, А.Д. Галахова, В.Н. Майкова, В.С. Бранта, А.В. Дружинина, А.А. Григорьева, Н. Г. Чернышевского). В то же время наметились поиски историко-литературного значения произведений поэта. Обозначилось две линии в определении места и роли его творчества в литературном процессе конца 1830-х - 1860-х годов: социально-этическое (А.А. Григорьев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) и психолого-эстетическое (Н.В. Гоголь, А.В. Дружинин).

Примерно к концу 1870-х годов завершился период, когда анализ и оценки творчества Лермонтова осуществлялись преимущественно литературными критиками. К изучению его творчества обратились историки литературы, философы и публицисты. В 1873 г. А.Н. Пыпин напечатал первую биографию Лермонтова; в 1891 г. на основе многочисленных мемуарных материалов, в том числе соб-

ранных В.Х. Хохряковым, появилась объемная биография поэта, составленная П. А. Висковатовым.

В последнюю треть XIX - начале ХХ в. произведения и личность Лермонтова оказались в центре внимания русских религиозных философов и писателей - В.С. Соловьёва, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова: «...с появлением работ этих авторов резко обозначилось качественное проникновение в глубинные свойства лермонтовского феномена» (с. 18). В «Уединенном» (1912) и в «Опавших листьях» (1913, 1915) Розанов выдвинул в качестве доминанты лермонтовского творчества не «демона гордости», одолевавшего поэта в концепции Соловьёва, и не «жажду мести», приписываемую поэту Мережковским, а культ «эротической страсти». Розанов определяет эту страсть как проявление активного начала, как струю «"весеннего" пророчества» - предощущения света и конечной победы добра над злом. Путь Лермонтова - «из земных стихий к небу» - остался незавершенным. Отсюда «час смерти Лермонтова -сиротство России», поскольку движение поэта к Богу и милосердию заключало в себе динамику едва ли не всей нации; именно Лермонтов дал бы «канон любви и мудрости», если бы не его столь ранняя гибель, утверждал Розанов. «В философском плане, по мнению И. П. Щеблыкина, это наиболее значимая характеристика Лермонтова, данная в работах . дореволюционной поры» (там же).

Исследователь также подчеркивает, что творчество Лермонтова и его личность привлекали внимание русских символистов, искавших опору своим эстетическим установкам в значимых величинах прошлого. С наибольшей очевидностью это проявилось у А.А. Блока, считавшего Лермонтова своим «духовным отцом» и видевшего в его творчестве многие истоки современной ему литературы: «тревогу духа», порыв к «идеалу», напряженный «поиск истины».

К столетию со дня рождения Лермонтова были опубликованы: монография Л.П. Семёнова «Лермонтов и Лев Толстой»; очерк Д.Н. Овсянико-Куликовского «М.Ю. Лермонтов»; Собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в пяти томах под редакцией Д.И. Абрамовича; юбилейный сборник «Венок Лермонтову» и другие работы.

Новый период в изучении творчества поэта начался после 1917 г. и связан с утверждением марксистской идеологии в литературоведении. Особенности советского лермонтоведения вырази-

лись в идеологизации художественного наследия Лермонтова; в отождествлении его творческой страсти с революционным пафосом советской эпохи (В.А. Архипов); в акцентировании богоборческих мотивов поэта. Вместе с тем в тот же период существенно расширился круг биографических сведений о поэте (П.Е. Щёголев,

B.А. Мануйлов, Н.Л. Бродский, Т.А. Иванова, П.А. Вырыпаев, И.А. Андроников, С.А. Андреев-Кривич); был дан глубокий анализ его поэтики (Б.М. Эйхенбаум, Д.Я. Максимов, Б.В. Томашевский, Л.Я. Гинзбург, С.Н. Дурылин, В.В. Виноградов, В.Э. Вацуро,

C.В. Ломинадзе, В.Ф. Асмус, У.Р. Фохт, Л.В. Пумпянский); прослежено соотношение романтических и реалистических начал (К.Н. Григорьян, В.И. Коровин, В.Н. Турбин, И.Е. Усок); определена взаимосвязь произведений Лермонтова с литературой других стран (С.А. Фёдоров, Ф.Я. Прийма, И.Я. Заславский, С.Г. Исаков). Накопленный опыт лермонтоведения в период до 90-х годов ХХ в. составил основу для издания в 1981 г. под редакцией В.А. Мануйлова «Лермонтовской энциклопедии», которая и по сегодняшний день остается наиболее полным сводом сведений о жизни и творчестве поэта. К достижениям советских лет следует отнести создание библиографических указателей, семинариев по творчеству Лермонтова, летописей его жизни и творчества (В. А. Мануйлов, М.И. Гил-лельсон, В.Э. Вацуро, О.В. Миллер).

С 1991 г. в связи с политическими переменами в стране начался новый этап в изучении М.Ю. Лермонтова, когда корректировке подверглась прежде всего сама методология в оценках его творческой деятельности, господствовавшая в советский период. На первый план выдвигается поиск путей духовно-нравственного обновления (монах Лазарь, В.Ю. Кумыш, В.Н. Аношкина, И.А. Киселёва, Г.В. Косяков, Г.В. Москвин, С.В. Савинков, А.А. и П.А. Гае-вы, Л.А. Ходанен, И.П. Щеблыкин, А.В. Моторин, Г.Б. Буянова, О.П. Евчук). Более глубокое освещение получили в те годы проблемы поэтики (А.И. Журавлёва, Г.В. Москвин, И.С. Юхнова), особенности психологического анализа (Г.Т. Уразаева), жанровое своеобразие лермонтовской лирики (С.И. Ермоленко).

Стимулирующие функции в пропаганде и изучении поэта осуществляет «Лермонтовское общество», восстановленное в 2003 г. на базе Пензенской библиотеки им. М.Ю. Лермонтова и кафедры Пензенского государственного педагогического университета

им. В.Г. Белинского. Параллельно осуществляет работу автономная творческая группа на базе Петербургской централизованной системы им. М. Ю. Лермонтова. Развитию лермонтоведения способствовали всесоюзные и всероссийские научные конференции, посвященные поэту, проходившие в Москве, Ленинграде, Пензе и в Пятигорске.

Основное содержание Энциклопедического словаря разделено на две части: «М.Ю. Лермонтов: Жизнь, творчество, увековечение памяти» и «М.Ю. Лермонтов: Личные и творческие связи». Первая часть состоит из разделов: 1. «Лирика Лермонтова». 2. «Поэмы М.Ю. Лермонтова». 3. «Драмы М.Ю. Лермонтова». 4. «Проза М.Ю. Лермонтова». 5. «Планы. Наброски. Сюжеты». 6. «Автобиографические заметки». 7. «Приписываемое М.Ю. Лермонтову». 8. «Теория литературы и поэтика произведений М.Ю. Лермонтова». 9. «Миросозерцание М.Ю. Лермонтова, мотивы и устойчивые образы». 10. «Биография М.Ю. Лермонтова». 11. «Периодические издания», 12. Лермонтовские места; 13. Восприятие и увековечение памяти М. Ю. Лермонтова. Вторая часть включает разделы:

14. «Родственники и близкое окружение М.Ю. Лермонтова».

15. «Знакомые и современники».

В заключительной части Энциклопедического словаря опубликованы «Дополнительные материалы».

Карты путешествий поэта по Московской, Петербургской, Пензенской и Кавказской губерниям приводят И.Н. и К.А. Пота-шовы («Маршруты М.Ю. Лермонтова»).

В «Синхронистических таблицах» даны основные даты жизни и творчества Лермонтова в контексте литературной и культурной жизни, науки и образования, журналистики и литературной критики, а также церковной, государственной и общественно-политической жизни России (составители: монах Лазарь (Афанасьев), Е. А. Сеченых).

«Генеалогия М.Ю. Лермонтова» состоит из четырёх частей: «Восходящее генеалогическое древо М.Ю. Лермонтова» (составлено М.В. Королёвой с учетом исследований А.А. Григорова и Б. А. Нахапетова); «Нисходящее генеалогическое древо основателя рода Лермонтовых в России - Георга Лермонта» и «Схематические представления родословной росписи Лермонтов» (составлены Т.П. Молчановой); «Список родов, с которыми пересекался род

Лермонтов» (составлен М.В. Королёвой на основе генеалогических исследований А. Лермонта).

В последнее время в генеалогических исследованиях прослеживаются две тенденции: максимальное расширение родословной Лермонтовых, охватывающей всех представителей рода, как по отцовской, так и по материнской линиям, и повышенный интерес к шотландским предкам - Лермонтам. Самый прославленный представитель рода - поэт М.Ю. Лермонтов, выступает в таких родословиях либо как один из многочисленных представителей рода, либо видится преемником талантов своего мифологического шотландского предка Томаса Рифмача. При этом его предки по литовской, татарской и другим линиям столь подробно не исследуются. В настоящем издании представлено восходящее генеалогическое древо предков М.Ю. Лермонтова, содержащее шотландскую (Лермонты - Лермонтовы), литовскую (Рыкачевы), татарскую (Ар-сеньевы) и русскую (Столыпины) ветви, а также приведено новейшее исследование, посвященное родоначальнику русского рода Лермонтовых Джорджу (Георгу) Лермонту и его связям с западноевропейскими родами.

Георг Лермонт (ок. 1596?-1634) в августе 1613 г. перешел на сторону Московского государства в результате победы русских войск над поляками и захвата российской армией крепости Белая (ныне город Белый), форпоста на северо-западе Российского государства. Георг Лермонт, записанный как Юрья Лермант, был прапорщиком из шляхтичей, т.е. благородного происхождения, и его имя на английском языке в 1620-х годах писалось как George Leirmont. От Георга Лермонта произошел род Лермонтовых, насчитывающий 15 прямых поколений и более 800 представителей рода. По совокупности данных все российские Лермонтовы являются потомками уцелевшей в России ветви Лермонтов из шотландского графства Файф. Все российские Лермонтовы имеют одного общего предка - Георга Лермонта.

Здесь же М.В. Королёвой представлен «Список родов, с которыми пересекался род Лермонтов с XII до середины XVII в.» (т.е. до времен Георга Лермонта).

В Предисловии к «Каталогу рукописных источников о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова» указывается, что рукописные источники, содержащие различную информацию о поэте, находятся

во многих архивах и книгохранилищах. В работах И.А. Андроникова, И.А. Гладыш и Т.С. Динесман указываются сведения о рукописях, хранящихся за рубежом. (Ответственный редактор каталога -М.С. Крутова; составители: Т.В. Бронникова, Н.А. Зубкова, И.А. Киселёва, М.С. Крутова.)

Выявленные рукописные источники систематизированы по шести группам: 1) литературные произведения Лермонтова в автографах и списках (автографы; учебные тетради; копии чужих произведений, сделанные Лермонтовым; списки литературных произведений; литературные подражания Лермонтову; литературные произведения, приписываемые поэту); 2) изобразительное искусство (изобразительное наследие Лермонтова, иллюстрирование произведений поэта, портреты Лермонтова и его родных; фотопортреты); 3) сочинения Лермонтова в музыке; 4) биографические материалы о Лермонтове и его окружении; 5) упоминания о Лермонтове в письмах его знакомых и современников; 6) изучение Лермонтова.

В раздел «Избранная библиография», составленный И.А. Киселёвой и Т. С. Миловановой, включены издания сочинений Лермонтова, справочная литература, исследования о нем, диссертации и авторефераты диссертаций за 2003-2013 гг. о творчестве поэта.

Энциклопедический словарь завершают: «Указатель статей», «Список иллюстраций», «Список принятых сокращений», «Как пользоваться словарем», список «Авторы словарных статей».

Т.М. Миллионщикова

2015.04.017. «Я ОТДАЛ ЛИТЕРАТУРЕ ВСЮ ЖИЗНЬ...»: СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ НС. ЛЕСКОВА. (Сводный реферат).

1. Новикова-Строганова А.А. «Слово, которое проповедуем.»: К 120-летию со дня смерти Н.С. Лескова // RELGA: Научно-культурологический журнал [Электронное издание]. - Ростов н/Д, 2015. -№ 3 [291] - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/ tgu-www.woa/wa/Main?textid=4157&level1=main&level2=articles

2. Новикова-Строганова А. А. «Место каждому будет указано postmortem»: К 40-летию открытия музея Н.С. Лескова // Русская жизнь [Электронный ресурс]. - [Б. м.], 2014. - № 9. - Режим доступ: http://ruszhizn.ruspole.info/node/5692

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.