И.А. Киселёва
О ПОДГОТОВКЕ НОВОГО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
(«М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь».
*
М., 2014)
Аннотация
В статье говорится о создании нового справочного издания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Как цель издания обозначена систематизация и обобщение достижений современного отечественного и зарубежного лермонто-ведения. По сравнению с «Лермонтовской энциклопедией» (1981) будут введены в научный оборот новые документальные свидетельства, обновлены трактовки произведений поэта, переосмыслены ведущие категории эстетики и поэтики Лермонтова, раскрыты его социальные и религиозно-философские воззрения. Подготовленное издание представит читателю наиболее полный свод известных на сегодняшний день сведений о Лермонтове и его современниках, философских, эстетических и религиозных установках, литературных источниках и актуальных интерпретациях творчества поэта.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, историко-литературный процесс, биография писателя, творчество, культурно-исторический метод, текстология, русская культура первой половины XIX в., энциклопедия.
Kiseleva I. About Preparation of a new Encyclopaedic Edition Devoted to the Life and Creativity of Lermontov («LermontovM.Y. Encyclopedic dictionary». 2014)
Summary. This article is about the preparation of new reference book about Lermontov's life and creativity. The purpose of edition is systematization and synthesis
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №12-34-10216.
of achievements by a modern Russian and foreign study of Lermontov. In comparison with Lermontov's ENCYCLOPAEDIA of 1981 new documentary evidence will be introduced into scientific circulation, treatments of the poet's works will be updated, leading categories of Lermontov's esthetics and poetics will be rethought, both his social and religious and philosophical views will be reopened. The prepared edition will present to the reader the most complete corpus of currently known information about Lermontov and his contemporaries, philosophical, esthetic and religious installations, about literary sources and actual interpretations of the poet's creativity.
В 2011 г. исполнилось 30 лет с выхода в свет авторитетнейшего литературоведческого энциклопедического издания - «Лермонтовской энциклопедии» (М.: Советская энциклопедия, 1981). Подготовленная под редакцией одного из крупнейших советских литературоведов В. А. Мануйлова, она собрала серьезных ученых-филологов, представивших не только современное состояние науки о Лермонтове, но и намечающих перспективы изучения его творчества. И сегодня, к 200-летнему юбилею Лермонтова, многие из этих перспектив в силу сложившихся социально-политических обстоятельств, движения времени и связанного с этим развития науки могут быть осуществлены.
Подготовка подобного труда направлена на решение широкого круга научных проблем, среди которых и фундаментальное исследование всего комплекса художественного (словесного и изобразительного) творчества поэта с современных методологических позиций, и обобщение его значения для развития русского и мирового историко-культурного процесса, и объективная историко-литературная реконструкция картины мира Лермонтова, и наконец, научная оценка современной рецепции творчества поэта. В авторский коллектив настоящего издания вошли представители различных научных школ: литературоведы Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Пятигорска и других регионов России, отдельные статьи написаны зарубежными исследователями.
Конкретная задача исследования состоит в комплексном изучении и научно-популярной презентации творчества Лермонтова, в расширении источниковой базы лермонтоведения, в обновлении методологии анализа и трактовки художественных произведений Лермонтова, в устранении фактических неточностей и неверных, продиктованных советской идеологией, интерпретаций, представленных в «Лермонтовской энциклопедии». В задачу ис-
следования входит также обобщение методологического опыта теоретико- и историко-литературных исследований (в том числе за последние 30 лет, не вошедших в «Лермонтовскую энциклопедию»), связанных с осмыслением художественного наследия Лермонтова. В ходе подготовки книги «М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь» будет представлена обновленная концепция творчества Лермонтова в ее духовно-нравственных и эстетических основаниях.
За последние 30 лет биография Лермонтова значительно конкретизировалась. Например, не стало смысла утаивать факты его религиозной жизни, более того, появились стимулы к изысканию подтверждений религиозной жизни поэта. На сегодняшний день известны документы, подтверждающие воцерковленность Лермонтова. Так, в ЦИАМе (Центральный исторический архив Москвы) в Ф. 203 есть сведения о том, что Великим постом 1828, 1829, 1830 гг. «Лермонтов с бабушкой были на исповеди в церкви Ржевской иконы Божией Матери»1. В 1987 г. Л.И. Бройтман в статье «Новые сведения о последнем приезде Лермонтова в Петербург 1841 года» опубликовал материалы о том, что в исповедальной книге Пантелеймоновской церкви в Петербурге под № 368 значится имя Лермонтова, который был на исповеди вместе с бабушкой и двоюродным братом А. Шан-Гиреем2. Факты жизни Лермонтова-христианина позволяют пересмотреть идею о демонизме и богоборчестве поэта. Благодаря этим фактам становится возможным рассматривать произведения Лермонтова как духовно одаренной личности, которая ясно проявляет вектор своих устремлений в произведениях молитвенного и героического пафоса -«Бородино», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») и др. В книге значительное внимание будет уделено православному устроению жизни поэта, в частности его паломничествам - в Троице-Сергиеву лавру, в Новый Иерусалим, в Киево-Печерскую лавру (где, по всей вероятности, поэт вместе с бабушкой один год встречали Пасху3), - чему также не было в достаточной степени уделено внимания в предыдущем энциклопедическом издании.
Новизна исследования не исчерпывается религиозным аспектом рассмотрения творчества поэта, более развернутую характеристику по сравнению с «Лермонтовской энциклопедией» получит место Лермонтова в историко-литературном процессе, а также
за счет изучения архивных материалов и их презентации в новейших источниковедческих исследованиях, прежде всего Д. А. Алексеева, будут расширены сведения об общении поэта с современниками.
Авторский коллектив постарается исправить и неточности фактического характера, замеченные в «Лермонтовской энциклопедии» С.А. Бойко, П.Ф. Максашевым4, Е.В. Хорошуновым5 и др. исследователями. Так, например, «Лермонтовская энциклопедия» говорит о том, что Лермонтов с бабушкой по приезде в Москву весной 1828 г. поселились в доме «капитанской дочери Варвары Михайловны Лопухиной», тогда как в записях Церкви Ржевской Божьей Матери Варвара Михайловна имеет фамилию Лаухина6. Об том писала и С.А. Бойко7. И подобных уточнений достаточно
много8.
Конкретные цели и задачи подготовки заявленной книги состоят в создании наиболее полного на сегодняшний день собрания сведений о жизни и творчестве Лермонтова, в уточнении деталей творческой биографии поэта, в значительном расширении историко-культурного контекста лермонтовских произведений, в привлечении для анализа трудов богословов и светских религиозных мыслителей, во введении в научный оборот малоизвестных публикаций в периодике лермонтовского времени, а также архивных материалов, проясняющих вопросы жизни Лермонтова-христианина. С учетом предыдущего опыта будут обновлены трактовки произведений Лермонтова, раскрыты основные аксиологические установки его творчества; представлена возможно полная характеристика этических, эстетических, а также гносеологических принципов Лермонтова и форм их реализации в системе художественных образов; в реконструкции русского историко-культурного процесса лермонтовского времени и воссоздании художественной модели мира поэта, отражающей духовную эволюцию Лермонтова, связанную с процессом становления творческой личности в русской духовно-культурной атмосфере.
Методология исследования определяется целями и задачами научного издания, которое призвано как к наследованию опыта истории литературы и текстологии Х1Х-ХХ вв., так и к усвоению последних тенденций в области текстологических исследований и
путей объективного выявления новых смыслов классических произведений.
Классификация и систематизация информации базируется на традиционных, но не утративших своей актуальности подходах издательского дела и редактирования, использованных и в «Лермонтовской энциклопедии». Вместе с тем будут учтены и современные тенденции в общественно-культурном сознании, связанные с актуализацией научно-популярных изданий, а также с развитием информационных технологий, благодаря которым неотъемлемой частью образования и просвещения стали электронные издания различного типа. Доступность материала для широкого круга читателей и повышение уровня его усвоения будет достигнуто при помощи создания не только печатного энциклопедического словаря, но и его электронного аналога.
В основу исполнения электронного словаря будет положен не только алфавитный, но и проблемно-тематический принцип, облегчающий поиск необходимой информации и позволяющий пользователям наиболее доступно составить представление об интересующем его вопросе.
Планируется, что основу рубрикатора лермонтовского словаря составят следующие разделы:
1. Очерк жизни и творчества.
2. Алфавитная часть словаря.
3. Генеалогия.
4. Синхронистические таблицы.
5. Список архивных материалов.
6. Избранная библиография.
В алфавитную часть словаря войдет информация по следующим классификационным группам:
1. Произведения Лермонтова.
2. Изобразительное наследие Лермонтова.
3. Эстетика. Поэтика. Проблемы мировоззрения.
4. Современники.
5. Родственники.
6. Русские писатели.
7. Зарубежные писатели.
8. География Лермонтова.
9. Лермонтов в изобразительном искусстве.
10. Лермонтов в музыке.
11. Лермонтов и Русская православная церковь.
12. Лермонтов в театре и кино.
13. Изучение и издание Лермонтова.
Разработанный словник расширяет по сравнению с «Лермонтовской энциклопедией» персональный ряд окружения поэта, в актив лермонтоведения вводятся имена деятелей Церкви, повлиявших на Лермонтова, таких как свят. Митрофан Воронежский, прп. Серафим Саровский, свят. Филарет Московский, архиепископ Иннокентий (Борисов) и др., уточняются факты знакомства поэта и особенностей его общения с современниками. Также расширен круг персоналий, касающихся современного литературного процесса и литературоведения конца ХХ в.
Впервые в персональной энциклопедии будет дана не только печатная библиография, но и достаточно полная систематическая опись архивных материалов, что позволит активизировать архивную научную работу молодых исследователей, послужит им своеобразным путеводителем в мир первоисточников, откроет пути нового научного поиска, привлечет внимание к проблемам текстологии и биографии писателя.
Новизна заявленного издания проявится и в наличии статей концептуального характера, связанных с осмыслением таких понятий, как любовь, совесть, совершенство и т.п., которые занимают в художественном мире Лермонтова ведущие смысловые позиции. С учетом сведений «Лермонтовской энциклопедии», а также вновь открытых фактов будут осмыслены основные концепты, мотивы, устойчивые образы лермонтовского творчества.
При написании статей авторы руководствуются в первую очередь 6-томным академическим изданием Лермонтова (Лермонтов М.Ю. Соч. в 6 т. - М.-Л. Изд-во АН СССР, 1954-1957), именно по нему приводятся все тексты Лермонтова, однако учитываются и другие издания, прежде всего вышедший в издательстве «Воскресение» 10-томник Лермонтова (Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 10 т. - М., «Воскресенье», 2000), в который
вошли вновь приписываемые поэту произведения, они также подвергаются анализу (например, поэма «Евгений», которую исследователи считают вариантом утраченной поэмы Лермонтова «Инди-анка»9). Авторы словаря не игнорируют спорные вопросы лермонтовского наследия, прежде всего авторства, адресатов обращений.
Словарь, как и «Лермонтовская энциклопедия», будет не только справочно-информационным, но и сюжетно-проблемным изданием. Планируется иллюстрирование издания цветными и черно-белыми репродукциями картин и портретов Лермонтова и его современников, а также фотографиями рукописей, списков произведений поэта, публикаций в прижизненных изданиях и иллюстраций к произведениям.
ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. № 1110. Запись № 17; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747.
№ 1131. Л. 563; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. № 1155.
ГАПО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 802; ГАПО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 819.
Алексеев Д.А. К вопросу о месте жительства Е.А. Арсеньевой и Лермонтова в
Москве в 1827-1829 гг. // Вопросы биографии Лермонтова. - 2008. - № 8. -
С. 45.
Максашев П. Ф. О некоторых погрешностях в «Лермонтовской энциклопедии» // Тарханский вестник. Научный сборник. - Пенза, 1999. - Вып. 10. - С. 37-57. Хорошунов Е.В. Несколько уточнений к «Лермонтовской энциклопедии» // Лермонтовский сборник. - Л.: Наука, 1985. - С. 342-343. Там же.
Бойко С.А. Лермонтовская энциклопедия: Уточнения и корректировка // Московский Лермонтовский сборник. Вып. 3. - М., 2014. См.: Вопросы биографии М.Ю. Лермонтова. - 2008. - № 3. - С. 231. См.: Трофимов И.Т. Поиски и находки в московских архивах - М., 1987. -С. 137-139; Сахаров А.А. Об атрибуции новонайденной поэмы М.Ю. Лермонтова // Тарханский вестник. Вып. 11. - Пенза, 2000. - С. 99-104.
2
3
4
5
6
7
8
9