Научная статья на тему '2015.04.014. АУН М.-С., БУЛАНЖЕ К. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ. AOUN M.-C., BOULANGER Q. LES NOUVEAUX DéFIS DES FONDS SOUVERAINS PéTROLIERS // NOTE DE L’IFRI. - P., 2015. - FéVRIER. - 29 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/SITES/DEFAULT/FILES/ATOMS/FILES/NOTE_ MCA_IFRI-OCPPC-FINAL.PDF'

2015.04.014. АУН М.-С., БУЛАНЖЕ К. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ. AOUN M.-C., BOULANGER Q. LES NOUVEAUX DéFIS DES FONDS SOUVERAINS PéTROLIERS // NOTE DE L’IFRI. - P., 2015. - FéVRIER. - 29 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/SITES/DEFAULT/FILES/ATOMS/FILES/NOTE_ MCA_IFRI-OCPPC-FINAL.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ / ДОЛГОСРОЧНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.04.014. АУН М.-С., БУЛАНЖЕ К. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ. AOUN M.-C., BOULANGER Q. LES NOUVEAUX DéFIS DES FONDS SOUVERAINS PéTROLIERS // NOTE DE L’IFRI. - P., 2015. - FéVRIER. - 29 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/SITES/DEFAULT/FILES/ATOMS/FILES/NOTE_ MCA_IFRI-OCPPC-FINAL.PDF»

Экономика России будет находится под сильным влиянием динамики цены на нефть. По прогнозам, в 2015 г. при средней цене нефти в 75 долл. за баррель реальный ВВП России снизится на 1,6%. При цене нефти в 55 долл. за баррель в среднесрочном плане экономическая конъюнктура будет ухудшаться из-за сокращения экспортной выручки.

Низкая цена на нефть создает проблемы для государственного бюджета, поскольку для сбалансированного бюджета необходима цена в 115 долл. за баррель. В ближайшие годы дефицит российского бюджета будет составлять в среднем 1,5% ВВП. При цене нефти в 55 долл. за баррель в 2015 г. и при постепенном повышении цены до 90 долл. в 2019 г. годовой дефицит превысит 3% ВВП. Трудности финансирования, обусловленные экономическими санкциями, могут привести к проблемам с рефинансированием и, возможно, к прекращению платежей по долгам. Хотя российский государственный долг, составляющий менее 10% ВВП, относительно низок, третья часть приходится на иностранных инвесторов. Иностранная задолженность частного сектора почти в десять раз выше, чем задолженность государства. В целом Россия задолжала иностранным кредиторам около 35% ВВП (с. 49).

Параллельно со снижением цен на сырье из-за введения экономических санкций США и ЕС в августе 2014 г. обесценился рубль. Если в первой половине 2014 г. доллар стоил 35 руб., то в декабре его курс вырос до 70 руб. за доллар. Центробанк РФ вяло боролся с обесценением. Несмотря на умеренную иностранную задолженность, считает автор, России угрожает новый финансовый кризис.

В заключение автор отмечает, что значительное снижение цены на нефть несколько укрепляет конъюнктуру в зоне евро, однако в среднесрочном плане доминирующее влияние на ее экономику будет оказывать недостаточный спрос.

В.И. Шабаева

2015.04.014. АУН М.-С., БУЛАНЖЕ К. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ.

AOUN M.-C., BOULANGER Q. Les nouveaux défis des fonds souverains pétroliers // Note de l'Ifri. - P., 2015. - Février. - 29 p. -Mode of access: http://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/note_ mca_ifri-ocppc-final.pdf

Ключевые слова: суверенные фонды; международные финансы; долгосрочное инвестирование; инвестиционная стратегия.

В статье французских специалистов в области энергетики анализируется стратегия суверенных фондов (СФ) различного вида с учетом экономических особенностей отдельных стран и состояния рынка нефти.

СФ служат инструментом долгосрочного инвестирования государственных средств или доходов от торговли. При значительном притоке иностранной валюты создание СФ позволяет избежать риска перегрева национальной экономики, обеспечивая точное соответствие между поглощающей способностью экономики и денежной массой. В странах - производителях сырья СФ управляют сырьевой рентой.

В настоящее время СФ играют значительную роль в международных финансах. В декабре 2014 г. под их управлением находилось около 7000 млрд долл., т.е. в три раза больше, чем в 2007 г. Общий размер активов СФ в два-три раза превышает аналогичный показатель хедж-фондов, но он гораздо меньше, чем активы пенсионных фондов (более 24 млрд долл. в 2013 г.) (с. 6).

Активы СФ, источником пополнения которых выступают доходы от сырьевых товаров (нефть, газ, фосфаты, медь и т.д.), составляют 61% глобальных активов СФ (59% приходится на долю нефтяных и газовых СФ). Источниками средств для других СФ служат золотовалютные резервы, накопленные в результате долгосрочных профицитов торговых балансов (с. 6).

В краткосрочном плане создание СФ, полагают авторы, позволяет стране - экспортеру нефти противостоять высокой вола-тильности нефтяных доходов и одновременно смягчать синдромы «голландской» болезни, а в долгосрочной перспективе - создавать доход для будущих поколений, в частности, на случай исчерпания нефтяных запасов.

Рассматривая особенности различных видов СФ, авторы отмечают, что стабилизационные СФ аккумулируют доходы от продажи нефти, если ее цена превышает определенный порог, и становятся источником пополнения государственного бюджета при падении цены ниже определенного уровня. Стабилизация доходов правительства и снижение волатильности и неопределенности, связанной с экспортом сырой нефти, позволяет избежать остановки

государственных инвестиционных программ и привлекать новые инвестиции. В силу неопределенности и волатильности источника стабилизационных СФ они часто прибегают к инвестиционной стратегии, сходной со стратегией центральных банков. Такие СФ ориентируются на надежные и ликвидные активы, в частности казначейские обязательства государств, которые составляют 70% их активов. Таким образом, антициклическая роль СФ по отношению к мировым нефтяным ценам является фундаментальной для стран, экономика которых сильно зависит от углеводородов (с. 8).

Другой вид СФ - фонды для будущих поколений. Источником их пополнения является фиксированный процент нефтяных доходов, реинвестированный на международном рынке капиталов в финансовые активы. Такие фонды созданы в Объединенных Арабских Эмиратах (Abu Dhabi Investment Authority, ADIA), Ливии (Libyan Investment Authority), России (Фонд национального благосостояния, ФНБ). Они характеризуются большой гибкостью и длительным горизонтом инвестирования, что позволяет осуществлять рискованные инвестиции. Ненефтяные фонды накопления, сконцентрированные в основном в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Сингапур), финансируются за счет профицита баланса текущих операций и предназначены для максимизации окупаемости золовалютных резервов (с. 8).

СФ, создающиеся для поддержки экономического развития, вкладывают средства в долгосрочные социально-экономические проекты, имеющие стратегическое значение для местной экономики и промышленного развития. Примерами таких фондов являются фонды «Mubadala Development» в Объединенных Арабских Эмиратах и «National Development Fund» в Иране. СФ развития позволяют управлять частью национального богатства и финансировать внутренние инвестиции при отсутствии развитого финансового рынка.

В целом СФ, создаваемые в странах с богатыми природными ресурсами, имеют множество целей: стабилизация и накопление (Азербайджан, Ботсвана, Норвегия); накопление и пенсионное обеспечение (Австралия); стабилизация, накопление и развитие (Казахстан). Эти фонды часто начинают с инвестиций в низкорисковые активы (облигации), затем постепенно диверсифицируют вложения (акции) и альтернативные виды активов (недвижимость, частные акции, т.е. объекты инфраструктуры и акции, не обра-

щающиеся на бирже и доступные только определенному кругу лиц). По этой схеме работал СФ Норвегии (с. 9).

Поворотным моментом в инвестиционной стратегии СФ стал финансовый кризис 2008 г. В 2008 г. около 60% прямых инвестиций СФ стран Персидского залива были вложены в проблемные финансовые активы. В целом за период 2007-2009 гг. инвестиции СФ на финансовых рынках потеряли 45% своей стоимости (с. 10). Многие СФ постепенно перешли к стратегии инвестирования в альтернативные активы (менее волатильные, чем финансовые активы), но с высокой окупаемостью в краткосрочном плане (в сфере недвижимости, услуг в области энергетики, промышленности). Такая диверсификация позволяет защитить национальную экономику от колебаний нефтяных цен. Инвестиции во взаимодополняемые активы вписываются в рамки основой цели СФ - стабилизации. Помимо инвестиций в облигации, гарантирующих стабильный доход, инвестиции в активы, не имеющие циклической составляющей, обеспечивают более высокую окупаемость при падении цены нефти.

В плане географического распределения инвестиций многие СФ с 2009 г. обратились к формирующимся рынкам Азии, Бразилии и России. Однако с 2011 г. эта тенденция ослабла, в частности, из-за снижения темпов роста стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ). В 2013 г. основными регионами прямых инвестиций СФ стали Европа (37%), Азиатско-Тихоокеанский регион (18), а также азиатские страны, не имеющие выхода к Тихому океану, такие как Россия, Индия, Турция (18), и США (16%) (с. 12).

В результате широкого использования новых источников ископаемой энергии, в частности неконвенционных углеводородов, в последние годы множится число нефтяных СФ, особенно в Африке. Хотя на долю активов СФ африканских стран приходится лишь 2,2% активов СФ, многие страны континента намерены создать СФ в ближайшие годы с целью поддержки развития национальной экономики. Подъем СФ в Африке связан с быстрым аккумулированием странами континента золотовалютных резервов с начала 2000-х годов. Однако в результате падения цены нефти в 2014 г. устойчивость этих резервов вызывает сомнения, как и будущее СФ (с. 13). Поддержка развития является также целью СФ Казахстана, Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратов, России. Таким об-

разом, это направление деятельности СФ добавляется к первоначальным целям - стабилизации и накоплению.

Ориентация СФ на внутреннее развитие ставит вопрос о текущем управлении фондами, которое предполагает координацию действий руководства фондов, государства и заинтересованных институциональных акторов, а также регулярный контроль над инвестициями. При этом эффективность СФ обеспечивается только проектами с достаточно высокой окупаемостью и не связанными с политическими целями. Критерии отбора таких проектов необходимо установить при создании СФ. Авторы подчеркивают, что СФ будет хорошим инструментом управления нефтяной рентой при соблюдении в стране жесткой бюджетной дисциплины, надежности и высокой прозрачности системы управления и использования ресурсов.

Изменение стратегии СФ и проблема управления ими в последние годы привлекают все больше внимания Европейской комиссии, МВФ и ОЭСР, поскольку в силу своих размеров СФ могут нарушать нормальную работу финансовых рынков. В октябре 2008 г. 26 СФ, участвующих в межправительственной рабочей группе МВФ, утвердили свод общепринятых принципов и практики работы СФ - «Principes et pratiques généralement acceptées» (PPGA). В октябре 2014 г. 31 СФ с общим объемом активов в 4 трлн долл. обязался соблюдать эти принципы. PPGA имеют три основные цели: обеспечение независимости СФ от политической власти; повышение уровня прозрачности как в плане структуры активов, так и стратегии СФ; применение норм и процедур, способствующих повышению ответственности и независимости руководства СФ (с. 18).

По оценкам внешних аудиторов, степень соответствия СФ указанным принципам очень неоднородна. Как показывает анализ, внедрение PPGA легче осуществить в момент создания СФ и труднее изменять уже действующую структуру управления; наиболее мощные в финансовом отношении СФ, особенно из стран Персидского залива, почти или совсем не отвечают принципам PPGA, особенно в плане предоставления информации.

В связи с падением нефтяных цен в июне - декабре 2014 г. на 60% (со 115 до 46 долл. за баррель) многие производители нефти в 2015 г. столкнутся со значительными бюджетными дефицитами.

В частности, ожидается, что бюджетный дефицит Саудовской Аравии составит 39 млрд долл. Однако снижение нефтяных доходов не представляет для страны непосредственную угрозу, учитывая накопленные в СФ значительные средства. В то же время российская экономика, ослабленная западными санкциями, в полной мере ощущает негативные последствия падения цены на нефть, приведшее к обесценению рубля и отрицательному росту ВВП (-3% в 2015 г.). В этих условиях некоторые российские банки и компании получили средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Казахстан также объявил в ноябре 2014 г. о выделении в 2015-2017 гг. ежегодно 3 млрд долл. из национального фонда (его портфель активов оценивается в 77 млрд долл.) на поддержку экономики. Решение о выделении 4,8 млрд долл. из СФ для временного сглаживания падения нефтяных доходов принял и парламент Ирана (с. 20). Таким образом, после обрушения нефтяных цен в июне 2014 г. функция СФ по стабилизации экономики вновь стала определяющей.

В заключение авторы отмечают, что пересмотр стратегий СФ, касающийся распределения активов, связан не только с выполнением задачи стабилизации и накопления, но и с задачей максимизации окупаемости и развития. При этом, продолжая управлять нефтяной рентой, СФ становятся полноценными участниками финансового рынка. Однако в условиях падения цены на нефть возможности стратегии дополняющих инвестиций как механизма стабилизации характеризуются неопределенностью, особенно учитывая незавершенность изменений в системе управления, а также недостаточный уровень специализации и независимости некоторых СФ.

И.Ю. Жилина

2015.04.015. ОЗЙАВУЗ А., ШМИД Д. МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА-РАНТЬЕ В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: НЕИЗМЕННОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ.

OZYAVUZ A., SCHMID D. Persistence and evolutions of the rentier state model in Gulf countries // P.: Ifri, 2015. - 33 p. - Mode of access: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/rentier-state-final.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.