Научная статья на тему '2015. 04. 009. Коллан М. Б. Тамплиеры, ведьмы и «Дикие» ирландцы: месть и ересь в средневековой Ирландии. Callan M. B. The Templars, the witch and the wild Irish: vengeance and heresy in medieval Ireland. - N. Y. : Cornell univ.. Press, 2015. - 280 p'

2015. 04. 009. Коллан М. Б. Тамплиеры, ведьмы и «Дикие» ирландцы: месть и ересь в средневековой Ирландии. Callan M. B. The Templars, the witch and the wild Irish: vengeance and heresy in medieval Ireland. - N. Y. : Cornell univ.. Press, 2015. - 280 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / XIV В / ПРОЦЕССЫ НАД ЕРЕТИКАМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 009. Коллан М. Б. Тамплиеры, ведьмы и «Дикие» ирландцы: месть и ересь в средневековой Ирландии. Callan M. B. The Templars, the witch and the wild Irish: vengeance and heresy in medieval Ireland. - N. Y. : Cornell univ.. Press, 2015. - 280 p»

2015.04.009. КОЛЛАН МБ. ТАМПЛИЕРЫ, ВЕДЬМЫ И «ДИКИЕ» ИРЛАНДЦЫ: МЕСТЬ И ЕРЕСЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИРЛАНДИИ.

CALLAN M.B. The templars, the witch and the wild Irish: Vengeance and heresy in medieval Ireland. - N.Y.: Cornell univ. press, 2015. -280 p.

Ключевые слова: Ирландия; XIVв.; процессы над еретиками.

Книга профессора истории религии Симпсон Колледжа (Ин-дианаполис, США) посвящена истории процессов над еретиками в Ирландии XIV в. Ирландская церковь целым рядом существенных моментов, касавшихся литургических практик и организационной структуры, отличалась от римской, и это начиная с XII в. служило поводом для обвинения ирландцев в «дикости» и «язычестве». Однако история этой страны вплоть до XVII в. небогата эпизодами преследования еретиков. До сих пор внимания историков удостаивался только процесс Элис Китлер в Килкенни в 1324 г., который рассматривался как нечто уникальное и служил материалом в первую очередь для исследований по микроистории.

Маев Коллан вводит в научный оборот новые материалы, рассматривая процесс Элис Китлер как один из целой серии процессов над еретиками в Ирландии в первой половине XIV в. Всё началось процессом над тамплиерами в 1310 г., за которым последовал процесс над каноником из собора св. Троицы Филипом де Брейбруком. После суда над Элис Китлер в течение пяти лет прошли еще три процесса, инициированных тем же церковным иерархом, который инициировал разбирательство по делу Элис Китлер, -Ричардом де Ледреде, францисканцем, епископом Оссори. Наконец, в 1353 г. прошли два процесса над жителями Киллалое, представителями клана Мак-Конмара.

Разбирая подробно историю этих процессов, исследовательница раскрывает их социоэтническую подоплеку как отражение сложных взаимоотношений между тремя этническими группами -англичанами, ирландцами и англо-ирландцами (потомками англонормандских баронов, переселившихся в Ирландию в процессе «англо-нормандского завоевания» XII в.), а также жестоких конфликтов в среде самих «колонистов».

Книга состоит из «Введения», пяти глав и «Заключения». В приложении приведен перевод двух обвинительных заключений -против тамплиеров и против Элис Китлер.

Во «Введении» дается краткий обзор специфических практик ирландской церкви. Как показывает автор, эти отличия стали особенно значимыми после нормандского завоевания и в связи с идеями григорианской реформы, что дало повод английским прелатам и королям говорить о необходимости «очистить» ирландскую церковь, приведя ее к континентальным образцам. Далее рассказывается об «англо-нормандском завоевании» Ирландии и обсуждаются вопросы этнической идентичности различных групп, населявших остров. В завершающей части «Введения» показаны преследования еретиков в Европе в XIII в. с социополитической и религиозной точек зрения.

Пять глав исследования посвящены отдельным этапам преследований еретиков в Ирландии. Глава первая озаглавлена «Начало преследований еретиков в Ирландии: Процесс над тамплиерами и обвинения против Филиппа де Брейбрука». Исследовательница показывает, что процесс над тамплиерами в Ирландии остался практически незамеченным современниками. Это было «внутреннее дело» колонистов, поскольку все обвиняемые, все свидетели, все инквизиторы и судьи были англичанами или англо-ирландцами. М. Коллан указывает также, что этот процесс, проводившийся исключительно формально, показывает, что в среде англоирландских колонистов, даже клириков, обвинения в ереси не воспринимались на богословском уровне; они строились обычно на показаниях внешних по отношению к ордену свидетелей, не имевших веских обоснований. Сразу же после осуждения тамплиеров один из инквизиторов, проводивших процесс, Томас Чаддесворт, викарий кафедрального собора Святого Патрика, использовал ту же самую методику для расправы над своим старым соперником, настоятелем собора Святой Троицы Филиппом де Брейбруком.

Главы вторая («Ведьма, поклоняющаяся дьяволу: Рождение образа») и третья («Грубый чужак из Англии») посвящены наиболее известному из всех ирландских процессов над еретиками -процессу Элис Китлер. По мнению М. Коллан, инициатором этого процесса и последующих разбирательств, сотрясавших англоирландскую колонию, был Ричард Ледреде, францисканец, епископ

Оссори, англичанин, учившийся в Авиньоне. Ледреде во всех отношениях был чужаком в среде англо-ирландцев и использовал обвинения в ереси для мести своим недоброжелателям и в попытках завоевать себе «место под солнцем» в чужой среде. М. Коллан считает, что в случае с Элис Китлер главной целью Ледреде было доказать, что она не имеет прав на свои владения, что она завладела ими с помощью колдовства.

В книге обсуждается наш основной источник сведений по поводу процесса над Элис Китлер, рассматривается идеологическая подоплека выдвинутых против нее обвинений, в частности их ген-дерный аспект, и рассматривается значение этого процесса с точки зрения преследований еретиков. В процессе Элис Китлер, указывает автор, впервые обвинение в колдовстве используется как повод для обвинения в ереси. Появляется новый образ ведьмы - еретички, поклоняющейся дьяволу. Рассматривая собственно ход процесса, автор отмечает, что он затронул только англо-ирландцев, хотя, в отличие от процессов над тамплиерами и Филиппом де Брейбру-ком, касавшихся только духовных лиц и географически не вышедших за пределы Дублина, имел более широкий резонанс.

В четвертой главе («Моменты истины на службе злу») рассматривается деятельность епископа Ричарда Ледреде после процесса над Элис Китлер. В течение последующих пяти лет Ледреде был вовлечен еще в три процесса над еретиками, в конфликт с архиепископом и заговор против короля. Для начала он объединился с Морисом фитц Томасом, главным соперником Арнольда де По-эра, сенешаля Килкенни, покровительствовавшего Элис Китлер, и принял участие в заговоре, имевшем своей целью сделать Мориса королем Ирландии. Арнольд в итоге умер в темнице, так и не дождавшись начала процесса по поводу выдвинутых Ледреде против него обвинений в ереси. Следующей жертвой стал Роберт Аутло, магистр госпитальеров, которого обвинили в пособничестве еретикам, но он сумел оправдаться. После этого Ледреде направил свое оружие против Робера де Контона, ближайшего соратника своего бывшего союзника Мориса фитц Томаса. На защиту Робера встал Александр де Бикнор, архиепископ Дублина, который приказал Ледреде прекратить дело. Тот отказался и вплоть до смерти Александра два иерарха находились в жестоком конфликте, обвиняя друг друга в ереси и пособничестве еретикам. В результате процесс

Элис Китлер, который начался как конфликт двух семейств, приобрел невиданный для Ирландии масштаб. Выдвинутые Ледреде обвинения против нескольких представителей самых влиятельных англо-ирландских семейств, включая его собственного архиепископа, стали религиозным воплощением внутренних раздоров, раздиравших англо-ирландскую колонию. Как и в случаях с тамплиерами, Филиппом де Брейбруком и Элис Китлер, за этими обвинениями не стояло никакой реальной «ереси» в плане богословия или религиозных практик.

В пятой главе («Ересь быть ирландцем») рассматриваются процессы, жертвами которых были ирландцы - Аддук Дуб О'Тул, представитель рода О'Тулов, получившего в 1327 г. власть над Лейнстером, и двое представителей клана Мак-Конмаров из Мюн-стера. Аддука обвиняли в том, что он отрицал троицу, воплощение и воскресение Христа, девство Марии, истинность Библии и власть папы; Мак-Конмаров - в осквернении статуи девы Марии. По мнению М. Коллан, подоплекой этих преследований (процесс над Ад-дуком проходил в 1328 г., а над Мак-Конмарами - в 1353 г.) были политические успехи тех кланов, к которым принадлежали жертвы обвинений. В борьбе с политическими соперниками колонисты успешно использовали положения из «топосов» антиирландской пропаганды, восходящие еще к сочинениям Бернара Клервосского и выраженные наиболее полно в булле «ЬаиёаЫШег», выпущенной в 1155 г. папой Адрианом IV. В этой булле папа приветствовал намерения английского короля Генриха II вторгнуться в Ирландию, призывая его «возвестить истины христианской веры невежественному и варварскому народу». Если для XII в. характерно восприятие ирландцев как язычников и недохристиан, в XIV в. их всех воспринимают как скрытых (или явных) еретиков. Строго говоря, указывает М. Коллан, Аддук Дуб и Мак-Конмары не были еретиками, Аддук, если приписываемые ему взгляды соответствуют реальности, просто не был христианином, а Мак-Конмары совершили святотатство, но не провозглашали еретических взглядов. Что касается Аддука, у автора имеются серьезные сомнения в том, что дело не было полностью сфабриковано. Колонисты, считает М. Коллан, представили его как живое воплощение всех пороков ирландцев, перечисленных в «ЬаиёаЫШег», добавив несколько новых деталей, и в итоге просили папу организовать крестовый поход, который

поможет им довести до конца завоевание Ирландии. К счастью для ирландцев, у авиньонских пап, озабоченных сохранением собственных владений в Италии, идея крестового похода в Ирландию не вызвала энтузиазма. Увидев, что эта тактика не дает результатов, англо-ирландцы отказались от нее, и после процесса Мак-Конма-ров использование наименования «еретики» применительно к ирландцам приобрело характер исключительно риторической фигуры, и ни одно из подобных обвинений не привело к судебным преследованиям.

Таким образом, указывает М. Коллан в «Заключении», процессы над еретиками, проходившие в Ирландии в 1310-1353 гг., не отражали реального положения дел в области религии и веры, а являлись инструментом для достижения иных целей. Как заявляли представители ирландской церкви на Виенском Соборе (1311) и светские властители Ирландии в «Жалобе ирландских правителей», англичане использовали религию как прикрытие для завоевания страны. Король Эдуард III обвинил в том же Ледреде в 1329 и 1357 гг. Подобные же цели вполне очевидно просматриваются в процессах Аддука Дуба О'Тула и Мак-Конмаров.

З.Ю. Метлицкая

ИСТОРИЯ РОССИИ, СССР И ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

2015.04.010. КОЛЛМАНН Н.Ш. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В РОССИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ. KOLLMANN N.Sh. Crime and punishment in Early Modern Russia. -Cambridge univ. press, 2012. - XVI, 498 p.

Ключевые слова: Россия; XVI-XVIII вв.; уголовное право; судопроизводство.

Монография известного специалиста по истории допетровской Руси, профессора Стэнфордского университета Нэнси Шилдс Коллманн посвящена истории уголовного права и судопроизводства в России раннего Нового времени, с 1500 по 1800 г. Уделяя определенное внимание «долгому XVI веку», когда в России происходило формирование юридических институций, автор сосредоточивается на периоде XVII - первой четверти XVIII в., что позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.