преступлении виновен из-за особой жестокости и низости причин проводимых умерщвлений («умерщвление» и «убийство» - два разных состава в немецком УК).
Подводя итог данного процесса, авторы пишут, что их оценка амбивалентна. Само проведение процесса было необходимым вкладом в создание глобальной юстиции для преследования преступлений международного характера. Однако эта задача должна решаться в разных инстанциях. Особенно если обвиняемые находятся в стране и не подлежат выдаче. Суд старательно и аккуратно отнесся к обработке показаний свидетелей. Но принцип презумпции невиновности не являлся в данном деле, с точки зрения авторов, правильным, он был распространен на область, где он не действует.
Оценка соучастия также далась сенату тяжело и критикуется авторами, хотя тут необходимо учитывать культурную специфику этой очень отличающейся от Германии страны. Отсутствие умысла на геноцид у подсудимого тоже неубедительно. По мнению авторов, он полный участник преступлений убийство и геноцид в более чем 400 случаев.
А.А. Рёрихт
2015.03.037. РАДЕЦКИЙ В. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИЗМЕНЕННОМ ЧЕШСКОМ УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ. RADECKI W. Ochrona srodowiska w znowelizowanym czeskim kodeksie karnym // Panstwo i Prawo. - W-wa, 2014. - N 3. - S. 79-93.
Ключевые слова: Уголовный кодекс Чешской Республики; охрана окружающей среды; уголовно-экологическое право; консти-туционализация охраны окружающей среды.
В. Радецкий - доктор права, профессор, руководитель отдела экологического права Института государства и права Польской академии наук (филиал во Вроцлаве) - подчеркивает, что уголовно-экологическое право не является ни самостоятельной отраслью, ни общепризнанной частью уголовного права. Это понятие чисто конвенциональное (по аналогии с уголовно-хозяйственным правом), охватывающее предписания об уголовной ответственности за посягательства на окружающую среду.
Автор перечисляет важнейшие международно-правовые решения в этой области, принятые на Конгрессе Международной ассоциации уголовного права в Гамбурге (1979), Рио-де-Жанейро (1992), содержащиеся в Конвенции Совета Европы об охране окружающей среды средствами уголовного закона (1998), Директиве Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. по вопросам охраны окружающей среды уголовным законом.
В статье описана эволюция чешского уголовно-экологического права на протяжении 22 лет, вплоть до реформ 2011 г. В Чехословакии действовал (до бархатной революции) Уголовный кодекс от 29 ноября 1961 г., в котором не содержалось никаких запретов, касающихся непосредственно охраны окружающей среды (даже в отношении браконьерства), а ответственность наступала за посягательства на социалистическую собственность и т.п.
Чехословацкие ученые неоднократно пытались изменить эту ситуацию. Первая реформа произошла в 1989 г. (и очень быстро - в течение месяца), когда в текст УК были включены § 181 а и 181 Ь под общим названием «Угроза окружающей среде», различающиеся по форме вины - умышленной и неосторожной. Это правовое регулирование продержалось всего полгода: законом от 2 мая 1990 г., реформирующим УК, были изменены части первые обеих статей -заменены указания на нарушение специальных правил общими требованиями к охране окружающей среды и добавлено предписание о хозяйственном использовании природных ресурсов и др. Тем самым законодатель реализовал комплексную концепцию и ввел опасность в число признаков преступления.
Автор рассматривает вопрос о конституционализации охраны окружающей среды, ссылаясь на Хартию основных прав и свобод, принятую Федеральным собранием ЧССР 9 января 1991 г. (которая после разделения страны на Чехию и Словакию 1 января 1993 г. стала составной частью конституционного порядка Чешской Республики), и Закон об окружающей среде от 5 декабря 1991 г. (который был не чем иным, как собранием дефиниций и принципов, хотя и до сего времени действует и в Чехии, и в Словакии). Он обращает внимание на определение понятий «окружающая среда» и «загрязнение окружающей среды» по этому закону. Окружающая среда - это все, что создает природные условия существования организмов, в том числе человека, и служит предпосылкой их даль-
нейшего развития; компоненты окружающей среды - воздух, вода, недра, экосистемы и проч. Загрязнением окружающей среды является внесение в окружающую среду в результате деятельности человека таких физических, химических или биологических факторов, которые с учетом их содержания либо количества чужды данной среде.
В. Радецкий подробно рассматривает позиции, выработанные доктриной уголовно-экологического права, в частности Т. Тиха, и В. Штейскаля, которые указали на три возможности преобразования чехословацкого уголовно-экологического права: 1) восполнение действующего УК; 2) реализация совершенно новой концепции уголовно-правовой охраны окружающей среды; 3) сочетание обеих возможностей, ведущее в перспективе к выделению в УК специального раздела об экологических преступлениях. Указанный автор считал целесообразным реализацию именно третьего варианта, но законодатель избрал первый. Дополнения, внесенные в Кодекс 15 марта 2002 г., состояли в изменении ряда признаков составов преступлений по § 181 а и 181 Ь, в том числе из-за их неконкретности, особенно в отношении размеров причиненного вреда. Название было изменено на «Угроза и повреждение окружающей среды», был преобразован § 89 абз. 12 УК таким образом, что квоты порога вреда небольшого, крупного, значительного и существенного требовалось отсчитывать в зависимости от расходов, необходимых для устранения последствий. Главное, что чешский законодатель включил в текст УК (преступления против безопасности) шесть новых параграфов, в том числе о незаконных порубках, обращении с отходами и проч.
В. Радецкий полагает, что чешские авторы расценили эти изменения как основание для будущего самостоятельного раздела о преступлениях против окружающей среды. И действительно на этой концепции был разработан проект (в 2004 г.), который был отклонен в 2006 г. по причинам чисто политическим, никоим образом не связанным с охраной окружающей среды.
Очередная попытка реформирования чешского УК завершилась успешно: он был принят 8 января 2009 г. и вступил в силу с 1 января 2010 г. В нем был выделен разд. VIII «Преступления против окружающей среды», состоящий из 16 параграфов, предусматривающих ответственность за: повреждение и угрозу окружающей
среде - умышленную § 293 и неумышленную - § 294; повреждение леса - § 295; противоправное внесение загрязняющих веществ (субстанций) с кораблей - § 297; противоправное обращение с отходами - § 298; умышленное незаконное обращение с охраняемыми дикими животными и растениями - § 299 и неумышленное -§ 300; использование природы или уничтожение животных и растений - § 301; жестокое обращение с животными - § 302; пренебрежение заботой о животных - § 303; браконьерство - § 304; незаконное производство, хранение и иное обращение с лекарствами и иными веществами, оказывающими воздействие на полезное использование хозяйственных животных, - § 305; распространение заразных болезней животных - § 306; распространение заразных болезней и вредителей растений - § 307 (с. 86). Более того, отмечает В. Радецкий, в чешской литературе указывается и на запреты в отношении оборота радиоактивных и особо опасных веществ и др., помещенные в раздел о преступлениях против общественной безопасности.
Автор подробно разбирает формулировки § 293 и 294 об умышленном и неумышленном повреждении и угрозе окружающей среде в их первоначальной редакции, а затем переходит к реформированию УК Чехии, осуществленному в связи с гармонизацией национального и европейского законодательства в соответствии с Директивой Европейского союза 2008 г. Эта реформа была проведена законом от 7 октября 2011 г. и выразилась в изменениях § 293, 294, 296, 297, 299, 300, 301, 304 УК Чехии. При этом ряд изменений был весьма существенным, а некоторые носили технический характер. К значимым изменениям можно отнести формулировки признаков основных составов повреждения и угрозы окружающей среде; восполнение запретом повреждения водных объектов, а также введение состава незаконного производства и иного обращения с веществами, повреждающими озоновый слой (§ 298 а).
Наиболее существенные изменения, по мнению В. Радецкого, состоят в исключении указания на загрязнение как способ деятельности; отказ от установления связи деяния с территориями, находящимися под охраной; отказ от специфики только трех законов, нарушение которых обусловливает ответственность по § 293 и 294; введение дополнительного альтернативного признака возможности
создания угрозы для жизни и здоровья людей; иное понимание последствий как в основных, так и в квалифицированных составах.
Кроме того, чешский законодатель уравнял причинение вреда или угрозы с усилением угрозы, вызванной субъектом или иным лицом, либо затруднение предотвращения или смягчения такой угрозы и, наконец, как в основных, так и в квалифицированных составах экологических преступлений появилось понятие (признак) расходов на устранение последствий и выгод. Было учтено одно из положений Директивы ЕС 2008 г. о деятельности опасных производств (ч. 3 § 296), по которому под повреждением или угрозой недрам, водам, воздуху или иному компоненту окружающей среды понимается эксплуатация оборудования, в котором хранятся или используются опасные вещества либо их смеси, без разрешения, требуемого в соответствии с иными правовыми предписаниями. Тем самым, как считает В. Радецкий, чешский законодатель уравнял само использование опасного оборудования без надлежащего разрешения с преступлениями повреждения или угрозы окружающей среде.
В конце статьи автор особо рассматривает проблему ответственности юридических лиц и ее решение чешским законодателем. Ныне юридические лица несут ответственность, если преступление совершено от имени юридического лица, в его интересе или в рамках его деятельности уставным органом либо членом уставного органа, либо иным лицом, представляющим юридическое лицо, выполняющим в нем управленческие или контрольные функции, а также работником, если согласно правилам, определенным в уставе, можно его действия обозначить как исходящие от юридического лица.
В заключение В. Радецкий подчеркивает, что в процессе эволюции чешского уголовно-экологического права 1989-2011 гг. законодатель от кратких, но недостаточно конкретных определений § 181 а и 181 b чехословацкого УК 1961 г. перешел к созданию комплекса уголовно-правовых запретов, содержащихся в 18 статьях УК 2009 г. Автор считает, что введение института уголовной ответственности юридических лиц за преступные посягательства на окружающую среду укрепляет ожидаемую роль уголовного права в охране окружающей среды.
А.А. Рёрихт