предотвращению вреда. В случае если вред все же наступил, эксплуататор должен принять меры для ограничения ущерба и провести соответствующие мероприятия по санации (§ 6). Однако, отмечают авторы статьи, бывает очень сложно установить причинно-следственную связь между возделыванием генномодифицирован-ных растений и вредом окружающей среде.
Помимо публично-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде, законодательство Германии предусматривает частноправовую ответственность за вред, причиненный лицам или имуществу. В случае правомерного введения ГМО в оборот речь может идти об ответственности в соответствии с § 1 Закона об ответственности за ошибочную продукцию. Часть 1 § 1 этого Закона предусматривает возмещение ущерба производителем, если ошибка в продукте послужила причиной смерти или травм человека или ущерба имуществу. В соответствие с ч. 2 § 37 Закона о структурировании генно-инженерной деятельности в случае ГМО под действие Закона об ответственности за ошибочную продукцию подпадает и сельскохозяйственная продукция. Производителем в случае ГМО будет считаться тот, кто впервые ввел определенный продукт в оборот. Кроме того, согласно § 37 Закона о структурировании генно-инженерной деятельности в случае ГМО производитель несет ответственность даже тогда, когда, исходя из современного уровня развития науки и техники, невозможно было предвидеть, что выпускаемый в оборот продукт может нанести ущерб. Ответственность по Закону об ответственности за ошибочную продукцию распространяется только на жизнь и здоровье, а также на имущество, используемое для личных нужд.
В.Н. Гиряева
2011.01.028. ПРАВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИК В ЧЕСТЬ 40-ЛЕТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. РАДЕЦКОГО. Prawo ochrony srodowiska i prawo karne: Ksi^zka _|иЫ1еи87о-№а z okazji 40-lecia pracy naukowej W. Radeckiego / Red. Lisiska H. -Wroclaw: Wyd-wo prawa ochrony srodowiska, 2008. - 301 s.
Реферируемый сборник относится к числу наиболее содержательных источников, позволяющих судить о развитии экологического права в Республике Польша. Свидетельство этому - пере-
чень тем, избранных его авторами. Здесь анализируются проблемы охраны окружающей среды в Польше в новейший период, т.е. в 2001-2007 гг. (Роберт Альберский / Robert Alberski), правовой селекции предприятий, в отношении которых необходима оценка воздействия на окружающую среду (Магдалена Бар / Magdalena Bar), общих принципов польского права с учетом принципов управления отходами (Ян Боц / Jan Boc и Конрад Новацкий / Konrad Nowacki), уголовно-экологического права (Марек Боярский / Marek Bojarski), права в связи с задачами охраны жизни (Янина Цеханович-Маклин / Janina Cichanowicz-McLean), отказа в предоставлении экологической информации (Гжегож Добровольский / Grzegorz Dobrowolski) и связанной с этим проблемы института «уведомления общественности» в свете требований права Сообщества (Е. Ендрошка / Jerzy Jendroska), а также теоретических вопросов имплементации европейского права в польское законодательство (Адам Габуда / Adam Habuda), сферы Природы 2000 в немецком экологическом праве (Ежи Ротко / Jerzy Rotko) и многие другие. Это - неполный перечень проблем, рассматриваемых в первой части монографии. Во второй части, более короткой, анализируются актуальные вопросы уголовного права, касающиеся преступных посягательств на окружающую среду, кодификации материального и процессуального права проступков, законодательного регулирования и применения наказаний, в частности такого их вида, как ограничение свободы.
В предисловии описываются результаты научных исследований профессора В. Радецкого - автора более чем 120 книг и сотен статей по вопросам экологического и уголовного права Польши, Чехии, России, Германии и других стран, а также Европейского союза.
В статье Р. Альберского отмечается, что в 2001-2007 гг. экологическая политика Республики Польша столкнулась с новыми, специфическими вызовами, которые были прежде всего обусловлены вступлением страны в ЕС. В сфере охраны окружающей среды это означало необходимость разработки и внедрения соответствующих процедур и инструментов, реформирования экологического законодательства и подготовки административных органов к внедрению европейских стандартов (с. 13).
Автор перечисляет законодательные акты, которые были приняты в этот период, в частности законы об атомном праве; об
обращении с веществами, нарушающими озоновый слой; об экологическом сельском хозяйстве; об отходах; об упаковках и отходах от упаковок; о водном праве и др. Затем он характеризует особенности смены политики в области охраны окружающей среды при переходе власти от одной партии к другой и более подробно останавливается на периоде, начавшемся в декабре 2006 г., когда Министерство охраны окружающей среды представило стратегический документ «Экологическая политика государства на 2007-2010 гг. с учетом перспектив 2011-2014 гг.». В нем в качестве важнейшей цели указано обеспечение экологической безопасности государства (граждан, природных ресурсов и социальной инфраструктуры), а также создание основ для устойчивого социально-экономического развития. Помимо этого в документе сформулированы пять подцелей, а именно: укрепление системы экологического управления; охрана природного наследия и рациональное использование природных ресурсов; соразмерное использование материалов, воды и энергии; улучшение качества окружающей среды и экологической безопасности для охраны здоровья жителей Польши; охрана климата (с. 15).
Поскольку вступление Польши в ЕС привело к появлению в польском законодательстве многочисленных ограничений при использовании природных ресурсов и оказании воздействия на окружающую среду, в целях облегчения ситуации для польских фирм при функционировании на европейском рынке Министерство охраны окружающей среды ввело ряд процедур и программ. Е. Ротко в числе наиболее значимых называет: разработку особых условий оказания поддержки инвестициям, связанным с охраной окружающей среды, являющейся основой допустимой в ЕС публичной поддержки; введение чистых технологий и так называемых добровольных экологических обязательств; создание Центра наилучших доступных технологий (ВАТ); подготовку к вступлению в силу европейской системы торговли выбросами; разработку и согласование «Стратегии введения в Польше интегрированной политики оборота продукции» (с. 18).
Автор приводит ряд интересных статистических данных об инвестициях в экологическую политику Польши. Собственные средства предприятий в 2003-2006 гг. составили 27 924 млн. злотых, на 2007-2010 гг. предусматривалось 27 387 млн. Средства экологи-
ческих фондов составляют, соответственно, 12 727 и 13 311 млн., средства органов территориального самоуправления - 5018 и 6824 млн., а государственные бюджетные - всего 3707 и 3410 млн. При этом из зарубежных фондов поступает 12 408 и 13 000 млн. Почти половина средств выделяется на улучшение ситуации в водном хозяйстве (с. 20).
Марек Боярский в статье «К вопросу о сфере уголовно-экологического права» отмечает, что в комментарии к Кодексу о правонарушениях В. Радецкий пишет: при анализе проблем криминализации и декриминализации следует принимать во внимание не только соотношение между преступлениями и уголовными проступками, но и многочисленные нормы об ответственности, которая обычно называется административной, несмотря на не совсем ясный правовой характер таковой и не полностью определенные предпосылки данного вида ответственности. Наблюдаемое в последнее время сужение материального права проступков (нормы которого находятся в иных законах, а не в Кодексе правонарушений) является результатом не только «возврата» некоторых деяний, ранее признаваемых проступками, в уголовное право sensu stricte, но также введения проступков регулированием, которое относится к административным деликтам. Это новое и вызывающее беспокойство явление, которое до сих пор доктриной уголовного права не исследовано и не оценено.
Если речь идет, например, о немецком праве, то обращает на себя внимание следующее обстоятельство: экологические преступления по УК Германии тесно связаны с административным правом. Уголовно-правовое регулирование осуществляется таким образом, что, с одной стороны, оно может касаться поведения, причиняющего определенные последствия, либо поведения, состоящего в пренебрежении (неисполнении) обязанностью действовать определенным образом. Понятно, что последнее связано с игнорированием обязанностей, сформулированных административным правом, а поэтому пенализированы нарушения административно-правовых норм.
Предписания уголовного права не исключают уголовной ответственности лица, обязываемого административным правом, которое либо само допустило их несоблюдение, либо в сфере надзора
допустило несоблюдение их лицом, обязанным к определенному административным правом поведению.
М. Боярский полагает, что связь уголовно-экологического и административно-экологического права может быть описана так: деятельность, разрешенная административным правом, не может влечь за собой уголовную ответственность (с. 39). Иными словами: административно-правовое регулирование определяет, при каком условии может наступать вмешательство человека в окружающую среду, что исключает применение уголовного права в отношении такого поведения. Перечень разрешенных видов деятельности против окружающей среды, однако, весьма ограничен правом.
Уголовно-экологическое право является лишь частью права окружающей среды, а эффективность соблюдения уголовно-правовых запретов вытекает из надлежащего взаимодействия органов уголовного преследования с административными органами (с. 3940). Правоохранительные органы не имеют ни возможности, ни обязанности контролировать соблюдение административных обязательств. Полиция и публичный обвинитель могут действовать только тогда, когда имеются все признаки состава данного преступления. Чтобы это установить, требуется тесное взаимодействие между административными и правоохранительными органами в целях обеспечения эффективной борьбы с экологическими преступлениями. Например, правительство Шлезвиг-Гольштейна возложило на администрацию обязанность информировать прокуратуру о каждом предполагаемом нарушении уголовно-экологического права, а в случаях необходимости оказывать помощь в расследовании.
Автор не рассматривает здесь вопрос о бегстве от административного права, которое, по справедливому замечанию В. Радецкого, не является маргинальным и требует глубокого анализа. Он считает, что следует специально рассмотреть область уголовного права применительно к деяниям, посягающим на широко понимаемую охрану окружающей среды, прежде всего запрещенным УК Республики Польша.
М. Боярский подчеркивает, что положения уголовного права и права о проступках не имеют единой регламентации. Помимо УК РП и Кодекса проступков в нормах иных законов содержится большое количество составов преступлений и проступков и санкций за их совершение.
В УК Республики Польша экологическими преступлениями являются уничтожение растительного или животного мира в значительных размерах, повреждение или уничтожение с нарушением правил растений и животных на особо охраняемых территориях с причинением существенного вреда, уничтожение редких и исчезающих видов растений и животных, причинившее существенный ущерб. Хотя понятие «существенный вред» не определено в УК Польши, в литературе оно трактуется не только в размерах материальной категории, но и в контексте природной ценности1.
Проблемы охраны окружающей среды от загрязнений решены в предписаниях ст. 189 УК РП. Согласно данной статье уголовной ответственности подлежит тот, кто загрязняет воду, воздух либо почву веществами или ионизирующим излучением в таком количестве или в такой форме, что это может угрожать жизни или здоровью многих лиц либо привести к уничтожению растительного или животного мира в значительных размерах. Содержание основных понятий, использованных в этой норме, раскрывается в иных правовых актах, в том числе в законе «Право окружающей среды», если речь идет о сущности загрязнения; в атомном праве, если речь идет об ионизирующем излучении. Для наступления ответственности не требуется причинения последствий, достаточно создания угрозы жизни или здоровью. При понимании этого преступления, подчеркивает М. Боярский, следует учитывать не только поведение как таковое, но и предпосылку ответственности, т.е. возможность деянием субъекта создать угрозу жизни и здоровью многих лиц и т.п. Таким образом, конструкция данной нормы опирается на установление потенциальной угрозы.
Более суровая ответственность установлена польским законодателем тогда, когда результатом поведения субъекта явилось уничтожение животного и растительного мира в значительных размерах.
Статья 186 УК РП предусматривает ответственность того, кто передает либо вопреки обязанностям допускает к использованию объект (или комплекс объектов) строительства, не имеющий требуемых очистных сооружений.
1 См.: Б/шаге/ук М. Ко<1ек8 кату. КотегЛак / Ро<1 ге<1 Т. Во]агек1е§о. -ша, 2006. - Б. 328.
Уголовной ответственности также подлежит уничтожение, существенное повреждение либо значительное уменьшение экологической ценности охраняемых территорий или объекта. В этом случае ответственность зависит от установления существенного вреда, оцениваемого одновременно с материальной и экологической точек зрения. Заключительная норма раздела XXII УК Республики Польша предусматривает ответственность того, кто на особо охраняемой по экологическим или ландшафтным соображениям территории либо в ее охранной зоне вопреки правилам строит либо расширяет существующий строительный объект либо осуществляет хозяйственную деятельность, угрожающую окружающей среде. В этой норме содержится состав формального преступления.
В других разделах Уголовного кодекса РП также содержатся нормы об уголовно-правовой охране окружающей среды.
В статье Янины Цеханович-Маклин «Право в охране качества жизни» подчеркивается, что понятие «качество жизни» не относится к правовым категориям. Качество жизни наряду с прочим подразумевает чистую окружающую среду и отсутствие шума, а соблюдение социальных и экологических стандартов его повышает (с. 63).
Далее она подробно характеризует стандарты качества продуктов как показателя качества жизни по объективным критериям (химический состав, микробиологическая чистота, уровень загрязнения насекомыми, паразитами или грибками) и субъективным критериям (органолептическим - цвет, вкус, запах, консистенция и пр.) и приводит положения Продовольственного кодекса, разработанного ФАО (Всемирной организацией продовольствия и сельского хозяйства) и ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). Кодекс состоит из трех частей: А - включающей стандарты общего характера и состоящей из трех разделов (маркировка продовольствия, остаточные вещества пестицидов, добавки к продовольствию); В - охватывающей нормы для продуктов, классифицированных по группам сырья, например сахара, рыбы и проч.; С - предусматривающей региональные нормы для стран Африки и Европы (с. 65). В Польше действует Закон от 25 сентября 2006 г. о безопасности продовольствия и потребления.
Помимо этих общих проблем автор анализирует вопросы: соотношения химических веществ и здоровья на примере польско-
го законодательства о косметических товарах, за качество которых (например, кремов и духов) несут ответственность производители и импортеры; качества жизни и влияния шумового загрязнения, указывая, что каждый седьмой житель Европы и каждый третий поляк проживают и работают в условиях превышения нормативов шума; сертификатов качества по многим сериям.
А.А. Рёрихт