Научная статья на тему '2012.02.039. ХАРА М. УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА И ПОЛЬСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. HARA M. STATUT MTK I POLSKIE PRAWO KARNE // PAńSTWO I PRAWO. - W-WA, 2011. - N 9. - S. 74-86'

2012.02.039. ХАРА М. УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА И ПОЛЬСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. HARA M. STATUT MTK I POLSKIE PRAWO KARNE // PAńSTWO I PRAWO. - W-WA, 2011. - N 9. - S. 74-86 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ ТРИБУНАЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рёрихт А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.02.039. ХАРА М. УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА И ПОЛЬСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. HARA M. STATUT MTK I POLSKIE PRAWO KARNE // PAńSTWO I PRAWO. - W-WA, 2011. - N 9. - S. 74-86»

преступления, однако пределы прав и допустимых ходатайств / запросов неодинаковы и зависят от определенного занимаемого процессуального положения. Тем не менее описанные позиции могут частично совпасть в конкретном деле (с. 160).

В третьем разделе книги авторы отмечают, что источники уголовно-исполнительного права представляют разноплановую систему исходя из двух аспектов: во-первых, правовые нормы -относительно предмета их регулирования - принадлежат к нескольким отраслям права (таким как материальное уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, международное право, административное право); во-вторых, эти нормы имеют разную юридическую силу и могут быть найдены на разных уровнях иерархии источников права (от актов парламента до огромного количества указов министерств) (с. 211). Источники уголовно-исполнительного права могут быть классифицированы следующим образом: 1) Уголовный кодекс Венгрии и восполняющие его нормы; 2) Уголовно-процессуальный кодекс Венгрии и восполняющие его нормы; 3) правовые нормы об исполнении наказания и превентивных мерах; 4) правовые нормы, относящиеся к некоторым специальным задачам исполнения наказания

Классификация заключенных зависит от уровня охраны (низкий, средний, высокий), который применяется в отношении них согласно приговору суда; при определении уровня охраны в тюрьме суд принимает во внимание как обстоятельства преступления, так и личность преступника (с. 215).

З.М. Погосова

2012.02.039. ХАРА М. УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ТРИБУНАЛА И ПОЛЬСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. HARA M. Statut MTK i polskie prawo karne // Panstwo i prawo. -W-wa, 2011. - N 9. - S. 74-86.

Созданный в 1998 г. Международный уголовный трибунал (МУТ) является первым международным судом, который рассматривает дела об ответственности не государств, а лиц, совершивших международные преступления. Согласно Уставу МУТ, называемому также Римским статутом, в его компетенцию входят дела по наиболее серьезным преступлениям, вызывающим озабоченность всего международного сообщества, - геноцид, преступления про-

тив человечности, военные преступления, преступления агрессии. Автор статьи указывает, что в польском уголовном праве ответственность за международные преступления данного вида предусмотрена в разделе XVI УК РП 1997 г. «Преступления против мира, человечности и военные преступления». До этого отдельные составы предусматривались Военно-уголовным кодексом 1932 г., позднее Кодексом Войска Польского 1944 г. В УК Польской Народной Республики 1969 г. данные преступления отсутствовали, поскольку готовилось принятие специального закона.

Ныне действующий УК РП был принят до подписания Польшей Римского статута в 2001 г., и поэтому он не полностью отражал его положения. В связи с этим Законом от 20 мая 2010 г. в данный УК были внесены соответствующие изменения. Учитывая эти обстоятельства, М. Хара основное внимание в своей статье уделяет вопросам о том, в какой мере попытка сближения польского уголовного права с положениями Римского статута была успешной и насколько полная имплементация этих норм вообще возможна.

По мнению автора, наиболее значимой новеллой УК РП является введение ст. 118 а, предусматривающей ответственность за преступления против человечности, т.е. за акты, совершенные против гражданского населения, в том числе убийство, умышленное создание таких условий жизни, как лишение доступа к пище и медицинской помощи, которые осуществляются в целях уничтожения части населения, депортация или принудительное переселение людей, лишение физической свободы с нарушением основных норм международного права, пытки, изнасилование, принудительные проституция, беременность, стерилизация и иные формы сексуального насилия сравнимой тяжести, рабство (состояние зависимости, при котором человек трактуется как предмет собственности). При этом торговля людьми предусмотрена в разделе о преступлениях против свободы. Преступление, заключающееся в преследовании какой-либо группы людей по политическим, расовым, национальным, этическим, культурным, религиозным, половым мотивам сформулировано в УК РП даже более детально, чем в Римском статуте.

Польский законодатель не использует термина «апартеид» и не предусматривает специального состава данного преступления. Автор статьи объясняет такое решение законодателя неопределен-

ностью данного понятия. По УК РП за апартеид лицо может быть фактически привлечено к уголовной ответственности при совершении иных международных преступлений или иных преступлений, предусмотренных УК РП. Далее, в Римском статуте говорится о таком составе, как причинение огромных страданий или тяжкого телесного повреждения либо тяжкого вреда физическому и психическому здоровью. И в этом случае из-за неясности терминологии состав не был введен в качестве специального в УК РП.

Не полностью соответствуют положениям Римского статута и те нормы польского УК, в которых речь идет о военных преступлениях (ст. 122 УК РП более узкая, чем ч. 2 ст. 8 Статута). Ответственность наступает за использование запрещенных способов и средств борьбы, в частности за атаку на незащищаемые объекты, в том числе демилитаризованные зоны. В УК Польши установлена ответственность за военный вандализм, призыв в армию лиц моложе 18 лет (по Статуту - достигших 15-летнего возраста) и др. Исключение составляет состав переселения оккупационными властями части своего населения на оккупируемую территорию, так как УК РП предусматривает переселение, перемещение и депортацию только неприятельского населения.

М. Хара указывает, что признаки таких составов международных преступлений, как развязывание и подготовка к агрессивной войне, не были изменены в процессе реформирования норм УК Польши о международных преступлениях. Но были изменены формулировки составов о публичных призывах к совершению акта агрессии и т. п.

В раздел о международных преступлениях УК РП была включена и ст. 126 Ь об ответственности руководителей за действия их подчиненных, находящихся под их фактическим контролем и властью.

В заключение автор подчеркивает, что благодаря реформе большинство пробелов и несоответствий было ликвидировано, и делает несколько предложений по дальнейшему совершенствованию ответственности за международные преступления. Он, в частности, предлагает заменить термин «агрессивная война» на понятие акта международной агрессии, перенести в раздел о международных преступлениях состав торговли людьми, ввести состав апартеида, расширить перечень мотивов по ст. 119 за счет

определенного мировоззрения, а не только религиозных, этических и прочих мотивов.

А.А. Рёрихт

2012.02.040. ГРИБ В.Г., ОКС Л.Е. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ. - М.: Моск. фин.-промыш. акад., 2011. - 192 с.

Подавляющее большинство российских экспертов сходятся во мнении, что сложность борьбы с коррупцией связана с системным характером данного явления. В работе показано, что нет сектора экономики, общественной структуры, социального института, свободных от коррупции. Коррупционные связи присутствуют на всех уровнях властной пирамиды, а сращивание бизнеса и власти приобрело тотальный характер. Однако система уголовной юстиции России главным образом направлена на бедные, слабо адаптированные или маргинальные слои населения, совершающие традиционные противоправные деяния, а коррупционная преступность остается практически нетронутой. Социологические опросы показывают, что относительное большинство населения не верит в то, что власть, провозгласившая борьбу с коррупцией одной из своих главных задач, реально будет ей противодействовать, а более половины служащих и бизнесменов считают, что в очередной раз «начнется имитация борьбы с коррупцией». Более того, пятая часть респондентов полагает, что в антикоррупционное законодательство России умышленно включены двусмысленные нормы, которые создают предпосылки для развития коррупции.

В книге последовательно рассматриваются общие теоретические вопросы возникновения коррупции как социального явления.

В первой главе представлена история возникновения и развития антикоррупционного законодательства. Показывается, что современное понятие коррупции складывается на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем. Авторы подробно останавливаются на правовом аспекте коррупции, существовавшей в Древней Руси, в Российской империи и при советской власти. Делается вывод о том, что разработанное в царской России законодательство (разд. 5 «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной» и гл. 6 «О мздоимстве и лихоимстве» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.