Научная статья на тему '2015. 03. 035. Сергеева А. А. , Ракова М. Н. Преступность, связанная с иностранцами, в России и Греции: криминологические и сравнительно-правовые проблемы / АЛТ. Акад. Экономики и права. - Барнаул: Изд-во аапэ, 2014. - 168 с'

2015. 03. 035. Сергеева А. А. , Ракова М. Н. Преступность, связанная с иностранцами, в России и Греции: криминологические и сравнительно-правовые проблемы / АЛТ. Акад. Экономики и права. - Барнаул: Изд-во аапэ, 2014. - 168 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГРЕЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СВЯЗАННАЯ С ИНОСТРАНЦАМИ / МИГРАЦИЯ И ПРЕСТУПНОСТЬ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алферова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 035. Сергеева А. А. , Ракова М. Н. Преступность, связанная с иностранцами, в России и Греции: криминологические и сравнительно-правовые проблемы / АЛТ. Акад. Экономики и права. - Барнаул: Изд-во аапэ, 2014. - 168 с»

тия международно-правовых норм, запрещающих деятельность частных военных компаний.

Е.В. Алферова

2015.03.035. СЕРГЕЕВА А.А., РАКОВА М.Н. ПРЕСТУПНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ИНОСТРАНЦАМИ, В РОССИИ И ГРЕЦИИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / Алт. акад. экономики и права. - Барнаул: Изд-во ААПЭ, 2014. - 168 с.

Ключевые слова: Россия; Греция; преступность, связанная с иностранцами; миграция и преступность; миграционная политика и законодательство.

Греческий опыт миграционной политики и законодательства, функционирования системы миграционного контроля, позволяющий достичь стабильного снижения преступности иностранцев, определяется авторами как уникальный. Именно на основании данного вывода и поставлена задача - комплексно исследовать такие феномены, как миграция и преступность, связанная с иностранцами. Этот вид преступности имеет ярко выраженные количественные и качественные характеристики, позволяющие констатировать ее самостоятельность и своеобразие. Они выражаются в повышенной общественной опасности такой преступности, определяемой ее структурой, массовостью, неоднородными проявлениями в регионах, показателями преступной активности, высоким уровнем латентности, сезонными колебаниями, а также повышенной виктимностью иностранных граждан.

Невозможно построить полную и точную модель международных перемещений из-за недостатка статистических данных. В связи с этим задача мирового научного сообщества видится в совершенствовании механизмов сбора и обработки количественной информации о миграции, разработке единых терминов. Предлагается отказаться от родового понятия «международная миграция» и применять термин «международные перемещения», включающий все случаи визовых пребываний. Перемещение лиц (в широком смысле) с нарушением миграционного законодательства предлагается именовать незаконной миграцией и не пытаться искусственно разделять это понятие с нелегальной миграцией. Кроме того, выде-

ляется такой вид миграции, как криминальная иммиграция, который, на взгляд авторов, связан с преступностью иностранцев и представляет наибольшую опасность. Криминальная иммиграция определяется как совокупность перемещений иностранцев, пребывающих и находящихся на территории страны въезда с целью осуществления преступной деятельности, а также непосредственно сама эта деятельность и ее общественно опасные последствия. В работе аргументируется необходимость отграничения проявлений преступности, связанной с иностранцами, от таких ее видов, как международная, транснациональная, преступность мигрантов.

Криминологическая характеристика преступности, связанной с иностранцами, как в России, так и в Греции, анализ основных свойств личности преступника-иностранца, предпринятые авторами, позволяют им утверждать, что его портрет в России и Греции совпадает: мужчина 22-35 лет, имеющий среднее общее образование; носитель исламской культуры; проникший на территорию страны нелегально; официально неработающий; движимый корыстными мотивами совершения преступлений; совершающий, в основном, умышленные преступления.

В работе дается сравнительно-правовой анализ тенденций и динамики преступлений, связанных с иностранцами, в России и Греции, основных векторов их миграционной политики. Задачи и проблемы этих двух стран в части предупреждения данного вида преступлений признаются тождественными.

Миграционное законодательство Греции является кодифицированным и весьма развитым. Первые конкретные шаги по формированию греческого законодательства в сфере миграции были сделаны еще в 1929 г., когда был принят Закон № 4310/1929 «Об установлении правил передвижения иностранцев в Греции, полицейского контроля, паспортного контроля и депортаций». Этот Закон с изменениями и дополнениями просуществовал 60 лет, и только в 2001 г. был принят новый Закон № 2910/2001 «О въезде и пребывании иностранцев на территории Греции, приобретении греческого гражданства путем натурализации и другие положения». В связи с проблемой, связанной с беспрецедентным потоком иммигрантов, данный Закон потребовал большого количества поправок и изменений. Результатом работы нового правительства Греции и ее новой иммиграционной политики стал Закон

№ 3586/2005, регулирующий въезд, проживание и социальную интеграцию граждан третьих стран в страну. Он вступил в силу в 2006 г. Однако спустя год был полностью изменен редакцией Закона № 3536/2007. Определение вопросов миграционной политики было отнесено к компетенции Министерства внутренних дел. После этого Закон последовательно дополнялся. В 2009 г. вступило в силу Кодифицированное миграционное законодательство Греции. В течение последнего десятилетия в него вошел ряд директив ЕС: о едином формате визы; о праве на воссоединение семьи; по долгосрочному пребыванию в стране; о свободе передвижения граждан третьих стран - членов семьи гражданина ЕС; о защите, предоставляемой жертве торговли людьми. Греция является членом трех межправительственных организаций (ООН, МОТ и Совета Европы), которые играют главенствующую роль в процессе регламентации вопросов иммиграции, защиты иностранцев в целом и трудящихся-мигрантов.

Греческое уголовное законодательство в области преступлений в миграционной сфере признается эффективным и в должной мере разработанным. Вместе с тем Греция, входящая в ту же правовую систему, что и Россия, определяет и криминализирует составы преступлений в сфере миграции в Законе № 3386/2005, а не в Уголовном кодексе. Однако упомянутый Закон в гл. 1 указывает на некоторые статьи УК Греции, которые должны быть рассмотрены как неотъемлемая часть составов, установленных Законом. Непосредственно составы преступлений в сфере миграции предусмотрены в шести статьях гл. Q Кодифицированного миграционного законодательства Греции. Миграционная политика Греции признается авторами чрезмерно ограничительной, а ее социальное восприятие воплощается в националистических настроениях.

В сравнительном плане в монографии подробно анализируется российское миграционное и уголовное законодательство. На взгляд авторов, российскому законодателю можно реципировать из греческого законодательства следующее.

1. В связи со слабой эффективностью ст. 18.8 КоАП РФ («Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации») ввести уголовную ответственность за участие в незаконной миграции. В частности,

внести дополнения в название ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции». Соответственно, диспозицию ч. 1 указанной статьи УК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, а также участие в указанных действиях». Под участием в незаконной миграции понимается пребывание этих лиц в Российской Федерации (с. 136).

2. Принять пакет нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность российских туристических фирм, приглашающих иностранцев, нарушающих правила пребывания в России.

3. Ввести норму об ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также за посредническую деятельность в этой сфере субъектов-неработодателей.

Е.В. Алферова

2015.03.036. ВЕРЛЕ Г., БУРГХАРДТ Б. ГЕНОЦИД В РУАНДЕ. WERLE G., BURGHARDT B. Völkermord in Ruanda // Zeitschrift für internationale Strafrechtsdogmatik. - Kiel, 2015. - H. 1. - S. 46-57.

Ключевые слова: немецкое уголовное право; международное уголовное право; геноцид в Руанде; дело Онесфоре Руабукомбе.

Авторы анализируют решение Верховного земельного суда Франкфурта-на-Майне от 18 февраля 2014 г. по делу Онесфоре Руабукомбе. Это решение войдет в немецкую историю уголовного права, так как в нем странным образом соединены элементы международного уголовного права и немецкого уголовного права. Смешение международного права с национальным в отдельных делах или спорах является типичным для глобализированного мира. Это первый процесс в немецких судах, предметом которого является геноцид народности тутси 1994 г. в Руанде. Он продемонстрировал интернационализацию уголовного права и связь международных органов, борющихся с уголовными преступлениями, необходимость экстерриторизации уголовного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.