Научная статья на тему '2015. 03. 035. Малуза Л. , Дзанарди С. Записки Антонио Розмини-Сербатти - «Столовая» для ученого: введение в эпистолярный жанр розминианства. Malusa L. , Zanardi S. le Lettere di Antonio Rosmini-Serbatti un «Cantiere» per lo studioso: Introduzione all’epistolario rosminiano. - Marsilio; Venezia, 2013. - 174 p'

2015. 03. 035. Малуза Л. , Дзанарди С. Записки Антонио Розмини-Сербатти - «Столовая» для ученого: введение в эпистолярный жанр розминианства. Malusa L. , Zanardi S. le Lettere di Antonio Rosmini-Serbatti un «Cantiere» per lo studioso: Introduzione all’epistolario rosminiano. - Marsilio; Venezia, 2013. - 174 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. РОЗМИНИ-СЕРБАТТИ / РОЗМИНИАНСТВО / И. КАНТ / ХРИСТИАНСКИЙ СПИРИТУАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 035. Малуза Л. , Дзанарди С. Записки Антонио Розмини-Сербатти - «Столовая» для ученого: введение в эпистолярный жанр розминианства. Malusa L. , Zanardi S. le Lettere di Antonio Rosmini-Serbatti un «Cantiere» per lo studioso: Introduzione all’epistolario rosminiano. - Marsilio; Venezia, 2013. - 174 p»

2015.03.035

него. В теории этого философа, тесно связанного с пифагорейской школой, все познаваемое содержит число и ничто из мыслимого не может познаваться без него.

К. Хоффман и Д. Грэхем высоко оценивали Филолая как автора уникальной доктрины познания досократического периода (с. 139).

И.М. Цибизова

2015.03.035. МАЛУЗА Л., ДЗАНАРДИ С. ЗАПИСКИ АНТОНИО РОЗМИНИ-СЕРБАТТИ - «СТОЛОВАЯ» ДЛЯ УЧЕНОГО: ВВЕДЕНИЕ В ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР РОЗМИНИАНСТВА. MALUSA L., ZANARDI S. Le lettere di Antonio Rosmini-Serbatti un «cantiere» per lo studioso: Introduzione all'epistolario rosminiano. -Marsilio; Venezia, 2013. - 174 p.

Ключевые слова: А. Розмини-Сербатти; розминианство; И. Кант; христианский спиритуализм.

Венецианское издательство «Марсилио» осуществило публикацию подростковых и юношеских записок Антонио Розмини-Сербатти, чьим именем впоследствии было названо философское течение - розминианство, характеризующееся как христианский (католический) спиритуализм. Уже из названия книги явствует, сколь богатый материал содержит издание, представляющее несомненный интерес не только для философов, но и для историков, антропологов и филологов. Опубликованные по хронологии и в соответствии со строгой логикой материалы позволяют всесторонне показать юношу и проследить обстоятельства взросления и духовного роста мыслителя, центральное место в синтетической системе которого заняли душа и ее интерпретация в различных формах и значениях. Записки самого Розмини-Сербатти, собранные и подготовленные к публикации С. Дзанарди, наряду с письмами людей из его культурного окружения (вдохновителями его «пуристских» воззрений, руководителями Академии Круска и др.), а также введение, написанное Л. Малузой, помогают воссоздать предпосылки формирования мировоззрения юного Антонио, понять, насколько им владел универсалистский дух и почему он заменил понятие «я» понятием «душа», что легло в основу его первой версии коррекции кантианства. В данном случае речь идет о примате

2015.03.036

души в этом смысле при интерпретации различных форм знания (с. 145). В данных материалах еще нет никаких указаний на то, что юноше суждено стать великим философом по прозвищу Зверь, что ему суждено породить идеи, цитирующиеся ныне во многих философских трактатах, хотя ряд его юношеских высказываний и представляет несомненный интерес. Среди них такие глубоко религиозные сентенции, как «У Него (Бога) Гордецы никогда не выигрывают. В выигрыше смиренные» (с. 72). Или «Клятвопреступники несчастны повсюду, так как не могут бежать от самих себя» (с. 76). С данными идеями соседствуют и сугубо практичные, но не становящиеся от этого менее глубокими мысли, к примеру, о деньгах как о «всеобщем викарии» или «викарии всех вещей» (с. 62). Богатство приведенных источников, снабженных критическими комментариями, касающимися всех упомянутых в них лиц и фактов, как и глубокое предисловие Л. Малузы, могут послужить основой новых научных исследований во многих областях гуманитарного знания.

И.М. Цибизова

2015.03.036. СГАРБИ М. ЛУДОВИКО БЕККАДЕЛЛИ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ: ТРАКТАТ НА ВУЛЬГАРНОЙ ЛАТЫНИ. SGARBI M. Ludovico Beccadelli sull'immoralita del'anima: Una prospettiva in lingua volgare. - Rivista di filosofía neo-scolastica. - Milano, 2014. - An. 106, N 3. - P. 657-686.

Ключевые слова: душа; бессмертие души; католическая философия; контрреформация; Г. Контарини; Аристотель; аверро-изм; Александр Афродизийский.

Исследование, осуществленное М. Сгарби, наряду с освещением воззрений Л. Беккаделли на бессмертие души позволяет лучше понять значение эпохи контрреформации для итальянской философии и культуры в целом.

Лудовико Беккаделли (1501-1572), католический священник, папский нунций и архиепископ Рагузы (ныне Дубровник), секретарь кардиналов Гаспаро Контарини и Джованни Джероламо, активно включился в дискуссию о бессмертии души, развивавшуюся в итальянском философско-теологическом обществе в XV - начале XVI в. В этой дискуссии обсуждались проблемы эпистемологиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.