Научная статья на тему '2015. 03. 034. Фэррелл Дж. Сицилия: история культуры. Farrell j. Sicily: a cultural history. - Northampton (Mass. ): interlink Books, 2014. - XIV, 293 p'

2015. 03. 034. Фэррелл Дж. Сицилия: история культуры. Farrell j. Sicily: a cultural history. - Northampton (Mass. ): interlink Books, 2014. - XIV, 293 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЦИЛИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 034. Фэррелл Дж. Сицилия: история культуры. Farrell j. Sicily: a cultural history. - Northampton (Mass. ): interlink Books, 2014. - XIV, 293 p»

ции населения по национальному принципу, что также становится частью современного гражданского опыта молодежи.

Изучение формирования «новой гражданственности» приобрело особую значимость в условиях кризиса основанной на конкуренции партий «представительской демократии», которая утрачивают свою привлекательность для большинства населения. С ростом разрыва между элитами и обычными гражданами все более популярным становится протестное «движение захвата» территории власти (global Occupy Movement).

Т.Б. Уварова

2015.03.034. ФЭРРЕЛЛ Дж. СИЦИЛИЯ: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. FARRELL J. Sicily: A cultural history. - Northampton (Mass.): Interlink books, 2014. - XIV, 293 p.

Ключевые слова: Сицилия; история культуры.

Монография профессора-италиниста Университета Стратк-лайда Дж. Фэррелла (г. Глазго, Шотландия) посвящена истории культуры Сицилии - острова, находящегося в центре Средиземноморья, где пересекались пути великих цивилизаций Европы и Северной Африки. В античные времена он был полем битв между карфагенянами, греками и римлянами. В 827 г. пережил вторжение арабов, которые принесли на остров исламскую культуру. В более позднее время на Сицилии побывали каталонцы, арагонцы, испанцы, французы, австрийцы и британцы, оказавшие влияние на культуру острова. Сегодня Сицилия очень разная: современность соседствует на ней с древностью, остается много неизведанного.

Книга состоит из введения и 18 глав. Автор уделяет внимание национальной идентичности жителей Сицилии. Сами сицилийцы считают свою культуру частью более широкой европейской культуры, но специфической и не похожей на культуру остальной Италии.

На Сицилии исторические памятники встречаются повсеместно. Правда, не все завоеватели оставили на острове свои следы и не все артефакты дошли до наших дней. Из того, что уцелело, остались древнегреческие храмы и театры, римские строения и мозаики. От арабской культуры, с точки зрения автора, ничего уникального не сохранилось.

Автор отдельно описывает эпоху барокко на Сицилии. Он подчеркивает, что стиль барокко не был единым для всего острова. Внешний облик строений этого стиля зависел не только от вкусов их создателей и заказчиков, но и от предпочтений католической церкви. Отличительной чертой сицилийского барокко считается его «особая религиозность», проявлявшаяся не только при возведении церквей, но и при строительстве светских строений. Сицилийцы называли барокко «своим стилем», который помогал им «выражать свою идентичность» (с. 14).

Многие сицилийцы считают Сицилию землей, «раненой историей» (с. 17). И действительно, земля острова представляет собой поля прошлых битв, уничтоженные города и побережья, куда прибывали завоеватели и где они боролись за контроль над выгодными торговыми путями. Как пишет автор, «возможно, ни одна другая земля не видела такого большого количества завоевателей...» (там же). В результате Сицилия стала домом для многих языков, религий и культур Европы и Северной Африки - греческой, латинской, арабской.

История Сицилии начинается в древнейшие времена. Первое письменное свидетельство о ней относится приблизительно к 413 г. до н.э. - это упоминание о сицилийской экспедиции греков в труде Фукидида «История», посвященном Пелопонесской войне. А первая греческая колония - Наксос - была основана на Сицилии еще в 734 г. до н.э. Кроме того, Сицилия была колонизирована финикийцами и карфагенянами. Их основные колонии - Солюнто, остров Моция и город, получивший в будущем название Палермо. Затем землю колонизировали греки, и даже при римлянах население острова «оставалось в основном грекоговорящим» (с. 20).

В Средневековье Сицилия находилась в руках вандалов, остготов, Византии, арабов, норманнов. При арабах на острове был создан полунезависимый эмират. В Х11-Х111 вв. Сицилия была частью Сицилийского королевства. С 1266 по 1268 г. королевством владел Карл I Анжуйский. Против него вспыхнуло народное восстание, в результате которого Анжуйская династия утратила власть над Сицилией. В 1280-х годах на острове утвердились короли Арагона, но на эпоху правления испанцев пришлись и периоды анархии. С 1735 по 1860 г. Сицилией правили Бурбоны из Неаполя. Во время Наполеоновских войн остров был подчинен французам,

хотя небольшой период времени его де-факто контролировали британцы. В 1860 г. Сицилия была включена в состав Италии. В годы Первой мировой войны многие сицилийцы воевали против австрийцев. Во время Второй мировой Сицилия продемонстрировала такую же лояльность к фашизму, как и остальная Италия (с. 32).

Особую и весьма специфическую роль на острове играет религия. Как отмечается в книге, сицилийцы - «это католики, которые никогда в полной мере не были христианизированы» (с. 39). Церковь остается самостоятельной силой, хотя секуляризация охватила всю Сицилию так же, как и остальную Европу.

Значимое место в религиозных культах Сицилии занимают Мадонна и святые - покровители отдельных городов. Последние менялись в различные эпохи в зависимости от исторических обстоятельств. Так, в начале XV в. главной покровительницей Палермо считалась св. Кристина, которой помогала св. Нинфа. Но после эпидемии чумы 1624 г. этих святых лишили права быть покровительницами города; их сменила св. Розалия, чьи мощи были обретены незадолго до этого на горе Пеллегрино.

На Сицилии отмечаются все традиционные христианские праздники, при этом каждая деревня либо район большого города вносят свои нововведения. Если говорить о праздниках святых -покровителей городов, то самым известным из них является праздник в честь св. Розалии в Палермо, который проходит в середине июля и длится более трех дней. В Катании 3-5 февраля ежегодно отмечается день св. Агаты, а в Сиракузах 13 декабря празднуется день св. Лючии. Св. Иаков, чей праздник отмечается 24-25 июля, является покровителем Кальтаджироне - известного центра производства керамики. Интересно, что все 142 ступени, ведущие на гору Санта Мария дель Монте, «украшены превосходной керамикой, заполняющей следы от ног паломников» (с. 42).

У сицилийцев религиозные церемонии и даже паломничество заканчиваются едой и возлияниями, и «для каждого праздника предусмотрены свои сладости» (там же).

Своя история и культура проявляются на Сицилии даже в стиле приготовления еды, что здесь ощущается особенно остро. Иностранные путешественники отмечали изобилие на острове морепродуктов, пасты с томатным соусом, оливок и кондитерских изделий. Из последних особо выделяются специфический сицилий-

ский десерт - кассата - «барочный экстравагантный бисквит» и «сладкая рикотта, обильно украшенная марципаном и фруктами в сахаре» (с. 44).

На Сицилии множество прекрасных городов. К жемчужинам сицилийской старины относятся Мессина и Сиракуза (в древности -Сиракузы). Мессина с древнейших времен воспринимается как поэтический и мистический город, который был известен еще Гомеру и Вергилию. Так, действие комедии Шекспира «Много шума из ничего» происходит в Мессине. Этот город считается «местом одного из трех мифологических подводных столбов, на которых должна стоять Сицилия» (с. 104). Другие два находятся в районе Трапани и Пачино. Кроме того, Мессина является портом, с которого многие европейские путешественники Нового времени начинали познавать Сицилию. Над городом доминирует Собор Кристо Рэ, построенный в 1937 г. в память о солдатах, погибших в годы Первой мировой войны. С площади перед ним открывается великолепный вид на Мессину. Из исторических памятников автор упоминает кафедральный собор на площади Дуомо, строительство которого было начато в XI в. В центре площади находится фонтан «Орион», созданный учеником Микеланджело Анджело Монтор-золи.

Сиракузы играли серьезную роль не только на острове, но и в Греции, и во всем Средиземноморье, пережив периоды военного, экономического, имперского и культурного превосходства. Современная Сиракуза имеет статус города из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Сиракузе сохранились руины античных храмов, готические и барочные соборы, дворцы, средневековые еврейские бани. Открыты великолепные музеи. От средневекового периода, помимо соборов, остался дворец архиепископа. Кроме того, город известен как родина Архимеда.

Важной статьей дохода Сицилии является туризм. Посетителей привлекает не только сама Сицилия, но и входящие в ее состав Эоловы острова - архипелаг вулканического происхождения. Его самый крупный город - Липари - шумное место массового отдыха выходного дня. Считается, что эти острова были заселены в V или IV тысячелетии до н.э. народами со всего Средиземноморья. На островах есть древнегреческие акрополи, средневековые соборы,

2015.03.035-037

Археологический музей, который является «одним из богатейших и лучших исторических музеев Италии» (с. 275).

О. В. Бабенко

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

2015.03.035-037. «ИСТОРИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ» ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «EUROPEAN JOURNAL OF ARCHAEOLOGY»). (Сводный реферат).

2015.03.035. НАУМ М. Полиэтничность и материальный обмен в позднесредневековом Таллинне.

NAUM M. Multi-ethnicity and material exchanges in late medieval Tallinn // European j. arch. - L., 2014. - Vol. 17, N 4. - P. 656-677.

2015.03.036. ПАЛМЕР Р. Мальтийская керамика и имперская система питания: исследования XIX в.

PALMER R. Maltese ceramics and imperial foodways: An exploration of nineteenth-century red wares // European j. arch. - L., 2014. -Vol. 17, N 4. - P. 678-701.

2015.03.037. ВАН ХОЛЛЕБЕКЕ Я., СТИХЕЛЬБЛАУТ Б., БУРЖУА Ж. От пейзажа войны к археологическому докладу: 10 лет профессиональной археологии Первой мировой войны во Фландрии (Бельгия). VAN HOLLEBEEKE Y., STICHELBAUT B., BOURGEOIS J. From landscape of war to archaeological report: Ten years of professional world war I archaeology in Flanders (Belgium) // European j. arch. - L., 2014. - Vol. 17, N 4. - P. 702-719.

Ключевые слова: Западная Европа; позднее Средневековье -Новейшее время; историческая археология.

В рамках данного обзора рассмотрены статьи, посвященные работам европейских археологов на памятниках XIV-XX вв., периода, для которого археологические материалы являются лишь одним из исторических источников, наряду с несравнимо более многочисленными письменными. Это соотношение определяет во многом те подходы, которые используют археологи, как и те вопросы, на которые они пытаются ответить, анализируя материалы раскопок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.