Научная статья на тему '2015. 03. 033. Конноли Э. «Переполох в автобиографическом»: национальная политика и эстетическая автономия в романе Филипа Рота «Призрак уходит». Connoly A. «The agitation of the autobiografical»: National Politics and aesthetic autonomy in Philip Roth’s exit ghost // Journal of American studies. - Cambridge: Cambridge univ.. Press, 2013. - vol. 47, n 3. - p. 637-658'

2015. 03. 033. Конноли Э. «Переполох в автобиографическом»: национальная политика и эстетическая автономия в романе Филипа Рота «Призрак уходит». Connoly A. «The agitation of the autobiografical»: National Politics and aesthetic autonomy in Philip Roth’s exit ghost // Journal of American studies. - Cambridge: Cambridge univ.. Press, 2013. - vol. 47, n 3. - p. 637-658 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЯ / ЭСТЕТИКА / "АМЕРИКАНСКАЯ ТРИЛОГИЯ" / ФИЛИП РОТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 033. Конноли Э. «Переполох в автобиографическом»: национальная политика и эстетическая автономия в романе Филипа Рота «Призрак уходит». Connoly A. «The agitation of the autobiografical»: National Politics and aesthetic autonomy in Philip Roth’s exit ghost // Journal of American studies. - Cambridge: Cambridge univ.. Press, 2013. - vol. 47, n 3. - p. 637-658»

зорами, Карлосу Муньису пришлось изменить стиль, эстетику и общий фон своих произведений. Его наиболее высоко ценимое произведение «Моляр» не существовало бы, если бы не было цензуры, делает парадоксальное заключение Д. Сантос.

А.М. Лукьянова

2015.03.033. КОННОЛИ Э. «ПЕРЕПОЛОХ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ»: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ В РОМАНЕ ФИЛИПА РОТА «ПРИЗРАК УХОДИТ».

CONNOLY A. «The agitation of the autobiografical»: National politics and aesthetic autonomy in Philip Roth's Exit ghost // Journal of American studies. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2013. - Vol. 47, N 3. -P. 637-658.

Ключевые слова: автобиография; эстетика; «американская трилогия»; Филип Рот.

Профессор Энди Конноли (University of Edinburgh) исследует специфику выражения эстетической индивидуальности Филипа Рота, используя метод «пристального чтения» (close reading). Исследователь отмечает интертекстуальность в произведениях Рота на протяжении всего его творчества, видит связь внутрисюжетного и внесюжетного повествования предшествующих роману «Призрак уходит» (2007) романов о писателе Натане Цукермане («американская трилогия» 1979-1983), исследует значение старости и бессилия в творчестве Рота. Возвращение героя в Нью-Йорк, его опыт восприятия национальной истории, размышления об эстетике написанных книг, - основные темы романа «Призрак уходит», ставшего весомым дополнением к «американской трилогии». Э. Кон-ноли интересует в произведениях Ф. Рота стык литературных и «живых» фактов истории США, а также диалектика авторского «самоисчезновения» и «самовыражения».

Прослеживая споры вокруг интерпретации творчества Ф. Рота в трудах «новых критиков», утверждающих, что значение текста обусловлено эстетикой литературных форм и никак не связано с влиянием исторических реалий или биографических фактов, многие литературоведы заметили, что Рот сторонится личных и исторических тем. Э. Конноли утверждает, что попытки писателя

оказаться внутри или за пределами «реальной» истории резонируют с ранним творчеством Рота, когда автор избегал исторических вопросов. Критик пытается найти баланс в дискуссии о национальной истории в содержании романов и литературным стилем писателя.

Персонаж романа «Призрак уходит» Натан Цукерман свято верит, что в своей писательской деятельности «литературного негра» он избежал превратностей выбранного им жанра - автобиографии. Главный герой оказывается не в состоянии исключить элементы своей подлинной биографии из фиктивных автобиографий. Освобождение авторского «Я» от художественного вымысла, полагает Э. Конноли, метафорически выражается в физическом бессилии героя романа.

Для поздних произведений Ф. Рота характерно изображение исторического процесса развала либеральных сил в социальной структуре США, исследование трудностей, возникающих при художественном осмыслении событий общественной жизни. В романе «Призрак уходит» творчество Цукермана, альтер-эго самого Рота, представлено не как «черта», разделяющая жизнь и литературу, а как территория столкновения вымысла и личного опыта писателя. Цукерман хочет уберечь собственную эстетику, в основе которой лежит вновь и вновь переживаемый конфликт «реального» и художественного, безличного и биографического, распадающегося / телесного и «посмертного» / вечного, от влияния новых идей.

Во избежание обвинений в «пародировании» Цукерман отстаивает свой взгляд на трактовку событий «переполохом» в автобиографических фактах, т.е. он хочет избежать (escape) подобного автобиографического переполоха, поскольку стремится избавиться от описания моментов собственной жизни в своих сочинениях. Отстраненность при изложении фактов жизни других людей (заказчиков, от лица которых герой пишет их автобиографии) является оборотной стороной постоянно меняющейся под влиянием обстоятельств личной жизни самого Цукермана, в которой сексуальное желание сочетается с физическим бессилием, попытки дистанцироваться от общества - с желанием самореализации, а стремление вести аскетический образ жизни - с жаждой покоя. Отсюда - попытка героя абстрагироваться от общества, вести аскетическое существование, физически реализоваться и при этом сохранить покой.

Критика укоренившейся «правды» жизни, выражаемая главными героями Рота, отражает эстетические принципы писателя. Противоречивая трактовка внутренней и внешней «реальной» политики в четвертом романе о Цукермане, по мнению Э. Конноли, демонстрирует реакцию Рота на непогрешимость и «святость» истории США - безразличие и презрение писателя к проблемам исторического контекста, отказ от их освещения в собственном творчестве.

Цукерман использует литературу как способ сбежать от «реальности». На примере своего героя Рот описывает переломный момент в творчестве - переход от собственно-авторского восприятия национальной истории к размышлениям о роли исторической травмы в художественном творчестве. Проза Рота - это диалог автора и рассказчика-героя, стремящегося творчески переосмыслить мир вокруг себя. В случае с Цукерманом творчество превращается в «маниакальное переосмысление реальности», в ходе которой герой пытается «отбросить жизненные ограничения» (с. 640), связанные с вопросами о собственной этнической идентичности.

Герои Рота стремятся творчески переосмыслить мир. Стиль Цукермана зависит от его эстетических и моральных воззрений на факты, он предан литературным формам и пренебрегает своим происхождением и даже именем, решаясь на работу литературного негра. В результате герой «искажает» реальность в угоду вымыслу. Мотивация героев-писателей в романе - не только Цукермана, но и других персонажей (Лоноффа и Готорна) - зависит от их размышлений о том, что же такое «настоящая, реальная, жизнь».

В.М. Кулькина

2015.03.034. ПРАВА ГРАЖДАНСТВА И ФОРМЫ НАСИЛИЯ: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВИОЛЕНСИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. (Сводный реферат).

Caravelle [Revue électronique]. - Toulouse: Presses univ. de Mirail, 2014. - N 102: Citoyenneté et formes de violence. La violence de genre en Amérique latine. - Mode of access: http://caravelle.revues.org/730

Extraits du contenu: 1. ГОНСАЛЕС-РУБИО О М. «Марсолайре» Амиры де ла Роса: Скрытое насилие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.