Научная статья на тему '2015. 03. 012. Мэйсон П. , маккуэйд Дж. Предисловие к специальному выпуску журнала, посвященному теме когнитивной готовности в сложных операционных условиях: успехи теории и практики. Mason p. , mcquade J. Preface to the special issue on Exploring cognitive readiness in complex operational environments: Advances in theory and practice // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, n 1. - p. 66-68. - doi:10. 1177/1555343412 456025. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/7/1/66/'

2015. 03. 012. Мэйсон П. , маккуэйд Дж. Предисловие к специальному выпуску журнала, посвященному теме когнитивной готовности в сложных операционных условиях: успехи теории и практики. Mason p. , mcquade J. Preface to the special issue on Exploring cognitive readiness in complex operational environments: Advances in theory and practice // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, n 1. - p. 66-68. - doi:10. 1177/1555343412 456025. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/7/1/66/ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ КОМАНДЫ ЛЮДЕЙ / СЛОЖНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СРЕДА / СООБЩЕСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ / ОПЕРАЦИОННОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВЫЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ализаде А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 03. 012. Мэйсон П. , маккуэйд Дж. Предисловие к специальному выпуску журнала, посвященному теме когнитивной готовности в сложных операционных условиях: успехи теории и практики. Mason p. , mcquade J. Preface to the special issue on Exploring cognitive readiness in complex operational environments: Advances in theory and practice // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, n 1. - p. 66-68. - doi:10. 1177/1555343412 456025. - Mode of access: http://edm. Sagepub. Com/content/7/1/66/»

именно эффективной модели КВТ - задачу создания эффективной операционной среды во всех ее аспектах: взлета и посадки самолетов, экономии самолетного топлива и т.д. Главное условие успешного выполнения такой задачи - сосредоточение на моделировании когнитивных механизмов принятия решений операторами КВТ. Подобное моделирование чрезвычайно сложно, поскольку очень трудно не только формализовать, но и установить и исследовать алгоритмы когнитивной деятельности человека из-за скрытых во многом и всегда индивидуальных когнитивных механизмов людей, даже относящихся к одному психологическому типу. Однако трудности, связанные с изучением феномена сознания, которое нельзя воспроизвести во всей его полноте искусственно, как технологию, вовсе не означают, что подобное исследование проводить не нужно. Наука - это лишь асимптотическое (вечное, не имеющее перспективы завершения) приближение к тайнам мироздания, в том числе к тайне человека. Ключевое слово здесь - «приближение». Исследование «тайны человека» - его когнитивного аппарата - в любом случае приближает (пусть и асимптотически) к раскрытию этой тайны. Тем более что нет выбора, когда речь идет о таком предмете, как управление, принятие решений, в данном случае - о системе КВТ-УПД, исследование которой допускает исключительно человекоцентричный подход. А потому изучение когнитивного «черного ящика» человека всеми доступными в науке средствами не только не бессмысленно, но необходимо, особенно в тех областях, где принятие решений носит критический характер.

А.А. Али-заде

2015.03.012. МЭЙСОН П., МАККУЭЙД Дж. ПРЕДИСЛОВИЕ К СПЕЦИАЛЬНОМУ ВЫПУСКУ ЖУРНАЛА, ПОСВЯЩЕННОМУ ТЕМЕ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ В СЛОЖНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ: УСПЕХИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. MASON P., McQUADE J. Preface to the special issue on exploring cognitive readiness in complex operational environments: Advances in theory and practice // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2013. - Vol. 7, N 1. - P. 66-68. - D0I:10.1177/1555343412 456025. - Mode of access: http://edm.sagepub.com/content/7Z1/66/

Ключевые слова: когнитивная готовность; человеческое поведение; поведение команды людей; сложная операционная среда;

сообщество науки и технологии; операционное сообщество; сетевые системы работы.

Авторы из США считают важной специальную разработку понятия «когнитивная готовность», раскрывая смысл этого понятия как «психологическое состояние человека, позволяющее ему интерпретировать актуальную для него информацию и формировать на основе таких интерпретаций свои поведенческие ответы» (с. 66).

Психологическое состояние когнитивной готовности, пишут авторы, лежит в основе успешных человеческих действий в таких сложных операционных средах, как военные операции, авиационные перевозки, национальная безопасность и всевозможные эмерджентные реагирования (например, в случаях пожаров, критической медицинской помощи и т.д.). Большое внимание специальной разработке понятия когнитивной готовности уделяется, в частности, в Министерстве обороны США, где отчетливо понимают, что от психологической готовности или неготовности участников сложных и непредсказуемых современных военных операций буквально зависят жизни этих участников. В военном ведомстве США хорошо понимают, что шансы выжить повышаются у того бойца, кто прежде всего психологически натренирован, чтобы без колебаний и максимально быстро выполнять свою смертельно опасную работу. «И здесь свое веское слово должен сказать альянс науки и технологии (science & technology) (НТ) - обеспечить операционное сообщество (operational community) ясным представлением о том, что такое когнитивная готовность и как это психологическое состояние подвигает человека к действиям и обеспечивает их эффективность» (с. 66).

Согласно широко цитируемому определению, «когнитивная готовность представляет ментальный результат опыта, знания, способностей, мотиваций и индивидуальных позиций, формирующий у индивида устойчивый стереотип компетентных действий в сложных и непредсказуемых операционных условиях» (с. 66). Если детализировать это определение, то когнитивная готовность есть комбинация трех компонентов: 1) присущих индивиду черт (рабочей памяти, поведенческому стилю, стратегиям, скорости реакции и т.д.); 2) тренажа и образования (концептуального, передаваемого и абстрактного знания, опыта, ментального развития и т.д.); 3) те-

кущего динамического состояния индивида (усталости, уровня стресса и т.д.).

Динамика этих компонентов как слагаемых когнитивной готовности должна изучаться сообществом НТ в экспериментальных условиях создания среды, в которой участники экспериментов вынуждались бы к проявлению высокой когнитивной готовности, способной быть измеренной во всех трех своих компонентах. Таким образом, основная задача-проблема для сообщества НТ заключается в разработке методологии анализа и измерителей в отношении каждого из трех компонентов когнитивной готовности. Дополнительная задача-проблема - убедительно представить всю эту исследовательскую информацию как ценную для операционного сообщества, для тех, кто практически принимает решения. Исследовательская информация будет ценной, если повлечет за собой более эффективные техники тренинга операционного сообщества и более эффективную селекцию операционного персонала в отношении индивидуальных способностей к принятию решений в критических условиях.

Для идентификации и определения состояний когнитивной готовности сообщество НТ должно иметь инструменты измерения этих состояний. Такие инструменты уже есть и широко используются; они включают, например, мониторинг волнообразной мозговой активности (brain wave activity), сердечный ритм (heart rate), зрительную моторику (eye movement) - физиологические корреляты «возмущений» когнитивной готовности. Существуют исследования когнитивной готовности, в которых она измеряется именно такими инструментами. Так, в одном из подобных исследований когнитивная готовность изучается в разработке понятия «когнитивная бдительность», т.е. поддержания оператором устойчиво высокого внимания (высокой бдительности) к обнаружению и отбору значимой (критической в том или ином отношении) информации в большом «грязном» информационном потоке. При этом когнитивная бдительность (готовность) участников соответствующих экспериментов (осуществляемых в жанре case study) измеряется по показателям «психофизических подсказок» в виде зрительной моторики (среди других подсказок), обнаруживающей «колебания бдительности», когда респондент производит селекцию информации, считывая ее с соответствующих датчиков.

Подобные исследования ставят важный вопрос: как определить моменты утраты оператором когнитивного контроля над выполнением своей задачи? В них есть и ответ: такие моменты могут фиксироваться психофизическими подсказками. Но возникает и не менее важный вопрос - о способах поддержания высокой когнитивной готовности / бдительности в течение длительного времени: чем выше уровень когнитивной готовности, тем быстрее она «устает», что особенно опасно в критической операционной среде, требующей от операторов долговременной когнитивной мобилизованности. И даже если от оператора не требуется решать именно критическую задачу, но необходимо «рутинное» длительное поддержание высокой когнитивной готовности, то и в этих случаях со временем наступает «когнитивная усталость», и оператор перестает качественно выполнять свою работу. То есть психофизические подсказки - инструмент лишь измерения колебаний когнитивной готовности, но не инструмент управления когнитивной готовностью. Когнитивная готовность - чрезвычайно сложный психологический феномен, и, разумеется, практическое значение инструмента психофизических подсказок в отношении этого феномена небольшое.

В связи с этим существуют по крайней мере две технологические проблемы исследования когнитивной готовности. Одна из них - перестройка «одного на всех» (stand-alone) лабораторного оборудования в набор небольших, мобильных, сетевых (net-worked) мониторинговых устройств. Вторая проблема - необходимость ясно определить условия полезности применения этого инструментария. Требуется выстроить прочное обоснование использования именно таких инструментов. Это - серьезная проблема, поскольку речь идет о когнитивном феномене, весьма тяжело поддающемся описанию и измерению, и нужно тщательно доказывать способность избранных измерительных инструментов работать именно с ним, иначе информировать о них операционное сообщество бессмысленно. Иными словами, само сообщество НТ должно убедиться в эффективности своего инструментария анализа когнитивного феномена прежде, чем сделать соответствующие исследовательские данные достоянием операционного сообщества.

Исследование когнитивного феномена, в данном случае -когнитивной готовности, непосредственно способствует росту эф-

фективности операционного сообщества. Естественно, если оператор способен со знанием дела управлять своей когнитивной готовностью в режиме реального времени, то его работа эффективна. И здесь очень важен анализ работы операционного сообщества именно как системы сетевой работы (networked system), оптимизирующей отбор операционного персонала тем, что система сетевых (горизонтальных) взаимоотношений обеспечивает то, что можно назвать контролированием операторами работы друг друга и что способствует ответственному поведению операторов, а значит -поддержанию у них высокой когнитивной готовности. Кроме того, распределение рабочих задач в сетевых системах, где существует самоорганизация рабочего взаимодействия, поэтому оно (взаимодействие) отличается ответственностью и эффективностью, может базироваться именно благодаря фактору самоорганизации на опыте, знаниях, способностях и психологических особенностях каждого работника. И это, в свою очередь, работает на рост эффективности таких систем. Сетевые системы рабочих взаимоотношений - не что иное, как организационный фактор активизации когнитивных ресурсов работника. Именно сетевая организация работы органична человеку как когнитивному существу и наилучшим образом проявляет когнитивную сущность человека. Вот почему оптимальный инструментарий исследования и измерения феномена когнитивной готовности должен носить «сетевой» характер - в смысле подхода, чувствительного к индивидуальности респондентов в их когнитивных возможностях. Речь идет о «подходе, который бы сумел интегрировать индивидуальные когнитивные готовности членов команды операторов, мог замечать, признавать и исправлять собственные ошибки и, таким образом, уже в ходе исследования моделировать сетевую систему операторских взаимоотношений как систему оптимального поведения операторов» (с. 67).

Сетевые системы работы оптимальны, поскольку они: 1) гибки; 2) индивидуализированы; 3) допускают обмен рабочими задачами между работниками; 4) способны замечать и исправлять сбои в когнитивной готовности членов рабочей команды, что возможно именно в сети работников (в условиях взаимного контроля); предоставленный же самому себе оператор не может осознать собственную когнитивную неготовность.

Словом, сетевые системы работы больше застрахованы от когнитивных ошибок, чем «вертикальные». Более того, «вертикальные» системы не просто слабо застрахованы от когнитивных ошибок, но являются в принципе системами, не нуждающимися или нуждающимися минимально в когнитивном обеспечении. Именно поэтому критические области принятия решений, требующие от тех, кто принимает решения, повышенной когнитивной готовности, не могут организационно строиться как «вертикальные» системы, где принятие решений подготавливается при отсутствии взаимного контроля многих операторов.

Таким образом, исследование феномена когнитивной готовности, пишут авторы в заключение, объективно представляет гораздо более широкую исследовательскую задачу, чем задача анализа некоего частного предмета. Очевидно, что когнитивная готовность есть базовое условие и базовый инструмент человеческой жизнедеятельности вообще, и для оптимизации своей жизнедеятельности на разных уровнях и в разных областях человеку в чисто практических целях нужна наука о когнитивной готовности как знание возможностей собственных когнитивных ресурсов и того, как эти ресурсы наилучшим образом реализовать.

А.А. Али-заде

2015.03.013. ЧАППЕ Д., СТРАЙБЕЛ Т., КИМ-ФУОНГ-ВУ. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ДИНАМИЧНЫХ СИТУАЦИЙ.

CHIAPPE D., STRYBEL T., KIM-PHUONG-VU. A situated approach to the understanding of dynamic situations // Journal of cognitive engineering and decision making. - 2015. - Vol. 9, N 1. - P. 33-43. -DOI: 10.1177/1555343414559053. - Mode of access: http://edm.sagepub.com/content/9/1/33/

Ключевые слова: ситуационный подход; когнитивные ресурсы и механизмы; осознание ситуации; рабочая память; долговременная память; интернализм и экстернализм в осознании ситуации.

Осознание ситуации (ОС), пишут авторы из США, - это понимание оператором того, что происходит в динамичной операционной среде, когда оператор находится в условиях высокотехнологичного интерфейса. Теоретическая и практическая важность ОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.