Научная статья на тему '2015.02.053. РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФРАНЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА 2014 Г.). OBSERVATOIRE DU FAIT RELIGIEUX EN ENTREPRISE. SYNTHèSE DES RèSULTATS DE L`éTUDE 2014. - RENNES, 2014. - 15 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW. YOUSCRIBE.COM/CATALOGUE/RAPPORTS-ET-THESES/ACTUALITE-ET-DEBAT-DE-SOCIETE/ ACTUALITE-EVENEMENTS/RELIGION-AU-TRAVAIL-ETUDE-DE-L-INSTITUT-RANDSTAD-244 9759'

2015.02.053. РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФРАНЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА 2014 Г.). OBSERVATOIRE DU FAIT RELIGIEUX EN ENTREPRISE. SYNTHèSE DES RèSULTATS DE L`éTUDE 2014. - RENNES, 2014. - 15 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW. YOUSCRIBE.COM/CATALOGUE/RAPPORTS-ET-THESES/ACTUALITE-ET-DEBAT-DE-SOCIETE/ ACTUALITE-EVENEMENTS/RELIGION-AU-TRAVAIL-ETUDE-DE-L-INSTITUT-RANDSTAD-244 9759 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СВЕТСКОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.053. РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФРАНЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА 2014 Г.). OBSERVATOIRE DU FAIT RELIGIEUX EN ENTREPRISE. SYNTHèSE DES RèSULTATS DE L`éTUDE 2014. - RENNES, 2014. - 15 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW. YOUSCRIBE.COM/CATALOGUE/RAPPORTS-ET-THESES/ACTUALITE-ET-DEBAT-DE-SOCIETE/ ACTUALITE-EVENEMENTS/RELIGION-AU-TRAVAIL-ETUDE-DE-L-INSTITUT-RANDSTAD-244 9759»

а оценка последствий профессиональных заболеваний - более справедливой. Сейчас медицинский совет системы социального страхования действует в сторону преуменьшения таких последствий. Необходимо также, чтобы жертвы несчастных случаев, производственных травм или профессиональных заболеваний могли получить более высокое материальное возмещение.

Однако более важным направлением решения рассматриваемой проблемы является создание таких условий труда, которые не причинят вреда работникам и не станут причиной производственных травм и заболеваний. Медики считают, что 15-20% случаев неработоспособности можно было бы избежать за счет лучшей организации рабочего места, дополнительного обучения и т.д.

Полномочия и возможности врачей, занимающихся профессиональными заболеваниями и травмами на предприятиях, остаются очень ограниченными. Более того, численность таких врачей продолжает сокращаться, в то время как давление на них усиливается для того, чтобы уменьшить их независимость от предпринимателей. К этому добавляется основная проблема: недостаточное влияние наемных работников на процесс принятия решений на предприятиях. Изменить организацию и условия труда невозможно без усиления социальной демократии, полагает автор.

С.Н. Куликова

2015.02.053. РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФРАНЦИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА 2014 г.). Observatoire du fait religieux en entreprise. Synthèse des résultats de l'étude 2014. - Rennes, 2014. - 15 p. - Mode of access: http://www. youscribe.com/catalogue/rapports-et-theses/actualite-et-debat-de-societe/ actualite-evenements/religion-au-travail-etude-de-l-institut-randstad-244 9759

Ключевые слова: Франция; предприятие; религиозное поведение; светскость; толерантность.

Опрос, проведенный в феврале 2014 г. экспертами французского отделения группы «Randstad» (Нидерланды)1, дополнил ре-

1 Группа «Кяп(181а11» является второй в мире рекрутинговой компанией; имеет отделения в 39 странах. - Прим. реф.

зультаты опроса 2013 г., посвященного роли религии на предприятиях, ее влиянию на процесс труда и принятие решений менеджерами.

В опросе 2014 г. приняли участие 1333 человека, которых попросили ответить на 76 вопросов различного типа. Участники опроса принадлежали к трем категориям населения: работники отделов по управлению персоналом (27,5% опрошенных); управленцы, не работающие в таких отделах (39,5), и прочие сотрудники (33,5%). 55,3% опрошенных осуществляли свою профессиональную деятельность в сфере услуг и 45,7% в промышленности. Доля респондентов-мужчин составила 60%, а женщин - 40% (с. 14). Женщины, принимавшие участие в опросе, показали себя как менее практикующие верующие, чем мужчины.

Доля верующих в обследованной группе равнялась 61,8%. При этом 22,8% респондентов отнесли себя к числу регулярно практикующих верующих (т.е. тех, кто разделяет вероучение и полностью исполняет предписываемые религией практики), а 20,6% - к нерегулярно практикующим верующим. Что касается религиозной принадлежности, то подавляющее большинство опрошенных - 63,2% - самоидентифицировали себя как католиков, 2,6% как протестантов, 5,1 как мусульман, 1,2 как иудеев, 0,9 как буддистов; 17% отнесли себя к атеистам, 5,6 к агностикам и 4,3% к приверженцам других религий (с. 15).

В ходе опроса были заданы следующие вопросы.

1. Религиозность на предприятии: частота исполнения предписанных религией практик и формы такой практики. По данным опроса в 2013 г. 28% работников отделов по управлению персоналом и 14% других опрошенных указали, что они сталкиваются в своей работе с ситуациями, связанными с религиозностью и требующими вмешательства менеджеров. Менее 2% таких случаев привели к возникновению напряженности или конфликту.

В ходе опроса 2014 г. около 12% опрошенных указали на факты религиозного поведения на работе. Около 32% опрошенных сталкивались с такими фактами несколько раз в год или в квартал, а почти 56% либо никогда не сталкивались с ними либо сталкивались с ними реже одного раза в год (с. 4).

Наиболее частыми случаями, связанными с религиозностью, были просьбы разрешить не прийти на работу (16%) и просьбы об изменении рабочего графика (13%).

Реже возникали проблемы в связи с отсутствием особого конфессионального меню в столовых предприятия и мест для совершения молитв (молельных комнат). Эти проблемы менеджеры считают очень деликатными. С ношением специальных знаков, указывающих на принадлежность к той или иной религии, связаны только 10% ситуаций (с. 4). Другие формы религиозного поведения (отказ выполнять какие-либо задачи, работать рядом с женщиной, с коллегой-атеистом и т.д.) являются нарушением действующих на предприятии норм и правил. В целом опрос показывает наличие различий между двумя категориями форм религиозного поведения:

1) формы, которые можно расценивать как личные просьбы, и

2) формы, которые нарушают существующие правила или предполагают их изменение.

2. Как менеджеры реагируют на религиозное поведение и религиозные различия?

75,9% менеджеров никогда или очень редко вмешивались в конфликты, связанные с религиозными различиями, 2% вынуждены были их решать ежедневно, а 22,2% - регулярно, т.е. ежемесячно или ежеквартально.

В 74% случаев возникающие ситуации не требовали вмешательства управляющих, что подтверждается данными опроса 2013 г. Однако 22,2% опрошенных констатировали увеличение количества случаев, требующих вмешательства управляющего персонала. Доля блокирующих ситуаций, тормозящих рабочий процесс, остается стабильной: 2% в 2013 г. и менее 3% в 2014 г. (с. 5).

Отмечается, что большинство конфликтов, возникающих на предприятии в связи с религиозным поведением, разрешаются с помощью управленческого персонала. На то, что делать это становится все сложнее, указали 60,5% опрошенных, постоянно сталкивающихся с подобными ситуациями.

Как указали 73,5% менеджеров, когда конфликт связан с религиозным поведением, то урегулировать его сложнее, чем любую другую ситуацию, требующую вмешательства (с. 6).

58% опрошенных думают, что просьбами работников должен заниматься их непосредственный руководитель. Однако для 73,7% непосредственный руководитель, принимая решения, должен систематически запрашивать мнение отдела по управлению персоналом предприятия.

42% опрошенных считают, что непосредственный руководитель не должен заниматься вопросами, связанными с религиозным поведением, а 79% (большинство респондентов) - что соответствующие решения должны приниматься непосредственно отделом по управлению персоналом (с. 7).

3. Какое место занимает религия на предприятии и как она влияет на рабочий процесс?

Религиозное поведение в целом не вызывает недоброжелательность (или же такое случается редко), если речь идет о личной религиозной практике, без навязывания своих воззрений другим и если религиозность не мешает работе. Вместе с тем работники ожидают, что руководители предприятия, придерживаясь нейтральной позиции в вопросах религии, будут, однако, проявлять твердость в случаях, когда их попытаются убедить в необходимости учитывать религиозность некоторых работников как в организации работы, так и в межличностных отношениях.

Более 60% опрошенных считают допустимым, что практикующие верующие молятся во время перерывов. Примерно такая же часть респондентов (60,4%) считают, что для этого не нужно спрашивать разрешения у руководства предприятия. По мнению 82% респондентов, просьба о невыходе на работу по личным религиозным причинам допустима (с. 7). Обсуждение религиозных вопросов с коллегами при условии, что это не мешает выполнению работы, как указали 71,3% опрошенных, не запрещено, оно никого не стесняет и не шокирует.

Однако не всякое поведение, связанное с религиозными убеждениями, допустимо. Для 89,3% опрошенных неприемлемо отказываться от работы по религиозным мотивам. 94,5% считают, что нельзя молиться в рабочее время. Что касается совершения молитвы во время перерыва, то, как полагают 72,7% респондентов, эта практика должна быть личным делом, и верующим не стоит предлагать другим работникам присоединиться к ним.

В целом около 6% опрошенных думают, что они когда-либо были жертвами дискриминации по причине их веры или религиозной практики. Более значительная часть респондентов (20,6%) указали, что были свидетелями дискриминации по религиозным мотивам (с. 8). В обоих случаях существуют значительные различия в зависимости от степени религиозности работников.

4. Как работники предприятия относятся к религиозности и религиозному поведению?

Работники в целом склоняются к нейтральному подходу в отношении поведения верующих коллег. Как подчеркивалось выше, они не препятствуют религиозной практике на работе при условии, что религиозные проявления останутся личным делом и не будут воздействовать на процесс труда.

Работники выступают против институализации религиозного поведения (что также отмечалось в опросе 2013 г.). Эта институа-лизация касается:

- создания мест, предназначенных для отправления религиозных обрядов; против этого выступили 79% опрошенных;

- введения исключительно конфессионального меню в пунктах питания; 69% респондентов высказались против;

- использования религиозного календаря в отделах планирования рабочего времени и отпусков - против 61% (с. 10).

5. Религия, предприятие и вопрос светскости.

Действия, предпринимаемые предприятиями в отношении верующих и религиозного поведения, различны. Одни предприятия издают специальные пособия (справочники), предназначенные для руководящего персонала; другие исключают, отменяют, запрещают религиозное поведение, ссылаясь на соблюдение принципа светскости.

В некоторых случаях, однако, религиозный характер пытаются навязать рабочему коллективу и подчинить выполнение работы, ее трудового процесса, правила предприятия или одного из его отделов религиозным обычаям или принципам.

В полном соответствии с представленными выше результатами участники опроса связали суть понятия «светскость» в первую очередь с принципом нейтральности. Эта нейтральность не означает исключение религии из публичной сферы и из общественных дискуссий.

Вероятно, именно в контексте такой очень расширенной концепции светскости следует оценивать тот факт, что для 83,3% опрошенных принцип светскости должен применяться на предприятиях частного сектора. Примечательно, что это мнение разделяется участниками опроса вне зависимости от их верования и степени религиозности. Причем 74,4% опрошенных, считающих себя регу-

2015.02.054-056

лярно практикующими, поддержали идею применения принципа светскости на частных предприятиях. Среди неверующих к этому отрицательно относятся 11,9% (с. 12).

Подавляющее большинство опрошенных лиц (78,2%) считают, что предприятие не должно приспосабливаться и учитывать требования и просьбы религиозного характера своих работников. 71,7% из этих лиц полагают также, что нескрываемые религиозные символы должны быть запрещены в рабочей обстановке (с. 12).

А. Крепен, директор одного из отделов Группы «Randstad», указывает, что проведенный опрос позволяет выделить два важных обстоятельства, которые должны учитываться при управлении персоналом: толерантность по отношению к сдержанным религиозным практикам и необходимость утверждения принципа нейтральности в пределах рабочего пространства. Респонденты высказали пожелание, чтобы религия не нарушала рабочий процесс, подчеркивая при этом, что некоторые индивидуальные или коллективные религиозные проявления могут ему навредить. В целом они не настроены враждебно по отношению к религии и считают, что религиозность может быть гарантом ценностей, принятых трудовым коллективом, таких как взаимное уважение, толерантность и взаимопомощь.

С.Н. Куликова

2015.02.054-056. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ В США. (Сводный реферат).

2015.02.054. Global business intelligence. - 11.10.2014. - Mode of access: http://www.globalbusinessintelligence.com

2015.02.055. Health reform. The Henry J. Kaiser family foundation. -11.10.2014. - Mode of access: http://kff.org/health-reform

2015.02.056. The pharmaceutical in biotech industries in the United States. Select USA / The U.S. Department of commerce. - 11.10.2014. -Mode of access: http://selectusa.commerce.gov/industry-snapshots/ pharmaceutical-and-biotech-industries-united-states

Ключевые слова: США; медицинское страхование; фармацевтическая промышленность; занятость; планирование рождаемости.

США представляют собой крупнейший фармацевтический рынок мира. По данным ассоциации фармацевтических исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.