ками и различными группами стейкхолдеров и соответствующие условия. Пятый, последний уровень имеет дело с разнообразием задач и функций исследований и исследователей в инновационных процессах, эффективность которых повышается за счет комбинации функций управления знаниями и управления инновациями.
В заключение авторы отмечают в качестве основного вывода необходимость динамичного подхода к организации исследований и оценке их эффективности. Такой подход предполагает использование как традиционных, так и новых организационных форм и различных их сочетаний. Гибкие, чувствительные к условиям исследовательские стратегии, структуры и функции способствуют общему повышению эффективности исследований в рамках инновационных процессов, связанных с эксплуатацией природных ресурсов.
И.Г. Минервин
2015.02.044. НОВАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ: УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Beyond the third mission: Exploring the emerging university function of co-creation for sustainability / Trencher G., Yarime M., McCormick K.B., Doll C.N., Kraines B. // Science a. publ. policy. - Guildford, 2014. -Vol. 41, N 2. - P. 151-179.
Ключевые слова: новая миссия университетов; кооперация в сфере научных исследований; сотрудничество университетов с государством и обществом.
В статье рассматривается новая глобальная тенденция к сотрудничеству университетов с государственными органами, промышленностью и общественными организациями при решении задачи достижения устойчивого развития, означающая появление новой миссии университетов.
В конце 1990-х годов, полагают авторы, университеты1 обрели новую, «третью» миссию: в добавление к первым двум - обучению и проведению фундаментальных исследований - содействия экономическому развитию. Сюда включаются задачи улучшения
1 Под университетом авторы понимают любое образовательное учреждение, ведущее обучение с присуждением степени бакалавра. - Прим. реф.
показателей региональной и национальной экономики, а также финансового состояния самого университета. Однако эволюция современного университета на этом не заканчивается. Состояние природы и ее ресурсов может стать угрозой устойчивому развитию глобальной экономики и вести к появлению новых проблем, помимо чисто экономических.
Университеты сотрудничают в решении этих задач с местными органами власти, промышленностью и общественными организациями. В рамках этого сотрудничества отмечается усиление внимания к таким вопросам, как региональное развитие, эффективность сельскохозяйственного производства, трансферт технологий, междисциплинарные исследования, реформа городского управления и т.д. Новый аспект сотрудничества - возникновение функции совместного творчества, сочетание различных направлений общественно полезной деятельности в рамках систематических усилий по решению проблем устойчивого развития на основе общих принципов.
Эта новая функция проявляется в сотрудничестве университетов с широким спектром участников с целью обеспечения «общественной трансформации» и устойчивого развития в конкретной местности или социальной группе. При этом под трансформацией понимаются физические, социальные, технические и экологические изменения как результат такого совместного творчества. По мнению авторов, данную находящуюся в стадии формирования функцию «совместного созидания устойчивости» следует рассматривать как зародыш новой миссии университетов.
Эмпирическая часть исследования состоит из описания 39 конкретных примеров университетского сотрудничества в про-мышленно развитых странах Европы, Азии и Северной Америки, а также детального анализа опыта Колледжа Оберлин (Oberlin College) в штате Огайо (США) и Швейцарского федерального технологического института.
Как показал анализ, в отличие от узкой экономической направленности третьей миссии университетов новая функция соучастия в устойчивом развитии в большей степени нацелена на выполнение именно этой задачи. Об этом свидетельствует сопоставление их ключевых характеристик. Так, задача обеспечения экономического развития и генерирования доходов в рамках новой функции
дополняется задачей реализации устойчивого развития за счет со-циотехнических и экологических преобразований. Модель традиционного университета заменяется моделью «трансформационного университета», представляющего собой платформу с множеством участников, взаимодействующих с обществом. Если в традиционной модели превалируют естественные науки, особенно науки о жизни, и технические дисциплины, в первую очередь информатика и биотехнология, то новая функция охватывает более широкий спектр областей и, как правило, междисциплинарные направления.
Меняются также составы участников, методы сотрудничества, движущие силы, включая получение специализированных и мультидисциплинарных знаний, реализацию как технологических, так и социальных инноваций. Деятельность таких партнерств в большей степени ориентируется на потребности региона и местных сообществ. Если в рамках третьей миссии основным катализатором исследований служили научные, технические и производственные задачи, то в рамках функции соучастия в устойчивом развитии эту роль играет необходимость решения социальных проблем, например, создания экологически устойчивой энергетической системы или жизнеспособной экономики, не зависящей от ресурсов ископаемого топлива.
Каналами технологического трансферта в рамках третьей модели служили патенты и лицензии, дочерние инновационные предприятия и технологические парки, контрактные исследования и консультационная деятельность, публикации, конференции и выпуск дипломированных специалистов. Хотя все эти механизмы могут быть применены и при осуществлении функции соучастия в устойчивом развитии, университеты будут использовать и дополнительные каналы воздействия. Исследование привело авторов к следующей классификации таких каналов.
• Менеджмент знаний - создание, обработка и распространение знаний, необходимых для проведения технической, экологической или социальной трансформации. Применительно к кодифицированному знанию речь идет, прежде всего, об исследовательской кооперации с публикацией результатов, при передаче неявного знания - консультирование, обучение участников, обмен специалистами. Это наиболее часто используемый канал, что объясняется его преимущественным значением для университетов как генера-
торов знаний, а также его ролью в качестве старта для других механизмов, реализующих преобразования в целях устойчивости.
• Технические демонстрационные проекты и эксперименты. Ученые и практики концентрируют внимание на демонстрации и тестировании технических инноваций в реальных условиях с целью определения возможностей их широкого применения. Естественным результатом является трансферт конкретной инновации для выхода на рынок через традиционные каналы.
• Технологический трансферт и экономическое развитие. Авторы видят цель этого канала преимущественно в ускорении экономического роста без увеличения потребления углеродного топлива, а также в распространении «зеленых технологий» в конкретных регионах. Реализуется через системы промышленного патентования и лицензирования, отпочкования дочерних инновационных фирм («спин-оф»), технологические парки и кластерные зоны. На практике этот канал используется относительно реже из-за необходимости широкого круга участников и, как правило, в сочетании с другими каналами в рамках широкой стратегии преобразований.
• Реформирование природной и искусственной среды. В данном случае научные задачи уступают место практическим целям преобразования или восстановления искусственной или природной среды за счет финансирования из различных источников (государственные гранты, частные инвестиции, филантропия). Применительно к первому виду среды это включает застройку территорий, новое строительство или улучшение жилых и промышленных зон, улучшение инфраструктуры и т.д., ко второму - восстановление природных экосистем, совершенствование методов ведения аграрного и лесного хозяйства, создание природных зон и т.п.
• Социотехнические эксперименты. Широко используемый на практике канал, включающий механизмы, носящие выраженное общественное измерение (часто в сочетании с техническими элементами) и ведущие к появлению новых видов услуг, технологий, бизнесов, методов политики, финансовых и юридических инструментов и т.д. Конкретными примерами могут служить создание или реорганизация потребительских и продовольственных сетей снабжения, технологического обслуживания, апробация стимулов и
приемов, направленных на изменение поведения жителей или частных предприятий.
Таким образом, вся совокупность миссий университетов, традиционных и новых, постоянно эволюционирует и адаптируется к изменениям, происходящим в мире. Траектория развития и форма современного университета сформировались под влиянием многих факторов на протяжении длительной истории. Миссия соучастия в устойчивом развитии не приобретет существенного значения и не станет приоритетной для многих не очень крупных или имеющих в основном гуманитарный профиль университетов. Авторы полагают, что эволюция и обострение проблемы устойчивости приведут к появлению университета нового, «трансформативного» типа, в котором функция соучастия в устойчивом развитии будет сосуществовать с функциями образования, научных исследований и трансферта технологий и дополнять их. Такой опыт уже продемонстрирован в ряде обследованных организаций.
Таким образом, заключают авторы, проделанный анализ показал радикальный сдвиг в области социальных функций высших учебных заведений, переход от простого участия в социально-экономическом развитии через трансферт технологий к деятельности, способствующей реальному общественному преобразованию в целях устойчивого развития с помощью широкого набора каналов воздействия, подходов и участников. Функция соучастия в устойчивом развитии уже заняла определенное место в деятельности целого ряда академических организаций Европы, Азии и США. Университеты, таким образом, становятся исполнителями нового социального контракта, предполагающего их большую вовлеченность в решение социальных и экологических проблем местных сообществ.
Практические выводы касаются многих аспектов политики правительств и международных организаций. Многообразные проблемы устойчивого развития на глобальном и локальном уровнях (климатических изменений, продовольственной, энергетической и водной безопасности, деградации экологических и социально-экономических условий), переплетение социальных, экологических и экономических интересов человеческих сообществ делают невозможным изолированный подход к экономическому развитию. Вопрос заключается в том, в какой мере государственная политика,
системы стимулов, механизмы финансирования отвечают этим условиям и способствуют выполнению университетами новых задач. Один из ответов состоит в создании специализированных фондов финансирования, подобных ряду федеральных и штатных «зеленых» грантов в США и «Седьмой рамочной программе» (Seventh framework programme) в ЕС. Кроме того, развитие новых функций ставит и существенные организационные задачи перед самими университетами.
И.Г. Минервин
2015.02.045. АЛМОР Т., ТАРБА Ш., МАРГАЛИТ А. РОЛЬ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ПОЗИЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ALMOR T., TARBA Sh., MARGALIT A. Maturing, technology-based, born-global companies: Surviving through mergers and acquisitions // MIR: Management intern. rev. - Wiesbaden, 2014. - Vol. 54, N 4. -P. 421-444.
Ключевые слова: глобальные компании; слияния и поглощения; международная конкуренция; конкурентные стратегии; высокотехнологичные отрасли.
Последнее десятилетие характеризуется появлением небольших компаний, деятельность которых с самого начала приобретает выраженный международный характер. Как показывают исследования, в процессе своего дальнейшего развития такие глобальные компании сталкиваются с проблемами, несвойственными другим молодым фирмам. В то же время их международные стратегии остаются в целом неизученными. Авторы ставят задачу исследовать слияния и поглощения (mergers and acquisitions, M&A) как важную составную часть стратегий глобальных высокотехнологичных компаний (ГВТК).
С этой целью авторы провели эмпирическое исследование M&A, осуществленных ГВТК, и релевантности данной стратегии с точки зрения укрепления конкурентных позиций на протяжении первого десятилетия существования таких компаний. При этом ГВТК определяются как бизнесы, которые с самого начала своего существования добиваются отличных показателей за счет формирования ресурсного потенциала, который опирается на базу знаний