системы стимулов, механизмы финансирования отвечают этим условиям и способствуют выполнению университетами новых задач. Один из ответов состоит в создании специализированных фондов финансирования, подобных ряду федеральных и штатных «зеленых» грантов в США и «Седьмой рамочной программе» (Seventh framework programme) в ЕС. Кроме того, развитие новых функций ставит и существенные организационные задачи перед самими университетами.
И.Г. Минервин
2015.02.045. АЛМОР Т., ТАРБА Ш., МАРГАЛИТ А. РОЛЬ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ПОЗИЦИЙ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ALMOR T., TARBA Sh., MARGALIT A. Maturing, technology-based, born-global companies: Surviving through mergers and acquisitions // MIR: Management intern. rev. - Wiesbaden, 2014. - Vol. 54, N 4. -P. 421-444.
Ключевые слова: глобальные компании; слияния и поглощения; международная конкуренция; конкурентные стратегии; высокотехнологичные отрасли.
Последнее десятилетие характеризуется появлением небольших компаний, деятельность которых с самого начала приобретает выраженный международный характер. Как показывают исследования, в процессе своего дальнейшего развития такие глобальные компании сталкиваются с проблемами, несвойственными другим молодым фирмам. В то же время их международные стратегии остаются в целом неизученными. Авторы ставят задачу исследовать слияния и поглощения (mergers and acquisitions, M&A) как важную составную часть стратегий глобальных высокотехнологичных компаний (ГВТК).
С этой целью авторы провели эмпирическое исследование M&A, осуществленных ГВТК, и релевантности данной стратегии с точки зрения укрепления конкурентных позиций на протяжении первого десятилетия существования таких компаний. При этом ГВТК определяются как бизнесы, которые с самого начала своего существования добиваются отличных показателей за счет формирования ресурсного потенциала, который опирается на базу знаний
и служит основой для успешного сбыта продукции на глобальном рынке.
ГВТК, как правило, обладают собственными уникальными и патентованными («проприетарными») технологиями. Они располагают хорошим потенциалом для создания инновационных продуктов, изначально перспективных для сбыта на глобальных рынках. В глобальной конкуренции рост является для ГВТК средством и мерилом успеха, поскольку они финансируются преимущественно за счет внешних источников капитала и должны демонстрировать увеличение оборота и прибыли, чтобы сохранить привлекательность для инвесторов. На практике многие ГВТК, достигшие успеха, приобретаются более мощными фирмами и сливаются с ними, а относительное меньшинство выживают как независимые.
В то же время уникальность технологий и инновационных продуктов ГВТК зачастую обусловлена ограниченностью внутреннего рынка, и это стимулирует как можно более быстрый выход на глобальные рынки для извлечения монопольной прибыли новатором. Здесь, однако, возникает проблема, связанная с необходимостью поддержания тесных контактов с потребителями для организации сбыта и обслуживания, на что зачастую не хватает ресурсов и что вынуждает идти на рискованные альянсы с более мощными партнерами. Многие фирмы решают эту проблему путем концентрации усилий на глобальных рыночных нишах с обслуживанием немногих, но выгодных потребителей, снижая тем самым потребность в разветвленной маркетинговой структуре.
Еще одна проблема ГВТК связана со специфическим и более сжатым во времени жизненным циклом продуктов и целых отраслей высоких технологий. Высокотехнологичные продукты могут быть модернизированы, но при появлении радикальных инноваций и продуктов-субститутов вся отрасль может прийти в упадок. Наряду с фактором зависимости от внешнего финансирования это не позволяет ГВТК останавливаться даже на самых хороших результатах и подталкивает их к поискам новых возможностей для роста.
Одно из альтернативных решений состоит в продаже бизнеса другой, более крупной высокотехнологичной фирме. Такая стратегия является обычной для многих предпринимательских компаний, в том числе ГВТК. Другая опция - обеспечить высокие темпы роста и укрепление самостоятельных позиций за счет М&А.
ГВТК функционируют в условиях быстрых изменений технологической среды и вынуждены искать быстрые пути к новым технологиям и сопутствующим ресурсам. Исследования показывают, что для крупных фирм обычный способ решения этих задач состоит в стратегии M&A. Приобретение технологий у внешних источников служит общепринятым методом развития инновационного потенциала, освоения новой продукции и новых рынков, укрепления рыночных позиций. По сравнению с этой стратегией развитие на базе внутренних источников оказывается более затратным, длительным и в принципе более проблематичным для фирм, обладающих относительно незначительными ресурсами и опытом.
На основе этих положений авторы выдвигают ряд гипотез, связанных с ролью M&A в развитии ГВТК и укреплении их самостоятельных рыночных позиций. Для их проверки проведено эмпирическое исследование на материале фирм Израиля. Этот выбор обосновывается тем, что создание быстро выходящих на глобальную арену предпринимательских компаний в наибольшей мере характерно для стран, небольших по размеру, но обладающих передовой экономикой. Были собраны данные по 75 ГВТК, зарегистрированным на различных фондовых биржах и действовавшим в секторе информационных и коммуникационных технологий, за период 2000-2009 гг. Из них тщательному анализу подверглись 57 компаний, из которых за указанный период 40 сохранили свою самостоятельность, 16 были приобретены другими фирмами, а одна прекратила свое существование. Из 40 сохранившихся компаний после 2009 г. 28 компаний совершили 110 приобретений, в основном мелких фирм, главным образом для освоения новой продукции и расширения сферы деятельности (с. 430).
Как показали результаты исследования, ГВТК, использующие стратегию М&А, повышают тем самым вероятность успешного выживания как самостоятельные компании. В качестве конкретных целей такой стратегии фигурируют освоение производства смежных и комплектующих изделий (80%), расширение продуктовых линий (68%), выход на новые рынки (13%), освоение новых потребительских сегментов (4,5%), а также различные комбинации этих целей (с. 434).
Количество операций М&А положительно коррелирует с ростом объемов продаж и прибыли, но не с относительными пока-
зателями прибыльности (нормы прибыли на капитал и т.п.). Этот вывод, совпадающий с результатами других исследований, означает, что основная цель стратегии M&A состоит в выживании компании, а не в увеличении ее рыночной стоимости. Дело в том, отмечают авторы, что для ГВТК рост объема продаж является приоритетной задачей по сравнению с другими показателями роста, что и достигается с помощью рассматриваемой стратегии.
Исследование также показало, что, хотя непосредственным результатом операции M&A является снижение величины рыночной стоимости ГВТК, в конечном счете она ведет к укреплению позиций компании, главным образом, за счет продуктовой экспансии. В то же время, если владельцы ГВТК нацелены на продажу своей компании, вероятность успешной сделки повышается для компании, не приобретавшей других компаний. Это, по мнению авторов, объясняется высоким риском, связанным с поглощением высокотехнологичных бизнесов из-за сложности передачи и освоения связанных с этим знаний.
В заключение авторы подчеркивают, что, как показало проведенное ими исследование, несмотря на молодой возраст, небольшие размеры и ограниченность ресурсов по сравнению с крупными ТНК высоких технологий, ГВТК должны использовать стратегию M&As, чтобы выжить в условиях глобальной конкурентной среды. В то же время те ГВТК, которые не способны обеспечивать рост за счет агрессивной стратегии такого рода, должны направить свои усилия на слияние с более мощной компанией.
И.Г. Минервин
2015.02.046. ХОЛЬТГРЕВЕ У. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ТРУДА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
HOLTGREWE U. New new technologies: The future and the present of work in information and communication technology // New technology, work a. employment. - Oxford, 2014. - Vol. 29, N 1. - P. 9-24.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии; организация труда; условия труда.
Директор Исследовательского и консультационного центра по проблемам труда (Forschungs- und Beratungsstelle Arbeitswelt,