Научная статья на тему '2017. 01. 017. Чжан К. , Ларкин Ч. , Люси Б. М. Университеты, обмен знаниями и политика: сравнительное исследование Ирландии и Великобритании. Zhang Q. , Larkin Ch. , Lucey B. M. universities, knowledge exchange and policy: a comparative study of Ireland and the UK // science and public policy. - 2016. - August 4. - p. 1-12. - doi: 10. 1093/scipol/scw047'

2017. 01. 017. Чжан К. , Ларкин Ч. , Люси Б. М. Университеты, обмен знаниями и политика: сравнительное исследование Ирландии и Великобритании. Zhang Q. , Larkin Ch. , Lucey B. M. universities, knowledge exchange and policy: a comparative study of Ireland and the UK // science and public policy. - 2016. - August 4. - p. 1-12. - doi: 10. 1093/scipol/scw047 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / ОБМЕН ЗНАНИЯМИ / ПОЛИТИКА / ИРЛАНДИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 017. Чжан К. , Ларкин Ч. , Люси Б. М. Университеты, обмен знаниями и политика: сравнительное исследование Ирландии и Великобритании. Zhang Q. , Larkin Ch. , Lucey B. M. universities, knowledge exchange and policy: a comparative study of Ireland and the UK // science and public policy. - 2016. - August 4. - p. 1-12. - doi: 10. 1093/scipol/scw047»

Индии, ЮАР, Южной Кореи, Китая, Японии и др., резко возросло. Лидерами по количеству патентов, полученных в США, являются университеты таких стран, как Южная Корея, Китай, Тайвань и Япония. В основном они получают патенты за изобретения в области производства полупроводников и электрических твердотельных устройств. Еще одним лидером (не по количеству патентов, а по темпам роста) являются университеты Саудовской Аравии, в частности Университет нефти и полезных ископаемых им. короля Фадха. Он получает патенты в области разработки технологий по обработке цифровых данных. Кроме того, значительное количество патентов, выданное университетам европейских стран, сосредоточиваются главным образом в сфере разработки медицинского оборудования. Следовательно, рост количества университетских патентов за рассматриваемый период практически полностью может быть объяснен увеличением числа патентов, полученных неамериканскими университетами в патентном ведомстве США.

Такие результаты свидетельствуют о глобальном распространении института университетских патентов и превращении его в один из важнейших инструментов развития академического предпринимательства. Одновременно это говорит о высоком авторитете патентной системы США, поскольку университеты всего мира рассматривают получение американских патентов как наиболее надежное средство коммерциализации созданного ими научного продукта. Однако возрастающая доля патентов, выданных в США неамериканским университетам, свидетельствует об относительно низкой патентной активности американских университетов и значительной утрате ими конкурентных позиций на мировом рынке научной продукции.

М.О. Лихачев

2017.01.017. ЧЖАН К., ЛАРКИН Ч., ЛЮСИ Б.М. УНИВЕРСИТЕТЫ, ОБМЕН ЗНАНИЯМИ И ПОЛИТИКА: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИРЛАНДИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ. ZHANG Q., LARKIN Ch., LUCEY B.M. Universities, knowledge exchange and policy: A comparative study of Ireland and the UK // Science and public policy. - 2016. - August 4. - P. 1-12. - DOI: 10.1093/scipol/scw047.

Ключевые слова: университеты; обмен знаниями; политика; Ирландия; Великобритания.

Авторы - сотрудники Бизнес-школы при Тринити-колледже (Дублин, Ирландия), Кардифф метрополитен университета (Кардифф, Великобритания) и экономического факультета Люблянско-го университета (Словения) - проводят сравнительный анализ процессов обмена знаниями в академической среде Ирландии и Великобритании.

Академическая среда и системы высшего образования в Великобритании и Ирландии имеют много общих черт: общее историческое прошлое и традиции. Большинство университетов современной Ирландии были основаны в тот период, когда она входила в состав Соединенного Королевства. Однако после получения независимости ирландская система науки и образования развивалась самостоятельно и в значительной мере иначе, чем в Великобритании.

Формирование экономики знаний, начавшееся в конце XX в., существенно изменило роль системы высшего образования в обеих странах, превратив ее в один из главных субъектов экономического развития и основу национальной инновационной системы. Теперь университеты играют роль не только производителей нового знания, но и его распространителей. Они должны создавать разветвленную сеть взаимодействия с производственными и социальными структурами, поддерживая интенсивный обмен знаниями и трансферт технологий. Эта роль университетов признана на уровне государственной политики обеих стран и закреплена в многочисленных официальных документах, определяющих стратегию формирования национальной инновационной системы (НИС).

Трансферт знаний и технологий - одно из важных направлений деятельности университетов в современной экономике знаний. Эта деятельность осуществляется с помощью тесного взаимодействия между университетами и фирмами, занимающимися производством высокотехнологичных товаров и услуг. В современной литературе выделяются 16 видов взаимодействия между университетами и фирмами, которые классифицируются по четырем группам: совместные исследования, исследования на основе контрактов, мо-

бильность персонала и обучение1. Однако многие исследователи полагают, что этот перечень может быть существенно расширен за счет включения различных видов неформального взаимодействия на коммерческой основе, а также различных форм совместной патентной деятельности. При этом необходимо учитывать, что современные университеты формируют вокруг себя многостороннюю сеть взаимодействий, которая позволяет им поддерживать устойчивые контакты не только с коммерческими фирмами, но и с государственными структурами и общественными организациями на региональном, национальном и международном уровнях. На каждом из этих уровней существуют свои индивидуальные факторы, влияющие на характер и степень вовлеченности университетов в процессы трансферта знаний и технологий. Так, на региональном уровне университет может выступать в качестве основного носителя новых технологических знаний. Особенно это характерно для регионов, где экономика знаний не получила еще достаточного развития и структура производства сохраняет индустриальную направленность. Но на национальном и международном уровне тот же университет может сталкиваться с конкуренцией с другими университетами и научными центрами и должен предлагать конкурентоспособный научный продукт. Поддержание высокого уровня исследований является, таким образом, условием успешного расширения сети взаимосвязей и выхода за узкие региональные рамки, а это, в свою очередь, обеспечивает возможность получения более высоких доходов от исследовательской деятельности, что позволяет финансировать новые исследования мирового уровня. Это особенно характерно для британских университетов, иерархия которых выстраивается на основе оценки их международного влияния. Первые позиции в этой иерархии занимают четыре британских университета - Оксфорд, Кембридж, Университетский и Имперский лондонские колледжи. Они демонстрируют наиболее высокие показатели в сфере трансферта знаний и технологий. Однако это не значит, что трансферт обеспечивается исключительно лидирующими университетами. Пока лидеры осуществляют взаимодействие с крупными международными компаниями, университеты, за-

1 Knowledge interactions between universities and industry in Austria: Sectoral patterns and determinants / Schartinger D., Rammer C., Fischer M.M., Fröhlich J. // Research policy. - 2002. - Vol. 31. - P. 303-28.

нимающие более скромные позиции в общей иерархии, способствуют технологическому развитию малых и средних фирм, действующих на локальном уровне, что в не меньшей степени содействует росту и развитию национальной экономики.

Развитие экономики знаний является объектом пристального внимания современного государства. В последние десятилетия в Ирландии и Великобритании активно реализуется государственная стратегия по изменению структуры экономики, которая в каждой из стран имеет свои характерные особенности. В Великобритании переоценка миссии университетов началась в начале 1990-х годов: была признана их ведущая роль в качестве производителей и распространителей нового знания на региональном уровне. Однако только в 1997 г. в отчете Национального комитета по исследованиям в образовании (Dearing Report) университеты были официально признаны в качестве субъектов региональной экономики, увеличивающих ее совокупный доход и содействующих повышению уровня занятости. В последующие 15 лет официальные отчеты комитета постоянно указывали на существование устойчивой связи между исследовательской деятельностью вузов и экономической выгодой. В 1998 г. в Белой книге правительства Великобритании утверждалось, что главный путь в создании экономики, основанной на знаниях, заключается «...в более эффективном использовании и применении всех видов знаний» (с. 4). В 2000 г. в Белой книге предлагался уже целый ряд мер, направленных на установление постоянного сотрудничества между индустрией и бизнесом, на эффективную трансформацию научных знаний в конечные товары и услуги (с. 4).

Теме сотрудничества индустрии и бизнеса было посвящено множество правительственных отчетов, в том числе Lambert Review, опубликованный Казначейством в 2003 г., а также Sains-bury Review, опубликованный в 2007 г., в котором ставилась цель создания национальной инновационной экосистемы, включающей в себя самое широкое взаимодействие университетов и исследовательских институтов с правительственными структурами, коммерческими компаниями и общественными организациями. Последние правительственные отчеты, посвященные этим проблемам - Wilson Review (2012) и Witty Review (2013), - непосредственно рассматривают в качестве основного компонента миссии университетов содействие экономическому росту как на общенациональном, так и

на региональном уровнях1. Как следствие этого, в последнее десятилетие правительство Великобритании осуществило значительное изменение схемы финансирования с целью стимулирования сотрудничества университетской науки и бизнеса. Финансирование системы высшего образования в Великобритании традиционно включает в себя три компонента: 1) процессы обучения; 2) научные исследования; 3) процессы обмена знаниями. До сих пор наибольшую долю этих средств составляли субсидии на обучение и научные исследования. На обмен знаниями тратились незначительные суммы, однако в последнее десятилетие эта доля была существенно увеличена, что свидетельствует об изменении приоритетов государственной политики. В 1999 г. Совет по финансированию высших учебных заведений Великобритании учредил специальный Фонд поддержки взаимодействия высшего образования с бизнесом и регионами с целью стимулирования участия университетов в экономической и общественной жизни. Аналогичные фонды были впоследствии созданы в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.

В Ирландии реализация стратегии развития экономики, основанной на знаниях, началась в конце 1990-х годов. Во многом эта политика опиралась на многолетнюю поддержку структур ЕС, в частности его Структурных и инвестиционных фондов, особенно в тот период, когда феномен «Кельтского тигра», т.е. быстрый экономический рост экономики Ирландии, происходивший с середины 1990-х до середины 2000-х годов, стал замедляться и сходить на нет. В этот период ирландское правительство предприняло ряд мер, для того чтобы стимулировать развитие науки и технологий и таким образом поддержать снижающиеся темпы роста. Стратегия развития науки, технологии и инноваций на 2006-2013 гг. представляла собой первый комплексный план развития науки и технологии в Ирландии на базе широкого использования государственного финансирования. Эта стратегия предполагала не только развитие научных исследований мирового класса, но и защиту и использование научных идей, исследований и разработок для целей

1 Wilson T. A review of business-university collaboration. - L.: Department for business, innovation and skills, 2012; Witty A. Encouraging a British invention revolution. Sir Andrew Witty's review of universities and growth: Final report and recommendations. - L.: Department for business, innovation and skills, 2013.

развития бизнеса, инноваций и экономического роста1. В 2011 г. Департамент образования и квалификации опубликовал «Национальную стратегию развития высшего образования до 2030 г.», также известную как «Доклад Ханта» (по имени руководителя департамента, известного экономиста К. Ханта). В этом докладе целая глава была посвящена вопросу взаимодействия между университетами и бизнес-организациями. В нем утверждалось, что «... взаимодействие с самым широким кругом организаций должно стать неотъемлемой частью миссии институтов высшего образования»2. Позднее, в марте 2012 г., Руководящая группа по определению приоритетов научной политики начала публикацию докладов, целью которой стало выявление сравнительной эффективности инвестирования в различные сферы развития современной науки и технологии.

Несмотря на все эти мероприятия, идея развития обмена знаниями остается в Ирландии в зачаточном состоянии, поскольку отсутствуют сколько-нибудь существенные изменения в системе финансирования образования и науки, способные стимулировать этот процесс. В последнее десятилетие ирландское правительство ограничивалось в основном финансированием высшего образования как такового. Правда, часть этого финансирования предназначалась для стимулирования взаимодействия между институтами и структурами высшего образования. Начиная с 2013 г. большие усилия вузов были направлены на стимулирование взаимодействия различных институтов на уровне регионов с целью повышения качества преподавания и исследовательской деятельности. Лишь в самое последнее время были предприняты некоторые практические меры для усиления связей между университетами и внешними общественными и производственными структурами. Однако создание эффективной системы стимулов и вознаграждений для университетов, осуществляющих обмен знаниями и трансферт технологий, по-прежнему остается делом будущего.

1 Department of jobs, enterprise and innovation. Strategy for science, technology and innovation 2006-2013. - Dublin: Department of jobs, enterprise and innovation, 2006.

Department of education and skills. National strategy for higher education to 2030: Report of the strategy group. - Dublin: Department of education and skills, 2011. -Р. 79.

Проанализировав различия в культурном, институциональном и политическом контексте функционирования институтов высшего образования в Великобритании и Ирландии, авторы статьи ставят перед собой задачу выявить, как эти различия влияют на уровень активности университетов в сфере обмена знаниями и трансферта технологий в каждой стране. Для достижения этой цели они использовали имеющиеся в каждой из двух стран базы данных. В Великобритании это данные опроса, проводившегося Национальным центром содействия университетам и бизнесу в рамках большого исследовательского проекта под руководством Центра бизнес-исследований при Кембриджском университете в 2015 г. В нем приняли участие 130 тыс. представителей академического сообщества Великобритании, представляющих все научные специальности и все университеты, осуществлявшие научную и образовательную деятельность в 2014-2015 гг. Ответ был получен от 18 177 научных работников (отклик 14%), что позволило сформировать репрезентативную выборку. В Ирландии был проведен свой опрос, к участию в котором были приглашены около 20 тыс. представителей академического сообщества и 1099 приняли участие (отклик 5,1%).

На основе данных опросов были выделены 27 видов академической деятельности, часть их которых предполагают участие в процессе обмена знаниями и трансферте технологий, а часть являются традиционными для академического сообщества. Анализ полученных результатов приводит авторов к выводу о том, что в обеих странах представители академического сообщества в большей степени вовлечены в традиционные виды деятельности и в гораздо меньшей степени - в те ее виды, благодаря которым осуществляются обмен знаниями и трансферт технологий. Уровень вовлеченности в такие традиционные формы академической деятельности, как участие в научных конференциях, чтение лекций, разработка учебных планов, совместные публикации и т.п., в Великобритании колеблется от 20 до 80%, а в Ирландии - от 40 до 77%. Уровень вовлеченности в такие виды деятельности, как получение патентов, консультирование коммерческих компаний, лицензирование результатов исследований и организация дочерних университетских компаний, колеблется в Великобритании в пределах от 2,8 до 5,9%, а в Ирландии - от 3,3 до 8,4% (с. 6).

Изучение данных опросов также позволило авторам статьи определить степень интенсивности взаимодействия представителей академического сообщества Великобритании и Ирландии со структурами частного сектора и государственными и общественными организациями. Согласно этим данным, 57% представителей ирландского академического сообщества поддерживают постоянное взаимодействие со структурами частного сектора и 52% - с государственными структурами и общественными организациями. Аналогичные цифры для академического сообщества Великобритании составляют 30,8 и 34,9%. Этот результат является парадоксальным, поскольку получается, что, несмотря на более слабое стимулирование со стороны государства, ирландское академическое сообщество более активно взаимодействует с внешним окружением, чем академическое сообщество Великобритании. Необходимо также отметить, что в структуре этого взаимодействия в Ирландии наблюдается перевес в пользу структур частного сектора, а в Великобритании - в пользу государственных структур и общественных организаций (с. 6).

В каждом из опросов представителей академического сообщества спрашивали о том, какие мотивации заставляют их вступать во взаимодействие с неакадемическими институтами и организациями, и предлагали оценить силу каждой из этих мотиваций по пятибалльной шкале, в которой 5 баллов означали «исключительно важная» и 1 балл - «совершенно неважная». Было выявлено 12 возможных мотиваций и рассчитан средний балл оценки для каждой мотивации представителями академического сообщества Ирландии и Великобритании: расширение представлений об области своих исследований - 4,3 и 3,9 баллов соответственно; получение фактических данных из внешних источников - 4,1 и 3,5; проверка практической применимости результатов собственных исследований -4,0 и 3,5; пропаганда миссии своего университета - 3,9 и 3,6; создание возможностей для практики и последующего трудоустройства студентов - 3,8 и 3,1; получение практических знаний, используемых в процессе обучения, - 3,7 и 3,2; сохранение возможностей апробации результатов исследований внешними структурами - 3,7 и 3,2; получение дополнительных источников финансирования научных исследований - 3,6 и 2,8; обеспечение доступа к специализированному оборудованию, материалам или базам данных - 3,3 и

3,2; бизнес-возможности, связанные с собственными исследованиями, - 2,9 и 2,5; возможность получения дополнительного персонального дохода - 2,4 и 2,3 (с. 7).

Характерно, что иерархия мотиваций у представителей ирландского и британского академического сообществ практически совпадает. И те и другие в основном располагают мотивации по степени значимости в одном и том же порядке. Однако ирландские ученые оценивают практически все мотивации большим количеством баллов, чем британские. Это говорит о том, что ирландское академическое сообщество в целом более восприимчиво к стимулам, направленным на вовлечение его представителей в процессы обмена знаниями и трансферт технологий.

Еще один интересный аспект исследования, проведенного авторами статьи, заключается в выявлении препятствий, ограничивающих участие представителей университетской науки в процессах обмена знаниями и трансферте технологий. К числу таких препятствий относятся: отсутствие времени, связанное с выполнением должностных обязанностей в университете, - 61,6 ирландских и 52,5% британских респондентов; недостаточность ресурсов, выделяемых на эти цели университетом, - 34,3 и 21,3%; бюрократизм и отсутствие гибкости в работе университетских структур - 33,1 и 23,3%; незначительность вознаграждения, связанного с этой деятельностью, - 28,3 и 20,1%; нежелание внешних структур сотрудничать с университетами - 14,6 и 17,7%; слабые маркетинговые, технические и переговорные навыки у университетских структур -12,4 и 14,7%. Все это свидетельствует о наличии значительных препятствий, сдерживающих развитие процесса обмена знаниями и трансферта технологий. По оценкам респондентов, они являются более сильными в Ирландии, чем в Великобритании.

В заключение авторы отмечают, что в целом академическое сообщество Ирландии находится в менее благоприятных условиях с точки зрения поддержки развития процессов обмена знаниями и трансферта технологий, чем академическое сообщество Великобритании. Однако при этом оно явно демонстрирует большую активность в данной сфере и имеет более высокую мотивацию для участия в этом процессе. Следовательно, ирландское академическое и университетское сообщество должно быть более восприимчивым к стимулам со стороны государственной политики, направ-

ляющим их к развитию взаимодействия с частными и общественными структурами. Создание эффективной системы стимулов, направляющих усилия академического сообщества на участие в процессах экономического развития, а также меры, направленные на преодоление существующих препятствий и ограничений, должны в конечном итоге обеспечить значительный экономический эффект для развития национальной экономики Ирландии и превращение ее из индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях.

М.О. Лихачев

2017.01.018. ФОХЛЕР М. ВАРИАНТЫ КАПИТАЛИЗМА ЗНАНИЙ: ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ И НАКОПЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ.

FOCHLER M. Variants of epistemic capitalism: Knowledge production and the accumulation of worth in commercial biotechnology and the academic life sciences // Science, technology, & human values. - 2016. -P. 1-27. - DOI: 10.1177/0162243916652224.

Ключевые слова: академические дисциплины и традиции; рынки / экономика; практика учета; оценка стоимости; компа-нии-стартапы.

Автор статьи, сотрудник Департамента научных и технологических исследований Венского университета (Австрия), рассматривает процессы коммерциализации, происходящие в сфере современной биологической науки в Австрии. Для этого он применяет термин «капитализм», традиционно используемый как обозначение системы, ориентированной на накопление стоимости. Однако автор рассматривает этот термин в более широком контексте. Он полагает, что логика капиталистического процесса накладывает свой отпечаток на научную деятельность не только тогда, когда она непосредственно направлена на достижение конкретных коммерческих результатов, но и тогда, когда она преследует чисто экономические цели. Поэтому автор говорит об академическом или эпистемиче-ском капитализме, который представляет собой перенесение логики капиталистического накопления в сферу чисто научной деятельности. Хотя доля научных работников, непосредственно вовлеченных в экономическую деятельность, продолжает оставать-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.