2015.02.042. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА РЫНОК ТРУДА В ЗОНЕ ЕВРО.
The impact of the economic crisis on euro area labour markets // ECB: Monthly bull. - Frankfurt a. Main, 2014. - N 10. - P. 49-68.
Ключевые слова: зона евро; рынок труда; экономический кризис; безработица; занятость; заработная плата.
В статье представлены результаты исследования, проведенного специальной группой экспертов Европейской системы центральных банков и посвященного влиянию последнего финансово-экономического кризиса на рынки труда в зоне евро.
По сравнению с рецессиями, которые имели место в зоне евро с начала 1980-х годов, влияние экономического кризиса, разразившегося в 2008 г., было более сильным и продолжительным. Хотя с начала первой фазы рецессии (со второго квартала 2008 г.) прошло уже 6 лет, занятость в зоне евро остается на 4% ниже докризисного уровня. 5,5 млн человек потеряли рабочие места. Численность безработных сначала поднялась с докризисного уровня в 7,3% до пикового значения в 12,0% в начале 2013 г., а затем лишь немного уменьшилась (с. 49).
Такое сильное воздействие отчасти отражает системный характер и синхронность наступления кризиса и подтверждает вывод о том, что экономические кризисы, связанные с финансовыми факторами, в целом имеют более разрушительные и труднопреодолимые последствия, чем спады, не имеющие такой основы. Одновременно сильное воздействие кризиса обусловлено некоторыми отраслевыми и институциональными особенностями отдельных стран зоны евро. Именно эти особенности являются причиной очень высокой гетерогенности рассматриваемых стран, касающейся изменения ситуации на рынке труда: в одних странах ситуация оставалась относительно стабильной, а в других отмечались масштабные увольнения и резкий рост безработицы.
Различия в конъюнктуре на рынке труда в отдельных странах отчетливо проявились на разных фазах экономического кризиса. На первой фазе, продолжавшейся пять кварталов в 2008-2009 гг. (ее называют Великой рецессией), сильное падение производства и внешнеторговых операций по-разному затронуло страны зоны евро. Рост безработицы варьировал от 0,2% в Германии до 9,8% в
Литве. В середине 2013 г. уровень безработицы вырос на 19% в Греции и на 16% в Испании, достигнув соответственно 27 и 26% активного населения (с. 50). Помимо этих двух стран в группу семи стран, которые наиболее сильно пострадали от спада и где безработица увеличилась особенно сильно на первой фазе кризиса, вошли Ирландия, Италия, Кипр, Португалия и Словения.
На второй фазе, начавшейся в последнем квартале 2011 г. и затянувшейся на шесть кварталов, кризисные процессы сконцентрировались главным образом в странах, испытывавших наибольшие трудности (Греция, Испания, Ирландия, Италия, Кипр, Португалия и Словения). Четырем странам (Германии, Эстонии, Ирландии и Литве) на этой фазе удалось снизить уровень безработицы. Успехи Германии в решении проблемы безработицы, по-видимому, являются следствием повышения гибкости ее рынка труда в результате масштабных реформ.
В период Великой рецессии отмечалось существенное расхождение в сокращении занятости по отдельным отраслям экономики. Большие потери понесли такие сектора, как перерабатывающая промышленность, транспорт, бизнес-услуги, строительство. Падение производства в этих секторах было связано с сокращением внешнеторгового обмена и возможностей получения кредитов. На второй фазе кризиса сокращение рабочих мест в промышленности и строительстве продолжалось теми же темпами, а в сфере услуг ускорилось.
Результаты опросов позволили выявить группы трудящихся, которые особенно сильно пострадали от экономического спада. Среди них - мужчины, молодежь и работники с низким уровнем квалификации. Большее влияние спада на занятость мужчин, чем женщин, отражает отчасти тот факт, что кризис сильнее затронул отрасли (промышленность, строительство, транспорт), где преобладает мужская рабочая сила. Что касается возрастных категорий занятых, то, как показал анализ, молодежь (до 25 лет) и работники в возрасте 25-54 лет чаще подвергались увольнениям, чем работники в возрасте 55 лет и старше.
Особенно обострилась в ходе кризиса проблема занятости молодежи. Уровень безработицы среди лиц до 25 лет значительно вырос - с 15,4% в 2007 г. до 24% в середине 2013 г. В наибольшей степени она повысилась в Испании и Греции - на 56 и 59% соот-
ветственно (с. 55). Более высокая безработица среди молодежи по сравнению с совокупной объясняется низким трудовым опытом и качеством человеческого капитала этой группы населения. Кроме того, доля молодежи высока среди временных работников, которые сильнее подвержены колебаниям экономической активности, чем постоянные работники, и которых в первую очередь увольняют во время кризиса.
Страны ЕС разрабатывают программу «Гарантия для молодежи» (Youth guarantee), которая предусматривает меры по трудоустройству лиц в возрасте до 25 лет, поддержке их стажировок или последующего образования в течение 4 месяцев после завершения образования или увольнения. Эта программа, по мнению авторов, не отменяет необходимости дальнейшего повышения гибкости рынка труда. Необходимо устранить жесткое законодательство по защите занятости, которое, сохраняя возможность занятости для работающих «инсайдеров», значительно снижает конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
Увеличение занятости трудящихся старших возрастных категорий, возможно, в определенной мере отражает их возросшие финансовые потребности в возмещении потерь в благосостоянии из-за финансового кризиса, а также изменения в пенсионных нормах и возрасте выхода на пенсию в отдельных странах зоны евро. В том же направлении действует трудовое законодательство, защищающее в большей степени трудящихся с постоянным трудовым контрактом и значительным стажем работы, чем занятость работников с гибкими формами занятости, особенно тех, кто имеет временный трудовой контракт.
Низкоквалифицированные трудящиеся чаще теряли рабочее место в период кризиса, чем их более квалифицированные коллеги, занятость которых увеличивалась во всех странах зоны евро, кроме сильно пострадавших от кризиса стран. В последней группе на трудящихся с низкой квалификацией приходилась основная часть увольнений.
С самого начала кризиса в странах зоны евро одновременно с ростом безработицы происходило изменение ее временных характеристик. В начале кризиса повышение уровня безработицы происходило в основном за счет роста краткосрочной безработицы (до одного года), что характерно для начальной стадии фазы спада.
Однако с нарастанием кризиса доля людей, которым удалось найти работу, сильно снизилась, в результате чего увеличился период пребывания без работы. В итоге стала повышаться долговременная безработица (более одного года). К концу 2013 г. доля долговременной безработицы в показателе общей безработицы увеличилась со среднего докризисного уровня в 45% до 52%, а численность людей, длительное время ищущих работу, превысила 6% экономически активного населения зоны евро, т.е. удвоилась по сравнению с докризисным уровнем (с. 58). Вследствие этого фактически были аннулированы достигнутые с середины 2000-х годов успехи по снижению средней продолжительности безработицы. С точки зрения экономической политики увеличение долговременной безработицы стало одним из самых тяжелых последствий кризиса на рынке труда, поскольку такая безработица со временем может трансформироваться в структурную безработицу и, в конечном счете, вызвать сильное сокращение долгосрочного потенциала роста ВВП. Особенно сильное повышение долговременной безработицы наблюдалось в странах, где кризисные процессы были наиболее разрушительными.
Анализ безработицы с помощью кривой Бевериджа, которая отражает зависимость между уровнем безработицы и числом свободных рабочих мест, позволяет установить, в какой степени динамика численности безработных определяется временным снижением спроса на рабочую силу и структурным несоответствием спроса и предложения на рынке труда. Построенный график показывает, что до кризиса (до середины 2000-х годов) кривая Беве-риджа соответствовала фазе экономического цикла, когда по мере роста вакансий снижалась безработица. Наступление Великой рецессии и сильное сокращение спроса на рабочую силу привело к сдвигу кривой, соответствующему снижению числа вакансий и повышению безработицы.
Для объяснения смещения кривой Бевериджа во время кризиса авторы рассматривают динамику степени неадекватности компетенций кандидатов на вакансии запросам работодателей. Анализ данных по 16 странам зоны евро свидетельствует о сильном повышении указанной степени неадекватности на первой фазе кризиса, как на региональном уровне, так и на уровне отдельных стран, а также в масштабе зоны евро. Причем показатель неадек-
ватности более отчетливо выражен на региональном уровне, чем на общенациональном, и это обстоятельство наводит на мысль, что сильная неадекватность компетенций в масштабе зоны евро могла бы быть отчасти ослаблена за счет большей межрегиональной мобильности рабочей силы.
Результаты на уровне стран подтверждают быстрое и сильное повышение степени неадекватности компетенций на первой фазе кризиса в Ирландии, Греции, Испании и Португалии, а немного позже в Италии, Словении и Кипре, что отражает резкий спад в секторе строительства. В остальных странах неадекватность компетенций оставалась умеренной в течение всего кризиса.
Сильный рост долговременной безработицы и неадекватности компетенций тесно связан с динамикой структурной безработицы. По оценкам международных организаций (Еврокомиссии, ОЭСР, МВФ) кризис вызвал повышение структурной безработицы в рассматриваемых странах с 8,8% в 2008 г. до 9,4% в 2010 г. (после наступления Великого спада) и 10,3% в 2013 г. (после возникновения кризиса суверенной задолженности). В соответствии с этими оценками на структурную безработицу приходилась примерно 1/3, а на конъюнктурную - 2/3 роста общей безработицы (с. 64). При этом усилились различия между странами по масштабам структурной безработицы. Особенно высокой она была в таких странах, как Ирландия, Греция, Испания и Португалия, в то время как в Бельгии, Германии, Австрии и Финляндии она оставалась стабильной или даже слегка снизилась.
Увольнения, рост безработицы и удлинение ее продолжительности отразились на динамике зарплаты наемных работников. В связи с этим, а также из-за падения производительности затраты труда на единицу продукции резко выросли в 2008-2009 гг. Хотя к началу 2009 г. рост зарплаты явно замедлился, этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить потерю почти 4 млн рабочих мест в зоне евро (с. 65).
Анализ имеющихся статистических данных (с помощью кривой Филлипса) показал, что реакция зарплаты на безработицу на первой фазе кризиса была сравнительно более слабой, чем в предкризисные годы. После Великой рецессии уровень зарплаты в частном секторе восстановился, но его рост в госсекторе был подавлен из-за политики, направленной на оздоровление госфинансов
2015.02.043-047
(включая замораживание зарплаты и сокращение госслужащих). Во время второй волны спада темпы роста зарплаты в частном секторе замедлились до показателя, сравнимого с показателем в госсекторе во время дна Великой рецессии.
В заключение авторы подчеркивают необходимость реформирования рынка труда зоны евро. Реформы активно проводились в странах-получателях международной финансовой помощи (Греция, Ирландия, Испания, Кипр, Португалия). Однако их результаты оцениваются как неполные и неравномерные. Продолжение реформ, касающихся системы коллективных переговоров, с целью адаптации их содержания к ситуации на местных рынках труда и к динамике производительности труда, а также расширения возможностей дифференциации зарплаты будет способствовать лучшему учету запросов трудящихся, ищущих подходящую работу.
Г.В. Семеко,
А.А. Сидоров
2015.02.043-047. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА. (Сводный реферат).
2015.02.043. Does short-time work save jobs? A business cycle analysis / Balleer A., Gehrke B., Lechthaler W., Merkl Ch. - 2014. - 40 p. -Mode of access: http://www.bundesbank.de/Redaktion/EN/Downloads/ Bundesbank/Research_Centre/Conferences/2014/2014_06_12_eltville_ session1_paper.pdf?_blob=publicationFile
2015.02.044. European labour markets and the economic crisis / Conference Centre of the Deutsche Bundesbank. Eltville am Rhein. - 2014. -Mode of access: http://www.bundesbank.de/Redaktion/EN/Termine/ Research_centre/2014/2014_06_12_eltville.htm
2015.02.045. MANNING A., KOENIG F., PETRONGOLO B. Reservation wages and the wage flexibility puzzle. - 2014. - 49 p. - Mode of access: http://www.bundesbank.de/Redaktion/EN/Downloads/Bundes-bank/Research_Centre/Conferences/2014/2014_06_12_eltville_session3 _paper.pdf?__blob=publicationFile
2015.02.046. MARTINS P., PESSOA e COSTA S. Reemployment effects from increased activation: Evidence from times of crisis. Queen Merry University of London. School of business and management // Centre for globalization research Working Paper. - 2014. - N 52. -43 p. - Mode of access:http://www.bundesbank.de/Redaktion/EN/Down