Научная статья на тему '2015.02.018. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ: РАЗВИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И ИМПОРТОМ. CORNOT-GANDOLPHE S. STRATéGIE GAZIèRE DE LA CHINE: DéVELOPPER LA CONCURRENCE ENTRE PRODUCTION NATIONALE ET IMPORTATIONS // NOTE DE L’IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 89 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI. ORG/?PAGE=DETAIL-CONTRIBUTION&ID=8284&ID_PROVENANCE=97'

2015.02.018. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ: РАЗВИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И ИМПОРТОМ. CORNOT-GANDOLPHE S. STRATéGIE GAZIèRE DE LA CHINE: DéVELOPPER LA CONCURRENCE ENTRE PRODUCTION NATIONALE ET IMPORTATIONS // NOTE DE L’IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 89 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI. ORG/?PAGE=DETAIL-CONTRIBUTION&ID=8284&ID_PROVENANCE=97 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГАЗА / КОНВЕНЦИОННЫЙ И НЕКОНВЕНЦИОННЫЙ ГАЗ / ДОБЫЧА ГАЗА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ГАЗОВОМ СЕКТОРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.02.018. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ: РАЗВИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И ИМПОРТОМ. CORNOT-GANDOLPHE S. STRATéGIE GAZIèRE DE LA CHINE: DéVELOPPER LA CONCURRENCE ENTRE PRODUCTION NATIONALE ET IMPORTATIONS // NOTE DE L’IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 89 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI. ORG/?PAGE=DETAIL-CONTRIBUTION&ID=8284&ID_PROVENANCE=97»

2015.02.018. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ: РАЗВИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И ИМПОРТОМ. CORNOT-GANDOLPHE S. Stratégie gazière de la Chine: Développer la concurrence entre production nationale et importations // Note de l'IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 89 p. - Mode of access: http://www.ifri. org/?page=detail-contribution&id=8284&id_provenance=97

Ключевые слова: Китай; спрос и предложение газа; конвенционный и неконвенционный газ; добыча газа; диверсификация источников газоснабжения; ценообразование в газовом секторе.

Автор, консультант по вопросам энергетики (Франция), рассматривает основные проблемы китайского рынка газа и пути их решения.

Первоочередная задача Китая в условиях формирующегося газового рынка, на котором спрос определяется предложением и наличием газотранспортных и газораспределительных инфраструктур, состоит в создании условий для развития спроса на газ. Основными потребителями газа являются промышленность, жилищный сектор и транспорт. В 2013 г. потребление газа составило 170 млрд м3 (третье место в мире по этому показателю после США и России), а по прогнозам в 2015 г. достигнет 230 млрд м3. Однако, несмотря на рост добычи и импорта газа, предложение не успевает за галопирующим спросом.

Хотя потребление газа растет высокими темпами, в 2013 г. его доля в общем потреблении энергии составляла лишь 5,9% против 24% на мировом уровне (с. 11). Китай планирует увеличить долю газа в энергопотреблении до 7% в 2015 г. и до 12% в 2030 г. Объем его потребления вырастет до 400 млрд м3 в 2020 г. и до 650 млрд м3 в 2030 г. (с. 12).

В начале 2000-х годов основной проблемой Китая было энергетическое обеспечение экономического роста. Приоритетными источниками энергии были уголь (на его долю и сейчас приходится 66% первичного потребления энергии и 74% производства электроэнергии) и импортируемая нефть (с. 12). В последние годы ситуация изменилась. С одной стороны, темпы экономического роста страны несколько замедлились, с другой - загрязнение атмосферы

в результате чрезмерного потребления угля и нефти достигло критических размеров.

В этих условиях принятый в 2011 г. 12-й пятилетний план социально-экономического развития Китая (2011-2015) поставил задачу перехода от экономической модели, основанной на экспортных отраслях с высокой энергетической интенсивностью, к модели устойчивого роста, опирающейся на внутреннее потребление и развитие сферы услуг. К 2020 г. планируется сокращение выбросов углерода на 40-45% по сравнению с 2005 г. и увеличение доли неископаемого топлива в потреблении первичной энергии на 15% (с. 16).

В рамках борьбы с загрязнением атмосферы в сентябре 2013 г. был опубликован План по предотвращению и контролю над загрязнением воздуха на 2013-2017 гг. (Airborne pollution prevention and control action plan, АРРС), который предусматривает существенное повышение качества воздуха в трех ключевых регионах Китая: Пекин - Тяньдзинь - Хебей, дельта Янцзы и дельта реки Жемчужной за счет замещения угля электроэнергией, импортируемой из других регионов страны, роста поставок газа, включая каменноугольный газ (CBM) и синтетический природный газ (SNG). Стимулируется комбинированное производство электро- и тепловой энергии, замена угольных ТЭЦ на газовые, ускорение замещения угля газом в промышленности, использование новых видов энергии на транспорте, в первую очередь общественном, при одновременном ограничении использования газа в нефтехимии. Планируется снизить долю угля в потреблении первичной энергии до 65% в 2017 г. против 67% в 2012 г. (с. 17).

Потенциал повышения общего спроса на энергию в Китае, подчеркивает автор, очень высок: в восточных и юго-восточных прибрежных зонах страны сконцентрировано 50% населения и производится более двух третей ВВП. Этот регион потребляет более 50% добываемого в Китае и импортируемого угля, более 40% которого используется промышленностью. Однако уровень спроса на газ будет определяться масштабами его использования в электроэнергетике, развитием источников энергоснабжения и инфраструктур, ценами на энергоносители и реформой цен, обеспечивающей долгосрочное развитие газового сектора. Недавние повышения цен (в июле 2013 г. и сентябре 2014 г.) могут сделать

газ менее привлекательным, хотя результаты первого полугодия 2014 г. подтверждают рост спроса на него (+8,9% по сравнению с тем же периодом 2013 г.). Факторами, определяющими спрос в средне- и долгосрочном плане, являются цена на газ и доля местного газа в будущем энергоснабжении (с. 25).

Китай, обладающий значительными запасами конвенционного (32 трлн м3) и особенно неконвенционного, в частности сланцевого газа (31,6 трлн м3 - второе место в мире после США), планирует развивать национальное производство газа. В 2013 г. объем добычи конвенционного газа составил 118 млрд м3 при средних темпах роста с 2005 г. на уровне 12% в год (с. 28). 12-й пятилетний план предусматривает добычу 176 млрд м3 газа в 2015 г., в том числе 138,5 млрд м3 конвенционного газа. По оценкам китайских экспертов, в 2020 г. добыча конвенционного газа может достигнуть 197 млрд м3 (с. 29). Однако жизненный цикл большинства его месторождений заканчивается. В то же время быстрыми темпами развивается добыча газа плотных резервуаров (tight gas) (32 млрд м3 в 2012 г.). К 2020 г. объем его добычи может вырасти до 80 млрд м3. Новым направлением газодобычи является эксплуатация оффшорной зоны, но этому препятствует отсутствие четко установленных морских границ (с. 31).

Стратегическим направлением развития газового сектора, позволяющим обеспечить газоснабжение, диверсифицировать потребление первичной энергии и бороться с загрязнением ОС, является развитие сланцевого сектора. В 2012 г. иностранные компании получили возможность создавать венчурные фирмы с китайскими операторами в сланцевом секторе. В свою очередь китайские компании инвестируют в развитие американского сланцевого сектора для овладения технологиями и обеспечения нового источника энергоснабжения. К 2020 г. объем добычи сланцевого газа должен составить 30 млрд м3 (с. 33).

Однако развитие сланцевого сектора сталкивается с рядом проблем, прежде всего геологических (расположение месторождений, структура материнских пород, глубина залегания и т.д.). По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), стоимость производства сланцевого газа в Китае составляет 10 долл.

за 1 млн британских термических единиц (ВТи)1. Хотя эта цена ниже цены импортируемого сжиженного природного газа (СПГ), технический и операционный опыт, приобретенный китайскими компаниями, инвестирующими в сланцевый сектор США, невозможно напрямую перенести в Китай. Другими проблемами, тормозящими развитие сланцевого сектора, являются несовершенство китайской юридической системы, дефицит газотранспортных инфраструктур и водных ресурсов2, необходимых при добыче сланцевого газа.

Тем не менее принимаемые правительством меры по стимулированию геологоразведки (свободное определение цен на сланцевый газ, повышение потребительской цены газа, субвенции на производство, открытие сектора для частных компаний, доступ к сети) начинают приносить плоды: прогнозы добычи на 2020 г. могут быть превышены. Однако при современном уровне знаний объем производства сланцевого газа в более отдаленной перспективе остается неопределенным, что осложняет прогнозирование объемов импорта газа после 2020 г.

В то же время в последние годы улучшились перспективы производства каменноугольного газа (СВМ), однако его коммерциализация ограничена. По оценкам МЭА, в 2012 г. из произведенных 12,5 млрд м3 СВМ было использовано лишь 5,2 млрд м3, а остальной газ был сожжен. Тем не менее к 2020 г. планируется довести производство СВМ до 30 млрд м3, хотя большинство экспертов считают эти планы слишком оптимистичными (с. 36), поскольку развитие сектора сталкивается с техническими, нормативными и транспортными проблемами, дефицитом водных ресурсов, конкуренцией с конвенционным газом.

В последнее время Китай развивает проекты газификации угля, доказанные запасы которого составляют (115 000 т) (третье место в мире) (с. 38). Технология газификации угля довольно проста, поэтому синтетический природный газ ^N0), в отличие от других местных источников газа (сланцевый газ, СВМ), позволяет быстро обеспечить дополнительные поставки газа и заменить уголь более чистыми энергиями в загрязненных восточных районах страны с

1 3

1 тыс. м газа содержит 35 800 000 ВТИ. - Прим. реф.

2 На долю Китая приходится 20% населения планеты, тогда как его водные

ресурсы составляют лишь 6,5% мировых запасов воды (с. 35).

меньшими по сравнению с импортом газа издержками. Стоимость SNG оценивается в 6,6-8 долл. за 1 млн BTU, тогда как стоимость импортируемого из Центральной Азии газа - 10 долл. за 1 млн BTU. По оценкам Национальной комиссии по развитию и реформам (National development and reform commission, NDRC), к 2020 г. производство SNG вырастет до 50 млрд м3, (в 2014 г. - 2 млрд м3), т.е. обеспечит 12,5% газоснабжения (с. 38).

Основное влияние на импорт газа будут оказывать развитие его производства на национальной территории и цена газа. В соответствии с новой ценовой политикой с 2013 г. цена различных видов неконвенционного газа определяется свободно производителями и продавцами. Производителям сланцевого газа и CBM предоставляются субсидии. Цена на конвенционный газ на выходе из скважины с 2010 г. установлена NDRC на уровне 5 долл. за 1 млн BTU. Но она является справочной, и колебания реальных цен могут составлять до 10% в ту или иную сторону (с. 39).

По мнению автора, в целом с учетом различных источников производство газа в Китае в 2020 г. может достигнуть 230310 млрд м3 (с. 40). При благоприятном развитии секторов неконвенционных видов газа потребности в импорте газа, особенно СПГ, значительно сократятся.

Однако в настоящее время из-за неспособности национального производства обеспечить увеличение спроса наблюдается быстрый рост импорта газа, который возрос с 16,5 млрд м3 в 2010 г. до 53 млрд м3 в 2013 г. (31% потребности страны в газе) (с. 42). По газопроводам Китай импортирует газ из стран Центральной Азии (основным поставщиком является Туркменистан) и Бирмы, СПГ - из 11 стран, на долю четырех из которых (Катара, Австралии, Малайзии и Индонезии) приходится большая часть его поставок. В 2013 г. импорт по газопроводам достиг 27,4 млрд м3 (53% импорта), импорт СПГ - 25 млрд м3 (с. 43). Основными импортерами газа являются три государственные нефтяные компании (CNOOC, CNPC, «Sinopec»), которые владеют почти всеми импортными инфраструктурами.

Газоснабжение Китая осуществляется в основном на основе долгосрочных контрактов (20-30 лет), а также за счет сделок на рынке спот в холодные или очень жаркие периоды. В 2013 г. поставки с рынка спот выросли до 5,3 млрд м3, составив 21% общего импорта СПГ. В настоящее время в Китае действует 12 терминалов

регазификации общей мощностью 47 млрд м3 в год (с. 44). Монополистами в области строительства и использования инфраструктур являются три нефтяные компании, хотя на рынок выходят и новые импортеры СПГ. Импорт СПГ имеет высокий потенциал роста. В середине 2014 г. портфель долгосрочных импортных контрактов Китая на СПГ превышал 70 млрд м3 (с. 47).

Для диверсификации газоснабжения Китай развернул широкую программу приобретений, включающую стратегическое участие в сланцевом секторе и проектах производства СПГ, а также в наземных инфраструктурах в Центральной Азии. Китай также проводит переговоры с Пакистаном о продлении газопровода Иран -Пакистан (если он будет построен) до западных районов Китая.

В мае 2014 г. был подписан 30-летний контракт между китайской нефтяной компанией CNPC и «Газпромом» о поставках газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», пропускная способность которого составляет 61 млрд м3 газа в год. Его стоимость оценивается в 400 млрд долл. Заявленная цена газа составляет 350 долл. за 1 тыс. м3. Однако на стоимость контракта могут повлиять такие факторы, как финансовое участие Китая в строительстве газопровода и развитии месторождений (с. 53). В мае того же года CNPC подписала контракты с компанией «Новатек» о поставках СПГ и с компанией «Роснефть» о геологоразведочных работах в Баренцевом море и на российской территории (с. 54).

Эти контракты, считает автор, отмечают начало более тесного экономического сотрудничества между двумя странами, основанного на кооперации в энергетике и финансировании проектов. В этом смысле газовый контракт мая 2014 г. является историческим, хотя почва для него была подготовлена гораздо более продвинутым сотрудничеством в нефтяной сфере. В условиях геополитической неопределенности Китай сближается с соседними странами, богатыми углеводородами, среди которых Россия играет первостепенную роль.

В будущем стоимость контракта с Россией окажет большое влияние на положение Китая на мировом газовом рынке, поскольку она будет влиять не только на импорт, но на мировой рынок СПГ. Об этом свидетельствует подписанный в июне 2014 г. контракт между ВР и CNOOC, который предусматривает систему гибридных цен (индексация цены нефти и газового рынка) и соответствует це-

не в 13 долл. за 1 млн BTU, которая ниже цены контрактов на поставку СПГ, недавно подписанных Китаем с Австралией (с. 57).

Кроме того, Китай ведет с Россией переговоры о строительстве газопровода «Алтай» на запад страны. «Газпром» заинтересован в этом контракте, позволяющем ему распределить продажи между Европой и Китаем, а также поставлять в Китай излишки газа, образовавшиеся после падения европейского спроса. Хотя на первый взгляд Китаю не нужны дополнительные объемы газа на западе страны, он может пойти на подписание контракта, учитывая неопределенность национального производства, необходимость быстрого снижения загрязнения атмосферы и диверсификации газоснабжения.

Хотя потенциал роста китайского рынка очень велик, сравнение возможных сценариев развития предложения и спроса газа до 2020 г. показывает, что вилка неопределенности очень значительна. В частности, объем импорта оценивается в 90-170 млрд м3 в зависимости от уровня национального производства. В то же время меры по стимулированию разведки месторождений неконвенционного газа могут его существенно снизить.

Непрерывный рост импорта газа усиливает зависимость Китая от внешних источников снабжения. В этих условиях единственным способом стимулирования предложения неконвенционного газа является повышение потребительских цен на газ. Реформа ценообразования в газовой сфере, начавшаяся в 2013 г., привязывает цену газа на распределительной станции (prix city gate) к рыночным ценам нефтепродуктов (мазута, сжиженного нефтяного газа), являющихся конкурентами природного газа, но не затрагивает электроэнергетику, спрос в которой определяется в основном углем. Она позволит привлечь инвестиции в газодобычу и сгладить финансовые потери, связанные с импортом газа. Способность платить более высокую цену за газ станет фактором, определяющим уровень будущего спроса и его развития по регионам. Но в краткосрочном плане Китай столкнется с проблемой платежеспособности потребителей, поэтому властям необходимо найти точку равновесия между доступным предложением природного газа, стимулирующим его использование, и достаточно высокой ценой, стимулирующей национальное производство и импорт, для покрытия потенциального роста спроса.

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.