Научная статья на тему '2015. 01. 018. Сланцевый газ: как продвинуться вперед. Gaz de schiste: comment avancer. - Р. : Institut Montaigne, 2014. - 116 p. - mode of access: http://www. Institutmontaigne. Org/res/files/ orderfile/rapport%20gaz%20de%20schiste%20internet%20vf. Pdf'

2015. 01. 018. Сланцевый газ: как продвинуться вперед. Gaz de schiste: comment avancer. - Р. : Institut Montaigne, 2014. - 116 p. - mode of access: http://www. Institutmontaigne. Org/res/files/ orderfile/rapport%20gaz%20de%20schiste%20internet%20vf. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ / ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ЦЕНА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 018. Сланцевый газ: как продвинуться вперед. Gaz de schiste: comment avancer. - Р. : Institut Montaigne, 2014. - 116 p. - mode of access: http://www. Institutmontaigne. Org/res/files/ orderfile/rapport%20gaz%20de%20schiste%20internet%20vf. Pdf»

ность домашних хозяйств, жизнеспособность предприятий, состояние окружающей среды.

И.Ю. Жилина

2015.01.018. СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ: КАК ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД.

Gaz de schiste: Comment avancer. - Р.: Institut Montaigne, 2014. -116 p. - Mode of access: http://www.institutmontaigne.org/res/files/ orderfile/rapport%20gaz%20de%20schiste%20internet%20VF.pdf

Ключевые слова: энергоресурсы; сланцевый газ; производство электроэнергии; энергетический баланс; цена на электроэнергию.

Опираясь на опыт США, сотрудники независимого научно-исследовательского Института Монтеня (Institut Montaigne) (Франция) доказывают необходимость организации добычи сланцевого газа на территории Франции.

В середине 2000-х годов предполагалось, что США, занимающие первое место в мире по потреблению природного газа (ПГ), к 2020 г. будут импортировать 100 млрд м3 сжиженного природного газа (СПГ). Однако благодаря добыче сланцевого газа с 2009 г. они вышли на первое место по производству ПГ, опередив Россию (с. 7).

Первопроходцами в области разведки и разработки сланцевого газа были мелкие нефтяные и газовые компании, ожидавшие роста стоимости газоснабжения в результате роста доли СПГ в электроэнергетическом балансе США. В ходе сланцевого бума многие мелкие и средние его производители были куплены крупными компаниями отрасли, и сегодня добыча сланцевого газа сосредоточена в руках нескольких транснациональных компаний, которые, по оценкам, с 2006 г. затратили на приобретение мелких операторов более 120 млрд долл. (с. 8).

В конце 2010 г. доказанные запасы сланцевого газа в США составляли 2,3 трлн м3, а оцениваемые запасы - 182 трлн м3, что составляет 30% всех оцениваемых запасов ПГ США. Сегодня на долю США приходится более 90% всего производимого в мире сланцевого газа. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует стабилизацию его производства в США на уровне 405 млрд м3 в 2030 г. при средних годовых темпах роста в 2,2% в

2012-2030 гг. и на уровне 477 млрд м3 к 2040 г. при средних годовых темпах роста в 2% в 2012-2040 гг. Таким образом, доля сланцевого газа в общем потреблении газа в США составит в 2025 г. около 50%. МЭА также прогнозирует, что с 2029 г. США будут ежегодно экспортировать 100 млрд м3 ПГ на европейские и латиноамериканские рынки, а экспортные терминалы по сжижению газа могут начать функционировать уже в 2015-2016 гг. (с. 9).

Учитывая расходы на сжижение, транспортировку и регази-фикацию СПГ в стране-импортере, средняя стоимость СПГ в два-три раза превышает цену спот на газ на американском рынке. Таким образом, в США цены останутся ниже, чем на клиентских рынках, поскольку расходы на сжижение, транспортировку и рега-зификацию составляют 6-8 долл. на 1 млн британских термических единиц (БТЕ). Поэтому, независимо от влияния экспорта СПГ на цену газа на внутреннем рынке США, разница в цене на газ между США и Азией или Европой сохранится (с. 11).

Сланцевой рентой смогли бы воспользоваться не только нефтегазовые компании, но и отрасли, использующие газ как источник энергии или сырье, в частности нефтехимическая промышленность, которая в 2012 г. потребила 49 млрд м3 ПГ, что составляет около 25% его промышленного потребления и 7% общего потребления газа в США (с. 13).

Развитие сектора по производству сланцевого газа в США оказало положительное воздействие на американскую экономику, выразившееся в значительном повышении активности и занятости в секторах, связанных с добычей сланцевого газа (в 2012 г. было создано 600 тыс. рабочих мест), а также в снижении цены газа и в повышении конкурентоспособности отраслей - потребителей газа. При этом создание рабочих мест, обусловленное развитием сланцевого сектора, отчасти компенсировало сокращение занятости в США в период кризиса (с. 15). В 2012 г. предприятия и частные лица выплатили 18 млрд долл. налогов (за исключением роялти), связанных со сланцевым сектором (с. 16).

С 2008 г. низкие цены на ПГ ограничивают рост цен на электроэнергию в промышленности. С 2012 г. они снижались в результате изменения структуры электроэнергетического баланса за счет уменьшения доли угля в пользу ПГ. В 2012 г. цена на электроэнер-

гию для промышленных предприятий в США была в среднем в 2,2 раза ниже, чем в Европе (с. 17).

По данным Американского химического совета (American chemistry council), только за счет развития сланцевого сектора к 2020 г. дополнительный оборот американской химической промышленности (за исключением фармацевтики) составит 70 млрд долл., в ней будет создано 40 тыс. рабочих мест. С учетом косвенных и стимулирующих эффектов от развития сланцевого сектора количество новых рабочих мест может превысить 600 тыс., а общий оборот, связанный с этой цепочкой, увеличится на 215 млрд долл. Снижение в 2008-2012 гг. цены этана на 54% обеспечило американскому этилену конкурентное преимущество, поскольку в 2012 г. он был на 26% дешевле западноевропейского (с. 18). Таким образом, США превращаются в чистого экспортера химической продукции. Помимо химической промышленности снижение цен на ПГ и СПГ окажет значительное влияние и на другие отрасли, напрямую зависящие от газа, что позволит повысить конкурентоспособность американской экономики в целом (с. 20).

Кроме того, разработка сланцевого газа способствует энергетическому переходу США на возобновляемые источники энергии, использование которых (кроме гидроэнергии) в производстве электроэнергии в 2002-2012 гг. росло самыми высокими темпами. В конечном счете доля ископаемых источников энергии (газ, уголь, нефть) в производстве электроэнергии в последнее десятилетие снизилась на 3% (с 71 до 69%), тогда как доля возобновляемых источников выросла на 3% (с 2 до 5%). По оценкам МЭА, в 2040 г. 35% потребляемой в США электроэнергии будет производиться на основе ПГ, а 32% - на основе угля.

Указанные изменения способствовали сокращению выбросов в США СО2 в 2010-2011 гг. более чем на 2%, в том числе с 2005 г. -более чем на 8%. Около 50% этого сокращения связано со снижением выбросов от сжигания ископаемого топлива при производстве электроэнергии в результате переориентации производства электроэнергии с угля на газ. Данная тенденция способствует достижению целей, стоящих перед США в области окружающей среды (ОС), в частности уменьшению выбросов парниковых газов на 17% к 2020 г. по сравнению с 2005 г. Таким образом, сланцевый газ не мешает прогрессу в этом направлении (с. 21).

Развитие сланцевого сектора в США влияет через мировые рынки энергии, сырья и промежуточных продуктов на европейскую экономику, особенно на газоемкие отрасли, снижая их конкурентоспособность. До конца 2000-х годов американские и европейские цены на газ были вполне сравнимы, но сланцевый бум в США изменил динамику цен на газовых рынках: сегодня цена газа на европейском рынке более чем в три раза превышает цену на американском. Так, цена американского газа снизилась в 2008-2012 гг. более чем в три раза, а цена европейского газа на рынках спот продолжала расти в результате сокращения производства конвенционного газа в ЕС и слишком ограниченной диверсификации поставщиков. Энергетическая зависимость Европы, где 67% потребления ПГ в 2011 г. удовлетворялось за счет импорта, продолжит расти, что отрицательно отразится на конкурентоспособности энергозатратных европейских отраслей промышленности (с. 23).

Развитие сланцевого сектора в США не оказало прямого воздействия на европейские цены, но негативно повлияло на стабильность и гибкость рынков электроэнергии стран ЕС. Смещение электроэнергетического баланса США в пользу газа привело к выходу на европейский рынок дополнительных объемов угля и снижению цен на него в Европе примерно на 30% с 2011 г. (с. 25). За счет этого и из-за ограниченности европейского рынка прав на выбросы СО2 повысилась конкурентоспособность ТЭЦ, работающих на угле, по сравнению с газовыми. По этой причине в конце 2013 г. 30 ГВт мощностей ТЭЦ, работающих на газе, было заморожено, что привело к снижению оптовых цен на электроэнергию (с. 26). Параллельно продолжало расти производство электроэнергии на ветряных и солнечных установках. Их доля увеличилась с 1% производства электроэнергии в Европе в 2000 г. до более чем 5% в 2010 г., что оказывало дополнительное давление на оптовые цены. Таким образом, европейский рынок электроэнергии стал более хрупким, а снижение оптовых цен подвергает опасности классическое централизованное производство электроэнергии. Кроме того, сосуществование негибких средств производства (электростанций на угле) и прерывистых источников энергии (солнечных и ветряных установок) дестабилизирует рынок и создает риск блэкаутов (аварий).

Подъем сланцевого сектора в США нанес серьезный ущерб европейской промышленности. Значительная разница цен между американскими и европейскими продуктами обусловлена различием стоимости сырья (СПГ) и цен на электроэнергию, которая в Европе в среднем вдвое выше, чем в США. Так, европейская нефтехимическая промышленность с конца 2000 г. сталкивается с глубоким кризисом. В перспективе снижение деловой активности отрасли может выразиться в ускорении темпов закрытия предприятий, что создает риск для занятости. В целом нарушено равновесие мировых рынков химических продуктов, поскольку американская химическая промышленность получила конкурентное преимущество за счет доступа к сырью и энергии по более низким ценам (с. 27).

Развитие сланцевого сектора в США косвенно тормозило снижение выбросов СО2 в Европе. В 2010-2011 гг. оно составило 2%, хотя эта цифра могла быть выше в два раза, если бы доля угля в производстве электроэнергии в ЕС в последние годы не выросла (с. 29). В этих условиях развитие сланцевого сектора в Европе может способствовать снижению выбросов СО2 в электроэнергетике (с. 30).

Среди европейских стран запрет на добычу сланцевого газа существует во Франции, Италии и Болгарии. Помимо Польши, которая рассматривает разработку сланцевого газа как национальный приоритет, ряд европейских стран (Великобритания, Дания, Испания, Румыния, а в последнее время и Германия) несколько смягчили законодательство в этой области, чтобы поддержать геологоразведку и добычу сланцевого газа.

Аргентина, обладающая, по оценкам МЭА, наиболее крупными запасами сланцевого газа, является одним из его крупнейших мировых производителей после США и Канады. В Канаде доля неконвенционного газа в национальном производстве газа составляет 15% и может увеличиться до 50% к 2020 г. (с. 38).

Китай рассматривает производство сланцевого газа как ответ на растущий спрос на энергию, сопровождающийся ростом загрязнения атмосферы в результате интенсивного использования угля в производстве электроэнергии. Оценки запасов сланцевого газа в Китае весьма неопределенны: от 31 500 до 25 000 млрд м3. Несмотря на это правительство страны разработало амбициозный план

развития сланцевого сектора, предполагающий добычу 6,5 млрд м3 газа в 2015 г. и 60-100 млрд м3 к 2020 г. С 2008 г. Китай допускает западные предприятия в этот сектор, ранее находившийся под контролем государства (с. 39). Средняя стоимость скважины в Китае оценивается в 12 млн евро (с. 40).

Из-за разнообразия и неоднородности материнских пород для определения точного размера запасов сланцевого газа необходимо исследование конкретных районов. По оценкам МЭА, его запасы во Франции составляют 137 млрд кубических футов (с. 44). Уточнение этих данных требует времени. Однако закон от 13 июля 2011 г. не только фактически запрещает добычу этого углеводорода, но и геологоразведочные работы, что не позволяет оценить потенциальные ресурсы сланцевого газа на французской территории.

По мнению авторов, потенциальная добыча сланцевого газа должна рассматриваться как один из элементов ограничения риска деиндустриализации. Более того, сланцевый сектор мог бы способствовать повышению эффективности французской промышленности. Помимо отраслей, использующих газ как источник энергии или сырье, сланцевый сектор положительно повлияет на отрасли, связанные с его добычей. Влияние добычи сланцевого газа на французскую промышленность обусловлено снижением цены на газ, которое за этим последует. Во Франции цена газа для конечного потребителя (промышленности или частных лиц) более чем на 65% зависит от стоимости снабжения и производства ресурса.

Несмотря на более высокие издержки добычи сланцевого газа во Франции по сравнению с США, стоимость произведенного во Франции сланцевого газа, вероятно, будет ниже, чем стоимость импортируемого газа, в частности СПГ (разница оценивается в 40%) (с. 47). Соответствующая разница представляет собой «ренту» от добычи сланцевого газа. При подтверждении ресурсов сланцевого газа на французской территории его добыча могла бы способствовать созданию рабочих мест. Масштабы воздействия сланцевого сектора на промышленность в целом зависят от структуры раздела «ренты» между операторами, государством и промышленностью; нормативных ограничений для предприятий, касающихся ОС и других факторов.

В 2012 г. общие энергетические расходы Франции достигли 69 млрд евро, т.е. превысили дефицит торгового баланса. 20% этих

расходов приходится на газ, 95% которого импортируется. Возможно, в будущем доля газа в энергетических расходах увеличится, даже удвоится в рамках энергетического перехода к возобновляемым источникам энергии (с. 54). При удвоении потребления газа во Франции добыча сланцевого газа в стране на уровне 10% общего потребления позволит сократить на 10% расходы на газ, что означает экономию в 2,8 млрд евро. Включение сланцевого газа в газовый баланс страны приведет к сокращению стоимости французского импорта газа на 10%, что даст дополнительную экономию в 2,5 млрд евро. Сланцевый газ даст возможность снизить на 8% общие энергетические расходы Франции (с. 55).

Во Франции у сланцевого газа много противников: по результатам опроса, проведенного в январе 2014 г., только 24% французов положительно воспринимают развитие сланцевого сектора как источника энергии (с. 61). Озабоченность французов вызывает влияние технологии кислотного гидроразрыва на состояние ОС. Однако, отмечают авторы, эта технология неоднократно применялась в мире при горизонтальном бурении. С 1980-х годов она использовалась во Франции 45 раз, не нанеся никакого ущерба ОС. Авторы также напоминают, что уже сегодня существуют альтернативные технологии. Газовые скважины мало влияют на поверхность, ее обитателей и биоразнообразие. Развитие сланцевого сектора на французской территории обеспечит контроль над энергетическим сектором, гарантирует минимальное воздействие на ОС (с. 73). Кроме того, предполагается, что энергетический переход произойдет достаточно быстро, и нет необходимости использовать ископаемую энергию для его поддержки. Однако опасения французов должны быть услышаны и приняты во внимание при обсуждении развития сланцевого сектора во Франции.

Для оценки потенциала сланцевого газа во Франции авторы рекомендуют властям оценить место природного газа в энергетических балансах Франции и Европы, включив эту проблему в дебаты об энергетическом переходе; расширить знания о французских недрах; поставить развитие сланцевого газа на службу конкурентоспособности; обеспечить прогрессивное и контролируемое развитие сектора.

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.