Научная статья на тему '2015. 01. 055. Актуальные проблемы трудовой миграции: Москва и Берлин: сб. Ст. И материалов по итогам науч. -практ. Конф. В рамках сотрудничества городов Москва и Берлин (г. Москва, 23 окт. 2013 г. ) / правительство Москвы, департ. Труда и занятости населения г. Москвы; ред. -сост. : Шевцова А. А. , Омельченко Е. А. - М. : Этносфера, 2014. - 217 с'

2015. 01. 055. Актуальные проблемы трудовой миграции: Москва и Берлин: сб. Ст. И материалов по итогам науч. -практ. Конф. В рамках сотрудничества городов Москва и Берлин (г. Москва, 23 окт. 2013 г. ) / правительство Москвы, департ. Труда и занятости населения г. Москвы; ред. -сост. : Шевцова А. А. , Омельченко Е. А. - М. : Этносфера, 2014. - 217 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МОСКВА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗРАБОТИЦА / ВАКАНСИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 055. Актуальные проблемы трудовой миграции: Москва и Берлин: сб. Ст. И материалов по итогам науч. -практ. Конф. В рамках сотрудничества городов Москва и Берлин (г. Москва, 23 окт. 2013 г. ) / правительство Москвы, департ. Труда и занятости населения г. Москвы; ред. -сост. : Шевцова А. А. , Омельченко Е. А. - М. : Этносфера, 2014. - 217 с»

ного оборудования, компьютеризации и роботизации производств, развития новых форм управления.

М.А. Положихина

2015.01.055. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: МОСКВА И БЕРЛИН: Сб. ст. и материалов по итогам науч.-практ. конф. в рамках сотрудничества городов Москва и Берлин (г. Москва, 23 окт. 2013 г.) / Правительство Москвы, Департ. труда и занятости населения г. Москвы; Ред.-сост.: Шевцова А.А., Омель-ченко Е.А. - М.: Этносфера, 2014. - 217 с.

Ключевые слова: трудовые ресурсы; Москва; миграционная политика; безработица; вакансии.

Как указывается в сборнике, цель проходившей в Москве конференции состояла в обмене опытом по решению проблем регулирования миграции в условиях многонационального мегаполиса. Но в представленных на конференцию докладах затрагивались и более широкие темы, в том числе вопрос о совершенствовании научного обоснования миграционной политики государства.

По мнению одного из докладчиков, задачей государственной миграционной политики является нахождение баланса между экономической эффективностью, социальной справедливостью, общественным порядком, национальной безопасностью и соблюдением прав человека. Роль государства заключается в принятии решения о степени открытости страны, принципах отбора мигрантов, их правах и накладываемых ограничениях (с. 24).

В последнее десятилетие в зарубежных странах актуальной тенденцией стала разработка и внедрение объективных оценок, позволяющих ранжировать государства по степени эффективности политики в области трудовой миграции. Такая оценка позволяет выявить первоочередные направления совершенствования правовых норм регулирования миграционных потоков для конкретных стран.

Отсутствие в настоящее время в России действенных легальных возможностей и механизмов, позволяющих мигрантам реали-зовывать свои права, приводит к распространению незаконных методов и практик. Как следствие, нарастает обратная негативная

реакция - как со стороны прибывающих в Россию мигрантов, так и со стороны самого общества. В связи с этим рекомендуется унифицировать методику оценки состояния правовых механизмов РФ по регулированию миграционных процессов, что позволит сконцентрировать усилия на наименее проработанных вопросах.

На конференции был представлен баланс трудовых ресурсов г. Москвы. Программы развития города предусматривают значительное увеличение числа рабочих мест, поскольку при современной демографической ситуации рост потребности в кадрах сопровождается нарастанием дефицита трудовых ресурсов в городе. К 2015 г. прогнозируется дисбаланс на уровне порядка 358 тыс. человек. Возможны также существенные диспропорции, связанные с профессионально-квалифицированной структурой трудовых ресурсов (с. 68). Планы правительства Москвы по уменьшению привлечения мигрантов могут лишить город источника покрытия резко возрастающей потребности в кадрах.

Власти видят решение данной проблемы в повышении производительности труда, но многие специалисты сомневаются в результативности такой политики. Некоторые рассматривают в качестве способов увеличения трудовых ресурсов активизацию внутренней миграции и улучшение демографической ситуации. Но даже успехи по этим направлениям не дают гарантий, что в Москве можно обойтись без трудовых мигрантов, в том числе иностранных.

Уровень безработицы в Москве - один из самых низких в России. По состоянию на апрель 2013 г. общая безработица составляла 1,3% экономически активного населения города, а зарегистрированная - 0,41%. Электронный банк данных московской службы занятости на 25 июля 2013 г. включал 175 тыс. вакансий, что почти в семь раз перекрывало численность зарегистрированных в столице безработных на эту дату (25,4 тыс. человек). Большинство вакансий представлено организациями тех секторов экономической деятельности, где наряду с российскими гражданами активно трудятся мигранты: это строительство (40% вакансий), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (15%), оптовая и розничная торговля (13%), обрабатывающие производства (7%), транспорт и связь (5%), гостиницы и рестораны (5%). Доля вакансий, на которые работодатели в 2013 г. планировали привле-

кать иностранных работников, составляла в среднем около 40% от общего числа вакансий (с. 69).

Подавляющее большинство вакансий - около двух третей -это вакансии для рабочих, отмечалось на конференции. Устойчиво сохраняется спрос на ряд квалифицированных рабочих по таким специальностям, как арматурщик, бетонщик, монтажник, плотник, каменщик и т.д. Вместе с тем существует неудовлетворенный спрос на неквалифицированных рабочих - уборщиков, подсобных рабочих. Официальные данные свидетельствуют, что существующие в Москве свободные рабочие места способны удовлетворить спрос как москвичей, ищущих работу, в том числе в неквалифицированном секторе, так и приезжих. Опросы также свидетельствуют, что конкуренция между москвичами и мигрантами за рабочие места незначительна (с. 70). Московские работодатели указывают не только на отсутствие требуемых работников среди москвичей, но и их нежелание работать на предлагаемых условиях (с таким размером зарплаты, с меньшим количеством выходных, переработками, с более строгой дисциплиной и т.д.). Наиболее заметна конкуренция между иностранными и местными работниками в сфере домашних услуг, хотя и она не очень велика. Но данное явление рассматривается преимущественно как положительное.

Некоторые докладчики подчеркивали, что миграционные процессы в России, как и в большинстве стран мира, происходили на протяжении всей ее истории. Однако особенно интенсивными они стали в связи с началом урбанизации, соответствующей промышленному подъему начала ХХ в., и приняли лавинообразный характер после Первой мировой войны и революции 1917 г. В результате, например, Москва численно возросла с миллиона жителей в конце XIX в. до почти пяти миллионов к 1941 г., а в целом за этот период на территории современной Российской Федерации доля городского населения увеличилась с 10% до 35% (с. 171).

Возникающие конфликты между горожанами и приезжими далеко не всегда связаны с разницей в этнических культурах. Это скорее конфликты между культурой городской и сельской, между уже укоренившимися жителями и так называемыми «понаехавшими», опирающимися зачастую на кровно-родственные связи и традиции «кумовства». Русская городская культура постепенно ниве-

лирует такие различия, но для этого требуется время и осознанная государственная политика.

Сейчас в столице живет 9,5 млн постоянно зарегистрированных граждан РФ. Еще около 500 тыс. российских граждан имеют временную регистрацию в столице, а более одного миллиона россиян живут и работают в Москве без всякой регистрации. К этому следует добавить еще 600-800 тыс. жителей Московской области, ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди которых есть и иностранные граждане (с. 172). Согласно экспертным данным, в столице находится более миллиона иностранных граждан, из которых около 750 тыс. состоит на учете в УФМС России по г. Москве (что почти на 40% больше показателя аналогичного периода прошлого года). Большинство остальных жителей - вовсе не «нелегальные мигранты», а граждане Украины и Белоруссии, которые могут находиться на территории нашей страны без регистрации в течение трех месяцев. К полноценным «нелегалам» можно отнести 10-15% от общего числа иностранцев. Считается, что в Москве, где сосредоточено 8% населения страны, находится и четверть всех иностранцев, находящихся в РФ, а во всем Московском регионе их более трети (с. 172).

Вопреки сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы - это не «нелегальные иностранные мигранты», а нелегально работающие иностранные граждане. О масштабах этого явления говорит то, что по квоте трудятся около 170 тыс. иностранцев (квота - примерно 200 тыс., причем она полностью не выбирается), по патентам - свыше 200 тыс. Соответственно, нелегально работающими оказываются более половины от всех работающих иностранцев в Москве. Однако работают без соответствующего оформления в столице и миллионы российских граждан. Именно «работающие без разрешения» являются основной проблемой города (с. 172).

Согласно опросам, местное население беспокоят проблемы адаптации мигрантов к существующим условиям и правилам. Практически все эксперты отмечают, что общий уровень языковой подготовки мигрантов год от года снижается по мере смены их поколений (с. 181). В свою очередь мигранты главной проблемой для себя считают сложности с оформлением разрешений на работу (с. 114). Бюрократизированность данной процедуры не позволяет

им самостоятельно оформлять разрешения, служит источником распространения теневых и коррупционных схем.

При этом следует учесть, что под «мигрантами» в России в основном понимают представителей народов Кавказа и Азии, вне зависимости от их гражданства. Данный феномен связан не с тем, что Россия сейчас входит в стадию межнациональных конфликтов, как утверждают многие, а с тем, что в нашей стране продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой - коренными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции.

На протяжении столетия первоначально в основном крестьянское население Центрального экономического района и всей Центральной России концентрировалось в Московском регионе. Если за 1926-1989 гг. население Москвы увеличилось в 4,5 раза, то население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской - более чем в полтора раза и т.д. Приезжали в Москву жители татарских и башкирских деревень (с. 176). В конце XX - начале XXI в. возникла массовая «русская» и, что важно, городская миграция из государств, образовавшихся после распада СССР. В 1989 г. население Москвы насчитывало почти 9 млн человек, а по переписи населения 2010 г. - почти 11,5 млн человек, из которых 92% относили себя к русским (с. 171). Но в настоящее время наблюдается миграция другого национального и профессионального состава.

С окраин евразийского пространства, из сельской местности люди едут туда, где лучше, т.е. в Москву и в другие крупные мегаполисы. Российский рынок труда осваивают жители среднеазиатской сельской местности и северокавказских республик РФ. В социальном плане эти регионы отстали от мегаполисов лет на 30-40. Наблюдаемые ныне противоречия между приехавшими из Центральной Азии и Северного Кавказа весьма напоминают конфликты москвичей и ленинградцев с «лимитчиками» в советский период. Ситуация осложняется тем, что эта новая «переселенческая» волна характеризуется тем, что мигранты не очень хорошо говорят по-русски, сильно отличаются от местного населения внешним обликом и имеют склонность к замкнутости и консолидации. Однако ключевым вопросом является не этническая принадлежность, а вопрос о том, вписывается ли человек в современную культуру мегаполиса или нет.

На конференции прозвучал ряд интересных предложений по совершенствованию отечественной миграционной политики. Например, предлагалось: ввести универсальный страховой медицинский полис приезжего, выдаваемый при въезде в Россию, по которому иностранным рабочим (в том числе работающим на основании патентов) и просто гостям страны могли бы оказывать медицинскую помощь в любом регионе России; уравнять налоговую нагрузку на работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан РФ; расширить преподавание русского языка в странах-донорах трудовых ресурсов для России и более активно применять механизм оргнабора; распространить практику создания выносных единых миграционных центров, в настоящее время действующих только в Киргизии и Таджикистане; реализовать программы, направленные на развитие толерантности и добрососедства, предотвращение возможных межнациональных конфликтов; разработать различные варианты расселения приезжих, в том числе путем создания общежитий гостиничного типа в г. Москве и т.д.

Многие участники конференции подчеркивали, что особое внимание следует уделять языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов. Ведь это, как правило, будущие граждане РФ и, в частности, жители Москвы. Причем начинать надо с детских садов. В Москве уже предложено ноу-хау - годичные курсы интенсивного изучения русского языка для детей мигрантов на базе общеобразовательного учреждения в целях подготовки их к дальнейшей учебе. Кроме того, следует добиваться сокращения культурной дистанции между детьми мигрантов и детьми коренного населения. Для этого нужны специальные методические материалы и дополнительные программы. Нужна также соответствующая подготовка воспитателей детских садов и учителей, поощрение их за работу с детьми мигрантов.

М.А. Положихина

2015.01.056. БРОС А. «ГАЗПРОМ» В ЕВРОПЕ: БИЗНЕС, ОБРЕЧЕННЫЙ НА НЕУДАЧУ?

BROS A. Gazprom in Europe: A business doomed to fail? // Russie. Nei. Reports / IFRI: Russia/NIS center. - Paris, 2014. - N 18. - 34 p. -Mode of access: http:// www.ifri.org/downloads/ifrirnr18gazpromaure liebrosjuly2014.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.