Научная статья на тему '2015.01.045. НА ПУТИ К ИНСТИТУТУ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ В ЕВРОПЕ / БРИШУ М., ГУАРДО К., ЖОБЕРТИ А., ЛИССО П., ЛЕЛЛУШ Т., СОД А. PISTES POUR L'INSTAURATION D'UNE NORME DE SALAIRE MINIMUM EUROPéENNE / BRISCHOUX M., GOUARDO CH., JAUBERTIE A., LISSOT P., LELLOUCH TH., SODE A. // TRéSOR-éCO. - P., 2014. - N 133. - P. 1-8'

2015.01.045. НА ПУТИ К ИНСТИТУТУ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ В ЕВРОПЕ / БРИШУ М., ГУАРДО К., ЖОБЕРТИ А., ЛИССО П., ЛЕЛЛУШ Т., СОД А. PISTES POUR L'INSTAURATION D'UNE NORME DE SALAIRE MINIMUM EUROPéENNE / BRISCHOUX M., GOUARDO CH., JAUBERTIE A., LISSOT P., LELLOUCH TH., SODE A. // TRéSOR-éCO. - P., 2014. - N 133. - P. 1-8 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ОПЛАТА ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕДНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.01.045. НА ПУТИ К ИНСТИТУТУ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ В ЕВРОПЕ / БРИШУ М., ГУАРДО К., ЖОБЕРТИ А., ЛИССО П., ЛЕЛЛУШ Т., СОД А. PISTES POUR L'INSTAURATION D'UNE NORME DE SALAIRE MINIMUM EUROPéENNE / BRISCHOUX M., GOUARDO CH., JAUBERTIE A., LISSOT P., LELLOUCH TH., SODE A. // TRéSOR-éCO. - P., 2014. - N 133. - P. 1-8»

2015.01.045. НА ПУТИ К ИНСТИТУТУ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ В ЕВРОПЕ I БРИШУ М., ГУАРДО К., ЖОБЕРТИ А., ЛИССО П., ЛЕЛЛУШ Т., СОД А.

Pistes pour l'instauration d'une norme de salaire minimum européenne I Brischoux M., Gouardo Ch., Jaubertie A., Lissot P., Lellouch Th., Sode A. II Trésor-éco. - P., 2014. - N 133. - P. 1-8.

Ключевые слова: минимальная зарплата; Европейский союз; оплата труда; занятость; бедность; коллективные договора.

Эксперты Казначейства Франции рассматривают вопрос о возможности учреждения института минимальной зарплаты (МЗ) на европейском уровне. В 21 государстве ЕС-28, где существует такой институт, размер валовой МЗ варьировался от 174 евро в месяц в Болгарии до 1921 евро в Люксембурге (по состоянию на первый квартал 2014 г.). Такие большие колебания объясняются различиями в уровне жизни и производительности в отдельных странах Евросоюза. Учитывая это обстоятельство, авторы подразделяют рассматриваемые страны на три группы: 1) страны Запада (Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Ирландия, Франция, Великобритания), имеющие самую высокую МЗ - более 1200 евро в месяц в 2014 г.; 2) страны Юга (Испания, Словения, Мальта, Греция, Португалия) со средним уровнем МЗ (600-800 евро); 3) страны Востока с самой низкой МЗ (ниже 400 евро) (с. 2).

Различия в размере МЗ подтверждаются и их сопоставлением с медианной зарплатой в каждой стране. В большинстве стран Евросоюза размер валовой МЗ составляет 45-50% от медианной зарплаты. В Испании и некоторых странах Востока (Эстония, Чешская республика) этот показатель ниже 40%. Напротив, во Франции и Португалии он достигает 60 и 56% соответственно (с. 2).

В семи странах ЕС-28 (Германия, Финляндия, Австрия, Италия, Кипр, Швеция и Дания) национальный минимальный уровень зарплаты не установлен, но на отраслевом уровне о МЗ договариваются социальные партнеры. Соответствующие отраслевые коллективные договора обычно охватывают значительную часть трудящихся, а размер отраслевой МЗ сравнительно высок. По этой причине роль отраслевых минимальных зарплат близка к роли национальной МЗ. В Австрии и Италии отраслевые коллективные договора распространяются на 100%, в Финляндии и Швеции - на

90%, в Дании - на 81% наемных работников. Что касается размера таких минимальных зарплат, то в среднем он колеблется в пределах 45-60% от средней зарплаты в соответствующих отраслях (с. 4).

В законодательстве Германии понятие национальной МЗ пока отсутствует, но новая политическая коалиция, победившая на парламентских выборах в сентябре 2013 г., приняла решение о введении национальной МЗ в период 2015-2017 гг. Предусмотрено, что валовая МЗ составит 8,5 евро в час, т.е. примерно 55% почасовой медианной зарплаты - это по меркам ОЭСР достаточно высокий уровень. Национальная МЗ будет вводиться в Германии поэтапно: с 1 января 2015 г. она будет применяться к наемным работникам, не охваченным отраслевыми коллективными договорами, а с 1 января 2017 г. распространится на всех трудящихся.

С середины 1990-х годов доля бедных трудящихся (т.е. тех, у кого доходы ниже 60% медианного дохода) в Германии постоянно увеличивалась и достигла 20% в 2010 г., что связано с практикой установления отраслевой МЗ в ходе коллективных переговоров, сокращением охвата трудящихся коллективными договорами и ослаблением системы социального партнерства. В настоящее время, несмотря на существование различных минимальных зарплат, коллективные договора не распространяются на значительную часть трудящихся (в 2010 г. на 37% трудящихся в западных и 51% в восточных землях). Введение национальной МЗ важно для многих жителей Германии, которые имеют зарплату ниже 8,5 евро в час; в 2014 г. примерно 12% немецких трудящихся, т.е. 4,5 млн человек, получали такую низкую зарплату (с. 4).

Порядок определения размера минимальной оплаты труда в странах Евросоюза существенно различается, указывают авторы. В одних странах МЗ устанавливается в номинальном выражении, в других - в процентах от медианной зарплаты. Процедура повышения МЗ в отдельных странах ЕС характеризуется существенными различиями, касающимися частоты корректировок, роли социальных партнеров и государства, учитываемых параметров. В большинстве случаев пересмотр МЗ происходит ежегодно, хотя в некоторых странах чаще (Греция, Нидерланды, Испания) или реже (Ирландия, Литва). Также в большинстве стран пересмотр осуществляется государством после консультации с социальными парт-

нерами или получения от них рекомендаций. Вместе с тем в Бельгии решение о пересмотре самостоятельно принимают социальные партнеры, а в Нидерландах - только правительство. Учитываемые при пересмотре параметры очень разнообразны - от динамики потребительских цен до ситуации в глобальной экономике и прогнозов инфляции и производительности.

Установление европейского минимума оплаты труда на адекватном уровне, считают авторы, позволит повысить уровень жизни трудящихся с наиболее низкими доходами и улучшить работу европейской экономики. В свою очередь повышение доходов трудящихся с низкими зарплатами будет способствовать росту спроса в экономике.

При правильном расчете адекватного размера европейской МЗ введение этого института не окажет отрицательного эффекта на занятость, отмечают авторы. Безработные активизируют свои попытки найти работу, что приведет к увеличению предложения на рынке труда; некоторые граждане, ранее входившие в категорию экономически неактивного населения, в связи с повышением оплаты труда могут начать трудовую жизнь.

Вместе с тем, если уровень европейской МЗ будет слишком высоким и не будет компенсирован корректирующими механизмами (такими как снижение социальных взносов предпринимателей), то это отрицательно повлияет на занятость, особенно наиболее уязвимых категорий трудящихся (в частности, работников с низкой квалификацией), а также на экономическую конъюнктуру и конкурентоспособность.

Введение европейской МЗ адекватного размера и механизма ее корректировки, по мнению авторов, будет иметь благоприятные последствия. Прежде всего это позволит уменьшить возможности социального демпинга в ЕС: МЗ ограничит возможности повышения конкурентоспособности за счет сокращения расходов на рабочую силу.

Кроме того, введение европейской МЗ может усилить внутренний спрос в некоторых странах, что будет способствовать выравниванию экономических условий в зоне евро. Наконец, «номинальная жесткость», создаваемая институтом европейской МЗ, поможет сократить риски дефляции, возросшие в связи с очень

низкими темпами инфляции и очень высоким уровнем безработицы в отдельных странах ЕС.

Учитывая различия в уровне жизни в странах ЕС и зоне евро, вариант определения МЗ в абсолютном выражении не рассматривается. Предлагается рассчитывать МЗ в процентах от почасовой медианной зарплаты в каждой стране - члене ЕС. При этом странам-членам может быть предоставлено право устанавливать размер МЗ выше принятого на европейском уровне порога. Самый простой вариант - первоначально фиксировать европейскую МЗ на уровне 45-50% медианной зарплаты, что немного выше самых низких нормативов, действующих в странах ЕС и зоне евро (менее 40% в Эстонии и Чешской республике). Более амбициозная версия -довести европейскую МЗ в среднесрочном периоде до 55% медианной зарплаты (с. 7).

Инициативы по поводу европейской МЗ требуют внесения определенных поправок в законодательные нормы Евросоюза, поскольку в действующих европейских соглашениях не допускается вмешательство ЕС в регулирование вознаграждения за труд. В этих условиях нельзя принять норму о МЗ, однако страны-члены могут взять на себя такое обязательство, и это будет первым шагом на пути к европейскому институту МЗ. Сначала с такой инициативой могли бы выступить 18 стран зоны евро, из которых лишь в четырех (Австрия, Кипр, Финляндия и Италия) в настоящее время не планируют учреждение национальной МЗ. Страны, не входящие в зону евро, впоследствии могли бы присоединиться к инициативе первой группы стран. Со временем, когда в соглашения ЕС будет введена соответствующая юридическая норма, европейский порог зарплаты может быть закреплен законодательно Советом ЕС и Ев-ропарламентом в форме директивы.

Г.В. Семеко

2015.01.046. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ И УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Relationship between productivity and unemployment // Sparknotes. -Mode of access: http://www.sparknotes.com/economics/macro/growth/ section3.rhtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.