рым в 2000-е годы принадлежало 30% акций малайзийских компаний. В итоге приток портфельных инвестиций стал превышать приток прямых инвестиций в Малайзию.
«Можно заключить следующее. Продолжающаяся ставка на промышленный рост, порожденный иностранными инвестициями, является следствием неспособности государства стимулировать развитие местной промышленности и местного капиталистического класса. Местные предприниматели предпочитают вкладывать деньги не в промышленность, а в сферу услуг и на рынок недвижимости - здесь не требуется расходовать значительные средства на усовершенствование технологий и разработку новых товаров, необходимых для достижения конкурентоспособности на мировом рынке. И в этом смысле можно говорить о том, что в Малайзии, несмотря на промышленный рост, происходит деиндустриализация» (с. 180)
С.В. Минаев
2015.01.027. УЭЗЕРС Ч. РЕФОРМАТОР ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ? ХАСИМОТО ТООРУ И ПОПУЛИСТСКАЯ НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЯПОНИИ.
WEATHERS Ch. Reformer or destroyer? Hashimoto Tooru and populist neoliberal politics in Japan // Social science Japan j. - Oxford, 2014. -Vol. 17, N 1. - P. 77-96.
Ключевые слова: Хасимото Тоору; неолиберализм; региональные реформы; правые партии.
Чарльз Уэзерс, преподаватель Городского университета (Осака), исследует политическую карьеру одного из крайних правых политиков Японии, Хасимото Тоору (с. 1969).
Появление множества новых партий на политической арене Японии стало возможным в результате кризиса в политике, связанного с низкой популярностью правящей Демократической партии (созданной в 1998 г.). В феврале 2011 г. существовало 33 региональные партии, 11 из которых были созданы в предшествующие 14 месяцев (с. 80). Самыми крупными из них были партия Хасимо-то Тоору Осака исин-но кай (Осакская партия обновления) и партия мэра Нагои Кавамура Такаси (Японская партия за снижение налогов).
В отличие от таких политиков, как Абэ Синдзо и Коидзуми Дзюнъитиро, Хасимото не принадлежит к привилегированной семье и не является политиком в третьем или четвертом поколении, а также далек от бюрократии. Несмотря на то что он был воспитан матерью-одиночкой семерых детей, Хасимото сумел справиться со многими жизненными задачами: преодолел издевательства одноклассников в средней школе, во время учебы успешно занимался спортом (регби), окончил престижный университет Васэда, сумел сдать экзамен на адвоката после окончания университета при проходном уровне всего 3% и открыл собственную частную практику не после средних десяти лет служебного опыта, а после десяти месяцев работы. В политику Хасимото подался, когда его годовой доход составлял около 3 млн долл. Сразу был открыт его талант к публичным выступлениям: Хасимото умел делать провокационные заявления и привлекать публику.
Одним из первых политиков-популистов, старающихся привлечь избирателей посредством СМИ, особенно ТВ, стал Коидзуми. Хасимото Тоору также обязан своей политической карьерой успеху на телевидении. Как и Коидзуми, Хасимото обладает завидным талантом делать яркие, но короткие заявления, подходящие как раз для заголовков СМИ. Однако его заявления являются намного более агрессивными. Если Коидзуми критиковал какие-либо институты или учреждения в целом (фракционность ЛД11, Почтовый банк и т. д.), то Хасимото не стесняется направить свою критику против конкретного человека перед камерами журналистов. По заявлению самого Хасимото, у него нет другого способа оказывать влияние на политический процесс, как «создавая много шума», поскольку семейных и прочих связей он не имеет.
Партия, основанная Хасимото, исповедует неолиберальную политику. Предлагается уход государства из экономики и снижение налогов. При этом государство представляется как компания, оказывающая определенные услуги населению. Уэзерс отмечает, что независимо от того, какой реальный экономический эффект оказывает неолиберальная политика (часто она не достигает поставленных целей), ее неизменно легко популяризовать (с. 79-80).
На местных выборах 2008 г. отделение ЛДП в Осаке сделало ставку на Хасимото, несмотря на то что в этой префектуре обычно кандидатами в губернаторы становились представители крупного
бизнеса, при этом партия не афишировала свою поддержку. Предвыборные речи Хасимото привлекали такие толпы слушателей, что журналисты стали сравнивать его с рок-звездами. Автор отмечает, что собственно не столько политическая программа Хасимото привлекала публику, сколько его харизма, а также тот факт, что простые жители префектуры видели в нем «своего». Одержав победу на выборах, Хасимото Тоору стал одним из самых молодых губернаторов (38 лет) в истории Японии. После вступления в должность основные усилия были направлены на сокращение огромного дефицита префектурального бюджета размером в более миллиард долларов (с. 82). Было заявлено, что будут сокращены расходы на местную бюрократию. Кампания по сокращению расходов широко популяризовалась: инспекции в «убыточные» органы управления проводились в присутствии большого числа представителей СМИ. Следует отметить, что предшественник Хасимото провел реформы, которые дали начало процессу сокращения дефицита бюджета, однако именно ему благодаря популизму достались лавры успешного реформатора.
В качестве губернатора Хасимото известен своей гиперактивностью: направляет сообщения подчиненным в любое время дня и ночи. Кроме того, его выступления могут освещать по 50 журналистов одновременно. Хасимото - самый популярный политик Японии, представленный в твиттере, число его подписчиков превысило миллион человек в 2013 г. (с. 83), в отдельные дни он оставляет в микроблоге по 100 сообщений, большинство из которых содержат критику или агрессивные заявления.
Коидзуми ввел практику частых (дважды в день) пресс-конференций, длящихся не более двух-трех минут. Его преемники на посту премьер-министра пытались последовать его примеру, однако вскоре оставляли затею, поскольку обладали несоизмеримыми с ним способностями к выступлению на публике (особенно Абэ и Асо). Хасимото, как и Коидзуми, выступает перед журналистами дважды в день, в начале и конце служебного дня, выступления при этом длятся по часу. В своих выступлениях Хасимото опирается на тележурналистику в большей степени, чем на печать. В заявлениях он небрежен: часто берет слова назад и демонстрирует незнание законов, которые он критикует, однако серьезного ущерба политической карьере это до сих пор не нанесло.
Критики Хасимото также агрессивны: его даже сравнивают с Гитлером. В обиход вошел термин «хасидзуму» - производный от его фамилии и японского произношения термина «фашизм» («фа-сидзуму»). Но и с критикой он справляется успешно, часто демонстрируя самоиронию.
Считается, что стимулом к реструктуризации префектуры, наиболее амбициозному проекту Хасимото, послужили две провальные инициативы губернатора: перенести префектуральную администрацию в небоскреб (не была одобрена префектуральным собранием) и централизовать полномочия по управлению водоснабжением (отдельные муниципалитеты отказались их передать). После этого Хасимото взял курс на реструктуризацию управления префектурой путем объединения большинства полномочий на уровне центра по образцу Токио. Количество административных районов в префектуре должно сократиться с 24 до 5-7. План при этом является частью другого плана «регионализации» - объединения 47 префектур в 8-9 более крупных объединений, обладающих значительной автономией от центра страны. Власти Осаки делают ставку на то, что в условиях глобализации крупные города приобретают значение не меньшее, чем столичные агломерации. По плану должно сократиться количество служащих - на первых порах за счет приватизации транспорта, медобслуживания, водоснабжения на 10 тыс. человек (30% от современного количества), а к 2015 г. -на 50%. Планируется также сокращение зарплат бюджетников. Будут прекращены дотации убыточным отраслям. Например, 81 из 132 линий городских автобусов являются убыточными. Инвестиции в них производятся за счет «лишних» доходов, получаемых осакским метро. После приватизации убыточные линии автобусов, скорее всего, будут закрыты, а цены на билеты в метро предполагается снизить. Похожие перемены должны коснуться образования: в государственных школах сокращались зарплаты и число ставок, а частные недополучили субсидии и были вынуждены поднять плату. В то же время были ужесточены правила проведения церемоний почитания государственного флага и гимна. Кроме того, расходы на просвещение, библиотеки и т.д. будут сокращены.
В результате реформ зарплаты бюджетников в Осаке стали самыми низкими среди префектур Японии. Это, а также предполагаемое неравенство в бюджете укрупненных районов вызывает
критику со стороны оппонентов. По мнению Уэзерса, реструктуризация префектурального управления представляет типичный пример «простого решения для сложной проблемы» - в данном случае неблагоприятной экономической обстановки. Заявлялось, что меры позволят префектуре сэкономить 4 млрд йен, однако оценки реальной экономии колеблются от 1 млрд до нуля (с. 85). Была создана специальная служба по борьбе с мошенниками, обманным путем получающими льготы и довольствие. Еще одна инициатива, часто вызывающая критику, - проект по легализации казино.
Неудивительно, что одними из самых серьезных критиков Хасимото на выборах 2011 г. были профсоюзы бюджетных работников. После победы губернатора эти организации стали обвинять в нарушении порядка и незаконной политической деятельности. Было проведено масштабное расследование с серьезным нарушением частной жизни и т.д. В целом, согласно опросам, поддержка Хасимото и его партии в 2011 г. снизилась и составила только 49% (с. 91).
Одновременно с проведением реформ появилась новая партия, Осака исин кай. В основном, в ее состав вошли члены местных фракций ЛДП, вышедшие из своей партии. После выборов 2011 г. партия взяла большинство мест в префектуральном собрании и стала крупнейшей в городских собраниях городов Осака и Сакаи. Победа была одержана, несмотря на то что местные филиалы крупнейших партий - ЛДП, Комэйто, ДПЯ и частично коммунистической - объединили свои усилия против партии Хасимото. В марте 2012 г. при партии была учреждена «школа», возымевшая большую популярность. Число желающих записаться на еженедельные лекции составило 3000 человек, но приняты были только 2000 (с. 92). Среди них большую часть составляла молодежь, недовольная экономической ситуацией в стране и настроенная активно распространять взгляды Хасимото. Хотя более десятка «выпускников» школы в итоге начали политическую карьеру в Исинкай и даже вошли в парламент, автор считает затею со школой неудачной, так как значительно большее число «студентов» разочаровались в Хасимото.
Хасимото вошел в политику общенационального уровня в 2012 г., когда потребовал в парламенте одобрить его проект реструктуризации префектуры. Проект был одобрен очень быстро. Вступив в альянс с Исихарой Синтаро, известным правым полити-
ком и мэром Токио, Хасимото создал первую в послевоенной истории общенациональную партию (Ниппон исин кай, Партия обновления Японии) с правым уклоном, которая получила места в парламенте. При этом он отказался от части своих взглядов, что также вызвало осуждение его оппонентов: так, из критика атомной энергетики он превратился в ее сторонника. К 2013 г. поддержка Хаси-мото как на региональном, так и общеяпонском уровнях сократилась. Осака исин кай проиграла выборы мэра в двух городах (Итами и Такарадзука), а поддержка Ниппон исин кай составляла только 1% (с. 93). Городское собрание также не одобрило проект реформы водоснабжения. Тогда же стало понятно, что быстрых перемен к лучшему в инфраструктуре и образовании, обещанных Хасимото, не наступит.
Подводя итог, Уэзерс отмечает, что одна из главных причин успеха Хасимото - отсутствие альтернативы, особенно в условиях сильного ослабления профсоюзов. Хотя влияние Хасимото сильно сократилось, в ближайшие годы он будет наиболее сильным политиком в Осаке, кроме того, многие запущенные им проекты, особенно по приватизации бюджетной сферы, уже будут осуществлены даже в случае его ухода.
А.А. Новикова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2015.01.028. ЛИ С. КОРЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕМИРИИ И КОНЕЦ МИРА: ПРОАМЕРИКАНСКАЯ КОАЛИЦИЯ ООН И ДИНАМИКА ЭСКАЛАЦИИ ВОЙНЫ В КОРЕЕ В 1953-1976 гг. LEE S. The Korean Armistice and the end of peace: the US-UN Coalition and the dynamics of war-making in Korea, 1953-1976 // J. of Korean studies. - L., 2013. - Vol. 18, N 2. - P. 183-224.
Ключевые слова: КНДР; Южная Корея; КНР; США; Корейская война; атомное оружие.
Вопреки расхожим утверждениям о том, что в нарушениях Соглашения о перемирии1, положившего конец Корейской войне
1 Подписано 27 июля 1953 г. между Командованием ООН, с одной стороны, и КНДР и КНР, с другой стороны. Представитель Южной Кореи отказался поставить свою подпись.